Опубликовано 24.06.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Протодиакон Сергий Зуев. Жить как хочется

В эпоху кризиса смысла, когда ценности обесценены, человек потерян и разочарован, многим приходится приложить немало усилий, чтобы поверить в Бога. И вот чудо Встречи происходит, Бог открывается. Смысл найден, путь ясен, объятия Отчие открыты... Большинству из верующих предстоит, падая и вставая, двигаться по этой дороге всю земную жизнь. Но есть и те, которые делают другой выбор, сворачивают с пути, при этом громко хлопнув дверью.
Этот текст родился из диалога с человеком, который, веря в Бога, имея опыт церковной жизни, тем не менее, принял решение отменить для себя заповеди Евангелия, «плюнуть на Бога» — по его же словам — и прожить эту жизнь «по-своему».

 

Протодиакон Сергий Зуев. Жить как хочетсяВ наши дни Евангелие проповедано повсеместно. Весь мир признаёт высоту учения Христова — его способно почувствовать даже самое чёрствое сердце. Но, тем не менее, как во времена апостолов, так и сегодня в адрес христиан часто звучат упрёки. Мы слышим: «Покажите вы, проповедники, пример исполнения заповедей и любви к ближнему! Где ваша любовь? Одни слова». К сожалению, сегодня всё труднеe найти человека, указав на которого, можно с лёгким сердцем сказать: «Смотри на него, старайся жить, как он, и спасёшься». Это не значит, что таких людей нет, но увидеть их очень трудно. Настоящая святость не трубит перед собой, не ищет славы. Но есть и другое объяснение: святых, по всей вероятности, стало меньше. Почему? Этот вопрос каждый может задать сам себе.

Очень трудно в наше время развлечений и виртуальной реальности отказаться от права на отдых, компьютер, социальные сети, шопинг, и отдать это время любви к ближнему. Мы готовы проповедовать в фейсбуке, где получим свою славу, но не готовы действовать, отдавая ближнему время и силы. Мы готовы много и красиво рассуждать, но не готовы встретиться с чужой болью в реальности. Не готовы отдать всего себя, отдать сердце. Эта духовная проблема затрагивает каждого. Не имея перед собой живого и яркого примера самозабвения и жертвенности, способных потрясти чувство и совесть, мы расслабляемся, считая, что в наши дни исполнить закон Христов практически невозможно. В лучшем случае мы не утверждаем этого вслух, но, плывя по течению своих желаний, успокаиваем совесть тем, что все вокруг живут так же, и вообще, «последние времена». Как известно, только терпением скорбей теперь и возможно спастись.

Бывает, что, осознавая собственную немощь, устав от борьбы и не видя, на чей пример опереть свою расслабленную волю и немую совесть, человек говорит: «Надоело! Я честно пробовал, больше не могу. Слишком тяжела эта ноша! А ведь что там, за гробом — непонятно. Можно всю жизнь с собой бороться, с переменным успехом, и потом всё равно услышать „Не вем вас". В конце концов, я не просил меня создавать, и теперь не прошу спасать. Хоть эту жизнь проживу, как мне хочется». Это не фантастический пример. Я знаю людей, рассуждающих подобным образом. Более того, я слышал, как человек, ещё недавно православный и церковный, говорил страшные слова, что он «плевать хотел на Бога и Церковь». Человек, до сих пор верующий в существование Бога, и в вечную жизнь! Вот таким людям, отчаявшимся в собственном исправлении и в возможности исполнить заповедь о любви к Богу и ближнему, я бы хотел адресовать несколько слов.

