Опубликовано 13.08.2020 в рубрике  Интернет-журнал
 

Виктор Власов. Школьный учитель: опыт или мудрость


(посвящается учителю, ставшему директором школы)
 
Учитель – существительное мужского рода, но так повелось в нашем образовании, что на 80-95% педагогические коллективы сплошь из представительниц прекрасного пола. Плохо это или хорошо, не мне судить, но гендерного подхода к педагогике у нас, слава Богу, нет, именно поэтому берут милые дамы на свои хрупкие плечи трудности образования и воспитания молодого поколения и «тащат» не ропща. Не удивительно, что любой женский коллектив (как и мужской) имеет свои психологические моменты общения и часто является клубком недомолвок и пересуды.
Учителю-мужчине в дамском коллективе сложно: рискуешь приобрести чисто женские черты и привычки.
Как не хватает мужчин в школе! Беседу с трудным подростком по-иному построил бы мужчина-педагог. Он помнит себя в юном возрасте, по-мужски понимает подростка и посоветует, как этого не сделает педагог женского пола. Речь не идёт о грубом слове, затрещинах и смачных выражениях, такого, пожалуй, давно нет в нашей школе. А если грубость и отпустят милые учительницы – это от бессилия и усталости, от отсутствия поддержки и понимания со стороны родителей и дерзости юного дарования, коими себя считают практически все подростки. Надеюсь, большинство читателей знает о непосильном объёме работы учителя? Вот-вот…
Тем любопытнее мне наблюдать за мужчинами-педагогами. Вот один из них.
Этот человек несгибаем – мудр и целенаправлен, про таких говорят: он в одной поре. Верит в лучшее будущее для вас и для себя. Не сломит его ни информационный фон, ни тенденция 21 века в мире – безразличие к успехам товарища и соседа. Справляется он с любыми преградами по-философски – верно и неторопливо, как православный старец, о которых написано много незаурядного в книгах, продающихся в соответствующих храмах. Трудности закаляют в нём призвание педагога, а проблемам он бросает вызов в облике светлого героя-рыцаря Артаса из популярной видеоигры «War Craft» или волшебника Гэндальфа – из кинофильма-эпопеи «Властелин колец», по роману английского писателя фэнтези Дж. Толкина.
Он чувствует вас как родных детей. Как классный руководитель, дома проводит много времени – работая с тетрадями и журналами, не смотря на большой опыт, долго готовится к урокам. Зная свой предмет на «отлично», он не просто читает вам курс, но и чувствует обязанность подать ученикам пример как личность. Он запрещает себе «болеть». Никогда не позволит своим ученикам увидеть себя с пивом или сигаретой! Ведь он – учитель, на виду. Макаренко и Сухомлинский – вот пример, вот вдохновение ему. Таких, как он, ученики запоминают на всю жизнь и пересказывают детям, каким был их учитель.
Дорогой читатель, это не мои фантазии, а реальность!
Почему у меня возникла потребность рассказать о таком человеке? Об учителях нужно говорить в наше время вдвойне, втройне интенсивнее – в хитрый, безжалостный век информационного засилья. О педагогах с большой буквы мы не слышим, а надо говорить! Везде, где только можно. В СМИ раскрывать их заслуги и делать это с мощностью полёта-удара метеорита. Делиться не о том, какая красавица-учительница сфотографировалась в купальнике. А рассказывать о лучших представителях нашей педагогической профессии. Молодые коллеги, пожалуй, только из рассказов более взрослых учителей (тех, кто трудился в 60-ых, начале 70-ых годов) знают о великом непререкаемом авторитете учителя. Просится сравнение – учитель тогда был, как столичный литературный журнал – кладезем культуры, искусства, воспитания, врачевателем души.
Вернёмся к моему герою.
Александр Васильевич педагог и не важно, что преподаёт, если рассматривать во вселенском масштабе. На его месте может быть кто угодно в наше время. Но живёт учитель технологии Василич, как сокращённо зовут коллеги, буквально в школе, это известно без преувеличения. Во-первых, он прописан в области и возвращаться туда неудобно каждый раз, дороговато, а во-вторых, директор устроил его ночным сторожем, ценит работника. Не меряно часов у педагога-Васильевича, имеет «старик» неплохую заработную плату. В городе есть, где остановиться на время. А супруга Васильевича? Ушла от него или он ушёл от неё – со временем ведь забывается?.. Дети живут за границей: младшая дочь в Англии, старшая – в Германии, обе вышли замуж за иностранцев. Дочери не забывают отца, общаются с ним регулярно в социальной сети и по телефону. Отец прекрасно осведомлён об их новостях. Но перебраться к ним у Василича мысли не было.
