По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 30.01.2014 в рубрике  Новостная лента
 

Выступление председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации на секции «Православная культура в современной школе»

28 января 2014 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на секции Рождественских чтений «Православная культура в современной школе», прошедшей в Храме Христа Спасителя.

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие друзья, коллеги!

Секция «Православная культура в современной школе» на нынешних Чтениях — центральное мероприятие, посвященное развитию православного образования в российской школе, прежде всего общеобразовательной. На повестке дня вопросы расширения ОПК, развития практики сотрудничества Церкви с органами власти, со школой, с педагогическим и родительским сообществами. В программе секции запланированы научные доклады, сообщения, информационные выступления по всем этим направлениям. Хотел бы обратить внимание на несколько вопросов.

Первое. За два года эксперимента с ОРКСЭ, и уже скоро два учебных года повсеместного преподавания в 4-х классах, далеко не все и не полностью отработано. Система образования, наша школа еще не вполне «привыкли» к этой практике. Есть определенные проблемы с обеспечением свободного выбора предмета, есть и слабая подготовка учителей, прежде всего профильная, есть и учебники, содержание которых не предусматривает выбора модулей, не везде сложилась система взаимодействия епархий со светскими структурами.

Принимая во внимание все эти обстоятельства, мы имеем в виду, что нормальное расширение этой предметной области не на один учебный год, а по всем ступеням школы, как это и предусмотрено разработанной концепцией — на 2-4 классы, на 5-10 классы — требует большой подготовительной работы, разработки материалов по стандартизации содержания наших предметов, подготовки на их основе учебников и пособий, экспертизы, в том числе, конфессиональной. Это даже не месяцы, это годы работы. И это — далеко не лишний повод для незамедлительного начала этих трудов.

В рамках работы Межведомственного совета, деятельности Методического объединения по ОРКСЭ разрабатывается «дорожная карта», которую надо будет реализовать. Основные позиции есть и в согласованной нами концепции расширения ОРКСЭ. Можно уточнять содержание и сроки, но понимание того, что надо делать, и в какой последовательности — у специалистов имеется.

У меня проходит много встреч с педагогами, работниками учреждений образования различных уровней, учеными. Регулярно  посещают регионы наши сотрудники и практически везде, за редким исключением, мы слышим по ОРКСЭ вопросы — что дальше, почему не расширяем преподавание, в чем главная проблема? Причем не от церковных даже представителей, а от управленцев и педагогов, родителей и школьников. Предлагаю на секции сформулировать нашу совместную позицию, зафиксировать мнение участников, которые занимаются непосредственно этой темой в разных регионах.

Напомню, что еще в 2011 году наши политические руководители высказывались в том смысле, что как и в экспериментальный период, в дальнейшем мы можем продвигаться в направлении расширения преподавания ОПК сначала в группе наиболее подготовленных регионов, не форсируя сразу по всей стране. Думаю, такую группу регионов можно определить. Например, наша Ростовская область и Донская митрополия вполне могли бы быть готовы к этому через год-два, имея уже все необходимые для этого материалы. И этот пример, мне близкий, далеко не единичный. Может быть стоит вспомнить о первых «экспериментальных» регионах, и коль они были в авангарде принятия курса ОРКСЭ, то согласятся и стать первыми в расширении курса?

Второе, на что хотелось бы также обратить внимание. Это изменившийся уровень взаимодействия церковных и государственных структур по вопросам преподавания православной культуры в связи с принятием нового закона об образовании. Даже там, где есть позитивный опыт сотрудничества в преподавании православной культуры, потребуется качественно иное взаимодействие на основе формируемой единой федеральной нормативно-правовой базы. Нужно апробировать закон, посмотреть, что в нем нуждается еще в доработке. Светлана Даниловна Ермакова, я думаю, тоже скажет об этом.

Например, в законе установлено «участие» церковных организаций в подготовке учебно-методического обеспечения по курсам, модулям православной культуры. В части 6 статьи 87 записано, что: «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)… о нравственных принципах, исторических и культурных традициях религии… привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации».

Каким должно быть это участие, в какой форме? Как это участие реализуется в регионах? Вы знаете, ряд пособий по ОПК в рамках ОРКСЭ вошли в Федеральный перечень без одобрения Синодального отдела, они разрабатывались без нашего участия и к ним были претензии. Какие формы участия епархий в учебно-методическом обеспечении преподавания православной культуры, имея в виду не основные учебники, а пособия, вспомогательные материалы, программы подготовки учителей? Может быть, как раз практика в регионах, ваш опыт позволит лучше и реализовать нормы нового закона, и в чем-то потом их уточнить, усовершенствовать, предложить практическое решение этих и других проблем.

Еще один важный вопрос — мониторинг результатов образования. Надо создавать совместно с Министерством, органами управления образованием на местах систему постоянного мониторинга качества и результатов преподавания православной культуры. С учетом мнения всех участников образовательного процесса — в первую очередь, родителей школьников как главного «заказчика» преподавания православной культуры, педагогов, администраторов, и церковного сообщества. Систему мониторинга понятную и очевидную.

Решение этого вопроса тесно связано с тем, о чем я говорил выше — о расширении курса ОРКСЭ. В экспериментальном формате, в котором все конфессии были поставлены перед необходимостью вложить в 30 учебных часов все содержание религиозной традиции, результаты образования зафиксировать очень трудно. Полагаю, что совместно с Министерством, другим конфессиями, родительским сообществом нужно обсуждать и находить комплексное решение этих вопросов. Неправильно, если каждая конфессия будет оценивать результаты образования по модулям ОРКСЭ по своим собственным критериям — нужна общая согласованная всеми участниками проекта система мониторинга, несмотря на очевидную специфику разных предметов-модулей в этой предметной области.

Уважаемые участники конференции!

Для Синодального отдела чрезвычайно важно поддерживать постоянную живую связь с нашими партнерами в светской системе образования, епархиальными отделами, педагогическим сообществом, учеными по всем вопросам преподавания православной культуры. С этой целью сотрудники Синодального отдела участвуют в мероприятиях, конференциях в регионах, для этого мы собираемся ежегодно здесь, в Москве, на Рождественских образовательных чтениях.

Как руководитель Синодального отдела выражаю благодарность всем присутствующим за участие в работе секции, а также уверенность в том, что наше сотрудничество — верный залог успеха в решении задачи развития преподавания православной культуры в российской школе.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие /

«Православное образование»

Читайте также:

10.11.2014 - В Министерстве образования и науки обсудили реализацию курса ОРКСЭ в российских школах

24.10.2013 - В Министерстве образования и науки прошло первое заседание Рабочей группы по выработке подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной ...

18.03.2011 - Утвержден состав методического объединения по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 935

Ключевые слова: митрополит Меркурий (Иванов), Рождественские чтения, Основы православной культуры

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


8-9 ноября
Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданская война. Многовекторный поиск...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...
Работа
В Епархиальное подсобное хозяйство села Новошилово требуются сотрудники...
Школа
Возобновляет свою работу проект "Школа духовной безопасности"...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Июль 2018 (30)
Июнь 2018 (94)
Май 2018 (142)
Апрель 2018 (122)
Март 2018 (168)
Февраль 2018 (141)

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии