Опубликовано 25.01.2013 в рубрике  Новостная лента
 

Голос его нужен. К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

Год назад на портале «Православие.ру» была помещена моя большая статья «Владимир Высоцкий: трагедия русской души». В ней говорилось о поиске Высоцким смысла жизни, его духовной трагедии и предпринималась попытка христианского осмысления его поэзии. 25 января 2013 года исполняется 75 лет со дня рождения Высоцкого, и я пользуюсь случаем вновь поговорить о нем.
 
Голос его нужен. К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого


Названием для этой статьи послужила строчка из песни Булата Окуджавы «Как наш двор ни обижали»:

А там Володя во дворе,
А его струны в серебре,
А его пальцы золотые,
Голос его нужен.


Написал он эти строки через шесть лет после смерти Высоцкого в период расцвета популярности его песен – тогда они были действительно нужны и очень востребованы. Привел я эти стихи для того, чтобы задать тон всему последующему повествованию и постараться ответить на вопрос: нужен ли Высоцкий, его творчество, его песни людям, живущим в начале XXI первого века, в совсем другую эпоху? Нужны ли его песни молодежи, чья юность проходит «вдалеке от вещей, тех, которые так переполнили доверху нас», – если говорить словами из песни уже современного поэта и певца Юрия Шевчука?

Для меня, конечно, эти вопросы являются чисто риторическими. Я знаю, что хорошие, настоящие песни нужны всегда, вне зависимости от времени и менталитета людей. Но, тем не менее… Владимир Высоцкий жил в совершенно другое время, его творчество пропитано духом этого времени, его стихи остро социальны, они обращаются к темам, которые были актуальны тогда, в них много реалий именно советского периода, и поэтому они могут быть непонятны современному человеку. Так может быть, творчество Высоцкого ценят только ностальгирующие шестидесятники и семидесятники?

Если набрать в самой популярной на сегодняшний день поисковой интернет-системе «Яндекс» (а Интернетом пользуются в основном люди молодого поколения) слово «Владимир», то первым в списке ссылок будет имя Владимира Высоцкого. Это значит, что его песни ищут и слушают, его творчеством и личностью интересуется очень большое количество людей. Интерес к творчеству Высоцкого не только не ослабевает – он постоянно растет. Во времена так называемой перестройки его песни пользовались очень большой популярностью, потом, в 1990-е годы, последовал спад, Высоцкого стали забывать, но затем – новый всплеск интереса.

Как он сам пел:

Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в делах.
Я, конечно, спою…

Конечно, те, кто сейчас любит и слушает Высоцкого, это в основном люди, «рожденные в СССР», и таких у нас большинство; известно, что одна треть населения нынешней России – люди старше 50 лет. Для людей, живших в советскую эпоху, заставших Советский Союз, Высоцкий – это их юность, это символ того очень противоречивого и непростого времени. Но и для молодежи его песни не потеряли своей актуальности. Тем более что сейчас музыкальная культура (о поэзии вообще говорить не приходится) переживает полный упадок. Молодежи навязывают «попсу», лишенную какой-либо смысловой и эстетической нагрузки, рэп и рок. Но русский рок нынче тоже переживает кризис, его молодой задор, социальность, философия, протест против пошлости, косности и бездуховности ушли в прошлое, остались где-то в 1980-х. И та часть молодежи, что любит вдумчивую музыку, слушает в основном песни исполнителей, которые были значимы для моего поколения. То есть рок-группы «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Алиса», «Воскресенье» и другие. Мы слушали еще Высоцкого и лучших представителей авторской песни. Сейчас лишь небольшая часть молодежи слушает песни Высоцкого, но, как уже говорилось, интерес к его творчеству растет. Как правило, интерес к Высоцкому современным юношам и девушкам привили родители, но, уверен, что среди молодых любителей его песен есть и те, которых просто, что называется, «зацепило», когда они впервые услышали его неповторимый хриплый баритон и вдумались в его тексты. Песни Высоцкого заставляют думать, будят душу, совесть и разум, выводят их из спячки. Сейчас, почти при полном отсутствии у молодого поколения, да и у общества в целом, нравственных идеалов и жизненных принципов, при господстве стадного мышления – «жить как все», песни Владимира Семеновича нужны как никогда. Потому что лучшие из его песен как раз учат жить не как все, а по совести и своим умом. Не катиться вместе со всеми по инерции, попав в проложенную до тебя колею, а «выбираться своей колеей». Вспомним также и его знаменитую песню «Бег иноходца»:

Я скачу, но я скачу иначе –
По камням, по лужам, по росе.
Бег мой назван иноходью – значит:
По-другому, то есть – не как все!


Тех качеств души, которые воспел Высоцкий: веры, верности слову и идеалам, любви, доброты, мужества, стойкости, героизма, рыцарства, целеустремленности, – катастрофически не хватает не только в нашей действительности, но и в современной литературе, искусстве, песенном творчестве. Даже в его время в песнях недоставало этих вечных тем; и среди современных ему поэтов и певцов никого нельзя поставить и близко с Высоцким, что уж говорить о нынешних. Значит, его песни нужны сейчас, и они нисколько не утратили своей актуальности. Во все времена люди читали стихи, пели песни, написанные задолго до них, если это были действительно настоящие песни, а не популярные однодневки. Например, старинные русские народные и казачьи песни не устареют никогда. Недаром интерес к ним высок даже в наше время. Из прошлого мы должны брать самое лучшее и передавать это уже нашим детям, особенно при современном оскудении талантов.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим –
Потому что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем! –


как писал об этом сам Высоцкий в своей песне «Баллада о времени».

Высоцкий может своими стихами пробудить интерес и к настоящей литературе, потому что они вышли из нее. К героическим романам Вальтера Скотта, Жюля Верна и Стивенсона, а может, и к более серьезным авторам, например Достоевскому, Пушкину. А иначе на чем воспитывать молодежь? На каких книгах и песнях? Не на попсе же, Пелевине, Сорокине и Дэне Брауне!

Конечно, песни Владимира Высоцкого – пища довольно серьезная, и далеко не каждому молодому человеку она будет по зубам. Чтобы понять их, требуется определенный интеллектуальный уровень и знания, а также умение мыслить.

Но задача творца, поэта, писателя, музыканта, художника – «тянуть» человека до какого-то уровня, звать к чему-то высшему, пробуждать лучшие мысли, чувства, желания, заставлять задуматься о главных вопросах. Иначе творчество превращается только в развлечение для публики и шоу-бизнес.

Я уже говорил, что тексты песен Высоцкого могут быть не совсем понятны молодежи в силу того, что он порой описывал события, людей и исторических деятелей именно своего времени. Но здесь есть и другая сторона медали. Песни Высоцкого могут нести людям молодого поколения информацию о той эпохе, в которую жили их отцы, матери, дедушки и бабушки. В этом смысле Высоцкий ценен как бытописатель того времени, той страны, тем более что время это совсем еще недавнее. Особенно это касается его песен о войне. Историю, в том числе и новейшую, надо знать, без нее нет будущего. Так что песни Высоцкого можно использовать не только как средство воспитания молодых людей, но и как источник информации, расширяя их кругозор.

Думаю, что у многих может возникнуть вполне закономерный вопрос: ведь творчество писателей, поэтов неотделимо от их биографии, а ни для кого не секрет, что бурная жизнь Высоцкого вовсе не являла собой нравственный идеал и ни в коем случае не может служить примером для молодежи, так как же тогда прививать молодым людям интерес к его песням и воспитывать на них подрастающее поколение?

Точно так же, как изучают в школе жизнь и произведения иных авторов, например Пушкина, Толстого, Тютчева, Есенина и многих других, чья биография была порой не менее бурной. Мы проходим с детьми основные вехи жизни писателей, но не штудируем «донжуанский список» Александра Сергеевича или любовные похождения графа Толстого. Мы отделяем грехи творцов и их произведения, навеянные этими грехами, от них самих. Это неизбежно, пшеницу нужно отделить от плевел. Даже на самом ухоженном поле попадаются сорняки и колосья, испорченные вредителями. На самой прекрасной и здоровой яблоне можно найти гнилые, больные и червивые яблоки. Так же и с творчеством. С подростками мы читаем «Капитанскую дочку» и «Руслана и Людмилу», «Войну и мир» и «Кавказского пленника», а не эротические или кощунственные произведения Пушкина или «Евангелие» Толстого. И в царской России, и в советский период существовала цензура, и некоторые произведения классиков не издавались (я говорю не о тех сочинениях, которые не печатали в советское время по идеологическим соображениям). Помешало ли это изучать и любить русскую литературу? Нисколько.

