|
|
||||
Сергей Худиев. Мученики Пешаварские и Блогеры МосковскиеОбычным воскресным днем, 22 сентября 2013 года, множество христиан по всему миру пошли в Церковь. Пошли в Церковь Всех Святых — 130-летний белый храм — и христиане пакистанского города Пешавар. После богослужения, во время раздачи бесплатного риса нуждающимся, произошло два мощных взрыва — совершенных, как потом оказалось, бомбистами-самоубийцами. На форуме христиан Пакистана размещены фотографии жертв — сделанные, когда они еще были живыми и здоровыми. Отцы семейств, юные девушки, малые дети… Ответственность за это преступление взяла на себя экстремистская группировка, связанная с Талибаном; по утверждению террористов, они сделали это в отместку за действия американских дронов (беспилотных самолетов) в соседнем Афганистане. По-видимому, террористы, как всегда, сочли слишком трудоемким делом атаковать американские войска, и атаковали наиболее легкую цель — Церковь. В самом деле, смешаться с толпой прихожан и бедняков, пришедших за бесплатным рисом, гораздо проще, чем подбираться к позициям вооруженного неприятеля. Церковь никак не была связана с американским правительством, но, в глазах террористов ассоциировалась с “христианским” Западом — вот уж, совершенно неосновательно. Западным правительствам нет дела до гонимых христиан; отметим, справедливости ради, что отдельные американские сенаторы пытаются что-то сделать, но не слишком успешно. Правительство и национальная ассамблея Пакистана заявили о безоговорочном осуждении теракта, кое-где у церквей выставлена охрана — но христиане довольно скептически относятся к способности властей их защитить. Как пишет из другого пакистанского города, Лахора, православный священник-пакистанец Иоанн Танвир, люди находятся в панике. Он спрашивает: почему мир молчит? Нельзя сказать, что совершенно молчит — официальные лица многих стран выразили свое осуждение (к сожалению, я не нашел упоминаний о какой-либо официальной реакции России). Выразили свою скорбь и поддержку жертвам Патриарх Кирилл, Папа Франциск, Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби… Но если говорить об интересе мировых медиа и публики в целом, то он — и на Западе, и у нас — быстро переключился на что-то другое. Это конечно, все ужасно, но мы найдем себе другие горячие темы для репортажей и перепостов в социальных сетях. Но нам, определенно, стоит задержать свое внимание на судьбе наших гонимых и истребляемых братьев. Как говорит Апостол, “страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. (1Кор.12:26)”. Прямо сейчас слова Нового Завета о гонимых за правду, об обезглавленных за слово Божие, разворачиваются непосредственно перед нашими глазами. Мы привыкли уже, что мы можем безопасно ходить в Церковь, открыто называть себя христианами, ожидая, в худшем случае, ругани в тех же социальных сетях. Нам стоит помнить, что на земле есть места — Пакистан одно из них — где просто прийти на богослужение смертельно опасно. Где христианская вера означает ежедневную готовность к мученичеству. Где, если человек становится (и остается) христианином, ему приходится быть христианином с предельной серьезностью. И вот что поражает, когда читаешь форум пакистанских христиан. Удивительно позитивный, мирный, евангельский настрой. Людей убивают — и они говорят о прощении и мире. Как говорит один из плакатов, “Мы не иностранцы. Мы не враги никому. Мы никого не ненавидим. Мы Пакистанцы. Мы любим нашу страну. Пожалуйста, не убивайте нас”. Они всегда с радостью рассказывают о своих соседях-мусульманах, которые выражают им сочувствие, всегда рады подчеркнуть, что они не видят тут войны религий — а видят только преступления экстремистов. Они постоянно цитируют слова Господа и Апостолов о любви к врагам и молитве за ненавидящих. И это люди, которые сталкиваются с реальной сатанинской ненавистью, со смертельной опасностью, с убийствами и истязаниями, а не с наездами в интернете. Нам стоит оценить контраст с нашим православным интернетом. Почему-то уровень агрессии, раздражения, даже, скажем прямо, ненависти и злобы, на порядок выше у людей, которые находятся в комфорте и безопасности. Которым не приходится платить за верность Христу жизнями — да и вообще не приходится платить. Возможно, дело именно в этом; когда Вам не приходится платить за Вашу веру, Вы можете легко относиться к ее заповедям. Но давайте устыдимся мучеников, которые, наверное, смотрят на нас с небес — какие у нас реальные причины для недовольства и топания ногами? Евангелие — это серьезно, люди идут за него на смерть, и давайте относиться к нему серьезно. От нас не требуется принять смерть или мучительные увечья — от нас требуется просто воздерживаться от злословия. От нас не требуется любить наших убийц (нас пока никто не убивает) — от нас требуется любить тех, кто говорит о нас гадости в интернете. Другая тема, которая тут возникает — это довольно вялый интерес мира к судьбе гонимых христиан. Ну да, это все плохо, но не так, чтобы что-то делать по этому поводу… Можно возмущаться тем, что неудовольствия некоторых особенных групп оказываются гораздо более важной темой, чем масштабные убийства, а кое-где и геноцид христиан, но важнее подумать, почему это так. Дело не в каком-то заговоре — всемирные заговоры это вообще вещь маловероятная, обязательно найдется кто-нибудь вроде Сноудена, который всех сдаст. Дело в другом. Так уж устроено медиа-пространство, что если Вы молчите — Вас не существует. И, что еще важнее, если о Вас молчат — Вас не существует. Если Вы хотите, чтобы люди помнили о чем-то — не молчите об этом. Если Вам есть дело до людей, которые подвергаются гонениям — говорите о них. Недавно я был на показе фильма “Холокост — клей для обоев?”. Речь там шла о двух простодушных девушках, сестрах, которые, когда на каком-то телешоу их спросили, что такое Холокост, предположили, что это такой клей для обоев. Потом их свозили в Польшу, показали им музей в Аушвице и рассказали, что такое Холокост на самом деле. Они были глубоко шокированы и плакали — они же были вовсе не злые, не циничные, они просто не знали. Авторы фильма — и аудитория — рассуждали о том, как могло так случиться, что трагедия и злодеяние таких масштабов почти изгладилось из памяти молодого поколения. Каждая историческая трагедия уникальна. Но в такого рода трагедиях есть нечто общее — их начинают осмыслять задним числом. Возможно, через десятилетия будут собраны свидетельства, написаны книги, сняты фильмы, о том, как христиане на Ближнем Востоке и в Пакистане столкнулись с жесточайшими гонениями (кое-где слово “геноцид” совершенно не будет преувеличением), а мир, в общем-то, был в курсе — но предпочитал смотреть в другую сторону. Это не было самой обсуждаемой темой в интернете, и очень далеко от топа Яндекса… И мы кое-что можем сделать — не молчать, хотя бы. Посмотреть в ту сторону.
Образование и Православие / Сергей Худиев, Православие и мир |
||||
|
|
Всего голосов: 1 | |||
| Версия для печати | Просмотров: 1677 | |||
