Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 03.10.2022 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Иеромонах Симон (ИСТЮКОВ), диакон Георгий ЗВЕРЕВ. История Покровской церкви села Завьялово Искитимского района Новосибирской области в дореволюционное время

 

Авторы: иеромонах Симон (ИСТЮКОВ),

кандидат богословия, старший преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии, Новосибирск

Егор ЗВЕРЕВ,

к.т.н., доцент Новосибирского государственного технического университета, иподиакон кафедрального собора во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, Искитим, НСО

Аннотация: статья посвящена 125-летнему юбилею Покровской церкви села Завьялово Новосибирской области. С целью сохранения исторической памяти выполнен обобщенный анализ истории существования Покровской церкви в дореволюционное время с использованием опубликованных ранее материалов и архивных источников.

Ключевые слова: Завьялово, Покровская церковь, купцы, Богомолов, Сорокин, Томская епархия, святитель Макарий (Невский), отец Иоанн Ландышев, Серафимо-Завьяловское братство

Село Завьялово

Завьялово является старинным сибирским селом, точная дата его основания неизвестна, поскольку отсутствуют конкретные официальные документы. Известно, что в начале XVIII века деревня называлась Караканской, что по-татарски означает «черна (кара) река (канн)» [14, с.12]. В конце XVIII века она упоминается уже как деревня Завьяловская на реке Каракан.

До Революции 1917 года деревня, с 1897 г. село Завьяловское, относилося к Берской волости [16, с.101] Барнаульского уезда (c 1822 по 1898 г. – Барнаульского округа) Томской губернии. Затем административное подчинение перешло Ново-Николаевску, с 1926 г. – Новосибирску.

В результате проведения территориально-административной реформы был образован Сибирский край, просуществовавший с 1925 по 1930 г.; в это время село вошло в состав Бердского района Новосибирского округа [19, с.102]. С 1935 года Завьялово относится к Быстровскому сельсовету новообразованного Искитимского района [14, с.12].

Важное место в истории села занимает личность барнаульского купца 2-й гильдии Ивана Герасимовича Богомолова, который был владельцем местной мельницы [13, с.44]. Для функционирования предприятия требовалось много рабочих рук, именно этот экономический фактор способствовал тому, что на рубеже XIX и XX веков село Завьяловское стало быстро расти за счет переселенцев из центральной части России.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Благодаря изучению клировых ведомостей, хранящихся в Государственном архиве Томской области (ГАТО), стало известно, что церковь строилась с разрешения епархиального начальства (указ Томской Духовной консистории от 31 июня 1887 г. № 4963) с 1888 по 1896 год, тщанием купца И.Г. Богомолова, потратившего на ее строительство и обустройство свыше 40 тысяч рублей собственных средств [1] [1]. Кроме того, Богомоловым был построен пятикомнатный дом для священника.

К сожалению, история не сохранила имя архитектора здания. Храм возвели однопрестольным, с одним куполом; в плане он представляет собой равносторонний крест [17]. В архиве Искитимской епархии сохранились сведения о том, что для постройки использовался высококачественный красный кирпич увеличенного размера, по старорусскому стандарту. Его высокая прочность достигалась методом качественного обжига, подобного вакуумному, который уже давно не применяется. Кладочный раствор приготавливался из специальной песчано-известковой смеси, с использованием клеящей добавки из отходов муки. Известковый камень очень высокого качества доставлялся с территории современного города Искитима.


Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Завьялово. Фото начала 1930-х годов

 

Стены церкви внутри и снаружи были покрыты росписью, фасады декорированы элементами фигурной клади [18]. Отдельно, за каменной оградой, находилась колокольня с семью медными колоколами.

Согласно клировой ведомости за 1914 год в храме имелось богатое убранство: «фелоний добрых 7, подризников 7, диаконских стихарей 2; напрестольных: срачица, две одежды, три покрова; на жертвенник две одежды и два покрова. Два потира со лжицами, два дискоса со звездицами, три ковчежца, четыре тарелочки, три напрестольных креста, дарохранительница и дароносица, всё сие среброзлащенное. Евангелие в серебряном окладе среброзлащенном окладе большое; второе в лист, третье молебное с серебряными украшеньями; четвертое (земляное), с бронзовыми украшениями и латунными, малый напрестольный крест. Одно кадило серебряное и два медных; медная же панихидница, тетрадь и три блюда» [2] [1].

25 августа 1897 года состоялось освящение новопостроенной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, совершил которое Преосвященнейший епископ Макарий (Невский), управляющий в то время Томской епархией [6, с.46].

