|
||||||||||||||
Как выглядеть благочестиво?У людей, далеких от Церкви, давно сформировался стереотип: православные люди непременно должны и выглядеть и вести себя по-особенному: например, женщины - носить длинные темные одежды, мужчины - бороду. И те и другие - с обязательно намотанными на руку четками (тут отметим, что открыто носить четки полагается только монахам), а общий вид -нарочито непривлекательный. ![]() При этом мало кто задумывается, что несоответствие такого внешнего вида внутреннему настрою есть явление, далекое от Православия.
Игумения одного из российских монастырей, пишущая под псевдонимом "Монахиня N", подмечает в своих злободневных книгах такие реалии нашей церковной жизни: "…Все святые отцы в тех или иных выражениях советуют: живи по Евангелию и тем познавай себя; день за днем будет открываться горькая правда, постепенно дойдешь до полного нуля, и тогда проси Бога наполнить эту пустоту Своим содержанием. Кажется, как ясно и как просто! Но не многие идут этим путем, мучительным для нашей самости и гармонии. Как людоедка Эллочка, мы хотим мигом перекрасить облезлого кролика и выдать его за (модную нынче) шиншиллу: четки до полу, потупленные глазки – вот и смирение, три канона да еще с акафистом – вот и молитва, лужа слез на исповеди – вот и покаяние. Ищем не чистоты сердца и послушания воле Божией, а показной праведности, почитаемой у людей, сочиняем фальшивые чувства… прикидываемся жалостливыми, добрыми, щедрыми, словно такими родились. Но все это лишь прекрасные порывы, кратковременные и бессильные, поскольку питаются исключительно фантазиями, тщеславием и амбициями…" (Монахиня N, "Дерзай, дщерь!").
В самом деле, делают ли нас православными четки, борода или юбка в пол? Старинная латинская поговорка гласит: "cucullus non facit monachum" - "клобук не делает монахом". Можно ходить хоть и в монашеском одеянии, но по духу оставаться вполне мирским, страстным человеком. А можно, наоборот, и в самой обычной одежде соблюдать евангельские заповеди, быть подвижником-христианином. Есть в святоотеческой литературе такой пример: монаха и мирянина похоронили рядом. Через некоторое время их гробницы раскрыли - и увидели на монахе мирское одеяние, а на мирянине – монашеское…
Строгая полумонашеская одежда на мирянах ко многому обязывает. И если она является внешним выражением высокой ступени внутреннего развития - она прекрасна. А если не является, если не соответствует духовному устроению своего носителя, то смотрится такой наряд сектантской униформой. И вызывает оправданное раздражение как нецерковных, так и церковных людей, которые такой вот странной "моде" не следуют.
Рассказывают, как один епископ, будучи в Троице-Сергиевой Лавре, увидел женщин-паломниц, одетых во все черное, хотя в то время не было поста. И сказал им: "Почему, вы, православные мои, так мрачно одеты, стоите с такими понурыми лицами? Найдите золотую середину, чтобы выглядеть и благочестиво, и празднично, радостно, опрятно. Потому что вера православная – это радость, надежда на милосердие Божие, отсутствие уныния".
Так как, все-таки, одеваться современным православным?
На одном из православных форумов участница высказалась так: "Девочки, юбки в пол, рубаха и тапочки поверх носков - это пока замуж не вышла. А после замужества, если девушка не прекратит "выпендриваться" и прикидываться "монахиней в миру" - можно и до развода довести мужчину. Есть у меня подруга такая, муж у нее "загулял". Потому что женщина на женщину должна быть похожа ВСЕГДА, а не на бесполое существо. Пусть будет скромно, но женщина должна "узнаваться" в любом случае".
Ей вторила другая: "Много лет назад, на вопрос: "Как выглядеть православной благочестивой девице?", мой духовник ответил: "Выглядеть нужно так, чтобы твое благочестие не резало людям глаза".
И третья: ".. Ко Господу надо идти, как на праздник - в хорошем платье, а не в балахоне...".
Судя по всему, с их высказываниями согласился бы и святитель Игнатий (Брянчанинов), живи он в наше время. Известен случай, как святителя Игнатия посетили две его племянницы - молодые благочестивые девушки. Монах и великий подвижник заметил им, что шляпки у них - устаревшего фасона.
Вот и получается, что в вопросе одежды, как и во всей жизни, православному христианину желательно соблюдать золотую середину - то есть не вдаваться в крайности. Все, как и в Храме, должно быть благообразно и по чину. Пусть монахи и монахини выглядят сообразно со своим званием и предназначением, а мирские люди - сообразно со своим.
Даже если мирской человек внутренне готовится к монашеству, совсем не нужно нарочито подчеркивать это внешними атрибутами. Будущий оптинский новомученик иеромонах Василий, в ту пору просто Игорь Росляков, молясь до монастыря в приходском храме, не носил бороду и не помахивал четками. Но, глядя на него, прихожане говорили: "Монах молится".
Православие - религия радостная, и нам, православным, нужно забыть навсегда принцип "чем хуже - тем лучше". Нам нужно одеваться так, чтобы донести эту радость Православия до окружающих. Конечно, при этом одежда не должна быть "радостно кричащая", привлекающая к себе чрезмерное внимание. Зато должна быть такой, чтобы всегда позволила нам зайти в храм Божий, даже если мы случайно проходили мимо, а не готовились специально пойти в церковь.
Кстати, все вышесказанное относится и к мужчинам. Почему-то многие из них считают, что все споры относительно благочестивого вида к ним не относятся, это все женские дела. А ведь вид некоторых из них, стоящих в храме в шлепанцах и брюках от спортивного костюма - очень далек от благообразности.
И как сказал когда-то святейший Патриарх Кирилл, будучи в то время еще митрополитом: "Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие - это не убожество, это - красота жизни!".
Образование и Православие / Ангелина Волкова, "Православие-Инфо"
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2891 |