Опубликовано 15.08.2017 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Не ради Страшного суда

Протоиерей Игорь Гагарин

«Скажите, пожалуйста, что именно из того, что нам нельзя, можно другим?» — задается вопросом протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское (Московская область), размышляя о том, есть ли все-таки в православии «сплошные запреты».

 

Зарабатываем очки?

Протоиерей Игорь Гагарин

Протоиерей Игорь Гагарин

Многие думают, что наша вера — это некая сумма запретов и предписаний. Да и не только наша. Любая религия погружает человека в океан «надо» и «нельзя», «обязан» и «не имеешь права». При этом, как правило, запретов гораздо больше, чем прав.

Характер этих требований в различных религиях иногда совпадает, иногда расходится. Став христианином, я принимаю эти условия и стараюсь изо всех сил делать то, что нужно, и не делать того, чего нельзя. И в той мере, в какой это у меня получается, я преуспеваю и получаю награду или наказание частично в этой жизни и уже в полной мере в той, которая будет после смерти.

То есть человек как бы зарабатывает очки или, наоборот, их теряет. Сделал что-то хорошее — прекрасно, заработал себе плюсы, заслуги или еще что-то. Сделал плохое — скверно, конечно, но тоже не особо страшно, потому что можешь покаяться. Покаялся — значит, стер все эти записи нехорошие в своем списке добрых и злых дел. И по новой начинаешь.

И так вся жизнь — постоянное стремление избежать того, что запрещено, и наоборот, понуждение к тому, чего не хотелось бы делать, да надо, потому что так положено. А на Страшном суде подведут итоги, чего больше — плюсов или минусов…

На мой взгляд, это очень унылое и очень скучное, абсолютно не вдохновляющее понимание христианства.

Мне думается, христианин — это тот, кто всеми силами стремится к совершенству. Конечно, стремиться к этому может не только христианин. Каждому нормальному человеку должно быть присуще желание быть как можно лучше, достигать совершенства во всем, тянуться к истине, к совершенной красоте, к абсолютному добру. И если любое дело надо стараться делать как можно лучше, тем более усилия надо приложить к такому важнейшему делу, как жизнь!

Если довелось тебе родиться человеком, надо быть хорошим человеком. И не просто хорошим, а вполне хорошим.

Вижу цель

Самое горькое, что человек может обнаружить в итоге жизни — что ты не стал тем, кем мог бы стать. Точнее, не мог бы, а должен был. И уже никогда не станешь. Вот — ад: понять, какую возможность ты упустил, и упустил безвозвратно.

Но чтобы двигаться к совершенству, необходимо видеть перед собой идеал, потому что нельзя стремиться к какому-то неопределенному совершенству. И должна быть какая-то техника или методика, показывающая, что нужно делать для того, чтобы преодолевать в себе все темное, нехорошее, злое и развивать все доброе.

Христианин видит совершенство в Иисусе Христе. Мы убеждены, что именно в Нем миру явлен идеал. Именно в Нем открылся такой человек, каким он задуман Богом изначально, и каким должен стремиться стать каждый.

Видя перед собой идеал в Иисусе, христианин стремится Ему уподобиться, насколько возможно. Вспомним слова апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Но как этого добиться? Желание — здорово, без него все бесполезно. Однако одного желания мало.

Человек, который увидел свой идеал в Иисусе Христе и желает быть с Ним, должен знать, как это сделать, какие для этого нужны шаги. И все то, что требует от человека Православная Церковь, — это не какие-то запреты, предписания, которые нам якобы кто-то зачем-то навязывает. Это и есть тот способ жизни, приближающий человека ко Христу. Просто если я люблю Иисуса, если хочу быть с Ним, двигаться к Нему, мне очень важно знать, что в моей жизни мешает этому движению, а что, наоборот, способствует.

Все наши запреты или предписания, заповеди — это те непременные условия, без соблюдения которых мы не сможем двигаться к цели. И чем яснее и вожделенней для нас цель, тем с большей готовностью и даже радостью мы эти условия принимаем.

Doxologia.ro

Фото: Doxologia.ro

Пища для чемпиона

Допустим, человек занимается спортом и хочет достигнуть хороших результатов, даже стать чемпионом. Он знает, что для этого ему нужно изнурять себя тренировками, отказаться от какой-то пищи, соблюдать строгий режим дня. На все это он добровольно идет ради той цели, которую перед собой видит.