В «Справочной книге по Томской епархии за 1902–1903 год» указано, что Завьяловская церковь на тот момент относилась к 16-му благочинию [3, с.274]. В состав прихода входили: село Завьяловское, деревни Атаманово (в 7 верстах), Мышланово (в 15 верстах), Татчиха (в 15 верстах), а также завод Богомолова (в 3 верстах).

С 1909 года приход относился уже к 43-му благочинному округу [4, с.721]. По информации «Справочной книги по Томской епархии за 1914 год», к нему были приписаны две церкви, строящиеся в деревнях Атамановой и Рождественской [5, с.494].

Приход по общему количеству прихожан был немалым, численность верующих достигала 4 тысяч душ обоего пола; сам храм мог вместить до 500 человек одновременно [17]. Также Завьяловский приход имел богатые земельные наделы: пахотной земли 53 десятины, лесного надела 7 десятин.

И.Г. Богомолов с 1897 года занимал почетное место церковного старосты [7, с. 4]. Многочисленные труды купца на благо Церкви отмечены такой наградой, как преподание Архипастырского благословения [8, с. 14]. После смерти Богомолов с супругой удостоились чести быть погребенными около храма, под левым крылом.

Церковный причт

Согласно «Справочной книге по Томской епархии за 1898–1899 год» Покровской церкви по штату полагался причт, состоящий из одного священника и одного псаломщика [3, с.274]. С целью установления личностей священников и псаломщиков, служивших в храме села Завьялово в дореволюционный период, были изучены метрические книги с 1897 по 1917 год, которые в настоящее время находятся на хранении в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО). В качестве идентификатора служили подписи священников под внесенной в книгу записью о крещении, венчании, а также отпевании усопших жителей.

Первым приходским священником являлся отец Иоанн Ландышев, его служение зафиксировано в метрических книгах, начиная с 1897 [3] по 1905 год [4] [2]. Несмотря на то, что формально настоятельство отца Иоанна в Покровской церкви продолжалось до 1914 года [5] [1], в последующих метрических книгах имеются подписи других священнослужителей.

Так, в книгах за 1906 [6] и за 1907 [7] годы указывается священник Антоний Пасшак [2]. Это связано с тем, что отец Иоанн в определенные периоды отсутствовал в селе Завьялово. Причиной тому было его назначение в 1905 году личным секретарем епархиального архиерея и служение в Спасо-Преображенской церкви поселка Басандайка Томского уезда Томской губернии. В 1907 году он вернулся в село Завьялово [8] , поэтому с 1908 [9] по 1911 [10] год в метрических книгах снова фигурирует отец Иоанн Ландышев [2].

Не исключено, что в Покровском храме были и сверхштатные священнослужители. В метрической книге за 1912 год [11] в качестве священника фигурирует Петр Хвалынский, который ранее выполнял обязанности псаломщика данного храма [2]. Начиная с 1913 года, упоминается священник Трифон Попов [12] [2], который стал настоятелем храма в 1914 году [13] [1]. Известно, что после революции приходским священником в течение недолгого времени был Василий Топорков, годы его служения – с 1920 по 1922-й [15, с. 57].

Относительно личностей церковнослужителей можно сказать следующее.

Первым псаломщиком Покровской церкви, согласно метрической книге за 1897 год [14] , был Александр Даев [2]. С 1900 года эти обязанности исполнял Петр Хвалынский [15] , которого в 1906 году сменил Иван Пономарев [16] [2]. Самое продолжительное по времени псаломническое служение понес Павел Гевлич, указанный в метрических книгах начиная с 1907 [17] по 1915 [18] год [2]. В 1915 году псаломщиком числился Алексей Иконников [19] [2]. В 1916 [20] и 1917 [21] годах обязанности псаломщика лежали на Анатолии Овсянникове [2].

Поскольку на долю отца Иоанна Степановича Ландышева выпало самое продолжительное по времени служение настоятелем Покровского храма, то о нем имеется наибольшее количество сведений, по сравнению с другими священнослужителями.

Отец Иоанн родился в 1853 году в с. Улан Бийского уезда, в семье известного алтайского миссионера, протоиерея Стефана (Степана) Ландышева [22] [1]. Обучался в Московском Заиконноспасском образцовом духовном училище и в Томской духовной семинарии, но последнюю не окончил. Известно, что Иван Стефанович с 1869 до 1880-х годов состоял на государственной службе и имел чин надворного советника. Был женат на Алевтине Ивановне, Клировые ведомости Покровского храма указывают, что в семье было трое детей: Николай, Александра и Гавриил, но известна и старшая дочь Александра Ивановна Макарова-Мирская, известная писательница.