Возвращаясь к Высоцкому, скажем, что удивить современного молодого человека информацией о страстях и дурных привычках звезд сегодня, по-моему, просто невозможно (СМИ и Интернет постарались). Конечно, не нужно умышленно скрывать некоторые факты из его биографии, но и акцентировать на них внимание совершенно ни к чему.

Но об опыте использования творчества Владимира Семеновича в воспитательных целях мы поговорим чуть ниже, а пока я хотел бы затронуть еще одну очень важную тему. Тему жизни песен Высоцкого после его ухода и влияния его творчества на людские души.

Мать Владимира Высоцкого Нина Максимовна в одном из своих интервью как-то сказала: «Глядя, как он действует на души людей, я думаю, что это тема будущего, это будут еще изучать: воздействие песен Высоцкого, его творчества на человека. Когда все случилось (смерть Высоцкого. – о. П.Г.), я получала огромное количество писем, и каждый человек писал о том, что он чувствовал, когда слушал песни Высоцкого на концерте или в записи».

В своих прошлых статьях я уже говорил о том, как влияют его песни на людей, как приводят к вере и помогают в непростые минуты жизни.

Приведу еще один пример.

В городе Волгограде живет человек, который с помощью песен Владимира Высоцкого творит, не побоюсь этого слова, великие дела.

Голос его нужен. К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

Владимир Корецкий


Исполнитель песен Высоцкого, о котором мне хочется рассказать, его тезка Владимир Иванович Корецкий – человек поистине замечательный. Он путешественник, спортсмен, бард, подвижник работы с молодежью и строитель храмов. Все виды его деятельности и заслуги перечислять можно очень долго, поэтому остановимся на основных.

Владимир Иванович в 1996 году встретился с матерью Высоцкого, Ниной Максимовной, и получил ее «благословение» на морской поход в память Владимира Высоцкого от Волгограда до Торонто на 7-метровой яхте «Владимир Высоцкий» со своим 14-летним сыном и еще несколькими единомышленниками. Мама Высоцкого дала Корецкому свой архив, в котором были неспетые и неопубликованные стихи ее сына. Впоследствии Владимир Иванович напишет музыку к этим стихам.

Их судно проплыло через восемь морей и Атлантический океан по маршруту Волгоград – Новороссийск – Стамбул – гора Афон и Пирей (Греция) – о. Мальта – о. Корсика (Франция) – Картахены (Испания) – Гибралтар – о. Мадейра (Португалия) – Бермудские острова – Нью-Йорк – Торонто. По всему маршруту Владимир Корецкий давал концерты, где пел песни Высоцкого, а его сын читал стихи Владимира Семеновича. В десяти странах мира они 15 раз поднимали флаг России. Находясь на Бермудских островах, Владимир Корецкий позвонил Нине Максимовне: «Мне удалось сделать то, что не смог ваш сын: я спел песню о Бермудском треугольнике, находясь прямо в нем!» В Америке экипаж яхты пригласил к себе в гости друг Владимира Высоцкого художник Михаил Шемякин.

Владимир Корецкий не только сам исполняет песни Высоцкого, но и является создателем, руководителем и организатором самого крупного и значительного ежегодного фестиваля памяти Высоцкого. Проводится он в Волгограде, на набережной Волги, названной в честь Владимира Высоцкого. Кстати, название это также было дано по инициативе Корецкого. На этой набережной усердием Владимира Ивановича и его помощников построено сейчас семь православных часовен и поставлен памятник Высоцкому.

Но самый главный монумент Владимиру Семеновичу, «памятник нерукотворный», о которым писал его любимый поэт Пушкин, – это, конечно, жизнь его песен, их востребованность и та польза, которую они приносят людям.

