Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 10.04.2022 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Протоиерей Максим МАЛЬЦЕВ. Жизнь и служение иерея Михаила Соболева – священника и воина

Жизнь и служение иерея Михаила Соболева – священника и воина

К 80-летию начала Великой Отечественной войны

Протоиерей Максим МАЛЬЦЕВ

 
На фото: Семья Соболевых (стоят): дочь Нина, сыновья Геннадий и Виктор; (сидят): сноха Анна, отец Михаил его супруга Анастасия Петровна с дочерью Зинаидой на руках, сын Иван, дочь Галина.
В текущем году День памяти и скорби пришелся на 80-летие начала Великой Отечественной войны, которая продолжалась 1418 дней и ночей. История еще не знала такого варварства и бесчеловечности, какими был отмечен путь нацистской Германии по нашей стране.

Иерей Михаил Соболев

Гитлеровское военное командование за год до нападения разработало план «операции на Востоке», в котором на ее проведение отводилось от 9 до 17 недель. Казалось, такие короткие сроки были реальными для военной махины вермахта и подтверждались опытом покорения стран Западной Европы. Однако уже 29 ноября 1941 года рейхс-министр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт откровенно высказал Гитлеру: «Мой фюрер, войну необходимо немедленно прекратить, поскольку она в военном и экономическом отношении нами уже проиграна». Основанием к такому откровению было то сопротивление, которое оказывали наши солдаты, отступая в первые месяцы войны. Вот свидетельства высокопоставленных лиц немецкого командования:

«Даже в окружении русские продолжали упорные бои…»,

«Ожесточённое сопротивление русских, его массовый характер не соответствуют нашим первоначальным представлениям…», «…здесь было сопротивление, всегда сопротивление, каким бы безнадёжным оно ни было…» [1]

И все-таки наши войска отступали. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) в книге «Тайна Великой войны» видит причины в том, что на стороне нацистской Германии были все силы ада, на нашей же стороне не было ничего [2] .

Действительно, над Русской Православной Церковью к началу Великой Отечественной войны нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков»: большинство церквей было закрыто, здания переданы в ведомство местных властей. На территории современного Кузбасса из почти 200 действующих до революции храмов к 1940 году не осталось ни одного [3] . Согласно планам советских властей, к 1943 году во всей стране не должно было остаться ни работающих церквей, ни священников при них.

Начавшаяся Великая Отечественная война расстроила эти планы и отвлекла от исполнения задуманного, значительным образом повлияла на церковно-государственные взаимоотношения.

В итоге удалось укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысел Божий и Его благое произволение о России. Во многом возрождение Православия в годы войны, наряду с массовым героизмом, способствовало победе над таким страшным врагом, каким была нацистская Германия.

Русская Церковь, осуждая захватническую войну, во все времена благословляла подвиг обороны и защиты родного народа и Отечества, руководствуясь заповедью Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Каждая эпоха сохранила в церковной истории, наряду с высокими образами святых и подвижников, примеры патриотического и миротворческого служения Родине и народу лучших представителей Церкви.

В годы Великой Отечественной войны сотни священников, включая и тех, кому удалось вернуться на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, героически защищали Родину, хотя никто не вел отдельного учета их числа и подвигов. А многие солдаты и боевые офицеры, дав Богу слово в тяжелые минуты, после войны стали священниками или монахами.

Такие факты не должны быть забыты или извращены. Это особенно важно сегодня, когда человек, интересующийся историей Православия, неизбежно сталкивается с огромным количеством противоречивых оценок исторического прошлого Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, который сам являлся участником Великой войны, был дважды арестован властями и дважды отбывал лагерный срок, свой гражданский долг выразил так: «Нельзя быть преданным сыном Церкви, не ощущая живой связи со своей Родиной». [4]

Историческое наследие Кемеровской епархии включает, в том числе, и имена священников-фронтовиков, помнить которые – наш долг. Среди них имя иерея Михаила Соболева, внесшего свой скромный вклад в исторические победы Красной армии.

Отец Михаил родился 2 сентября 1906 года в селе Жуковское Туринского уезда Тобольской губернии в семье священника Георгия Ионовича и Натальи Алексеевны Соболевых. В 1913 году поступил в церковно-приходскую школу сразу во второе отделение, так как был подготовлен отцом за первое. После ее окончания в 1915 году юноша решил пойти по духовной стезе и поступил учиться в Ишимское духовное училище, которое окончил в 1919 году. Церковное служение началось в 1921 году: Михаил работал псаломщик в одном приходе с родным отцом в селе Борисоглебском Мариинского уезда Томской губернии (ныне – Кемеровская область). В своей автобиографии он пишет, что в 1924 году окончил 10-летку [5] . В 1925 году Михаил Георгиевич женился на Анастасии Петровне Фесюновой 1908 года рождения.