 

 

 

14 сентября 1897 года Иоанн Степанович Ландышев был рукоположен Преосвященнейшим Мефодием, епископом Бийским, во диакона, 17 сентября того же года – во пресвитера, причислен к Покровской церкви села Завьялова. Помимо настоятельства, в течение пяти лет (1900 – 1904 гг.) состоял духовным следователем 16-го благочиния [23] [1]. В течение 1905 года являлся личным секретарем епархиального архиерея.

Отец Иоанн был награжден орденом Святого Станислава, 3 степени, серебряной медалью Александра 3-го, бронзовой медалью «За народную перепись». Из церковных наград он заслужил право ношения набедренника, скуфьи, камилавки и права ношения наперсного креста, от Священного Синода выдаваемого (1912).

Отец Иоанн Ландышев был уволен за штат в 1914 году [11, с.46].

Большой интерес для истории села Завьялово представляет личность купца Ивана Павловича Сорокина, который упоминается в качестве преемника И.Г. Богомолова на посту церковного старосты [24] [1].

Иван Павлович являлся купцом 2-й гильдии, был уволен с военной службы в должности унтер-офицера. Находился в должности церковного старосты с 1902 по 1904 годы. За щедрые вещевые и денежные пожертвования в пользу Покровской церкви и приходской школы купцу Сорокину было преподано Архипастырское благословение епископом Макарием.

Направления приходской деятельности

Покровская церковь села Завьялово стала настоящим духовным центром, деятельность которого выходила далеко за территориальные пределы. Просветительская работа осуществлялась по нескольким направлениям. При храме имелась достаточно богатая по тем временам библиотека, насчитывающая более 600 книг [25] [1].

1 января 1900 года при Покровской церкви было открыто церковноприходское попечительство. Денежный объем благотворительной деятельности достигал весьма приличной суммы, например, в 1903 году, согласно шнуровой книге, было израсходовано около 1400 рублей.

В 1907 году в селе Завьялово была открыта церковноприходская школа, которая размещалась в здании, построенном на частные пожертвования, а также на средства, выделенные Томским епархиальным училищным советом [26] [1]. Число учащихся обоего пола достигало 70 человек [13, с. 44]. Учителем школы являлся псаломщик Покровской церкви Павел Васильевич Гевлич [12, с.22].

Большую помощь в просветительской работе в Завьялово и приписанных к приходу деревнях оказывало Императорское Православное Палестинское Общество. Об этом упоминается в отчетах Томского отдела Общества по проводимой в Сибири миссионерской деятельности [9, с.18].

Необходимо отметить, что население Сибири в конце XIX – начале XX веков характеризовалось неоднородностью в культурном и религиозном плане. Заметное влияние на сельских жителей оказывали люди, приезжающие на заработки, поэтому в Завьялово имелись определенные проблемы с нравственностью. Мукомольный завод, на котором работала большая часть местных жителей, до его закрытия в начале 1900 годов был местом концентрации многих порочных людей, и самым распространенным из пороков являлась страсть пьянства, для удовлетворения которой в селе открывались все новые питейные заведения. Немалые усилия прилагал настоятель прихода для ее искоренения. В 1903 году к прославлению во святых Серафима Саровского было приурочено образование в селе «Серафимо-Завьяловского церковно-приходского братства воздержания от пьянства и сквернословия». Об этом событии упоминается в «Томских епархиальных ведомостях», в статье под названием «Добрые вести» [10, с.26].

Несмотря на все сложности, церковная жизнь села Завьялово шла своим чередом, исполнялось главное дело – совершалась Божественная литургия в Покровской церкви, а также велась духовно-просветительская работа.

После революционных событий 1917 года на долю Покровского прихода выпали очень серьезные испытания: закрытие храма и репрессии верующих сельских жителей. Но прекращение церковной жизни имело временный характер. Процесс духовного возрождения, последовавший после краха коммунистической идеологии, привел не только к восстановлению храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Завьялово, но и к образованию на его основе Покровского мужского монастыря.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Неопубликованные источники

Государственный архив Томской области – ГАТО.

1. Фонд Ф-170. «Томская духовная консистория». Клировые ведомости Покровской церкви (о церкви, послужные списки, о причте, о прихожанах) с. Завьялово за1897 г., 1904 г., 1907 г., 1914 г.