[b
]«Добра!»[/b]


Владимир Семенович, когда подписывал фотографии и давал автографы своим бесчисленным поклонникам, обычно писал: «Добра! Высоцкий». Он по-доброму, с любовью относился к людям, и его стихи также несут этот заряд добра и творят добрые дела – уже после его смерти. Вся деятельность Владимира Корецкого тоже свидетельствует об этом. Сам он говорит: «Надо жить так, как поет Высоцкий, – по совести и в доброте!»

В 1990 году на Памире, на пике Ленина, произошла страшная катастрофа, в результате которой погибло 43 альпиниста. Огромный снежно-ледовый обвал уничтожил высотный лагерь. Спасатели трудились в тяжелейших условиях, пытаясь спасти хотя бы некоторых. Корецкий был вместе со спасателями, поддерживая их моральный дух. В течение суток он пел им песни Высоцкого, и эти песни помогали людям превозмогать усталость, где-то брать силы и вновь идти на спасательные работы.

Конечно, в «минуту жизни трудную», в тяжелых испытаниях нам должна давать силы в первую очередь молитва, обращение к Богу. Но и песни всегда – и в старые времена, и сейчас – помогали и помогают русским людям как в военных походах и битвах, так и в трудовых подвигах. Хорошая песня мобилизует силы, вдохновляет, бодрит, дает правильный настрой и темп работе. Достаточно вспомнить наши замечательные военные, полковые, строевые песни, гимны русской армии, казачьи походные песни. Наши предки умели и молиться, как поется в одной старинной казачьей песне о просьбе казаков перед боем: «Помози, Боже, даруй удачу, помози в бою!» Но они умели также сражаться и умирать с песней. В мирное время песня помогала работать и преодолевать трудности. Вспомним бурлацкие, волжские песни или песни артельщиков, строителей. Ямщикам песня не давала заснуть и замерзнуть в пути, а тем, кто шел обозом, не сбиться с дороги и не отстать от своих.

А Владимиру Корецкому песни его любимого поэта помогают в работе с молодежью, и этому великому делу Владимир отдает очень много сил и времени. Воспитывая ребят в духе любви к Родине и памяти о ее великой истории, он не только проводит спортивные состязания для детей и подростков. Он организует театрализованные постановки на военную тематику с использованием военных песен Высоцкого, его воспитанники участвуют в конкурсах и фестивалях с песнями Владимира Семеновича.

Владимир Корецкий также является основателем и президентом детского яхт-клуба «Парус» им. В.С. Высоцкого и общероссийской организации Федерация «Белые Медведи – Аквайс Спорт». А еще он помощник митрополита Волгоградского и Камышинского Германа по миссионерской работе и общеправовым вопросам и председатель приходского совета храма-корабля «Святой Владимир».

Но об этом плавучем храме нужно сказать особо. Сам Владимир называет его храмом-памятником Владимиру Высоцкому. И хотя неизвестно, в честь какого святого был крещен Владимир Семенович, Корецкий считает его небесным покровителем крестителя Руси святого князя Владимира. Трудами Владимира Корецкого создано несколько плавучих храмов: «Святитель Иннокентий» (первая в России плавучая церковь), «Святитель Николай» на барже и «Святой Владимир», являющийся самоходным плавучим храмом. Для чего создаются такие храмы? В очень многих населенных пунктах вдоль берегов Волги нет действующих церквей. Передвижные церкви совершают миссионерские плавания по Волге, останавливаясь в тех местах, где нет храмов. Во время остановок проводят миссионерские беседы, крестят, совершают другие таинства, служат литургию и причащают.

Храм во имя князя Владимира построен на базе списанного десантного корабля. Его особая конструкция значительно облегчает миссионерскую деятельность. Судно оснащено специальной откидывающейся аппарелью, что позволяет подходить к берегу даже в самых мелких местах. Длина корабля 70 метров, водоизмещение его 300 тонн. Он был освящен митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом. В свободное от миссионерских походов время корабль пришвартован возле набережной в Волгограде. Многие жители города хотят крестить младенцев именно в этом храме, а для венчания выстраивается очередь.