– Почему остаёшься в России, мужик? – хочется крикнуть во всё горло в актовом зале, например. Ведь живут за границей некоторые наши соотечественники: детки звёзд российской эстрады и политиков, прочих богатых людей, наконец.
– Кто будет поднимать Отечество с колен?
Этот ответ сбивает с ног не одного меня. Вот это да! Достойный и честный ответ настоящего учителя-мужчины. Надо и мне, молодому учителю, взять его на вооружение! А то слежу частенько за Голливудом, каналом «Netflix» и «BBC», представляете?
Печалит Василича проблема отсутствия молодёжи в педколлективах. Похоже, это печалит учительскую общественность, но не чиновников. Они образование получили, их дети и внуки тоже отучились в элитных школах, а затем продолжили учиться за рубежом. А кто научит будущих Ломоносовых, Ландау и Королёвых?
Четыре опоры, которые усилят российское образование: уровень зарплаты, повышение авторитета педагога, уровень подготовки студентов и значительное сокращение документального вала, который «гасит» учительскую инициативу.
Кто-то скажет, рассердившись: «Снова пустили про деньги!». Но, во-первых, их никто не отменял, и кушать хочется всегда. А, во-вторых, нормально питаться, одеваться, содержать себя и семью – разве это возможно, если ты работаешь на одну ставку? Анекдоты слышали?.. Конечно, уровень зарплаты – в приоритете.
Юный абитуриент идёт в педуниверситет с полным убеждением, что в школу-то я точно не пойду работать, отсюда и отношение к учёбе. Отучусь, а там посмотрим. С дипломом о высшем образовании устроюсь везде. К слову сказать, выпускники педагогических колледжей ориентированы несколько иначе. Они, как правило, идут трудиться по специальности. Но это к слову пришлось. Об этом и другом душеполезно беседовать с Александром Васильевичем.
Работает в школе Александр Васильевич давно, авторитет имеет достаточный, отмечают «сочувствующие», что трудяга он отменный. Я ни разу не видел, чтобы он без дела ходил по школе, как единицы коллектива.
Его мастерская наполнена массой интересных вещиц: поделок, приспособ, деревяшек, полезных железок и прочих, по мнению хозяина, нужных предметов. Ведёт Александр Васильевич кружок по авиа и судомоделированию, а в этом деле всякая мелочь пригодится.
В одной «породе» Александр Васильевич – в гранитной. Как человек с геномом «X», он превращается в камень – до уроков и после, на ночном дежурстве. Не «размазать» его сплетнями и неожиданной проверкой. Он улыбается, если вы заслуживаете. Он незыблемо-спокоен, прямолинеен и холоден, не ссутулится и не жалуется, как памятник. Обтёсан временем и ветром, как каменный утёс. Не гнётся и не тупится, как длинные шипы-лезвия Габриэля «Росомахи» Логана – из секретного правительственного сплава «адамантина».
На кого похож мой герой? На бравурного персонажа комиксов «Marvel» или на вертлявого хипстера из анимэ? Нет, конечно. И на богатыря Илью Муромца не похож – худощав и без доспехов. Смахивает учитель на усатого подтянутого казака после пятидесяти – таких уверенных людей я видел в тяжёлой красивой энциклопедии «Изобразительного искусства 18 века». Он без папахи, в серо-коричневом халате и брюках. Что в нём особенного? Одевается непримечательно, разговаривает не на сленге, машина у него – отечественный автопром (Жигули), кушает не гамбургеры и чипсы, а хлеб со сливочным маслом и варёной колбасой, запивая чаем с лимоном или малиновым морсом. Этот не молодой, не модный, почему я должен о нём говорить, тем более ставить в пример? Да он с компьютером-то обращается, когда молодой напарник рядом. В интернет, понятное дело, заходить не то стесняется, не то боится. Он обыкновенный работящий человек, от него эмоций не дождёшься. Бывает, сидишь с ним – молчит, как запрограммированный робот, смотрит в стол, подпирая подбородок ладонью, будто вспоминает что-то или раздумывает о чём-то. Разговорить его абы про что – не получается. Другое дело, если коснёшься за живое – за работу и человеческие отношения. Меняется скучный до трещин и ржавчины человечище.
Александр Васильевич – мужик без лишнего веса. «Покорённый» жизнью. Смуглый, со стальной сединой на висках, с гусарскими волнообразными усами. Ухоженный и свежий, молодцеватый, как ядрёный огурец из банки, но пахнущий не солёным рассолом, а тройным одеколоном. Невысокий он, Василич, без живота, не хилый и чаще молчаливый и спокойный, чем весёлый или грустный. У него жилистые, сильные руки-«щенки», быстрые, крючковатые пальцы-«змейки». Наблюдая, не сразу и уловишь, как это он взял одно изделие, а затем вырезал-склеил-сколотил-смастерил второе. Он, верно, волшебством обладает? В учительской, не завучи, а педагоги-коллеги считают его чернокнижником, кудесником, свободным джином.