Государственный архив Новосибирской области – ГАНО.

2. Фонд Д-156. Коллекция метрических книг культовых учреждений, 1754, 1780-1934 гг. Метрические книги о рождении, браке, смерти Покровской церкви с. Завьялово 1897-1917 г.г.

Опубликованные источники

3. Справочная книга по Томской епархии за 1902-03 год - Томск: типография епархиального братства, 1903. – С. 274.

4. Справочная книга по Томской епархии за 1909-10 год - Томск: типография епархиального братства, 1911. – С. 721.

5. Справочная книга по Томской епархии за 1914 год - Томск: типография епархиального братства, 1915. – С. 494.

6. Томские епархиальные ведомости. – 1897. – № 18. – С. 46.

7. Томские епархиальные ведомости. – 1897. – № 23. – С. 4.

8. Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 14. – С. 14.

9. Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 17. – С. 18.

10. Томские епархиальные ведомости. – 1904. – № 6, вып.1. – С. 26.

11. Томские епархиальные ведомости. – 1914. – № 10. – С. 46.

Литература

12. Абрамова Г. иерей Затолокин И. Учитель завьяловской школы // Живоносный Источник. - 2012. – № 1(6). – С. 22-26.

13. К юбилею Покровского монастыря: страницы истории // Живоносный Источник. - 2012. – № 1(6). – С. 44-49.

14. Оборкин А. Село Завьялово. 265 лет со дня образования // Живоносный Источник. - 2011. – № 1(4). – С. 12-13.

15. Покровский мужской монастырь с. Завьялово / Под ред. священника Игоря Затолокина. – Изд-во: ООО ИД "Сова", 2012. – 112 с.

16. Список населенных мест Томской губернии за 1893 год. – Томск : Типография Губернского правления, 1893. – С. 100-103.

17. Три века в истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Завьялово // Сайт сибирских краеведов "Родиновед". – [Электронный ресурс]. URL: http://rodinoved.ru/zavjalovo/publikacii/tri-veka-v-istorii-cerkvi-pokrova-pres/ (дата обращения 22.11.2021).

18. Шабунин Е.А. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Завьялово // Сайт Новосибирской епархии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/463-09.html (дата обращения 30.10.2021).

19. Шнейдер А.Р. Округа и районы Сибирского края – Новосибирск : Сибкрайиздат, 1930. – С. 102.

[1] ГАТО. Ф-170. Оп.1. Д. 3234. Л. 124.

[2] ГАТО. Ф-170. Оп.1. Д. 4478. Л. 42.

[3] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 711. 4 Л.

[4] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 722. 2 Л.

[5] ГАТО. Ф-170, оп.1, Д. 4478. 44 Об.

[6] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 723. 3 Л.

[7] ГАНО. Д-156, оп.1, д.724. 3 Л.

[8] ГАТО. Ф-170, оп.1, Д. 4478. 44 Об.

[9] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 725. 1 Об.

[10] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 728. 2 Об.

[11] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 729. 2 Л.

[12] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 730. 3 Л.

[13] ГАТО. Ф-170, оп. 1, Д. 4478. 60 Об.

[14] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 711. 4 Л.

[15] ГАНО.Д-156, оп.1, Д. 715. 6 Л.

[16] ГАНО. Д-156, оп.1, Д.723. 2 Л

[17] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 724. 2 Л.

[18] ГАНО. Д-156, оп.1, Д.731. 5 Л

[19] ГАНО. Д-156, оп.1, Д.732. 2 Л.

[20] ГАНО. Д-156, оп.1, Д. 733. 3 Л.

[21] ГАНО. Д-156, оп.1, Д.734. 3 Л.

[22] ГАТО. Ф-170, оп.1, Д.3234. 125 Об.

[23] ГАТО. Ф-170, оп.1, Д.4478. 44 Об.

[24] ГАТО. Ф-170, оп.1, Д.3623. 44 Об.

[25] ГАТО. Ф-170, оп.1, Д.3623. 43 Л.

[26] ГАТО. Ф-170, оп.1, Д.3760. 49 Л.

 

«Живоносный Источник» №2 (21) за 2022 г.

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 290

Ключевые слова: Живоносный Источник №3 (22) 2022

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


21 декабря
В СГУВТ пройдет лекция-диалог на тему: «Россия. Традиции. Культура. История»...
27 ноября
III Межрегиональная Западно-Сибирская научно-практическая родоведческая конференция ...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)
Июль 2022 (77)
Июнь 2022 (69)

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031