По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


   Главная страница


 

Еще в этом разделе:

К родительскому собранию по выбору модуля ОРКСЭ

Материалы для родительского собрания в школе, в том числе презентация для ознакомления с предметом (модулем) «Основы православной культуры». 

Иеромонах Геннадий Войтишко: в России рудимент атеистического мышления до сих пор воспитывает сознание

Оказывается, есть один вопрос, по которому атеистам и христианам удалось достичь удивительного единения. Это преподавание в светских школах "Основ православной культуры". То в светской среде поднимается буря - школы заполонит мракобесие, то православное СМИ опубликует фантастический рассказ-хоррор, где описано, что страну ждет засилье безграмотных, дурно одетых и хамоватых (непременно в таком комплекте) преподавателей ОПК. И, конечно, бесконечные обсуждения в социальных сетях с непременным вердиктом: ничего хорошего детей не ждет. Самое время обратиться за ответами к человеку, занимающемуся этой темой по долгу службы - к руководителю информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеромонаху Геннадию (Войтишко).


Как мы мешаем Богу, а он помогает нам
Как много вокруг замечательных людей! Например, наш родительский комитет третьего «А» класса. Частенько мы собираемся у меня на кухне за чашкой чая. Из школы к нам зайти удобно, просто один шаг. Вот и пользуемся: нужно обсудить, к примеру, что дарить учителям на Новый год, – ко мне. И так по всем вопросам. Обсуждения перерастают в посиделки, которые мне лично очень нравятся. Не думайте, что мы сплетничаем, мы общаемся и иногда даже говорим о смысле жизни, о Боге, о Церкви.


То, что дает учитель детям, должно быть дорого ему…
11 ноября, в соборном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского,  прошло  заседание методического объединения  учителей «Основ религиозной культуры и светской этики», модуля «Основы Православной культуры».


Положение об аттестации воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви

Положение об аттестации воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации было разработано для регламентирования аттестации воскресных школ в епархиях с целью определения их типа в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах.

В Положении прописан порядок проведения обязательной епархиальной аттестации воскресных школ, по итогам которой каждой школе будет выдано соответствующее свидетельство. Аттестацию будут проводить аттестационные комиссии епархиальных ОРОиК, формируемые из числа сотрудников отделов и приглашенных квалифицированных экспертов.

Аттестация воскресных школ поможет выявить проблемы и обозначить пути их решения на епархиальном уровне.

По итогам епархиальной аттестации должны быть сформированы епархиальные реестры, а затем общецерковный реестр воскресных школ Русской Православной Церкви.

Положение утверждено Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 6.06.2014 на основании п. 2.1, 2.2.1 и 2.2.3 Устава СОРОиК и п. 21 постановления Освященного Архиерейского Собора 2013 года.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации 2014 г.


 
 

Основы православной культуры в школе

Опубликовано 05.03.2011 в рубрике  Основы православной культуры в школе

  Протоиерей Борис Пивоваров. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и «Основы Православной Культуры»
 

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» разрабатывалась светскими специалистами в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), и освоение ее должно было стать первой ступенью при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов нового поколения) в российскую школу.

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» (далее — Концепция) включает «обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся». Неслучайно в первой публикации (в «Учительской Газете») Концепция была напечатана под общим заголовком — «Воспитание патриотизма». На вопрос: «Почему вдруг востребовалось возрождение духовно-нравственного воспитания в российской школе?» в Концепции дается ответ: «Развеялся миф о благотворном влиянии Запада на российскую действительность. Западные ценности, образ жизни, экономические и социальные отношения утратили однозначно позитивное значение. Международные отношения оказались жесткими и прагматичными, а ценности и цивилизационные нормы — эффективными средствами геополитического соперничества, навязывания миропорядка и властного влияния из одного центра силы».

Содержание рассматриваемой Концепции:
Введение
1. Национальный воспитательный идеал
2. Цель и задачи воспитания школьников
3. Духовно-нравственное развитие гражданина России
4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования
5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы
6. Управление воспитательным процессом
7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников
8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся.

Заключение
Во «Введении» к Концепции говорится:

«В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Д.А.Медведев обратился к „ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам“, которые лежат в основе современной государственной политики, „выстраданы и выверены за века“ отечественной истории и без которых „мы не можем представить себе нашу страну“. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. „Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией“».

Далее в концепции дается краткий анализ неблагополучного положения в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России.

«Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия — среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок. Через СМИ, кино, рекламу, интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой».

В Концепции говорится о том, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент Российской Федерации выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

«Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. „Система образования, — подчеркивает Д.А.Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации“. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». В первом разделе Концепции «Национальный воспитательный идеал» поднимается вопрос об основах воспитания детей и молодежи.

«Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть „встроенным“ в какую-либо систему. Но воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях». Далее в Концепции показывается, насколько важным в истории и духовно-нравственной культуре России был христианский идеал святости.

«В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси».

Далее в Концепции дается обзор — как, начиная с Петровских времен, в России постепенно происходил процесс секуляризации, как менялся не в лучшую сторону общественный идеал, как возобладали эгоизм и другие асоциальные явления. «В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох», — указывается в Концепции. Самая большая эпоха в истории России — это древнерусский период (X–XVII вв.). Следовательно, если мы желаем сохранить преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох, то этот период не должен быть изъят из педагогической российской традиции.

Когда в Концепции говорится о процессах модернизации, то и здесь в первую очередь отмечается важность религиозных ценностей: «Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные для России религиозные ценности».

«Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в Концепции под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

«Личностная культура, — указывается в Концепции — это сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие».

«Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями».

Важное место в Концепции занимает патриотическое воспитание. «Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

– любовь к России;
– любовь к своему народу;
– любовь к своей малой родине;
служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое)».

Когда в Концепции говорится о социальной солидарности, упоминаются такие добродетели, как милосердие, доброта, честность и достоинство. По вопросу о религиозных верованиях России в Концепции подчеркнуты следующие моменты:

«Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм — это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком культурологическом контексте школьники могут усваивать системные представления о:

– вере в Бога;
– религиозных организациях;
– святости и благочестии».

Очень важен последний аспект, потому что воспитание в детях и молодежи чувства священного и составляет основу духовно-нравственного воспитания. Недаром Государственный Гимн России начинается словами «Россия — священная наша держава». Недаром и Великая Отечественная война в песнях именуется как «священная война». Священные чувства должны связывать детей и родителей, супругов, сограждан, стоящих на защите Родины. А если в душе школьника не будет ничего святого, священного, то дело воспитания можно считать загубленным.

Священные слова в Концепции посвящаются и семье.

«Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, которыми они хотят делиться с другими людьми:

– любовь и верность;
– здоровье и благополучие;
– почитание родителей;
– забота о старших и младших;
– продолжение рода».

Замечательно, что в Концепции наконец-то прозвучало здравое слово о такой добродетели, как трудолюбие. «Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает такие ценности, как:

– познание и истина;
– креативность и инновационность;
– целеустремленность и настойчивость;
– трудолюбие;
– бережливость».

В Концепции в разделе о воспитательном значении культуры и искусства патриотизм утверждается как нравственная норма.
«Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

– жизнь;
– родная земля;
– красота;
– гармония».

В рассматриваемой Концепции в разделе «Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании» довольно подробно говорится и о значении религиозного элемента в духовно-нравственном воспитании российских школьников.

«Перед человечеством всегда вставали проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека. В определенный период своей жизни каждый из нас задумывается над вопросами: кто я? зачем я живу? что будет после меня? Поиск ответов на эти вечные вопросы и достижение определенного понимания основ человеческого бытия составляет суть духовно-нравственного развития человека. Самые полные ответы на эти важнейшие вопросы человечества во многих случаях давала религия. Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Всеобщность религии — один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека, и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности». Примечательно следующее положение, записанное в Концепции: «Для полноценной российской идентификации в структуре личностного самосознания гражданина должна присутствовать определенная религиозная идентичность или знание, понимание и уважение отечественных религиозных традиций. Вне религии или личностно значимого диалога культуры и религии духовно-нравственное развитие личности затруднено». Следовательно, атеисты не должны бы упрекать верующих людей в нее полноценности и отсталости, как практиковали ранее и ныне делают воинствующие безбожники. Верующим людям, по заповеди Господней, надлежит терпеть такие оскорбления и не возмущаться ими. Но консолидации гражданского общества и укреплению духовности и культуры России позиция воинствующих атеистов не способствовала никогда.

