Опубликовано 25.11.2018 в рубрике  Образование
 

Виктор Власов. Современность не щадит ребёнка



 

Кабинет русского и литературы на втором этаже обставлен по-домашнему уютно. Как-то волей случайности я поселился именно в нём, преподавая у седьмого класса. Восхитившись мягкому колориту парт и шкафов, подивившись оснащению, понял: необходимого в аудитории с лихвой – как и в самом учителе и классном руководителе Татьяне Анатольевне Портяник, за которой и закреплён в основном этот школьный «ресурс». В педагогике она более тридцати лет, дело и предмет знает, как свои пять пальцев. Поспорить с ней удастся разве что на тему космоса и религии, хотя и в этих областях она, я уверен, начитана.

Проходит мимо меня по коридору статная и милая женщина. Высокая и спокойная. Стильная и улыбчивая. Грамотная и уверенная в себе.

– Добрый день, Татьяна Анатольевна.

– Добрый, Виктор Витальевич.

Наблюдая профессионализм этого учителя, её тёплое обращение с детьми и чувствуя благодатную атмосферу в классе, я предлагаю сделать с ней интервью. Забегая вперёд, предупрежу, что интервью удаётся выполнить не со всеми учителями – многие педагоги закрыты и не имеют заметного желания общаться ни с журналистами, ни тем более просто с увлечёнными людьми со стороны. А ведь важно расположить к себе любого человека. Виной тому может быть учебная нагрузка, общее настроение или какой-то иной фактор, вызванный действием небесных светил. Татьяна Анатольевна Портяник соглашается ответить на вопросы сразу, лишь бы было время, поясняет учитель. Интервьюируя эрудированного учителя, я и сам получаю знания. А через меня нужное узнает и читатель моего блога на портале «Наша молодёжь» или посетитель сайта БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углублённым изучением отдельных предметов», коим корреспондентом являюсь с недавнего времени.

– Виктор Витальевич, на сайте следует открыть рубрику «интервью с педагогом!», – предлагает Валерий Владимирович Черняков – директор школы. – Люди у нас работают интересные, эрудированные, почему бы родителю или случайному гостю не узнать мнение учителя. Медийность и здравая мысль знающего учителя – помогут раскрыться не только детям. «Поговорите с учителем» или «спросите педагога»? Как вам название рубрики?

Итак учитель выше упомянутой школы Ленинского Административного Округа Татьяна Анатольевна Портяник охотно отвечает на вопросы.

Виктор Власов:

– Чем отличаются нынешние дети от детей 30 лет назад?

Татьяна Портяник :

– Дети всегда остаются детьми. И 30 лет назад. И сто лет. Детская душа всегда тянулась и будет тянуться туда, где есть Доброта, Чуткость, Понимание, Отзывчивость, Любовь, Сострадание… Другое дело – время, в котором живёт ребёнок. Советские дети были идейными, сначала октябрятами, потом пионерами, затем комсомольцами. Собирали макулатуру, помогали старым людям, играли в «Зарницу», собирались на туристические слёты, участвовали в производственных бригадах, ходили в походы, уважительно относились к взрослым людям, много читали, всегда хотели проявить себя в хороших делах. Для многих были кумирами гайдаровский Тимур и островский Павка Корчагин. Сейчас кумиры не нужны. Современные дети не стремятся помочь старикам, мало читают, чаще свободное время проводят в Интернете, за играми. 30 лет тому назад в библиотеке им. А.С. Пушкина яблоку негде было упасть, все столы в читальном зале были заняты. Сейчас библиотеку заменил «Гугл».

Виктор Власов:

– Каким образом научить современного ребёнка? Какие методы используете?

Татьяна Портяник:

– Научить чему? Читать книги? Писать без ошибок? Или быть альтруистом? Сложный вопрос… Основа основ – семья, в которой растёт ребёнок. Ребёнку в пять лет покупают игровую приставку, затем айфон и т.д., которые им заменяют окружающий мир. Наши дети не бывают со своими родителями в музеях, театрах, на выставках. Родители возлагают большие надежды на учителей. Но только в сотрудничестве можно добиться результатов.

Виктор Власов:

– Почему сейчас больше детей на домашнем обучении, чем это было много лет назад?

Татьяна Портяник :

– Ответ очевиден. Экология. Модифицированные продукты. Отсутствие закаливания. Время «комнатных» детей. Канули в лету игры на свежем воздухе. Лапта, городки, салки, штандер, волейбольные площадки – незаслуженно забытые дворовые игры.

Виктор Власов:

– Как относитесь к ОГЭ, ЕГЭ?

Татьяна Портяник:

– Данная форма экзаменов приводит мыслить по шаблону. За КИМами невозможно увидеть личность выпускника. Исчезло творчество.

Виктор Власов:

– Стоит ли внимания новшество: индивидуальный проект по предмету?

Татьяна Портяник:

– Надо спросить: зачем в школе индивидуальный проект? Индивидуальный проект должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования. Результаты проекта станут ключевым элементом портфолио, и именно в проектной деятельности наиболее ярко будут проявляться способности учащихся.

Виктор Власов:

– Каким должен быть индивидуальный проект?

Татьяна Портяник:

– Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить своим старшеклассникам широкий спектр тем проектов, обеспечить каждый проект квалифицированным тьюторским сопровождением и ресурсной базой. А для того чтобы проект был действительно интересен учащемуся, он должен иметь практическую и социальную значимость для некоторого «социального заказчика». Выполнить все эти условия весьма непросто. Очевидно, у школы есть два пути при внедрении нового предмета. Первый путь наиболее простой: формировать темы индивидуальных проектов и обеспечивать тьюторское сопровождение силами педагогов-предметников, а в качестве ресурсов предоставлять оборудование и информационную базу школы. При таком подходе существует серьезный риск того, что учебные проекты будут простым продолжением одного из предметов, следовательно, их качество будет ограничено профессиональными знаниями педагога и наличием информационных и материальных ресурсов в школе, а социальная и практическая значимость будет зависеть от способности учителя поставить оригинальную задачу в той или иной области.

Второй и более привлекательный путь – это организация индивидуальных проектов учащихся совместно с социальными партнёрами: учреждениями профессионального образования, научными организациями, работодателями и общественными организациями. В этом случае внешние партнеры обеспечат социальный заказ на учебные проекты и квалифицированную тьюторскую поддержку при их реализации, станут поставщиками технологических, информационных и компетентностных ресурсов. Однако такой подход потребует колоссальной степени интеграции школы с профессиональным образованием и городской средой.

Виктор Власов:

– Как должен быть организован индивидуальный проект?

Татьяна Портяник:

– Для того чтобы учебный проект состоялся и имел качественные интересные результаты, при его реализации должны быть задействованы несколько ролей. Во-первых, проект должен иметь социального заказчика. В качестве заказчиков проектов могут выступать различные социальные партнеры: прежде всего вузы и колледжи, научные организации, местные органы власти, профсоюзы и объединения работодателей, общественные объединения. Наличие внешнего заказчика обеспечит практическую и социальную значимость учебного проекта, сделает его интересным для старшеклассника и, безусловно, придаст серьезность портфолио. Потенциально, показав оригинальность и нужность проекта, в качестве заказчика может выступить и школа, и сам учащийся. Для того чтобы на основе заявки социального заказчика появился оригинальный и выполнимый проект, необходимо составить конкретный план действий: определить средства реализации, подобрать необходимые ресурсы. Составление плана проекта – наиболее важный этап, определяющий качество и полезность работы учащегося. Эта задача входит в компетенцию руководителя проекта, или тьютора. В компетенцию этой роли входит также сопровождение реализации проекта учащимся.

Ну и, конечно же, проект не состоится без исполнителя, то есть школьника. В его задачу входит качественно выполнять работу, проявлять активность, реализовывать имеющиеся знания и компетенции.

Виктор Власов:

– Какими качествами должен обладать современный учитель?

Татьяна Портяник:

– На мой взгляд, современный учитель должен обладать такими качествами, как высокий профессионализм; коммуникативность – человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними; эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция; учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения; учитель должен быть эмоционально устойчив, оптимистичен. Иметь творческий подход к работе.

А ведь знаете, дорогие читатели, я не задал ни одного вопроса собственно по профессиональному интересу (школьному предмету) Татьяны Анатольевны. По моему мнению, мы настолько привыкаем общаться в рамках поставленной задачи, что забываем о том, что учитель в целом – кладезь не только знания в определённой сфере, но и «кладовая мудрости». Я не спросил учителя, какую литературу она советует читать детям или каким образом преподносит правила орфографии на уроках. Однако я решил сделать с ней материал, потому что видел, как здорово дети участвуют в проектах и конкурсах под её руководством, как запросто берутся за предложенные к реализации идеи. Спросите сами этого правильного во всех смыслах человека, поинтересуйтесь. Глядишь, благодаря прочтённому интервью, круг интересов обывателя расширится.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1259

Ключевые слова: Виктор Власов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930