В Вербное воскресенье 1926 года в Вознесенской церкви города Томска Михаил Соболев был рукоположен архиепископом Димитрием (Беликовым) в сан диакона с назначением служить в том же Борисоглебском приходе. В 1928 году, в день перенесения мощей святителя Николая, в Градо-Томском Троицком соборе состоялась иерейская хиротония, которую совершал тот же архиерей владыка Димитрий, теперь уже митрополит, глава григорианского раскола в Сибири.

Молодой батюшка был назначен настоятелем церкви в селе Усманское Мариинского уезда Томского округа, где отец Михаил прослужил до закрытия храма в июне 1930 года. Затем «священника-тунеядца» отправили на трудовые работы сроком на два года, которые он отбывал на Анжеро-Судженских копях по июль 1932 года.

Дома осталась жена Анастасия Петровна с детьми. Чтобы не умереть с голода, матушка бралась за любую работу, перебивалась случайными заработками. После освобождения Михаил Соболев с семьёй переезжает в Томск.

Восстанавливаться в священническом служении Михаил Георгиевич не стал. Причин мы не знаем. Определенное влияние могла оказать смерть владыки Димитрия в августе 1932 года, сыгравшего важную роль в его жизни, имевшего при этом такой авторитет и влияние, что за ним в григорианский раскол пошло около половины приходов и священнослужителей Томской епархии. Возможно, причина была в продолжающемся закрытии храмов и усилении гонений на Церковь.

Более 10 лет отец Михаил Соболев работал бухгалтером на различных предприятиях Томска. Вместе со всем народом семья переживала трудности военной поры. А в 1944 году пришло время встать на защиту Отечества и Михаилу Георгиевичу. В январе он был призван на фронт Томским РВК в возрасте 37 лет [6] .

Воевать довелось на первом Украинском фронте. О том, как выполнял солдатский долг, говорят благодарности Верховного главнокомандующего и медаль «За боевые заслуги».

Медалью «За боевые заслуги» красноармеец Соболев был награжден, когда бои шли на подступах к Берлину. Награда эта вручалась за умелые, инициативные и смелые действия, сопряженные с риском для жизни, содействующие успеху. Такие действия совершали не только бойцы на передовой, но и почтальоны за бесперебойную доставку почты на плацдарм, санитары за вынос раненых с поля боя, водители, которые в любых условиях, днем и ночью своевременно и аккуратно доставляли боеприпасы на огневые позиции… В наградном листе, подписанном командиром 421 минометного полка майором Мельниковым, говорится:

«Наградить:

Старшего писаря продовольственно-фуражного снабжения, красноармейца Соболева Михаила Георгиевича, за то, что он за период боев с немецкими захватчиками с 25.03. 45 г. показал себя честным и добросовестным красноармейцем. Тов. Соболев в любых условиях, не считаясь со временем, производил выписку продуктов на батареи и организовывал учет трофейного продовольствия, за счет которого сэкономил плановые продукты на 450 сутодач» [7] .

Имел боец Соболев и другие награды: по сведениям родственников, он был награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу».

Очевидно, здесь, на фронте, пришло решение вернуться к служению духовному. После демобилизации в ноябре 1946 года Михаил Георгиевич возвращается в Томск и после двухмесячного отпуска поступает в Свято-Троицкую церковь на должность регента, совмещая её с работой бухгалтером и кладовщиком. Через год обратился отец Михаил Соболев к архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею с просьбой о принятии в клир епархии, для чего требовалось перерукоположение в сан священника канонической Церкви. Владыка просьбе внял, и 31 мая 1947 года Михаил Георгиевич был приведен к присяге, подписал присяжный лист, заверив, что звание священника ищет для славы Божией и спасения душ, которые будут вверены ему, а не для прибытка... [8]

В июне состоялось перерукоположение во священника. Назначение иерей Михаил Соболев получил в Красноярский край, служить ему предстояло в Казанской церкви города Ачинска. Красноярский благочинный игумен Тихон дает отцу Михаилу такую характеристику: «Усердно относится к своим обязанностям, аккуратный, организовал прекрасный хор, который поет под его руководством» [9] . 22 июня 1947 года батюшка был награжден набедренником, а ко дню Святой Пасхи 1948 года – скуфьей.

В 1949 году переведен вторым священником Вознесенского храма в город Белово Кемеровской области. К этому времени относится его поездка в Троице-Сергиевскую лавру, где он участвовал в праздничном богослужении в день Успения Пресвятой Богородицы.

Через год 3 мая 1950 года отец Михаил стал штатным священником Вознесенского кафедрального собора Новосибирска [10] . Ко дню Святой Пасхи награжден камилавкой. В 1952 году иерей Михаил Соболев почислен за штат с переходом в Челябинскую епархию. В 1956 году был награжден наперсным крестом.