Далее в Концепции говорится:

«Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты: научный, художественный, религиозный и др., а также виды образовательной деятельности: учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др. согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., — а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.

Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это — часть ее миссии в мире. Религия способна обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали».

«С начала 1990-х гг. в содержание образования на уровне как регионального (национально-регионального), так и школьного компонента Государственного образовательного стандарта общего образования стали вводиться отдельные модули, курсы по истории и культуре традиционных для России религий: „Основы православия“ („Основы православной культуры“), „Основы ислама“, „Основы буддизма“, „История мировых релиигий“ и др. Характерными формами сотрудничества государственных и муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями являются координационные советы и смешанные комиссии по вопросам нравственного воспитания, в которые включены представители как государственных и муниципальных органов образования, так и конфессий (обычно — РПЦ), совместные научные конференции государственных образовательных учреждений и Церкви, поддержка государственными и муниципальными органами проводимых Церковью чтений (как правило, Рождественских), летних лагерей для школьников, организация конкурсов работ учащихся, участие представителей религиозных организаций в переподготовке преподавателей.

В нашей стране накоплен опыт диалога государства, общества, школы и отечественных религиозных организаций. Он должен быть сохранен и преумножен. Дальнейшее укрепление позиций традиционных религиозных организаций в обществе может обеспечить их активное участие в программах воспитания и социализации российских школьников. Религиозные организации обладают высоким духовным авторитетом, большим опытом миссионерской деятельности, что позволяет им самим разрабатывать и осуществлять социальные программы духовно-нравственного развития детей и молодежи, а также привлекать к их реализации семью, общественные организации, учреждения культуры, спорта, СМИ». А вот как в Концепции говорится о соотношении образования (обучения) и воспитания. «Отношение власти к воспитанию прослеживается в Законе „Об образовании“. В его первой редакции (1992 г.) о воспитании говорится всего один раз и только в связи с понятием образования: „Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства…“ В редакции 1996 г. термины „обучение“ и „воспитание“ были переставлены местами. Последняя редакция Закона, принятая в конце 2007 г., отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания».

Заканчивается Концепция следующими словами:

«Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».

Даже такой краткий обзор основных положений Концепции показывает ее важность для возрождения духовно-нравственного воспитания российских школьников. К сожалению, эта Концепция (разработанная светскими, а не церковными специалистами и предложенная к реализации не Церковью, а Министерством образования и науки РФ) еще не стала реальным руководством для школьных учителей и воспитателей. Слишком сильны атеистические стереотипы воспитания. И хотя российским школьникам больше всего угрожают бездуховность, распущенность, пивной алкоголизм, наркомания, преступность, создается впечатление, что школа больше всего опасается религиозного влияния.

Остается пожелать, чтобы все учителя российской школы все-таки прочли «Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников», чтобы этот официальный документ стал предметом особого внимания со стороны школьных руководителей и чтобы преобразилось лицо российской школы.
  Образование и Православие / Материал подготовлен председателем Отдела образования Новосибирской епархии протоиереем Борисом Пивоваровым. «Источниковедение в школе» №1(9) 2010
 

Всего голосов: 2       Версия для печати    Просмотров: 21787

Не пропустите:

  • Протоиерей Борис Пивоваров: Преподавание православной культуры в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Правительство РФ одобрило религиозный эксперимент
  • Министр образования и науки Андрей Фурсенко: Предмет «Духовно-нравственное воспитание» станет в школах обязательным через три года


  • Рассылка новостей сайта на E-mail

    html-cсылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
       1 написал: Алексей (19 декабря 2011 08:56)
    Группа: Гости
    Регистрация: --
    Очень хорошая информация спасибо вам
    ICQ: [цитировать]
    Добавление комментария
     
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


     

        Архив новостей:

    Апрель 2017 (133)
    Март 2017 (111)
    Февраль 2017 (85)
    Январь 2017 (154)
    Декабрь 2016 (141)
    Ноябрь 2016 (131)

    «    Апрель 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
     Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

    Яндекс.Метрика