Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 22.06.2022 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Алексей ТАЛАШКИН. Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования


СТОЛЕТИЕ ХРАМА ВО ИМЯ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА В СЕЛЕ УСТЬ-ИНЯ (НОВОСИБИРСК): ОПЫТ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Алексей ТАЛАШКИН

Сибирский центр колокольного искусства, г. Новосибирск, Россия


 
Аннотация: В статье собраны имеющиеся на данный момент сведения об истории строительства и деятельности храма во имя Михаила Архангела на территории села Усть-Иня (Октябрьский район г. Новосибирска). Приводятся воспоминания старожил, сведения о священниках, служивших в храме в довоенный период, намечены дальнейшие направления краеведческого исследования.

Ключевые слова: Усть-Иня; храм во имя Михаила Архангела; репрессии.

История новосибирского храма во имя Михаила Архангела для многих жителей города начинается с 1994 года, когда здание городского кинотеатра «Заря» было передано Новосибирской епархии. Факт строительства на этом месте в 1922 году деревянной церкви малоизвестен, сведения о деятельности прихода – обрывочны. Храм был построен на территории деревни Усть-Иня, о которой тоже на данный момент известно немного. Вопреки желанию местных жителей, она была включена в состав быстрорастущего города, а впоследствии оказалась полностью им поглощённой.

Населённый пункт в устье реки Иня на территории нынешней Новосибирской области появился, очевидно, уже к началу XVIII века. Доктор исторических наук Т.С. Мамсик, исследуя поселения Чаусского ведомства, утверждает, что к 1720-м гг. в его составе имелось уже не менее пяти из тех, которые в будущем составят Кривощёковскую волость: Кривощекова и Малая Кривощекова (выселок из первой), Чемская, Кубавинская и Устьинская [12, c. 65]. Эти данные подтверждаются описаниями Миллера, из которых следует, что на территории будущего Новосибирска к 1734 г. существовало 13 деревень. На левом берегу восемь, на правом - пять, в том числе Усть-Инская [12, c. 66].

О деятельности местных жителей в XVIII-XIX веке известно немного. Очевидно, они занимались обработкой земли, охотой и рыбной ловлей, извозом. В конце XVIII века деревня была приписана к находившейся на противоположном берегу Оби Кривощёковской Никольской церкви, об этом свидетельствуют записи в её метрических книгах. Новосибирский историк К.А. Голодяев приводит свидетельство о том, что в 1824 г. «сельское общество «коштом» с жителями окрестных деревень построило в Кривощёково новую деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, волостное правление и полицейскую управу [2, c. 90]. После того, как в Ново-Николаевском посёлке была построена Богородице-Казанская церковь, приход приписали к ней. Церковная школа грамоты в деревне Усть-Иня была открыта в 1896 году [11, c. 136] (на год раньше, чем в посёлке Ново-Николаевском) и располагалась в собственном здании. В 1913 году заведующим Усть-Инской школой был протоиерей Виктор Россов [3, л. 73]. В тот же год на должность второго учителя в школу был назначен Михаил Леденов [19, л. 54]. В 1914 году в церковно-приходской школе обучалось 53 мальчика и 19 девочек [10, л. 15]. В этом же году Усть-Инское сельское общество пожелало перевести церковно-приходскую школу в ведомство Министерства народного просвещения [6, л. 224-224 об.], но осуществить это не удалось. В рапорте, составленном в 1916 году Тимофеем Касаткиным, священником Богородице-Казанской церкви, сказано, что «в Усть-Инском церковно-приходском училище занятия велись двумя учащими исправно, но выпуска учеников, вследствие отвлечения детей школьного возраста на полевые работы, не было» [16, л. 55].

В 1913-1915 гг. жители Усть-Ини были вовлечены в конфликт с ярославским товариществом П.И. Оловянишникова, которое поставило Богородице-Казанскому храму в долг колокола, но уплаты долга не последовало. Завязалась длительная переписка, дело дошло до Томской консистории, которая, в свою очередь, стала искать ответы на местах. Благочинный протоиерей Николай Заводовский писал председателю попечительства Казанской церкви протоирею Виктору Россову [4, л. 92-92 об.] о взыскании 2722 рублей 86 копеек уплаты долга. Россов адресовал вопрос Усть-Инскому сельскому старосте, который ответил о невозможности уплаты так: «Общество не может решить вопрос об уплате долга Оловянишникову, так как сумма долга числится за всеми прихожанами, т.е. жителями Закаменской части г. Ново-Николаевска и Усть-Инским обществом, составляющим 1/5 часть всего прихода; следовательно, обсуждение этого вопроса зависит от церковно-приходского схода, где могут быть рассмотрены все данные, касающиеся задолженности за колокола. На церковно-приходской сход от д. Усть-Ини будут назначены уполномоченные лица» [7, л. 121-122].

По-видимому, вопрос о выделении в собственный приход у жителей деревни вызревал не один год. Переправляться на противоположный берег реки было неудобно, ходить в Казанскую – далеко. Историк С.В. Семёнова в записке, составленной в начале 1990-х для настоятеля храма Михаила Архангела, священника Николая Соколова, указывает на отчет благочинного протоиерея Николая Никольского, из которого следует, что в 1917 году «крестьяне деревни Усть-Иня собираются построить собственную церковь и выделиться в самостоятельный приход».

Сведения о строительстве храма обнаружены в протоколах сельского схода за 1922 год. 7 февраля работы шли полным ходом: «Согласно постановления общего собрания в виду массовой работы по постройке церкви Ломака Андрей освобождается от ямщины и других общественных нарядов» [14, л. 50 об]. А 27 марта того же года сельское общество приняло решение разломать имеющийся в селе общественный магазин и пустить полученные брёвна на строительство храма [15, л. 67 об.]. По воспоминаниям жительницы деревни Усть-Иня Анны Петровны Кузьменко (1909 г.р.), построенная церковь была деревянная с такой же колокольней на каменном фундаменте. Стараниями прихожан благоукрашена, было много икон. Строили храм крестьяне Усть-Ини, выходцы с Малороссии, из-под Чернигова. Кроме того, в деревне было много потомков ссыльных, переселившихся в эти края из Тобольска.

Пожалуй, главными документальными свидетельствами, касающимися этого периода истории храма, являются воспоминания местных жителей и фотодокументы, сохранившиеся в их личных архивах. Группа прихожан-энтузиастов опросила жителей, проживающих на прилежащих к храму улицах с целью выявления домов старожилов. С.А. Кузнецов, председатель Территориального общественного самоуправления «Боровой», расположенного на территории бывшего села Усть-Иня, указал, где живёт старожил Галина Александровна Климова (род. 1931 г.). Её дед – Андрей Алексеевич Ломака фигурировал в протоколах сельского схода как основной строитель. В личной беседе Галина Александровна сообщила, что в Усть-Иню в 1906 году из Черниговской губернии приехало много семейств из рода Ломака: дед Андрей Алексеевич со всей семьёй, семьи Иващенко. В 1922 году её дед стал строителем храма, работали вчетвером. В бригаде был плотник Никифор и ещё два строителя из местных жителей. Во время строительства храма Андрей Ломака состоял в должности казначея, Тимофей Кузьмич Иващенко (1871 г.р.) был председателем церковного совета (старостой). По форме храм был похож на Богородице-Казанский, только поменьше, купол был зелёного цвета. Из убранства храма запомнилась располагавшаяся по правую сторону от входа икона святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего змия, и образ святителя Николая Чудотворца; в храме икон было много.

В семейном архиве Климовой сохранились фотографии деда (фото 1), а также фото с отпевания родного брата Андрея – Ивана Алексеевича, где у гроба запечатлена группа прихожан храма во имя Михаила Архангела со священником (фото 2). Снимок датируется примерно 1925 годом. На соседней улице случайно удалось познакомиться с Валентином Васильевичем Обуховым (род. 1938 г.), отец которого, Василий Тимофеевич Обухов, был фотографом-любителем и сделал серию снимков храма в селе Усть-Иня (фото 3-6). Снимки датируются концом 1930-х годов. Храм запечатлен с южной и юго-западной стороны, а также с улицы Трактовой (впоследствии – Большевистской). На снимках видно, что храм был деревянный с такою же колокольней, при храме находился деревянный дом.

Местные жители помнили, что престол был освящен во имя Михаила Архангела, но в официальных документах храм именовался лишь по топонимическим признакам: храм в Инюшке, инюшинский, в селе Усть-Иня, храм в Октябрьском районе Новосибирска. Лишь на одном документе, датированном, предположительно, 1923 г., нам удалось обнаружить приходскую печать, по краю которой шла надпись: «Печать Архангело-Михайл. Церкви с. Усть-Иня Томск. еп.» [8, л. 210 об].

По воспоминаниям А.П. Кузьменко (1909 г.р.), первым священником был отец Николай (фамилии его она не запомнила), который служил в храме до конца жизни и был похоронен возле храма. В 1939 году храм закрыли, а когда стали сносить здание, могилу священника перенесли на кладбище в Октябрьском районе. Псаломщиком служил отец Тимофей (фамилии тоже не запомнила).

