Опубликовано 31.07.2011 в рубрике  Новостная лента
 

Ян Гиллан о своей вере в Бога и о 40-летии рок оперы "Исус Христос -суперзвезда"

40 лет «Иисус Христос» водит людей по музыкальной пустыне…
12 июля исполнится сорок лет с того дня, когда в Питтсбурге состоялась премьера мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда»
 
12 июля исполнится сорок лет с того дня, когда в Питтсбурге состоялась премьера мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда»

Музыкальный обозреватель «ВП» Михаил Садчиков вспоминает о том, что значила эта рок-опера для молодежи СССР, какое влияние она оказала на развитие отечественной рок-музыки.
Впоследствии журналистская судьба подарила ему встречи с создателями оперы — Уэббером, Райсом и исполнителем партии Христа Яном Гилланом. Публикуем отрывки из интервью.

В начале 70-х, когда в Советский Союз сквозь железный занавес проникла рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» (сначала привозили пластинки с Запада, потом их тут же переписывали на магнитофоны), она воспринималась как абсолютное новаторство, музыкальная революция. Ну и конечно, поражала сама тема. В Советском Союзе религия не запрещалась, но образ Христа был слишком возвышен, свят, а в английской рок-опере Христос неожиданно представал как живой, молодой герой, страстный и ранимый. Очень удачным было и название: суперзвезда — это слово тогда тоже казалось чем-то новым, полузапретным (в СССР звезд не было!), эффектным, особенно в применении к Христу.

В пластинке «Иисус Христос — суперзвезда» имелся вкладыш с либретто. Для многих молодых людей он стал настоящим учебником английского языка.
Особый восторг вызывал тот факт, что партию Христа записал не кто иной, как Ян Гиллан — лидер суперпопулярной в те времена группы «Deep Purple», то есть рок-голос целого поколения.
«Христос» породил массу последователей и подражателей. Александр Градский написал рок-оперу «Стадион», Андрей Богословский — рок-оперу «Алые паруса», Александр Журбин — зонг-оперу (а по сути, конечно же, рок-оперу) «Орфей и Эвридика».

Советские меломаны по крупицам находили сведения об авторах «Христа». Оказалось, они молоды, и это тоже вызывало восторг. Как и то, что Эндрю Ллойд Уэббер пытался соединять классику и рок (тогда это тоже было модно, ново!).
…Каково же было мое удивление и некоторое разочарование, когда журналистская судьба свела меня с Ллойдом Уэббером (в 1986 году он приезжал в Петербург на симфонический фестиваль со своим «Реквиемом») и я не увидел в глазах композитора искры, заговорив с ним о «Христе».


Прямая речь

Эндрю Ллойд Уэббер:
— Надо же! Неужели ее до сих пор помнят? Прошло ведь столько лет… И почему именно «Христос»? А чем рок хуже или лучше остальной музыки? Я берусь доказать, что интонации рока присутствуют даже в музыке Шостаковича.
Неужели у вас неизвестна «Эвита»? Во всем мире эта опера пользовалась куда большим спросом, чем «Христос». После Бродвея ее поставили в 60 театрах. Я никогда не жаловался на отсутствие работы, сочинял не только мюзиклы. В начале 70-х (то есть сразу после «Христа») написал «Вариации для виолончели и рок-ансамбля». Спустя десять лет переоркестровал их в «Вариации для симфонического оркестра и виолончели».
Меня чаще всего критикуют за то, что я придаю слишком большое значение мелодии. Да, да, можете себе представить! Для меня мелодия — главное. Причем я уверен, что искать мелодию — дело безнадежное. Она должна рождаться в сознании композитора сама собой. Новомодный же «минимализм», когда музыкальная тема состоит всего из трех звуков, я считаю явлением преходящим. И вот еще что важно — всякой музыке должна быть свойственна национальная окраска. Сердце композитора не может принадлежать всем странам сразу. Когда в Великобритании появились «Битлз», над миром властвовал американский рок-н-ролл. Но Леннон и Маккартни сумели сделать его английским. Вы в России должны сделать рок русским.
Обратите внимание, что большинство людей любит лишь ту музыку, которую они слушали в детстве и юношестве. Потом человек становится ленивым и упрямым, чтобы заинтересоваться по-настоящему чем-то новым.

Тим Райс:
— Грандиозный успех нашей рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» привел когда-то в шок многих представителей классического оперного искусства! Но мы просто пытались высказаться тем музыкальным языком, который знали и любили. Я думаю, «Иисус Христос» достаточно типичная музыка, даже обычная, никакой эпатажности там нет. И либретто — дань традициям. Библейские темы всегда хорошо ложатся на музыку. Немало мюзиклов основываются на священных историях. Опере повезло еще и с тем, что по ней была снята очень достойная киноверсия, что удается не так часто. Все-таки мюзиклы — жанр прежде всего театральный.