Еще один интересный факт, иллюстрирующий, как творчество Высоцкого помогает не только в постройке плавучих храмов, но и в строительстве приходских церквей: в 2009 году в городе Николаевске Волгоградской области состоялся благотворительный концерт Владимира Корецкого по сбору средств на храм святителя Николая, строящийся в этом районном центре; во время концерта на стадионе собирались пожертвования на возведение церкви.

«Дерево познается по плоду своему», – сказано в Евангелии (Лк. 6: 44). Талант и труд поэтов, писателей оценивается не только по красоте слога и востребованности их творчества, но, в первую очередь, по тому действию, которое их творения производят в душах людей, по тем чувствам, какие они рождают в их сердцах. У Ивана Андреевича Крылова есть басня «Сочинитель и разбойник». Многим православным людям она сейчас стала известна, так как легла в основу одной из песен-притч популярной исполнительницы авторской песни Светланы Копыловой. В басне рассказывается о некоем писателе, который попал в ад и терпит там муки. И с течением времени его мучения все усиливаются, потому что его сочинения, проповедующие неверие и разврат, получают все большее распространение, и зла от них с каждым годом все больше.

Да, талант можно употребить не только во вред себе и окружающим, но даже и последующим поколениям.

Данный образ можно применить к творчеству Высоцкого, но с точностью до наоборот. Владимир Семенович, к сожалению, при жизни не смог прийти в Церковь, но, несомненно, был человеком верующим, и своими лучшими песнями он нес людям веру, надежду и любовь. А некоторых даже приводил своим творчеством к Богу. Но, думаю, сам Высоцкий и представить себе не мог, что его песни будут помогать строить православные храмы, часовни, нести людям весть о Христе, воспитывать молодежь и творить другие благие дела.

И если его творчество уже после кончины приносит такие плоды, значит, он был угоден Богу, и Господь обязательно вменит ему это в заслугу.

Добрые песни могут родиться только в доброй душе: «Не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк. 6: 44–45). Приведу всего несколько примеров, свидетельствующих об искренности, отзывчивости, щедрости души Владимира Высоцкого. К сожалению, у Высоцкого не сложилась семейная жизнь, и он очень переживал из-за этого. Женившись на Марине Влади, он много помогал своей второй жене Людмиле и детям Аркадию и Никите, любил общаться с сыновьями. Но недостаток настоящей семьи он восполнял общением с друзьями. Дружба была для него понятием священным, этому чувству, товариществу, взаимовыручке посвящено немало его песен. Это и песни о войне, и «горные», и «рыцарские» песни, и песни о мирном подвиге русских людей.

Нет друга, но смогу ли
Не вспоминать его –
Он спас меня от пули
И много от чего.

Ведь если станет плохо
С душой иль с головой,
То он в мгновенье ока
Окажется со мной.

И где бы он ни был, куда б ни уехал –
Как прежде, в бою, и в огне, и в дыму
Я знаю, что он мне желает успеха,
Я тоже успеха желаю ему, –


спел он в песне про дружбу, которую написал для радиоспектакля «Зеленый фургон».

[img=left]http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101001/100179.p.jpg?0.8577786767680491[/img]
Режиссер Александр Митта вспоминает о его умении дружить: «Он был уникальным во многих отношениях. Например, в дружбе. Огромное количество людей искренне считали себя его друзьями, даже если они были знакомы с ним недолго. Они не ошибались. Он к каждому был внимателен. Ему каждый был интересен. И каждый имел основания считать, что занимает в жизни Володи особое место. Он всех помнил и каждому готов был помочь. Как это назвать? Талант дружбы?»

Еще один друг Владимира Высоцкого сценарист Эдуард Володарский рассказывал: «Много мы отнимали у него времени и сил, он был человек, который для товарищей готов был сделать все. Кому-то понадобилось лекарство. Он мог ночью помчаться через весь город на машине. Он один раз доставал лекарство в Париже, и всю ночь он следил по телефону, когда самолет прибудет в Шереметьево, потом поехал в Шереметьево и забрал лекарство для матери своего товарища, которая была больна».