Возможно, речь идёт о Тимофее Астафьеве, о котором известно, что родился он в 1875 году, сын крестьянина, образования домашнего. Был послушником Читинского Архиерейского дома, исполнял должность псаломщика Селенгинского собора, Читинского Архиерейского дома, Усть-Кяхтинской церкви. С 1913 года принят в Томскую епархию и назначен на иподиаконскую должность при Томском кафедральном соборе. Там же 24 декабря 1913 года рукоположен во диакона с оставлением на иподиаконской должности. С 12 сентября 1916 года – штатный диакон Успенской церкви г. Бийска. С 1 сентября 1918 года служил на псаломщическом месте в Богородице-Казанской церкви Ново-Николаевска. Примкнул к «обновленцам». С 15 апреля 1922 года – настоятель храма во имя Михаила Архангела в Усть-Ине, «митрополитом» Петром Блиновым награжден 6 января 1923 г. набедренником за труды по постройке церкви [13, л. 3 об – 4] в Усть-Ине. В 1923 году у священника Тимофея Астафьева возникли конфликтные ситуации с местными жителями, он просил о переводе в Вознесенскую церковь Ново-Николаевска, но вступил ли в должность – неизвестно. Иеромонах Симон (Истюков) приводит сведения о том, что Астафьев Тимофей Яковлевич, «служитель церкви», (г. Новосибирск) расстрелян 5 ноября 1937 года [18, с. 277].

Также известно, что в разные годы в инюшинской церкви служили: священник Иоанн Покровский [18, с. 280] (1925-1926; очевидно, именно он запечатлён на общем снимке из архива Г.А. Климовой), протоиерей Виктор Беляев (1930-1931; 14 мая 1932 г. осуждён на 5 лет лагерей [18, с. 268]), протоиерей Пётр Дмитриев (1932-1933), протоиерей Николай Сырнев (1935-1937 [18, с. 102]).

О протоиерее Петре Дмитриеве известно, что в Усть-Ине он не получал никакого содержания и вынужден был продавать на городском рынке свои кустарные изделия [18, с. 100]. В начале 1933 г. в течение месяца священник отбывал принудительные работы в Новосибирской трудовой колонии «в связи с мобилизацией по снегоуборке» [18, с. 125]. 5 ноября 1937 года приговорен к высшей мере наказания, а 13 ноября 1937 – расстрелян [18, с. 277].

В своей автобиографии, составленной в 1944 году, протоиерей Николай Сырнев указывает, что был настоятелем Инюшинской церкви г. Новосибирска с апреля 1935 г. по октябрь 1937 г. [1, л. 39].

Иеромонах Симон (Истюков), исследовавший Архив Московской Патриархии, нашёл сведения о том, что в 1939 году митрополитом Сергием (Старгородским) для церкви в с. Усть-Иня был рукоположен иеродиакон Мина (Горбович), проживавший в Новосибирске [18, с. 107]. Хиротония прошла в Москве, и неизвестно, попал ли иеромонах на место служения. С 1940 года он служил в Ташкентской епархии, с 1946 – в Самарканде, а с 1953 – водворился в число братии Троице-Сергиевой Лавры, где принял схиму и подвизался до кончины 18 мая 1967 г.

Секретарь горсовета Горячев в справке тов. Зеленскому (Новосибирский облисполком), 28 сентября 1939 года сообщал, что «в данное время в городе существуют Турухановская, кладбищенская и Инюшенская церковь, в последние уже шесть месяцев богослужений нет, так как не имеется священнослужителя» [5, л. 1]. В апреле 1940 года в письме митрополиту Сергию протоиерей Павел Протасов сообщал: «Протоиерей Николай Сырнев пока не служит, и в нашей области священников служащих я не знаю» [18, с. 107]. Эти сведения совпадают с воспоминаниями местных жителей, которые говорят о том, что церковь простояла до войны, никто её не ломал, только священников не было и требы совершались в домах прихожан. Храм поддерживался в чистоте, но на ремонт у немногочисленного прихода средств, видимо, не хватало.

Сведения о том, что было с храмом в военные годы, разнятся. Часть местных жителей утверждает, что храм стоял до тех пор, пока его не передали под кинотеатр, часть считает, что кино в здании показывали уже в годы войны. В книге регистрации православных религиозных обществ по Новосибирской области за 1938-1942 гг., составленной советом по делам религий по Новосибирской области, зафиксировано, что здание церкви в Октябрьском районе Новосибирска отдано под жилой дом, деревянный, капитально переоборудованный под квартиры в начале Отечественной войны для эвакуированных [11, л. 2 об-3]. Относилось это к Инюшинскому храму или нет – предстоит уточнить, поскольку местные в своих воспоминаниях единодушны: здание храма во время войны не перестраивалось, бараки для эвакуированных стояли в непосредственной близости, но в самом храме никто не жил. На карте Новосибирска 1947 года крестами обозначено три церкви: Вознесенская, Кладбищенская (Успенская) и Усть-Инская [9, л. 1947].

В 1947 году начинается следующий этап существования храма: исполкомом Октябрьского районного совета депутатов трудящихся 15 мая было вынесено решение за номером 398, по которому здание «бывшей церкви в Инюшке» передавалось под кинотеатр в связи с окончанием её реконструкции. А спустя ещё девять лет было принято решение о строительстве каменного кинотеатра «Заря». На кадастровой карте 1958 года можно рассмотреть расположение деревянных построек, существовавших на то время. Есть среди них и деревянный кинотеатр – здание храма во имя Михаила Архангела, разобранное в начале шестидесятых за ненадобностью и ветхостью. Сейчас на этом месте проложена дорога, ведущая к мосту над железнодорожным полотном по улице Выборной.

Период новейшей истории храма с 1994 по 2014 год подробно описан в издании, выпущенном к 20-летию возрождения прихода [20]. В 2022 году приходу храма во имя Михаила Архангела исполняется сто лет. Сегодня в храме действует воскресная школа и базируются два епархиальных подразделения: Отдел по тюремному служению и Сибирский центр колокольного искусства.

Краеведческая работа, связанная с историей села и церкви, только начата. Требуются дальнейшие исследования в выявлении новых фактов и уточнении уже имеющейся информации. Уходят потомки живых свидетелей деятельности прихода в довоенный период. Местные жители хранят легенды о том, что в одном из близлежащих домов, где жил староста, спрятаны церковные книги, облачения, священные сосуды. В исследовании исторической линии прихода имеются значительные пробелы. Восстановить их можно лишь комплексной работой – краеведческой, этнографической, архивной.

Литература

1. Автобиография // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1418. Оп. 2. Д. 15. Л. 039.

2. Голодяев К.А. Никольская церковь с. Кривощеково Томской губернии // Баландинские чтения. Новосибирск. 2016. Т. XI. С. 90.

3. Записка благочинного протоиерея Николая Завадовского заведующему Усть Инской школой протоиерею Виктору Россову // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 73.

4. Записка благочинного протоиерея Николая Завадовского председателю попечительства Казанской церкви о. Виктору Россову // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 92-92 об.

5. Записка ответственного секретаря горсовета Горячева в Новосибирский облисполком тов. Зеленскому // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.

6. Записка председателя Томского епархиального училищного совета священника И. Левашова священнику Тимофею Касаткину // Гос. арх. Том. обл. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 224-224 об.

7. Записка протоиерея Виктора Россова Усть-Инскому сельскому старосте // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 121-122.

8. Заявление священника села Усть Ини Тимофея Астафьева в Ново-Николаевское губернское высшее церковное управление // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 149. Л. 210 об.

9. Карта Новосибирска 1947 г. // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-270. Оп. 1. Д. 14а. 1947.

10. Клировая ведомость // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 54. Л. 15.

11. Книга регистрации православных религиозных обществ по Новосибирской области за 1938-1942 г. // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д.3. Л. 2 об-3.

12. Мамсик Т.С. Первопоселенцы Новосибирского Приобья: По материалам XVII - середины XIX в. / Т.С. Мамсик; отв. Ред. М.В. Шиловский; Рос. Акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. С. 65.

13. Наградный список священнослужителей благочиния Ново-Николаевских церквей // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 148. Л. 3 об – 4.

14. Протокол общего собрания граждан деревни Усть-Иня Барышовской волости от 7 февраля 1922 года // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1570. Оп. 1. Д. 2. Л. 50 об.

15. Протокол №24 заседания Усть Инского сельсовета Барышовской волости от 27 марта 1922 года // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1570. Оп. 1. Д. 2. Л. 67 об.

16. Рапорт священника Тимофея Касаткина благочинному церквей Ново-Николаевска // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 16. Л. 55.

17. Справочная книга по Томской епархии за 1909-10 год. Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1911. С. 136

18. Симон (Истюков), иеромонах. Новосибирская епархия в 1920-е – 1960-е гг.: проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. М.: СПАССКОЕ ДЕЛО, 2020. С. 277.

19. Удостоверение // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 54.

20. Храм во имя Михаила Архангела: двадцатилетие возрождения прихода. Новосибирск: издание прихода храма во имя Михаила Архангела, 2014. 139 с.

«Живоносный Источник» №1 (20) за 2022 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Алексей ТАЛАШКИН. Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования Алексей ТАЛАШКИН. Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования Алексей ТАЛАШКИН. Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования Алексей ТАЛАШКИН. Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования Алексей ТАЛАШКИН. Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования Алексей ТАЛАШКИН. Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 409

Ключевые слова: Живоносный Источник № 1 (20) 2022

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930