Ведь и апостол Павел сравнивает жизнь христианина с жизнью атлетов, спортсменов. Ради поставленной цели человек отказывается от очень многих вещей, и никому в голову не приходит сказать, что он несвободен. Скорее, несвободен тот, кто не в силах отказаться от всего, что мешает прийти к победе.

Если даже ради того, чтобы получить какие-то спортивные результаты, человек изнуряет себя, почему же не преодолевать трудности, когда цель неизмеримо выше — Царство Небесное, вхождение в Вечную Жизнь и соединение со Христом?

Есть и другая аналогия. Допустим, человек болен. И врачи говорят, что для того чтобы выздороветь, следует выполнить то-то и то-то. Например, если повышен холестерин, надо избегать определенной пищи. А если ты диабетик, то знаешь, что лакомиться сладостями — не для тебя. И больной все это выполняет: ему же хочется выздороветь или хотя бы избежать обострения болезни. А кто не соблюдает, плохо кончит: болезнь убьет.

Прежде, чем человек станет христианином, он должен обязательно понять: он болен, потому что грешен. Если он не осознал себя немощным, грешным, больным, тогда с ним вообще бесполезно говорить о чем-то. Тогда, действительно, непонятно, зачем нужны все наши правила, запреты или предписания.

Ну а если осознал, становится понятно, что для выздоровления, то есть очищения, преображения надо делать все то, что многие называют запретами. Можешь и не делать — никто не заставляет. Но тогда и не надейся на выздоровление!

А что особенного?

Впрочем, мы столько говорим о запретах, но так ли их у нас много? Скажите, пожалуйста, что нам нельзя такого, что можно другим? Нельзя лгать, воровать, прелюбодействовать, жадничать, завидовать, хвастаться. А разве любому порядочному человеку, независимо от религиозной принадлежности, это все можно?

Не буду перечислять всех наших «нельзя». Но если бы все-таки не поленился и «огласил весь список», не так уж и много найдется там того, что одобряется вне церковной ограды. Подавляющее большинство всех наших запретов касаются того, что любой порядочный человек должен себе запретить, даже если неправославный и вообще неверующий.

Единственное, пожалуй, в чем у нас серьезные расхождения «с миром сим» — это вопросы целомудрия. То, что в современном обществе является нормой взаимоотношений между мужчиной и женщиной, в Церкви нормальным не считается. Да, у нас к взаимоотношению полов отношение гораздо более строгое, но это отдельная большая тема, и я убежден, что наше отношение обоснованное и правильное.

Что касается постов, то это тоже упражнение, которое дает прекрасный результат, когда совершается свободно и радостно. Если я хочу укрепить духовные силы, если мне стыдно быть рабом плоти и чрева, пост не тяготит меня.

Фото: Марина Юрченко / Expo.Pravoslavie.ru

Фото: Марина Юрченко / Expo.Pravoslavie.ru

Важно все

Наши запреты и предписания — результат духовного опыта людей, которые уже прошли этим путем и достигли подлинной красоты, той цели, к которой стремлюсь сегодня я.

Если ты действительно поверил, что есть Вечная Жизнь, и все, что мы читаем в Евангелии, правда, если ты действительно веришь, что твоя жизнь завершится встречей со Христом и пребыванием с Ним в Вечности или же, наоборот, это будет невозможно, то тебе важно все, что предлагает Церковь — тот путь, которым можно на эту высоту взойти. Кто-то идет с радостью, кто-то без особого энтузиазма, но с пониманием, что все это в пути необходимо.

Если спросят меня, зачем тебе все это нужно, что отвечу? Хочу быть счастливым по-настоящему. И я не верю, что есть счастье вне Христа и Его Церкви. В Своей молитве об учениках Господь обращается к Отцу: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:13). «Совершенная радость», то есть такая, больше которой уже не бывает, и есть то, что мы называем счастьем. Вот чего хочет для нас Иисус Христос. Все остальное, что предлагает или, наоборот, запрещает нам делать Церковь, просто путь к этой радости.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1204


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (24)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031