Опубликовано 24.04.2018 в рубрике  Образование
 

Виктор Власов. Трудно ли быть современным учёным?



 

Быть лидером, ректором, учёным, академиком – задача не из лёгких. Для начала нужно успешно защититься, затем отлично разбираться в том, что делаешь и вскоре правильно организовывать коллектив для эффективной работы. Постоянно следить за процессом, уметь подбодрить коллег и предложить хорошую идею, последовательно реализовать образовательный проект – это ещё не всё, поверьте. Управляющая должность в академии – это не только серьёзная ответственность перед собственными решениями, но и кредит доверия со стороны окружающих. Талантом, способностью вести за собой людей обладают далеко не многие. В силу своего характера и профессиональных качеств не все встают у руля учебного заведения, как это здорово выходит у Владимира Ивановича Гама – ректора Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия Непрерывного Образования».

Откуда у меня интерес именно к этому омскому ректору и учителю? Расскажу подробней.Владимир Иванович – доктор педагогических наук, академик РАЕ, заслуженный учитель РФ. Федеральный эксперт качества профессионального образования. По сути, член Гильдии Экспертов, профессионально оценивающих качество образования в России.

Есть такие начальники, которым достаточно заразить сотрудников своей харизмой и они с радостью будут служить им верой и правдой. Чаще всего основную роль играют, конечно, деловые и личностные качества руководителя. Такими качествами, я подмечаю, общаясь с академиком, обладает Владимир Иванович Гам. Он – тактичный, терпеливый, спокойный, строгий и весёлый одновременно. Любитель остроумно пошутить и прийти на помощь в тот момент, когда это действительно необходимо. Сколько в качестве журналиста посещаю-обозреваю мероприятия на площадке «Многопрофильной Академии Непрерывного Образования» не слышал, чтобы Владимир Иванович повышал голос на сотрудников. Коллектив педагогов всегда рад увидеть ректора и пообщаться с ним. Пошутить и услышать ценные рекомендации.

Лично я Владимира Ивановича знаю мало, зато наблюдаю, как трепетно к нему относятся сотрудники академии, учителя. Руководитель одинаково по-доброму общается с родителями, обращающимися за помощью, с их детьми, которых нужно «подтянуть» по предмету или основательно подготовить к сдачи экзаменов. С гостями, которые представляют другие организации и проводят площадки на базе академии, Владимир Иванович поддерживает деловые и дружественные связи. Мы привыкаем оценивать деятеля со стороны, так и я слышу замечательные отзывы, например, от Светланы Петровны Баранцевой – специалиста Омской епархии, которая вместе с ОРО ООО «Российский комитет защиты мира» проводит Международные аксиологические чтения на базе «МАНО», совместно ведёт постоянно действующий семинар для воспитателей дошкольных образовательных организаций уже в течение пяти лет. О руководителе и ректоре я слышу добрые слова от протоиерея Димитрия Олихова – секретаря Митрополита Омского и Таврического Владимира. На базе академии отец Димитрий ведёт воскресную школу. Что касается самого Владимира Ивановича, то он выступает на Рождественских образовательных чтениях и других крупных площадках.

К академику и профессору, доктору педагогических наук я прихожу побеседовать об образовании. Спрашиваю как насчёт личного, так и общего.

– Владимир Иванович, правда ли, что диссертация обходится дорого в прямом и переносном смысле?

– Совершенно верно, Виктор, эта работа требует много времени. Защищая любую диссертацию, вы соблюдаете массу условностей. Высшую аттестационную комиссию интересует в первую очередь формальная сторона, а во вторую – содержание. Поэтому ваши исследования и результаты не всегда получается вложить в те форматы, которые требует диссертации ВАКа. Не каждый диссертационный совет рассматривает все темы, например, по педагогике. Там идёт довольно узкое деление на классификации, коды, в результате надо подгонять под эти коды вашу диссертацию. Если говорить обо мне – я защищался в калининградском совете Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. Соответственно из Омска туда добираться – не дёшево, а по интернету всё не оговорить. Это сложно и финансово. Мне пришлось съездить, чтобы подать документы, потом – приехать на кафедру на предзащиту, а потом – на саму защиту.

– Я хочу защититься! Что мне для этого нужно?

– Омские учёные имеют определённые узкие научные интересы. Прикрепляясь к научному руководителю, можно начать работать. От темы руководителя отойти далеко нельзя. Если хотите защищаться по другой теме – это другой совет, другой город и другие деньги. Сама защита платная.

– Как вы оцениваете деятельность омских учёных?

– В Омске крайне мало учёных в чистом виде, в основном это преподаватели высших учебных заведений. Средства они получают за проведённые часы со студентами, а если имеете степень доктора наук, то получаете больше. В Омске есть исследовательские институты, такие как Омский филиал Института математики им. С. Л. Соболева, СибНИИСХоз, переименованный в «Аграрный научный центр», затем НИИ и другие – в них учёные реально получают новые знания, продукты, разработки – и всё это может стоить дорого. Многие открытия родных учёных мы не умеем продать. Что это значит? Запустить в производство, посеять на поля, привлечь бизнес для реализации, наладить маркетинг. У тех же японцев было слабо с наукой. Но они с удовольствием читали советские журналы «Наука и жизнь» и тут же, не имея самой разработки, а только её описание, внедряли в производство. Яркий пример – непрерывная разливка стали. Разработали у нас, а Япония внедрила. Причём очень это прибыльно, фантастически прибыльно.

– Что получается: умные люди не слишком востребованы?

– Не везде, Виктор. Что делать с большим количеством умных людей? Такой пример… В 90-ые годы, когда британские, американские и немецкие учёные пришли сначала в СССР, чуть позже в Российскую Федерацию, они проводили семинары по организации научных исследований, рассказывали, как это делать правильно. Русские учёные спорили с ними, у гостей был один вопрос, которым они практически «убирали» наших. «Если вы такие умные, почему тогда бедные?» Ответа в России нет до сих пор! Дело обстоит следующим образом: если вы умный, должен иметь средства, чтобы защищаться. В противном случае ваши идеи, исследования не нужны и потом не могут вас кормить.

– Тогда напрашивается вопрос – что создаёт основу общества? Не образование ли?

– Образование, конечно. Начиная с дошкольного, заканчивая высшим. Каждая ступень является основополагающей частью. Дошкольное образование – если система не научила ребёнка обслуживать себя, а также основным навыкам освоения нового, то вы не сможете учиться в начальной школе. Начальная школа – основные навыки обучения, это письмо, счёт, база… основная школа – первый подход к основам наук. Старшая школа – подготовка к освоению самой науки. Если этому не уделяется достаточное внимание, то дальше не будет соответствующего уровня обучения, позволяющего подготовить специалистов высокого класса. Кто поступает в педагогические университеты? В основном контингент со средним балом – «3,5». Может ли «троечник», не успешный человек в обучении, подготовить успешного школьника? В результате родители носятся с детьми по репетиторам, прочим дополнительным занятиям. Оптимизация системы образования в последние годы привела к тому, что были отвергнуты нормативы советского времени, что в классе 25 учеников, а ставка учителя 18 часов в неделю и пришли к тому, что учеников может быть до 35. А нагрузка может быть до 40 часов в неделю. В результате интенсивность труда учителя резко возросла. В коллективах идут процессы профессионального выгорания и как следствие – падение качества обучения.

– Предоставляет ли закон выход из ситуации оптимизации?

– В законе предусматривается несколько форм обучения. Одна из них семейная. При семейной форме обучения родители могут взять ребёнка из школы, уведомив об этом органы управления образованием. Далее – родители подбирают репетиторов, образовательные организации, либо специалистов, которые будут заниматься с ребёнком индивидуально или в группах – по тем дисциплинам, которыми они не могут научить дома в семье. Соответственно родитель может выбрать комфорт, уровень и качество предоставляемых образовательных услуг. Родители несут ответственность за качество, за стандарт, за полноту образования, поскольку ребёнок находится на семейном обучении.

– Занимается ли учениками на семейном обучении ваша академия?

– Мы занимаемся этим четыре года. К нам обращаются родители – мы составляем договор. Ребёнок может осваивать в стенах академии от одного до 12 предметов. Обучение у нас в основном групповое, но количество детей в группе не превышает 15 человек. Нам удалось собрать высокопрофессиональный педагогический коллектив. Мы бережём своих учителей от излишней нагрузки, выплачивая достойную заработную плату.

– Какая ответственность возлагается на родителей?

– Во-первых, необходимо обеспечить качественную подготовку по всем предметам. Во-вторых, сдать промежуточную аттестацию в государственных или муниципальных образовательных организациях, в-третьих, пройти государственную итоговую аттестацию, это в четвёртом классе, девятом и в одиннадцатом.

– Чем родители могут помочь детям, чтобы сделать их интеллектуалами и специалистами высокого уровня?

– Самое важное – в семье должен царить культ знаний, культ чтения, культ изобретательства, культ исследования проблем. Но поскольку мы знаем, что в семье обеспечить это сложно, то есть целый ряд занятий, которые помогут это сделать лучше. В академии мы предлагаем ряд технических и технологических новшеств обучения. Например, тренажёр по каллиграфии. Абак – это счёты для ментальной арифметики. Скажем, урок по игре в шахматы – 2 часа в неделю, английский язык – 4 часа, робототехника – с третьего класса 3 часа в неделю. Хореография – 2 часа. Если это уроки искусства – мы на них развиваем левое и правое полушарие одновременно. Лобную долю с оперативной памятью и мозжечок с двигательными функциями.

– Слышал, у вас есть полезный проект, который дети реализуют на протяжении почти всех школьных лет?

– Проект «Я и мой дом». В первом классе мы строим картонный дом, во втором – населяем его людьми, в третьем и четвёртом – украшаем, описываем среду этого дома, таким образом, с начальной школы закладывается программа семейных ценностей. Семилетнему ребёнку реализовать такой проект одному невозможно. И мы рекомендуем, чтобы в нём участвовали родители. Для нас важен не отчёт по результатам проекта, а именно занятия ребёнка с родителями, когда моменты проговариваются. И не всегда родители к 4 классу понимают, что им есть место в доме их ребёнка. Эта программа начнёт работать через 15-20 лет, когда наступит время заводить семью. Данный проект длится до 10 класса. Поскольку он весь устроен на исследованиях: физических, химических, педагогических, психологических, биологических, то за 10 лет ребёнок приобретает серьёзные навыки исследовательской деятельности. Ему гораздо легче будет учиться в любом вузе.

Владимир Иванович Гам надеется, что усилия педагогов «Многопрофильной Академии Непрерывного Образования» по развитию головного мозга приведут к формированию интеллектуальной элиты нашего общества. Я ему верю – он очень убедителен. Я вижу оценки знакомых мне учеников – они действительно улучшаются. Меняются и сами ребята, становясь серьёзнее в учёбе и основательнее в суждениях. И сам я часто рекомендую образовательную организацию во главе с академиком Гамом тем родителям, которые видят меня на общешкольных собраниях. В следующем нашим материале я предложу замечательному ректору «МАНО» ответить на вопросы, касающиеся уже омского и российского образования в целом.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1197

Ключевые слова: Виктор Власов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930