Опубликовано 19.10.2019 в рубрике  Православное краеведение » История Новосибирской митрополии
 

Церковная жизнь Новониколаевска с 1917 по 1921 год

В Русской Православной Церкви приходы, входившие в состав епархий издавна разделялись на округа, которые возглавлялись священниками, которые именовались в разное время наместниками, заказчиками, десятильниками, протопопами, поповскими старостами.   

С 1764 года священники, возглавлявшие отдельные части епархий стали именоваться благочинными. Сами части епархий, во главе которых стояли благочинные, именуются благочиниями или благочинническими округами. Благочиннические округа формировались преимущественно по территориальному принципу, в них обычно входило 10 – 15 приходов. В достаточно крупных городах учреждались благочиния церквей, входивших в данный город и его окрестности. Крупнейшие губернские и епархиальные центры имели по несколько благочиннических округов. Иногда учреждались специальные благочиния. Например, в Томской епархии существовали благочиния железнодорожных церквей, благочиния церквей при учебных заведениях и бесприходных церквей, миссионерских церквей, специальные единоверческие благочиния[1].

В основанном в 1893 году Новониколаевске быстро росло количество населения: население города в 1910 году составляло 52695 человек, а к 1911 – 63352 человека. «Новониколаевск уверенно оттеснил на второй план Барнаул и Бийск. По числу жителей он стал третьим городом Западной Сибири после Омска (127,9 тысяч человек) и Томска (114, 4 тысячи)»[2]. К 10-м годам XX века в городе насчитывалось около 60 промышленных предприятий, он был крупнейшим железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали, в городе было несколько средних учебных заведений и большое количество начальных школ. В начале XX века в Новониколаевске было открыто несколько приходов и построены храмы. Процесс активного храмостроительства продолжался.

Церкви Новониколаевска до 1910 года входили в состав 8 благочиннического округа Томской епархии. Учитывая развивающуюся церковную жизнь Новониколаевска архиепископом Томским и Алтайским Макарием (Невским) 27 января 1910 года из благочиния № 8 выделено особое благочиние Градо-Новониколаевских церквей, в состав которого, кроме церквей города, вошла и Никольская церковь села Бугринского. На должности благочинного градо-Новониколаевских церквей оставлен протоиерей Николай Завадовский[3].

С 1914 года и в 1917 году Томскую епархию возглавлял епископ Анатолий (Каменский). Благочинным градо-Новониколаевских церквей в 1917 году был протоиерей Николай Никольский – настоятель Александро-Невского собора Новониколаевска.

Приходы благочиния

В состав благочиния к началу 1917 года входило 13 приходов, расположенных в городе Новониколаевске и в селах Томского и Барнаульского уездов[4]. Анализ Клировых ведомостей благочиния позволил представить следующую краткую информацию об этих приходах в период с 1917 по 1921 год.

Александро-Невский собор Новониколаевска. Храм построен в 1898 году. Каменный. Престолов три: главный во имя святого благоверного князя Александра Невского; правый – во имя святителя Николая Чудотворца; левый – во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Закаменская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен в 1907 году. Деревянный. Престол один, освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1901 году. Деревянная. Престол один в честь Покрова Богородицы.

Воскресенская церковь на старом кладбище. Церковь построена в 1907 году. Деревянная. Престол один в честь Воскресения Христова.