Станислав Говорухин свидетельствует: «К нему тянулись люди, он не мог без них – он должен был знать обо всём, что происходит в жизни.

Надо бы сказать ещё вот о чём. Он, чей рабочий день был загружен до предела, вынужден был отнимать у себя время – отнимать у поэзии! – на решение разных бытовых вопросов своих друзей. (Известно, что Высоцкий спал всего четыре-пять часов в сутки, почти все остальное время было посвящено работе. – о. П.Г.) Помогал всем, кто просил помочь. Одному “пробивал” машину, другому – квартиру, третьему – сценарий. Больно говорить об этом, но многие его знакомые нещадно эксплуатировали его популярность и возможность войти в любые двери – к любому начальнику».

Актриса Лионелла Пырьева рассказывает о том времени, когда Высоцкому было всего 23 года, он был молодым, бедным, малоизвестным актером: «Володя был человеком, быстро завязывающим знакомства, очень добрым, впечатлительным, умеющим быстро оценить не только состояние души, но и характер каждого, с кем встречался. Я глубоко убеждена, что Володе достаточно было перекинуться с кем-нибудь парой слов, чтобы знать о нем все. Он был как рентген!.. Когда-то произошла между нами сцена, которую я не забуду, и буду ему благодарна до конца моих дней. Однажды я шла по московской улице. Шла в прямом смысле с пустыми карманами. Не было денег. Ни копейки. Даже на хлеб. Будучи актрисой театра имени Станиславского, я зарабатывала 69 рублей в месяц. Издалека я увидела Володю. Было видно, что он куда-то спешил, но – заметив меня, приостановился. Спросил, как дела, как живу. “Ничего, все в порядке”, – ответила я. “До свидания, Лина”, – сказал тогда Володя. “До свидания, Володя”, – сказала я. И мы разошлись каждый в свою сторону. Но неожиданно Володя вернулся, догнал меня, сунул мне в руку трешку: “У меня тоже дела идут не лучшим образом, больше нет. А ты, наверное, сегодня даже не завтракала”. Как он об этом узнал? По моим глазам? Я зажала трехрублевку в ладонь, слезы подступили к горлу, и я едва прошептала: “Спасибо”. И через мгновение только опомнилась, чтобы посмотреть, как он уходит. Хорошо знала, что Володя как актер театра имени Пушкина тоже зарабатывает немного. Три рубля в то время! Я могла на них прожить целых два дня! Именно те два дня, которые оставались до получки».

Месяца за два до кончины Высоцкий позвонил писателю Василию Аксенову, тогда находившемуся в опале, и сказал: «Я тебе хочу дать тысячу рублей». Но тот стал отказываться: «Володя, зачем?» Он ответил: «Ну, чтобы ты мог жить так, как ты живёшь». Он знал, что Аксенову нигде уже нельзя заработать. Писатель поблагодарил, но денег так и не взял: «Спасибо, ничего, я обхожусь».

***


После смерти Высоцкого в 1980 году Булат Окуджава написал песню «О Володе Высоцком». Вот ее финальный куплет:

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.


Мне неизвестно, какой смысл в эти строки вкладывал сам Булат Шалвович, но можно предположить, что он писал о душе и теле. Душа поэта покинула этот мир и полетела к Богу, а тело было предано земле: «возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3: 19). Но также мне видится в этом образе и другой смысл. И при земной жизни, и после смерти личная жизнь и творчество Высоцкого подвергались обсуждению, осуждению и критике. Конечно, как и всякий человек, он имел грехи и, как любой творец, мог совершать ошибки и создавать не только удачные произведения. Но время все расставляет по своим местам: «большое видится на расстоянии». И самым главным, что оставил после себя Владимир Высоцкий, является не его порой очень бурная и страстная земная биография и не его грехи («черный аист») – все это осталось в прошлом, и за все это поэт уже ответил на суде Божием, – а его огромный талант, добрая душа и его замечательные песни, которые до сих пор помогают нам жить. Вот эта светлая его часть – этот «белый аист московский» – воспарил над суетой, страстями, сплетнями и домыслами и продолжает нести добро.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1876


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (13)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031