Опубликовано 26.05.2020 в рубрике  Новостная лента
 

Владимир Кехман предложил оптимизировать театр


Один из самых эффективных театральных менеджеров, худрук сразу двух российских музыкальных театров — Новосибирского академического оперы и балета (НОВАТ) и Михайловского оперы и балета в Санкт-Петербурге — Владимир Кехман, действия которого часто сопровождают скандалы и возмущение общественности, уверен, что самый дорогой для государственного содержания театр — музыкальный — в условиях пандемии и тем более после нее в России выживет не везде. Поэтому предложил свою систему спасения. Обозреватель «МК» поговорил с Владимиром Кехманом о несостоявшемся юбилее НОВАТа, о санитарных нормах в опере, Дирекции императорских театров, постсоветской оптимизации и финансовой подушке безопасности директорского корпуса.
 
— Владимир Абрамович, НОВАТу в мае исполнилось 75 лет. Президентский грант на юбилей, здание театра в немыслимой подсветке, готовили фантастический гала, который пришлось отменить. Чего люди не увидели?

— Люди не увидели великолепный гала-концерт с участием мировых звезд: Роберто Болле, Пласидо Доминго, Владимира Малахова, Дианы Вишневой и многих других наших друзей, которые должны были приехать в Новосибирск на юбилей театра 12 и 13 мая. Со всеми уже были подписаны контракты, а Вишневой, кстати, мы даже 30 процентов гонорара оплатили. И до сих пор непонятно, когда мы сможем отпраздновать 75-летие НОBATа. Как нет и четкого понимания, когда мы сможем открыться.

— Еще один юбилейный вопрос: световое оформление НОВАТа, которое раскритиковали в соцсетях, и даже господин Навальный почему-то озаботился не столько вопросом затраченных средств (412 миллионов рублей), сколько эстетической стороной.

— Пока еще нет никакого светового оформления НОВАТа. На сегодняшний день установлены все приборы, полностью протестирована вся система, итальянский дизайнер и русские видеохудожники пишут программу, которую, конечно, мы готовили к 12 мая, но, когда ввели карантин в Италии, вся работа была остановлена. С 11 мая, когда там карантин сняли, процесс продолжился в Италии и в России. Более того, в связи с тем, что эта система уникальная, мы хотим провести конкурс среди молодых художников и дизайнеров. Они получат возможность проявить себя, создать видеоконтент. Но только после того, как система будет полностью запущена. Еще раз повторяю, это уникальный проект, ему нет равных в России. А все, что касается критики со стороны этого персонажа… Я с ним не знаком, но для меня отец лжи — дьявол.

— Положение, в котором оказались все учреждения культуры, тяжелое. Но для музыкального театра как самого дорогого вида искусства с самым долгосрочным планированием — это вообще катастрофа. Вы, руководитель сразу двух музыкальных театров, как оцениваете ситуацию?

— Я оцениваю ее как полное изменение принципов существования музыкального театра как такового в будущем. Все, что касается двух главных театров страны, Большого и Мариинского, мне понятно — они, как национальное достояние, были, есть и будут.

— Но даже у их руководителей настроение кислое. Так, еще в начале карантина гендиректор Большого Владимир Урин в своем интервью газете «Коммерсантъ» предрек Большому театру чуть ли не закрытие. Это эмоция? Растерянность?

— Не хочу даже это комментировать. Более того, я написал Владимиру Георгиевичу смс, спросил, зачем он вообще дал это интервью. Ничего и никогда с Большим театром произойти не может: Большой есть Большой. И надо отдать должное Гергиеву, он из Мариинского сделал такой же по репутации и значимости коллектив. Поэтому за эти два театра переживать не нужно. Независимо от того, работают они или нет — простой им будет компенсирован, как, впрочем, получат компенсацию и другие государственные музыкальные театры (мы говорим только о них). Но разница в суммах будет существенная: например, у НОВАТа с Большим разница в 22 раза.

— А конкретнее?

