|
||||||||||||||
Хоккей при церкви. Русский священник создал в Монголии клуб по хоккею с мячом и стал опекать... сборную этой страны![]() Правда, подойти к загадочному бородачу почти никто из представителей СМИ не рискнул. А вот читателям "РГ" повезло больше. Выяснилось, что отец Алексей Трубач уже не первый год курирует сборную Монголии. И в Москве гости с юга вовсе не случайно играли в свитерах клуба "Троица", создателем которого и выступил русский батюшка. Российская газета : Отец Алексей, в прошлом году я читал про вас. Пресса писала, что вы строите в Улан-Баторе православный храм и при этом залили хоккейную коробку для прихожан. Продвинулось ли строительство? Пользуется ли популярностью каток? Отец Алексей : Храм в честь Святой Троицы мы уже давно построили и освятили его 21 июня 2009 года. Великолепный храм в стиле древнерусских храмов XV-XVI веков, единственный на всю Монголию и, думаю, лучший в Азии. А что касается хоккейной коробки, то изначально мы решили использовать его только для хоккейной школы, а не для массового катания. Все началось с моей встречи с бывшим тренером иркутской команды "Байкал-Энергия" Евгением Выборовым летом 2007 года. Евгений Петрович тогда уже почти год тренировал сборную Монголии по хоккею с мячом. Будучи в Улан-Баторе, он зашел к нам в храм освятить крестик. Так и познакомились. Признаюсь откровенно, до этого дня я почти ничего не знал о хоккее с мячом, но мне стала интересна идея развития этого вида спорта в нашем приходе. Мы уже имели кружки рисования, керамики, балета для монгольских и русских детей. Ведь наш храм - единственный православный храм на всю Монголию. И это среди двадцати католических, более пятидесяти протестантских приходов, которые ведут активную миссионерскую деятельность, имеют детские образовательные центры, авто и швейные мастерские. Конечно, наша первая задача предоставить духовную поддержку русским, украинцам, белорусам и православным других стран, работающих в Монголии. Но это невозможно осуществить, не опираясь на местное население. А это, конечно, монголы и постоянно проживающие в Монголии русские. Так что не обойтись без миссионерской деятельности. Надо сказать, информация о православной церкви в Монголии теряется среди общего потока информации о христианских конфессиях. Поэтому нередко, можно услышать вопрос от монголов: "А православные вообще то христиане?" Можно идти на улицу и проповедовать, на телевидение, другие СМИ. Но этого мало. Во-первых, я один. Во-вторых, на улице особенно не напроповедуешься. А вот когда монгольские дети приходят на православный приход, пусть даже не меняют веру, но узнают о храме, рассказывают родителям. За пять лет, например, в моем районе уже многие монголы узнали, где находится православный храм и что я православный священник, так что указывали даже русским дорогу к приходу. Возвращаясь к встрече с Евгением Петровичем. Он предложил использовать спортивный корт на территории прихода, который мы тогда только закончили, для тренировок по хоккею с мячом. Зима в Монголии наступает в ноябре, и мы, не откладывая дел в долгий ящик, залили каток и объявили набор около сорока детей в детскую спортивную школу. Закупили инвентарь, пригласили тренера монгола, который только переквалифицировался из хоккея с шайбой в бенди. После первой недели "тренировок" я понял, что так дело не пойдет - нужен профессионал. На официальном сайте Московской Патриархии прочитал о встрече нынешнего патриарха, а тогда митрополита Смоленского и Калининградского, Кирилла с президентом международной федерации хоккея с мячом Борисом Скрынником. Через интернет нашел телефоны федерации, послал факс с просьбой о помощи с кадрами. Буквально на следующий день Борис Иванович откликнулся, и уже через две недели в начале декабря 2007 года в нашей спортивной школе приступил к работе заслуженный тренер России Анатолий Алфертьев. Корт с того дня загружен на сто процентов, причем даже летом мы играем на нем в хоккей с мячом на роликах. С зимы 2008-2009 года мы также стали арендовать и заливать вместе с конькобежцами большой городской стадион. Таким образом, у нас кроме маленького тренировочного корта есть еще и регулярное поле для хоккея с мячом в зимний период. РГ : Кто Ваши прихожане? Много ли наших соотечественников? Отец Алексей : Как я уже упомянул, наши прихожане - это православные русские, белорусы, украинцы, грузины, сербы, молдаване, американцы, буряты, монголы. Есть даже один немец, у него дед был донским казаком, объездил полсвета, женился на монголке, остался в Монголии. Никогда не был в России, но для него православный храм - это Россия, он даже сшил себе казачий кафтан и в нем приходит на службы. Русских, конечно, большинство. Это те, кто приехал в Монголию в командировку, инженеры, рабочие, дипломаты, бизнесмены. В конце 80-х это была огромная диаспора - 130 тысяч советских граждан среди 2,5 миллионов населения Монголии. Сейчас это примерно только 4 тысячи. Так или иначе, большинство из них приходит в храм в течение года. На пасхальную службу собирается около 300 человек, а по воскресным дням приходит 50-70 человек. Монгольская часть прихода пока небольшая. В течение почти 5 лет я крестил только 25 человек, 15 из них регулярно посещают богослужения. Но, как я уже сказал, они и местнорусские составляют основу служащих в храме людей. Церковный хор полностью состоит из монголов, часть из них крещеные, часть некрещеные. Богослужение мы служим на церковно-славянском, монгольском и английском языках. Лекции, проповеди для прихожан проходят также на двух языках. Издаем брошюры о вере на монгольском, газету "Троица" на монгольском и русском языках. РГ : Почему вы