Вознесенская церковь. Построена в 1913 году на пересечении улиц Туруханской и Кабинетской (ныне Советская), поэтому в народе, а иногда и в документах именовалась Турухановской. Церковь было построена позже всех других церквей Новониколаевска, открытых до революции. Первоначально планировалась и заложена была как каменная. Затем из-за нехватки средств пришлось построить деревянный храм. В 1917 году насчитывалось православных прихожан 1632 человека. Кроме того, в это время в приходе иноверцев 935 человек (именно недалеко от Вознесенской церкви находились мечеть и синагога), инославных 115 человек, старообрядцев 95 и сектантов около 200 человек. Еще в марте 1915 года отец Василий Курков указал на отдаленное местоположение церкви – на северо-восточной окраине города, где проживает преимущественно беднота и переселенцы. Отец Василий писал, что «дома прихожан в большей части состоят из наскоро сколоченных маленьких лачужек, довольно ярко говорящих о материальном положении их обитателей. Здесь много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего широко развито сектантство. Прихожане по своим занятиям в большинстве чернорабочие, мелкие ремесленники перебивающиеся кое-как, живущие исключительно своим дневным заработком. Люди материально совершенно не обеспеченные. Ежедневная погоня за куском насущного хлеба, низкий уровень умственного развития, отсутствие необходимой сплоченности и солидарности в общеприходской жизни и духовных запросов высшего порядка, а также религиозное шатание вследствие пропаганды сектантства, - все это направляет религиозную жизнь прихода на ложный путь, делая весьма затруднительным всеобщую попытку причта что-либо создать в этом новом и совершенно неустроенном приходе»[5].

Положение несколько изменилось к 1920 году. В клировой ведомости указывалось, что число православных прихожан составляло уже 4950 человек. Это увеличение связано прежде всего с тем, что в этой части города стали селиться беженцы, бежавшие от ужасов Гражданской войны. Но число неправославного населения, живущего на территории прихода так же существенно возросло. В 1920 году иноверцев (магометан и иудеев) уже 1495 человек, католиков и лютеран – 430, раскольников старообрядцев – 285, а сектантов 1518. Таким образом в приходе насчитывалось 3728 неправославных, почти половину из которых составляли сектанты, и только 4950 душ обоего пола православного населения.

Никольская церковь села Бугригского, Томского уезда. Первоначально находилась в одном из старейших сел Приобья Кривощековское. Еще в 174 году в деревне Кривощекове был устроен молитвенный дом, а в 1824 году здесь была построена деревянная церковь. К 80-м годам XIX века церковь обветшала, и в 1881 году был построен новый храм по типовому проекту № 10 из альбома чертежей 1846 года. 18 декабря 1881 года престол храма был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. В 1894 году при строительстве железной дороги целый ряд строений села Кривощековского был перенесен на новые места. На средства Министерства Путей Сообщения Никольский храм был перенесен в деревню Бугринскую. 7 декабря 1895 года церковь вновь была освящена[6].

Никольская церковь села Толмачевского, Томского уезда. Построена по типовому проекту в 1910 году. Деревянная. Престол один во имя святителя Николая Чудотворца.

Свято-Троицкая церковь села Верх-Тулинского, Томского уезда. Построена в 1895 году. Деревянная. Престол один.

Церковь святого Архистратига Божия Михаила села Нижне-Чемского, Томского уезда. Построена в 1914 году. Деревянная. Престол один.

Сретинская церковь села Бердского, Барнаульского уезда. Построена в 1808 году. Каменная. Престолов в храме три: главный в честь Сретения Господня, правый в честь Богоявления, левый в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Иоанно-Предтеченская церковь села Мильтюшинского, Барнаульского уезда. Церковь построена в 1912 году. Деревянная. Престол один в честь Усекновения Честной Главы Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Крестовоздвиженская церковь села Верх-Коенского, Барнаульского уезда. Церковь построена в 1907 году. Деревянная. Престол один в честь Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня.

Христо-Рождественская домовая церковь при Новониколаевском детском приюте «Ясли». Построена в 1913 году. Деревянная. Престол в честь Рождества Христова.



[1] Цыпин Владислав, протоиерей. Благочиннический округ //Православная энциклопедия. Том 5. Бессонов – Бонвеч. – М., 2002. С. 338 – 339; Справочная книга по Томской епархии на 1914 год. – Томск, 1914. С. 12 – 19 – Далее везде СКТЕ 14.

[2] Пронин В.И. Население Новониколаевска //Новосибирск. Энциклопедия. – Новосибирск, 2003. С. 555 – 557.

[3] Томские ЕВ. 1910. № 5, Официальная часть. С. 123 – 124.

[4] ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 92. Л. 1.

[5] ГАНО. Ф. Д-159, Оп. 1. Д. 89. Л. 4, 4 об.

[6] Шабунин Е.В. Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель. – Новосибирск, 2002. С. 5 – 7. 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1028


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (53)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031