— Новосибирский театр получит 18 миллионов рублей за три месяца, а Большой более 400 миллионов. Я считаю, что при такой колоссальной диспропорции мы находимся в более тяжелом положении по сравнению с Москвой. И это при условии, что у нас в НОBATe средняя зарплата — 67 тысяч. В Большом театре работает 3200 человек, а у нас — 885. Несопоставимые компенсации.

— Такая диспропорция в финансировании, с одной стороны, понятна, но, с другой, может поставить региональные музыкальные театры на грань закрытия.

— А вот здесь, как мне кажется, уже должно быть принято решение на уровне правительства.

— О каком решении вы говорите?

— Если действительно вакцина будет создана нескоро, то тогда посещение балетных или оперных спектаклей при соблюдении в Европе санитарных норм, которые могут быть введены в условиях пандемии, станет чуть ли не экзотикой, театры не смогут зарабатывать, как прежде. Скажем, в зал на полторы тысячи зрителей пускать можно будет только пятьсот. Вот знаменитый концертный зал Вены «Мюзик Ферайн» сейчас рассматривает возможность начала работы: при вместимости 1800 человек собираются продавать 400 билетов, то есть один зритель минус три места. А это концертный зал с большим пространством, и оркестр сидит не в яме, а на сцене. А в НОВАТе в зале, рассчитанном на полторы тысячи мест, когда на сцене одновременно может быть до 300 человек: оркестр — 85, хор — 80, миманс до 50, а в опере «Князь Игорь», например, еще и балет, будет всего 300 зрителей?

При такой, скажем, пандемически-санитарной постановке дела просто невозможно будет сохранить то количество музыкальных театров, которое существует в России. И уже понятно, что вернуться к финансовой ситуации, которая была до, тоже невозможно. До пандемии доход вне бюджета в Новосибирске по плану за год должен был составить 500 миллионов рублей — с этих доходов мы доплачивали артистам достаточно большие суммы. Теперь, если в зале публики будет в три раза меньше, мы вернемся на пять лет назад. Когда я только пришел в театр, доход составлял 115 миллионов рублей, а средняя зарплата артистов была в районе 30 тысяч, у технических работников — в пределах 7–13 тысяч. Да что в Новосибирске, в Петербурге, в Михайловском театре, когда я туда пришел в 2007-м, музыкант оркестра получал 11 тысяч. Мы, конечно, можем вернуться в те времена, но мне кажется, что это путь в никуда.

— Вы — Кехман, эффективный креативный управленец, работой в двух крупных театрах России доказавший свою состоятельность и который из самой сложной ситуации может найти выход. Сегодня у вас есть решение, как сохранить музыкальные театры? Какие шаги надо предпринять?

— Чтобы принять разумное решение, для начала надо понять, можем ли мы позволить себе в нынешних условиях такую роскошь — в каждом большом городе содержать собственную труппу в музыкальном театре.

— Разве это плохо, когда в крупных городах работает своя оперная или балетная труппа? Это престиж региона и города, уровень их культуры.

— Это хорошо звучит, но сейчас невозможно иметь достойное качество у такого количества коллективов по всей стране. Безусловно, в регионах есть лидеры, законодатели моды — оперные театры в Екатеринбурге, Перми и Новосибирске. Чтобы эффективно использовать здания театров в каждом городе, нужно создать единую межрегиональную дирекцию. Артисты переходят в ведение этой дирекции и переезжают из города в город. То есть театр остается в регионе как площадка, а формы существования творческого коллектива радикально меняются. Не так много музыкальных театров, которые могли бы похвастаться выдающимся качеством. Поэтому мы могли бы в нынешней ситуации каким-то образом правильно распределить ресурсы, чтобы максимально сохранить качество постановок. А если и дальше размазывать, как сейчас, финансовую поддержку по всем театрам, то это приведет только к одному — потере качества продукции.

Интендант оперы в Париже господин Лисснер сказал в интервью Figaro: «Мы никогда не будем работать в Парижской опере в том виде, в котором нам предлагают. Потому что мы не сможем дать зрителю качество нашего уровня».