Идёт Александр Васильевич по школьному коридору – прямо и не останавливаясь. Настолько он чётко двигает руками и ногами, что просто грех попасться на пути или окликнуть, пусть и по делу. Как робот двигается, клянусь, «Жидкий метал», стройный и резкий, как Роберт Патрик в молодости. Щёки у него в морщинках, но черты лица не дрогнут, а глаза ясные изумрудно-серые на свету меняющиеся.
Музыкально шагает Василич, постукивая каблуком подошвы о деревянный пол, незримо создаёт вокруг себя не пробиваемую и прозрачную защиту. Он, как брат-близнец Чарльза Ксавьера, только с волосами. Толкающиеся и орущие пятиклассники, которые никого и себя тоже не замечают, не наталкиваются на него удивительным и скорее всего психокинетическим способом. Многим бы его норов и внимание, терпение и железно-невозмутимое выражение лица, когда что-то происходит из разряда «баба бабе сказала». Многим бы его атомную сдержанность, когда родители-хабалки выясняют отношение в показанной манере, при детях и при коллегах.
Наблюдал я такую ситуацию: в школе появились злобные родители, орущие как пятиклассники, дёргающиеся, как подростки при гормональном выбросе, извивающиеся как аскариды, супер нервные. В чем причина их расторможенности? Почему? Два «кровиночки» из класса Александра Васильевича подрались. Виноват классный руководитель, конечно, не уследил. Картина маслом, как выражается известный писатель и тоже учитель Дмитрий Львович Быков. Любопытные коллеги наблюдают, чем завершится этот «поединок»? Александр Васильевич закрывает дверь кабинета при мастерской, а там, похоже, взрывается не одна бомба, а несколько. И все – атомные. Я представляю «обзор» на ситуацию: родители кричат, машут руками, выясняют, кто из детей начал первым, сейчас подерутся сами, а их «виновники торжества», впиваются ногами в пол, присмирев. Теперь должен состояться бой между взрослыми, ага? Но нет, классный руководитель Василич произносит одно или два слова. Потихоньку наступает тишина. Выходят первыми родители, потом дети. Те и другие молчат, мирно беседуют, никто и не дрался, обошлось. Нет синяков ни на ком! Как это он так сумел? Талант и авторитет педагога!
Происходит брожение в коллективе. Часть педколлектива не довольна уровнем зарплаты, конечно, виновата администрация.
В качестве третейского судьи приглашены представители разных инстанций, коллектив взбудоражен. Общее собрание коллектива. Сначала гробовая тишина между учителями и гостями. Потом начинаются обвинения, причём, забывают про администрацию и зарплату – учителя ругаются друг с другом, вспоминают прошлые обиды. Александра Васильевича спрашивают последним, как самого авторитетного, умного. А он спокойно произносит два слова:
– Меня устраивает.
И занимает своё место как ни в чём не бывало, подпирая ладонью подбородок.
И снова наступает тишина. Ненадолго. Обиды быстро не забываются в школьном коллективе. Новые проверяющие на пороге. Дамы вновь переживают… Но Александр Васильевич готовит с детьми групповой проект, участвует в очередном конкурсе, ему некогда отвлекаться на пустые разговоры.
– Невозможно работать, Василич! – презентует коллега свою мотивацию. – Из-за нездорового фона сорвались предметные недели. Руки опускаются, а до конца учебного года – пилить и пилить.
– Школа простоит и это пройдёт… – отвечает трудовик с благостным радушием.
Ничего мужика не «раскачивает», он смирен как православный священник. Бог его хранит. Полюбуйтесь: пак пчела Василич ладно трудится, чертя за столом неспешно. Удовлетворён работой. Чем его обработали? И дети вокруг него не бесята – шалуны, но меру чувствуют.
Время снова впустую не тратит: кому дверь, а кому стулья отремонтирует в кабинете:
– Работать надо, а не языком болтать! – любит повторять Александр Васильевич. – Надо быть человеком!
Рядом с такими, как он, действительно, хочется быть человеком! Его человеческий опыт – как житейская мудрость. Нам, молодым коллегам, остаётся наблюдать и перенимать крупицы опыта, чтобы продолжать мужскую линию в педагогической деятельности.
Ждём вас в школы, сильные парни, вместе мы укрепим мужской дух российской педагогики! У нас есть на кого равняться!
Учитель английского и немецкого языка В.В.Власов, г. Омск
Источник 1: https://klauzura.ru/2020/08/shkolnyj-uchitel-opyt-ili-mudrost/
Источник 2: https://hohlev.ru/kultura/viktor-vlasov-shkolnyj-uchitel-opyt-ili-mudrost


Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Виктор Власов. Школьный учитель: опыт или мудрость Виктор Власов. Школьный учитель: опыт или мудрость Виктор Власов. Школьный учитель: опыт или мудрость
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 1303

Ключевые слова: Виктор Власов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (39)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930