Ян Гиллан:
— Когда я был мальчишкой, я ходил в церковь. Пел в церковном хоре. И я испытываю некоторые трудности в связи с «модернизацией» понимания того, что всегда являлось добродетелью и социальной структурой. Я верую в совершенно простые вещи. Я верую в Бога.
Я думаю, моя работа в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» определилась, когда у меня появились проблемы в сцене со снятием с креста. Там дело было не в самом пении, а скорее в актерской игре. Уже ближе к самому концу я сказал Тиму Райсу: «Давайте дорепетируем завтра. На меня все это производит слишком сильное впечатление. Ведь я не профессиональный актер. У меня голова кругом идет». А он ответил: «Ты можешь это сделать. Не думай об Иисусе Христе как о религиозной фигуре. Думай об Иисусе Христе как об исторической фигуре. К примеру, Наполеон. Или Александр Македонский. Или Юлий Цезарь». Таков был наш подход к этой теме. И это помогло мне. Гораздо проще петь, представляя себя Уинстоном Черчиллем, чем Христом, или Мохаммедом, или еще кем-нибудь в этом роде.


Между тем

В СССР мюзикл Уэббера — Райса распространялся с помощью «самиздата» — в основном на магнитофонных пленках.
В советской рок-среде мюзикл был принят восторженно. Его влияние на развитие рок-музыки в Советском Союзе было огромным.
Первым, кто осмелился поставить мюзикл, был известнейший ныне джазмен Алексей Козлов, лидер «Арсенала» (тогда еще полуподпольного). Это случилось в 1974 году (оцените оперативность — всего-то через год после бродвейской премьеры!).

Те, кто слышал мюзикл в оригинале, с симфоническим оркестром и великолепным Яном Гилланом в партии Иисуса, назовут «арсенальского» «Крайста» всего лишь бледной копией. Но сравнивать эти постановки вообще некорректно. Оркестровки были написаны Козловым после прослушивания рок-оперы на магнитофоне «Яуза».
Первый перевод «Иисуса» на русский язык, как гласят рок-апокрифы, был сделан лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко для собственной бабушки. Увы, этот перевод не сохранился.
Премьера первой русской театральной версии мюзикла состоялась в 1990 году в исполнении актеров Театра им. Моссовета.

В том же году состоялась премьера мюзикла в Петербурге, на сцене Театра «Рок-опера».
В 1992 году, когда экономика лежала в руинах, чудом вышла на виниле русская версия рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Главным вдохновителем и организатором проекта был поэт и переводчик Вячеслав Птицын, который трагически погиб вскоре после выхода пластинок.
Партию Иисуса исполнил Михаил Серышев, лидер рок-группы «Мастер».
Татьяна Анциферова (известная как исполнительница песен в фильме «31 июня») выступила в роли Марии Магдалины, Сергей Минаев спел партию Иуды Искариота, Сергей Беликов — Священника.
На рубеже веков рок-оперу поставил Стас Намин силами музыкантов группы «Цветы» на сцене созданного им Театра музыки и драмы.

Вполне возможно, что, не будь «Иисуса Христа», в СССР никогда бы не появились свои рок-оперы. А так, несмотря на настороженное отношение властей к этому жанру, в 1976 году Рыбников и Глушко создали спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а в 1979 году Рыбников и Вознесенский написали рок-оперу «Юнона» и «Авось», поставленную в 1981 году на сцене Ленкома. Спектакль идет до сих пор, и всегда с аншлагом. Так что и у нашей знаменитой рок-оперы круглая дата — 30 лет!

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Михаил САДЧИКОВ, Зинаида АРСЕНЬЕВА
http://vppress.ru/tops/40-let-Iisus-Khristos-vodit-lyudei-po-muzykalnoi-pustyne-11173

Читайте также:

20.03.2015 - Сведение счетов с жизнью — это катастрофа, безотносительно того, напишут про это СМИ или нет

17.03.2015 - В.Р. Легойда: Сегодня мы сталкиваемся с вызовом антиинтеллектуализма и оглупления

10.12.2014 - Владимир Легойда: Зачем заигрывать с символами зла?

02.12.2014 - 4 декабря состоится презентация книги В.Р. Легойды

08.10.2014 - Владимир Легойда. Образование не бывает без воспитания

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 5127


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


15-25 сентября
15-25 сентября в г.Новосибирске будет пребывать ковчег с частицей святых мощей Святителя...
21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
октябрь 2019
В октябре 2019 г. состоится конференция, посвященная 300-летию искитимских поселений...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Сентябрь 2019 (41)
Август 2019 (47)
Июль 2019 (58)
Июнь 2019 (52)
Май 2019 (77)
Апрель 2019 (67)

«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии