По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


   Главная страница


 

Еще в этом разделе:

Иеромонах Геннадий Войтишко: в России рудимент атеистического мышления до сих пор воспитывает сознание

Оказывается, есть один вопрос, по которому атеистам и христианам удалось достичь удивительного единения. Это преподавание в светских школах "Основ православной культуры". То в светской среде поднимается буря - школы заполонит мракобесие, то православное СМИ опубликует фантастический рассказ-хоррор, где описано, что страну ждет засилье безграмотных, дурно одетых и хамоватых (непременно в таком комплекте) преподавателей ОПК. И, конечно, бесконечные обсуждения в социальных сетях с непременным вердиктом: ничего хорошего детей не ждет. Самое время обратиться за ответами к человеку, занимающемуся этой темой по долгу службы - к руководителю информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеромонаху Геннадию (Войтишко).


Как мы мешаем Богу, а он помогает нам
Как много вокруг замечательных людей! Например, наш родительский комитет третьего «А» класса. Частенько мы собираемся у меня на кухне за чашкой чая. Из школы к нам зайти удобно, просто один шаг. Вот и пользуемся: нужно обсудить, к примеру, что дарить учителям на Новый год, – ко мне. И так по всем вопросам. Обсуждения перерастают в посиделки, которые мне лично очень нравятся. Не думайте, что мы сплетничаем, мы общаемся и иногда даже говорим о смысле жизни, о Боге, о Церкви.


То, что дает учитель детям, должно быть дорого ему…
11 ноября, в соборном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского,  прошло  заседание методического объединения  учителей «Основ религиозной культуры и светской этики», модуля «Основы Православной культуры».


Положение об аттестации воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви

Положение об аттестации воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации было разработано для регламентирования аттестации воскресных школ в епархиях с целью определения их типа в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах.

В Положении прописан порядок проведения обязательной епархиальной аттестации воскресных школ, по итогам которой каждой школе будет выдано соответствующее свидетельство. Аттестацию будут проводить аттестационные комиссии епархиальных ОРОиК, формируемые из числа сотрудников отделов и приглашенных квалифицированных экспертов.

Аттестация воскресных школ поможет выявить проблемы и обозначить пути их решения на епархиальном уровне.

По итогам епархиальной аттестации должны быть сформированы епархиальные реестры, а затем общецерковный реестр воскресных школ Русской Православной Церкви.

Положение утверждено Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 6.06.2014 на основании п. 2.1, 2.2.1 и 2.2.3 Устава СОРОиК и п. 21 постановления Освященного Архиерейского Собора 2013 года.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации 2014 г.

Протоиерей Борис Пивоваров: «Об учебных пособиях по основам православной культуры и других актуальных вопросах преподавания ОПК в школе»
Доклад протоиерея Бориса Пивоварова на Международных Рождественских Чтениях в Москве в 2016 году.



Популярное:

  • Иван Соловьев. Посмотреть правде в глаза
  • В клубе православных авторов презентация книги «На прогнание всякаго супостата»
  • Тимур Давлетшин. "Старайтесь читать книги святых Отцов, соответствующие Вашему образу жизни..."
  • Священник Харалампос Пападопулос. Когда голодаешь о смысле жизни
  • Православный храм: внешнее и внутреннее устройство
  • Татьяна Ивановна Реморова влючена в состав Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения
  • Расписание работы выставки «Православная весна»
  • Что посоветовать тем кто праздновал „международный женский день”?
  •  
     

    Основы православной культуры в школе

    Опубликовано 15.03.2010 в рубрике  Основы православной культуры в школе

      Протоиерей Борис Пивоваров: Преподавание православной культуры в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
     

    1. Предисловие

    Преподавание в общеобразовательных школах России нового учебного предмета «Православная культура» — теперь это официально зафиксированный социальный заказ значительной части родителей и детей России. «Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей», — указывается в «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования» (стандартов второго поколения).

    Общеизвестно, что православные люди составляют большинство населения России. А в православных гимназиях и других православных общеобразовательных учреждениях имеет возможность обучаться лишь малая часть православных детей России. Поэтому вполне понятно, что миллионы православных родителей желают, чтобы их православные дети, обучаясь в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, в то же время получали воспитание, соответствующее их, родительским, религиозным и нравственным убеждениям.

    Такое желание не противоречит светскому характеру государственной системы образования России, если словосочетание «светское образование» не толковать как «антирелигиозное образование». Более того, приоритетное право верующих родителей на религиозно-нравственное воспитание своих детей зафиксировано в целом ряде актов международного права. Особо следует отметить Международную конвенцию «О борьбе с дискриминацией в области образования». Эта Конвенция была принята в Париже 14 декабря 1960 года и к ней наша страна присоединилась еще в 1962 г.

    5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, считают, что: родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями.

    2. Приоритет воспитания

    О духовно-нравственном воспитании как приоритете образования Россией было заявлено в 2001 году принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом программном документе записано следующее:

    «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».

    Важным шагом к соблюдению «Международной конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования» и реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стало принятие статьи 1 Федерального Закона № 309 (от 1 декабря 2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В числе других изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе.

    Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона «Об образовании» гласит, что учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание» российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.

    Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образование должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности».

    Следовательно, вступлением (с 1 декабря 2007 года) в силу новой редакции Закона «Об образовании» поставлен серьезнейший вопрос: как обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи, как сформировать духовно-нравственную личность выпускника российской школы? (Десятки лет государственная система образования СССР остерегалась слова «духовность», а о нравственном развитии школьников если и упоминалось, то после интеллектуального, физического, эстетического (и т.д.) развития, то есть — на последнем месте.)

    В настоящее время благодаря вышеуказанным дополнениям в Законе «Об образовании» — открывается возможность более глубокого раскрытия самой категории «образование».

    В настоящее время в преамбуле Закона «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». С учетом поправок, внесенных Федеральным Законом № 309 от 1 декабря 2007 года, на вопрос «Что такое образование?» можно дать более содержательный ответ:

    Под образованием следует понимать целенаправленный процесс обучения, включающий духовно-нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Такое образование больше будет соответствовать интересам человека, общества, государства.

    Откликаясь на актуальные запросы граждан, общества и Государства Российского в целом, Русская Православная Церковь в сотрудничестве со всеми людьми доброй воли содействует качественным переменам в системе воспитания детей и молодежи. Приоритет должно получить духовно-нравственное воспитание, основанное на многовековых отечественных педагогических и народных традициях. А эти традиции неразрывны с религиозной культурой. Отсюда и проистекает насущная потребность изучать религиозную культуру в школе.

    Как прививать российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру?

    Вот завет российской школе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999):

    «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)».

    Поэтому один из основных путей нравственного воспитания детей и молодежи России — это систематическое преподавание в школе духовно-нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа.

    Вполне понятно, что все преподаваемые в школе предметы должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи. Но самих по себе всех имеющихся и привычных предметов все-таки недостаточно для формирования высоконравственного поведения школьников. Во-первых, имеющиеся предметные области и отдельные учебные предметы не ставят как заглавную цель духовно-нравственное воспитание учащихся. Во-вторых, они не дают базовых духовно-нравственных знаний и навыков. Само слово «нравственность» едва не попало в словари русского языка с пометой — устар. (то есть как устаревшее). Поэтому в настоящее время все больше осознается необходимость вычленения духовно-нравственного воспитания в особую образовательно-предметную область и формирования в этой области цикла взаимосвязанных учебных предметов по духовно-нравственной культуре.

    3. Значение православной духовно-нравственной культуры для воспитания школьников

    Особая роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры принадлежит православию, поэтому изучение православной культуры России органично входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

    Культурообразующая, нравственнообразующая роль православия в истории России неоспорима. А религиозно-этические принципы и культурно-исторические традиции православия уже более тысячи лет являются надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, населяющих Россию.

    В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» ясно выражен взгляд как на культуру, так и на культурообразующую задачу Церкви:

    «Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека. (...) Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям. Она освящает различные стороны культуры и многое дает для ее развития. Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к сферам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим».

    4. Цель учебного предмета «Православная культура»

    Важнейшая цель нового учебного предмета «Православная культура» — выработать правильное отношение российских школьников к богатейшему наследию духовно-нравственной культуры России — отношение как к собственному культурному наследию учащихся.

    Формулируя такую высокую цель преподавания православной культуры в школе, следует помнить, что эта цель может быть достигнута в результате жизненного усвоения духовно-нравственных традиций православия. Указанная цель не может быть достигнута только в результате прохождения теоретического курса, преподаваемого в школе.

    Преподавание духовно-нравственной культуры заключается не в том, чтобы давать школьнику «теорию нравственности» или «теорию духовности», а в том, чтобы помочь школьнику правильно ориентироваться в общества, в котором он живет. Причем сориентировать его необходимо не только в современности, но и обеспечить интеграцию в отечественную культурную традицию — в глубь времен.

    5. Методика предмета

    Какая методика поможет достижению этих целей в условиях катастрофической утраты культурно-исторической преемственности на изломах XX века?

    Чтобы утрачивающее культурную преемственность поколение в результате школьного обучения могло идентифицировать духовно-нравственную культуру как свою культуру, при преподавании духовно-нравственной культуры необходимо опираться на письменные и иные памятники родной, отечественной культуры, делать предметом изучения духовно-нравственные традиции России, а главное — не жалеть времени на глубокое (не формальное!) изучение достопамятных событий (Великие Победы в Российской истории, освященные великими церковными праздниками), а также тщательное освоение тех славных памятников родной православной отечественной культуры, которые вдохновляли поколения наших предков.

    Один героический эпизод российской истории, одна книга, один автор могут совершить в душе школьника такую духовно-нравственную работу, которую не сможет заменить прохождение по программе множества обязательных дат, имен, произведений.

    Преподавание духовно-нравственной культуры должно, во-первых, строиться на принципе культуросообразности — сообразности отечественной культуре, а во-вторых, активно опираться на авторитетный историко-культурный материал — знаменитые памятники русской культуры, фигуры великих исторических деятелей, исследования всемирно известных ученых.

    Освоение учебного предмета «Православная культура» должно распределяться равномерно по всем возрастным ступеням школы. Этим достигается непрерывное нравственное образование и воспитание школьников. Изучение и освоение духовно-нравственной культуры должно начинаться в начальной школе, продолжаться в основной и углубляться на старшей ступени полной общеобразовательной школы.

    Из указанных выше целей вытекают следующие задачи учебных курсов по духовно-нравственной культуре, духовно-нравственному воспитанию:

    1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.

    2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.

    3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

    4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.

    5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания; раскрытие нравственного понятия «защитник Отечества».

    6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании — независимости от греха).

    7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями.

    Каковы должны быть содержательные линии учебного предмета «Православная культура»?

    Изучение духовно-нравственной культуры в российской школе должно реализоваться в следующих взаимосвязанных содержательных линиях:

    1. Духовный мир человека и духовная сфера жизни общества.
    2. Истоки и основы нравственности.
    3. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре.
    4. Память о народном и воинском подвиге в российской истории и культуре.
    5. Традиции благотворительности и социального служения в России.
    6. Семья в российской культурно-исторической традиции.
    7. Нравственность и экология природы и культуры.
    8. Взаимоотношения науки, философии и религии.
    9. Достоинство, обязанности и права человека.

    Каковы требования к результатам освоения учебного предмета «Православная культура»?

    В соответствии с новыми требованиями к государственным образовательным стандартам результаты освоения основных образовательных программ требуется представить в виде перечня различных компетенций выпускников образовательного учреждения.

    Исходя из этого, требования к результатам освоения основных образовательных программ можно представить в следующем виде.

    В ходе освоения учебного курса «Православная культура» у оканчивающих среднюю (полную) школу должны быть сформированы следующие компетенции:

    духовно-нравственные;
    социально-личностные;
    культурные.

    2.1. Духовно-нравственные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:


    имеет устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро — зло, свобода — ответственность, самопожертвование— эгоизм, совесть и долг, правда и ложь.
    с точки зрения указанных понятий умеет давать нравственную оценку поступкам и делам.
    умеет соотносить права человека и достоинство личности.

    2.2. Социально-личностные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:

    дорожит духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России.
    умеет ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентации различных социальных, национальных и религиозных социальных групп.
    обладает навыками межкультурной коммуникации.
    способен занимать активную нравственную позицию в социально-конфликтных ситуациях и содействовать их разрешению.
    умеет ориентироваться в ситуациях, когда нужна срочная помощь человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в социальной помощи и защите.
    владеет нормами и навыками здорового образа жизни;
    стремится к духовно-нравственному совершенствованию.

    2.3. Культурные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:

    знает достопамятные события отечественной истории, выдающиеся памятники литературы и художественной культуры.
    знает имена величайших просветителей, государственных деятелей, героев, великих поэтов, писателей, музыкантов, художников и педагогов России, а также умеет оценить их вклад в развитие российской истории и культуры.
    умеет раскрыть особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

    Заключение

    Духовно-нравственное воспитание, опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, позволит школьникам различать добро и зло, оценивать, что такое хорошо и что такое плохо.

    Время обучения в школе — это не только период, когда ребенок усваивает материал учебника, но и время, когда он открывает для себя духовно-нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание к больным, благоговение к жизни и другие подлинные ценности, когда он впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответ на вопрос о смысле своего существования. Именно открытие мира духовно-нравственных ценностей — ценностей, которые выше тебя, которым ты можешь служить — позволяет человеку вырасти в свою настоящую меру и делает его истинно свободным.

    Жизнь показывает, что на практике вопросы духовно-нравственного воспитания чаще всего сводятся к религиозной проблематике, так большинство населения России является религиозным. И попытки искусственно отделить проблемы духовно-нравственного воспитания в школе от традиционного семейного религиозно-нравственного воспитания обречены на неуспех. В результате жесткого разделения религиозного (в семье) и антирелигиозного (в школе) дети и молодежь рискуют вообще не получить духовно-нравственного воспитания.

    Для нравственного формирования человека недостаточно получения отрывочных сведений, касающихся некоторых моральных правил и норм, например, при изучении гуманитарных дисциплин. Базовые нравственные знания и навыки нравственного поведения должны преподаваться и прививаться школьникам систематически — благодаря самостоятельным учебным курсам, таким как «Православная культура». Закрепляться эти знания, умения и навыки должны конкретными добрыми начинаниями, хорошими делами, социально-благотворительными акциями, проводимыми в процессе регулярной учебно-воспитательной работы.

    Конечная цель изучения православной культуры — помочь российскому школьнику вырасти человеком добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
      Образование и Православие / Протоиерей Борис Пивоваров
     

    Всего голосов: 0       Версия для печати    Просмотров: 5344

    Не пропустите:

  • Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви обозначил официальную позицию по вопросу преподавания курса ОРКСЭ
  • Министр образования и науки Андрей Фурсенко: Предмет «Духовно-нравственное воспитание» станет в школах обязательным через три года
  • Изучение основ религий и светской этики будет обязательным и вариативным, курс будет называться «Духовно-нравственное воспитание» — министр образования РФ А. Фурсенко

  • Ключевые слова: Протоиерей Борис Пивоваров

    Рассылка новостей сайта на E-mail

    html-cсылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
       1 написал: Самсонова Маргарита (27 мая 2010 23:53)
    Группа: Гости
    Регистрация: --
    Добрый день!
    Борис, ознакомилась с Вашей статьей "Преподавание православной культуры в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»". С эстетической и нравственной точки зрения, я со всем согласна. Но о духовном, о Боге, Иисусе, Который за нас пострадал, пролил свою кровь, где все это? Вы что не собираетесь детям рассказывать о Иисусе. Как на счет цитаты из Нового Завета Св. благ. от Иоанна 3; 17 - "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ."
    ICQ: [цитировать]
    Добавление комментария
     
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


     

        Архив новостей:

    Март 2017 (107)
    Февраль 2017 (84)
    Январь 2017 (153)
    Декабрь 2016 (139)
    Ноябрь 2016 (130)
    Октябрь 2016 (150)

    «    Март 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031 

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
     Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

    Яндекс.Метрика