— Что вы имеете в виду под словом «оптимизация», от которого россиян бросает в дрожь? Образование и медицину дооптимизировали до того, что профессии врачей и особенно учителей стали неуважаемыми. И как оптимизировать Новосибирский (федерального подчинения) и Пермский театр (регионального подчинения)? По какому принципу?

— У этих театров, по большому счету, все будет хорошо. Другой вопрос — будущее театров в Астрахани, Воронеже, Самаре, Нижнем Новгороде...

— Их закрыть, по-вашему, или...?

— Повторяю, не надо ничего закрывать. Вопрос в следующем: исходя из той перспективы, которую теоретически предлагает Роспотребнадзор, стоит подумать, надо ли в каждом театре иметь собственную оперную, балетную труппу. Так работают многие театры в мире: одни имеют собственную труппу, а другие — только здание, которое принимает разные коллективы. Это, например, театр «Шатле» в Париже, Линкольн-центр в Нью-Йорке. В Метрополитен-опера балетный сезон проводит компания ABT. В России до революции прекрасно работала знаменитая дирекция Императорских театров, и система, о которой я говорю, давно придумана.

— Насколько она может подходить современной системе театров и как может функционировать?

— Может быть такая система: в России две дирекции — одна федеральная, другая межрегиональная, и в подчинении обеих находится определенное количество театров. В идеале в крупном городе есть театральное здание, есть собственный технический персонал и минимальный коллектив, который обеспечивает выступление на этой площадке любой российской труппы. Это можно сделать постепенно, разработав гастрольный план. Я считаю, перейти театрам в такой формат существования было бы выгодно с точки зрения здравого смысла, но хорошо бы еще с точки зрения законодательной. Сейчас будут пустые самолеты, пустые поезда, приемлемые цены на билеты. Любая сильная труппа с хорошей школой может ездить и показывать свои спектакли. А театры у нас сократить невозможно — здания останутся.

— Кто будут судьи — какие театры оптимизировать, а какие оставить? Ведь их около 30 по стране (плюс-минус): одни — федерального подчинения (их меньшинство), другие — регионального или даже муниципального. С точки зрения экономики у них разные «карманы».

— Это произойдет естественным образом. Не буду говорить о конкретных регионах, есть несколько губернаторов, которые с огромным удовольствием, если им предложить такую оптимизацию, согласятся.

— Наверное, найдутся и такие, которые с радостью оптимизируют не только музыкальные, но и все учреждения культуры в своих губерниях.

— Это не так. Просто музыкальный театр — это очень дорогое удовольствие.

— Я как всегда — за обиженных. Просто представляю, как город гордится своим музыкальным театром, а его — хлоп, и слили. Артисты ходили на работу, репетировали, а теперь что?

— Он может продолжать гордиться, но только там выступать будет не собственная труппа, а та, которая будет к ним приезжать. Их артисты станут частью этого коллектива. Невозможно взять и выгнать людей на улицу. Надо реально смотреть на происходящее: невозможно будет жить всем, в том числе и музыкальным театрам, как прежде. Например, у меня в Михайловском в балетной труппе, где достаточное количество пенсионеров, которые приходят на класс, делают «физкультуру», получают свои 34 тысячи, и мы их никоим образом не можем уволить. Или в оперной труппе, когда я пришел, было 53 солиста, но из них реально могли петь 11. Сейчас осталось 43, из которых 5 не могут петь.

— Это вы так считаете?

— Это музыкальный руководитель Александр Ведерников так считает, их невозможно поставить в спектакль. Да, балласт, и в каждом театре таких от 10 до 30 процентов. А есть театры, где «Баядерку» или «Лебединое озеро» в кордебалете танцуют 16 балерин вместо 32. Такие коллективы тоже существуют. Ситуация очень разная везде, но оптимизация не будет жесткой, как может показаться. Скорее, это перераспределение ресурса — и финансового, и человеческого. Я два раза делал это — в Михайловском и в Новосибирском театрах. Все воспринималось достаточно спокойно, единственный сотрудник, которого я в Новосибирске увольнял полтора или два года, была жена бывшего директора — она работала пресс-секретарем. А все остальное — творческий процесс.