В Новосибирскую епархию отец Михаил вернулся 17 августа 1957 года. В это время кафедру возглавлял митрополит Нестор, его указом батюшка был назначен третьим священником Знаменской церкви города Кемерова. А уже 31 октября 1957 года он стал настоятелем кемеровской Никольской церкви. Однако 19 мая 1958 года указом того же архиерея освобожден от должности и назначен в Покровский молитвенный дом города Камень-на-Оби Алтайского края. Священник Соболев не желал мириться с нестроениями, порой жестко требовал от церковнослужителей исполнения своих обязанностей. О том, что отец Михаил был очень требовательным человеком, любящим дисциплину и порядок, свидетельствовала и его дочь Нина Михайловна.

Последнее место служения священника Соболева Михаила Георгиевича – Ильинская церковь города Тайги Кемеровской области [11] . Назначение ее настоятелем отец Михаил получил 16 июня 1958 года, а ровно через год во время богослужения у него случился удар, после которого батюшка так и не оправился.

Упокоился он 25 декабря 1959 года в возрасте 53-х лет в городе Тайге. Могила иерея Михаила Соболева до наших дней не сохранилась. Осталась вдова с шестью детьми, трое из которых школьного возраста.

По свидетельству внука отца Михаила, Константина Николаева, вся семья Соболевых была крепка в вере. Его мама Нина Михайловна с раннего детства возила своих пятерых сыновей в храм, воспитывала в христианских традициях, хотя в советское время это приносило им серьезные неприятности. Известно, что один из сыновей отца Михаила, Иван, в 1959 году служил дьяконом в Спасском соборе Минусинска Красноярского края [12] .

«Моя преданность Церкви Божией кровна по природе как со стороны отца, так и матери», – писал священник Михаил Соболев Высокопреосвященнейшему Варфоломею, архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому и ничуть при этом не лукавил. Кровное родство с Церковью сохранял он до своего смертного часа [13] .

Иерей Михаил Соболев не дожил до того времени, когда Великую Победу стали праздновать всенародно, начиная с 1965 года. А День памяти и скорби ведет свою историю с 90-х годов прошлого века. Каждый день Великой Отечественной войны: и самый первый, и самый последний победный для нас свят.

Важно, чтобы мы помнили о воине на поле брани, носившем звание красноармеец, и воине Христовом, которому приходилось проявлять духовную силу, неся пастырское служение, восстанавливая Православие на земле Сибирской в непростые послевоенные годы, когда государственная идеология строилась на атеистических воззрениях.

-------------------------------------------

[1] К 80-летию начала Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] // https://ruskline.ru/analitika/2021/06/21/k_80letiyu_nachala_velikoi_otechestvennoi_voiny

(дата обращения: 15.09.2021)

[2] Митрофан (Баданин), митрополит. Тайна Великой войны. Мурманск. Издательство Мурманской епархии. 2020. С. 4-6.

[3] Сквозь времена и годы. Кемерово, 2013. С. 23.

[4] Абрамов Ф.Н., Жукова Т.И. Муромский период жизни патриарха всея Руси Пимена (Извекова) [Электронный ресурс] // http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vi/muromskiy-period-pimena-izvekova (дата обращения: 20.08.2021)

[5] Архив Кемеровского епархиального управления (КЕУ). Ф. 1. Оп. 2. Д. 32.

[6] Шинкарев С.В. Книга памяти. Часть 2. «Победители». Тайга, 2019. С. 483.

[7] ЦАМО РФ. Ф 33. Оп. 690306. Д. 773. Л. 309.

[8] Малышкина Т. Священник, сын священника. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»), 7 мая 2008 г.

[9] Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 32.

[10] Государственный архив Новосибирской области. Р-1418. Оп. 2. Д. 3.

[11] Морозов Н.М. Тайга. Исторический опыт поколений. Том 3. Кемерово, 2017. С. 122.

[12] Малышкина Т. Семейная реликвия. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»), 2 июля 2008 г.

[13] Малышкина Т. Священник, сын священника. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»), 7 мая 2008 г.

«Живоносный Источник» №4 (19) за 2021 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие

Читайте также:

07.05.2020 - 6 мая – день памяти настоятеля Успенской церкви на Березовой роще в Новосиб ...

03.04.2020 - 31 марта - День памяти архиепископа Софрония (Будько)

05.07.2009 - Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной В ...

30.06.2009 - Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной В ...

24.06.2009 - Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной В ...

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 411

Ключевые слова: Живоносный Источник №4 (19) 2021

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Февраль 2023 (15)
Январь 2023 (65)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)

«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728