 

Во-первых, что можно сказать о такой «философии»? Можно ли назвать «надеющимся» человека, верующего в Бога и вечную жизнь, но живущего только временной? Невозможно: он не надеется после смерти оказаться с Богом. Эти «вера» и «надежда» пустые. Какой смысл в вечной жизни без Бога? Ведь она превратится в ад, даже если представить себе отсутствие адских мук. Такие рассуждения ставят человека ближе всего к диаволу. Диавол верит и трепещет, как мы знаем из Писания. Разница между диаволом и человеком с такой «верой» только в том, что человек — не трепещет. Диавол трепещет, потому что хорошо знает, что` есть Бог. А человек, способный произнести подобные слова — очевидно, не знает и не чувствует. И, кроме того, «жить, как мне хочется» и «трепетать» — несовместимые понятия. Такая «вера» — скорее интеллектуальное построение, чем сердечное чувство. Человек видит прекрасный, сложный, наполненный гармонией и разумом мир, и верно понимает, что у этой гармонии должен быть Творец. Возможно, он даже видел чудо в своей жизни, и его вера — нечто большее, чем логика. Но он не знает главного: что` есть Бог, что` является Его сущностью. Он не способен понять, почему плакал Адам, изгнанный из рая. Если бы понимал и чувствовал, не допустил бы даже мысли о существовании без Бога.

Конечно, мы все слабо себе представляем, что такое Божия Любовь. Но и та еле уловимая тень чувства, которую человек способен ощутить, достаточна, чтобы понять, что без Бога мы не живём — лишь существуем: без Него все чувства иллюзорны. Тот, кто когда-нибудь любил, знает: это чувство так переполняет душу и сердце, что кажется — до того, как оно возникло, тебя просто не существовало. Это бытие, наполненное максимально. Собственно говоря, только любящий и становится человеком. Если мы способны так преобразиться, испытывая обычную, земную любовь, то что же есть Любовь Божия? Почему мы к ней не стремимся всеми силами души? Почему таким мучительным кажется ожидание вечности, и почему понятие «прожить жизнь» оказывается для человека совершенно несовместимым с христианской нравственностью? Разумеется, приятнее жить без оглядки на свои поступки, какими бы они ни были. Но ведь наверняка у каждого, даже далёкого от христианства, человека, есть какие-то свои представления о нравственности, свой моральный кодекс. Нельзя представить себе здорового и вменяемого человека, живущего без оглядки на какие-то собственные принципы, не испытывающего ни малейших угрызений совести.

У неверующего человека может быть некоторая «замена» понятия «Бог» понятием «общечеловеческих ценностей», своих представлений о нравственности и т. п. Он может при этом не быть «двойственным в мыслях», может быть достаточно цельным. А верующий и сознательно отказавшийся от Бога способен на многие нехорошие вещи. Способен именно «мировоззренчески», как Раскольников.

Почему же человека может настолько угнетать необходимость соотносить свои поступки с волей Божией, что он готов, признавая существование Бога, плюнуть на Него? Почему жизнь по собственным нравственным понятиям нисколько не мешает его счастью, а жизнь по Божиим заповедям делает настолько несчастным и так сковывает, что он плюёт на распятого за него Создателя? Ведь это хуже, чем плюнуть на свою мать... Проблема в том, что человек не чувствует, что Бог и Любовь — это тождество. И потому не может ответить любовью. Это и есть главная причина такой безумной «философии». Вопрос только в том — почему не чувствует? Это должно быть главным вопросом его жизни. Может быть, он просто мёртв среди живых? Может, любовь никогда не касалась его сердца? Может, он живёт в виртуальном мире, не замечая прекрасного мира вокруг, и не подозревая о существовании истинных чувств? Может быть, нужно молиться о том, чтобы проснуться?

К сожалению, нельзя не признать, что нам всем в той или иной степени свойственна такая психология. Мы унываем и предаём Любовь Христову каждый день. Каждый день мы посвящаем себе, и если делаем что-то ради ближнего — засчитываем себе это в подвиги, забывая слова Господа: Сыне, даждь Ми твое сердце. Вся наша жизнь должна быть служением Богу и ближнему. И лишь самолюбие и нечувствие к Божией Любви мешают нам это исполнить.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1786


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


8 декабря
8 декабря 2023 года в Новосибирске состоится круглый стол «Путь к общему прошлому....
8 декабря
8 декабря в 13.00 в Историческом парке «Россия – моя история» состоится торжественное...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2023 (11)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)
Сентябрь 2023 (84)
Август 2023 (71)
Июль 2023 (52)

«    Декабрь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031