— Вот интересно, Владимир Абрамович, как ваши коллеги отнесутся к такому предложению?

— Все мои коллеги будут категорически против. Но когда такой колоссальный разрыв в финансировании, театрам конкурировать с большими и главными в стране невозможно. Поэтому ситуация простая: если мы хотим поднять качество региональных театров, мы идем этим путем. Если не хотим, оставляем в региональных театрах все как есть, и тогда каждый будет выживать как может.

— Вы точно уверены, что ни один из ваших коллег вас не поддержит?

— Ни один.

— Значит, Кехман — опять один в поле воин?

— Я ни с кем не воюю. Я считаю, что это работа, очень тяжелая и ответственная. Но зачем она кому-то нужна, если все у всех и так хорошо. Директора получают зарплату в 300–500 тысяч рублей и будут получать и дальше. Скажем, в Советском Союзе руководитель Кировского театра имел зарплату 1200 рублей в месяц, а к ней шли премии, гастроли, надбавки за звания. Тогда это были серьезные деньги. Полторы тысячи рублей тогда и 500 тысяч теперь — это несопоставимые вещи, квартира тогда стоила 4 тысячи рублей. Любой танцовщик, музыкант, работавший в Михайловском театре до 1992 года, приезжая с месячных гастролей из Японии, мог себе купить квартиру. Но это к слову о спокойной жизни.

— Музыкальный театр, единственный из всех, кто занимается долгосрочным планированием: на 3–5 лет вперед заключаются контракты с постановщиками, особенно с зарубежными. А сейчас, когда никто не знает, что будет, как можно что-то планировать?

— В нашем случае, в отношении НОВАТа и Михайловского театра, вообще ничего не меняется. У нас очень сильные свои собственные музыкальные руководители, и их база — наши театры. Нам никто не нужен — ни приглашенные с Запада режиссеры, ни дирижеры. Мы ориентированы на зрителя, а не на критика. Кому нужны международные проекты, те сейчас действительно находятся в сложном положении. Хотя на сегодняшний день есть вероятность того, что и оперные звезды, и агенты опустятся на землю с неба, и многие российские певцы, так востребованные на Западе, смогут у нас побольше попеть, но за другие деньги.

— Как, по-вашему, будет решаться вопрос гонораров в мировых оперных театрах?

— В 2019 году я потерял 13 танцовщиков, которые из НОВАТа ушли в театры Москвы, Петербурга и Европы. У нас очень востребованные артисты, за которыми стоит сильная школа.

— Но это было до «войны», когда статусные певцы или танцовщики могли диктовать любые условия. Но ситуация очень повлияла на рынок труда, в том числе оперный и балетный. Кого-то где-то разве теперь ждут при своих-то безработных? Насколько вообще этично в сложившейся ситуации диктовать? Понимаю наивность этого вопроса.

— К сожалению, слово «аморально» применять к артистам просто невозможно — они думают только о себе. И если не закроют все границы, они будут принимать решения в пользу своей выгоды. Меня давно Юрий Хатуевич Темирканов научил: если хочешь остаться в этой профессии, никогда не жди благодарности. А что будет в мире, я не знаю. Во всем мире не так много театров, а у нас очень хорошие кадры, которых примут, и не важно, откуда они — из Новосибирска или Петербурга. В нашей балетной школе в Новосибирске почти 50 процентов китайцев учатся. Уровень образования и мастерства у нас очень высокий в балете. Меня в этой ситуации волнует только публика: как только в музыкальном театре исчезает качество, тут же теряешь публику.

— Вы готовы возглавить такую дирекцию, если вас услышат наверху и она будет создана?

— Конечно, создать готов. Тем более что в 2021-м у меня заканчиваются все ограничения. И если мне дадут такое право, я берусь часть региональных театров убедить в преимуществах такой системы. Нужно только право и деньги.

— Не боитесь пострадать за свою реформаторскую деятельность?

— Ну... значит, на этом закончится вся моя театральная деятельность.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 634


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930