помогаете развивать хоккей с мячом, а не, например, футбол, борьбу или стрельбу из лука? Отец Алексей : Знаете, в конце 19 века выдающийся русский миссионер святитель Николай Касаткин открыл при своем приходе в Токио школу дзюдо. Конечно, вы правы, в миссионерских целях было бы правильно открыть секцию популярного в стране пребывания спорта. В Монголии - это борьба и стрельба из лука, хотя в каждом дворе мальчишки круглосуточно играют в футбол и баскетбол. Я сначала тоже думал, что наш спортивный корт будет для какого-то из этих видов спорта. Но когда я еще находился на перепутии, первым все же появился тренер по русскому хоккею. Думаю, в этом есть свой смысл, я бы сказал даже воля Божия. Конечно, русский хоккей не столь популярен в Монголии, но зато это единственный командный вид спорта, в котором эта страна участвует в мировом чемпионате. Скажите где еще возможно увидеть матчи Монголия - США или Монголия-Канада?! В прошлом году мой друг монгольский бизнесмен и политик Доржпалам Амар реорганизовал прежнюю уже практически бездействовавшую монгольскую федерацию в монгольскую национальную федерацию хоккея с мячом и пригласил меня исполнительным директором. Теперь мы формируем сборную Монголии по хоккею с мячом. А если быть более конкретным, то в районе Баянзурх, в котором находится наш храм, наиболее популярен хоккей. Получается, мы собираем местную молодежь, даем им возможность тренироваться, ездить на соревнования, в общем, воспитываем, или, по крайней мере, отвлекаем от тлетворного влияния улицы. Да и в плане проповеди есть небольшие успехи. Вратарь нашей команды Дашням - крещеный мною монгол, прислуживает в алтаре. Думаю направить его в семинарию. Еще двое метисов и один монгол из команды получили крещение в православие. РГ : Не случайно, что сборная играет в майках клуба "Троица". А кто придумал название? Отец Алексей : Так захотели сами ребята. Поначалу я предлагал им вариант "Белые барсы", но они посовещались и решили, раз приход в честь Святой Троицы, то тогда команда при нем "Троица"! А почему играем в форме клуба? Дело в том, что наш клуб стал первым в Монголии, и на его базе с 2008 года сборная Монголии приступила к регулярным тренировкам. Постепенно сформировался костяк команды, мы начали участвовать в международных турнирах в России. В ноябре прошлого года в Красноярске молодежная сборная Монголии под эгидой клуба "Троица" заняла третье место на юношеском турнире на призы Федерации хоккея с мячом России. Всего же в клубе на сегодня 30 человек от 14-ти до 23-х лет, есть еще пять мальчишек 10 лет - будущая смена. РГ : Судя по лицам в составе первой сборной тоже далеко не ветераны... Отец Алексей : Наша команда стала самой молодой на московском турнире. Возраст игроков от 15-ти до 23-х лет. Трое ребят с русскими именами - метисы от смешанных браков монголов и русских, постоянно проживающие в Монголии. Остальные коренные жители района Баянзурх города Улан-Батора, который по сути и защищает честь всей страны! Жаль только, что с финансированием туговато, и постоянного тренера у нас нет. Ребята тренируются сами. Это путь медленной деградации, но надеюсь, что мы сможем продержаться и получить хотя бы минимум денег, чтобы платить зарплату тренеру и иметь возможность ездить на соревнования. В масштабах российского хоккея 50 тысяч долларов ничто, а для нас это годовой бюджет сборной... РГ : Не могу не спросить - а сами вы на лед выходите? Отец Алексей : В детстве, как и многие мальчишки, играл во дворе в хоккей с шайбой. Когда создали клуб, то не мог быть в стороне и спустя 27 лет пришлось снова одевать коньки. Сначала, чтобы не смущать народ, тренировался поздно вечером, потом потихоньку стал подключаться к тренировкам "моих мужичков". А сегодня иногда участвую с ними в турнирах или товарищеских встречах в России. Горжусь, что надевал футболку сборной Монголии в этих матчах. Так как хоть чем-то становлюсь близок этому народу. РГ : А кто вы для них? Тренер, наставник... Отец Алексей : Я - прежде всего священник, а не тренер или игрок. На чемпионате мира 2009 в Швеции и теперь в Москве находился рядом с тренером как ассистент, но для команды я как отец, они так и называют меня, даже некрещеные монголы - "батюшка". РГ : Как отмечаете победы и что делаете в случае поражений? Отец Алексей : Поражений было много, но это хорошо для молодой команды. Мы психологически закалились. Пока не было крупных побед, поэтому отмечали их, как и поражения, по-будничному, разбирали успехи и недостатки. Вообще у нас есть командная традиция каждый вечер на соревнованиях собираться на собрание, где-то на час. Сначала выступаю я, потом ребята сами начинают разбирать игру. Стараемся быть всегда вместе. РГ : Президент международной федерации бенди Борис Скрынник не раз подчеркивал тесные связи патриархии и его организации. Ощущаете ли Вы на примере своей команды поддержку и чего бы Вы хотели попросить? Отец Алексей : Как вы, наверно, знаете, 29 декабря 2009 года был заключен договор о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и федерацией хоккея с мячом России. Сам Святейший Патриарх Кирилл благословил это доброе начинание. Борис Иванович Скрынник был первым, кто откликнулся на мою просьбу о помощи и с тех пор мы с ним регулярно контактируем. Надеюсь, после подписания соглашения наше сотрудничество будет еще более тесным. Убежден, что при поддержке федерации нам удастся решить наши временные проблемы и успешно развивать хоккей с мячом в Монголии. А это в свою очередь послужит делу включения этого вида спорта в олимпийскую программу.
Образование и Православие / Павел Зарудный |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4338 |