|
||||||||||||||
Протодиакон Сергий Зуев. Жить как хочетсяВ эпоху кризиса смысла, когда ценности обесценены, человек потерян и разочарован, многим приходится приложить немало усилий, чтобы поверить в Бога. И вот чудо Встречи происходит, Бог открывается. Смысл найден, путь ясен, объятия Отчие открыты... Большинству из верующих предстоит, падая и вставая, двигаться по этой дороге всю земную жизнь. Но есть и те, которые делают другой выбор, сворачивают с пути, при этом громко хлопнув дверью. В наши дни Евангелие проповедано повсеместно. Весь мир признаёт высоту учения Христова — его способно почувствовать даже самое чёрствое сердце. Но, тем не менее, как во времена апостолов, так и сегодня в адрес христиан часто звучат упрёки. Мы слышим: «Покажите вы, проповедники, пример исполнения заповедей и любви к ближнему! Где ваша любовь? Одни слова». К сожалению, сегодня всё труднеe найти человека, указав на которого, можно с лёгким сердцем сказать: «Смотри на него, старайся жить, как он, и спасёшься». Это не значит, что таких людей нет, но увидеть их очень трудно. Настоящая святость не трубит перед собой, не ищет славы. Но есть и другое объяснение: святых, по всей вероятности, стало меньше. Почему? Этот вопрос каждый может задать сам себе. Очень трудно в наше время развлечений и виртуальной реальности отказаться от права на отдых, компьютер, социальные сети, шопинг, и отдать это время любви к ближнему. Мы готовы проповедовать в фейсбуке, где получим свою славу, но не готовы действовать, отдавая ближнему время и силы. Мы готовы много и красиво рассуждать, но не готовы встретиться с чужой болью в реальности. Не готовы отдать всего себя, отдать сердце. Эта духовная проблема затрагивает каждого. Не имея перед собой живого и яркого примера самозабвения и жертвенности, способных потрясти чувство и совесть, мы расслабляемся, считая, что в наши дни исполнить закон Христов практически невозможно. В лучшем случае мы не утверждаем этого вслух, но, плывя по течению своих желаний, успокаиваем совесть тем, что все вокруг живут так же, и вообще, «последние времена». Как известно, только терпением скорбей теперь и возможно спастись. Бывает, что, осознавая собственную немощь, устав от борьбы и не видя, на чей пример опереть свою расслабленную волю и немую совесть, человек говорит: «Надоело! Я честно пробовал, больше не могу. Слишком тяжела эта ноша! А ведь что там, за гробом — непонятно. Можно всю жизнь с собой бороться, с переменным успехом, и потом всё равно услышать „Не вем вас". В конце концов, я не просил меня создавать, и теперь не прошу спасать. Хоть эту жизнь проживу, как мне хочется». Это не фантастический пример. Я знаю людей, рассуждающих подобным образом. Более того, я слышал, как человек, ещё недавно православный и церковный, говорил страшные слова, что он «плевать хотел на Бога и Церковь». Человек, до сих пор верующий в существование Бога, и в вечную жизнь! Вот таким людям, отчаявшимся в собственном исправлении и в возможности исполнить заповедь о любви к Богу и ближнему, я бы хотел адресовать несколько слов.
Во-первых, что можно сказать о такой «философии»? Можно ли назвать «надеющимся» человека, верующего в Бога и вечную жизнь, но живущего только временной? Невозможно: он не надеется после смерти оказаться с Богом. Эти «вера» и «надежда» пустые. Какой смысл в вечной жизни без Бога? Ведь она превратится в ад, даже если представить себе отсутствие адских мук. Такие рассуждения ставят человека ближе всего к диаволу. Диавол верит и трепещет, как мы знаем из Писания. Разница между диаволом и человеком с такой «верой» только в том, что человек — не трепещет. Диавол трепещет, потому что хорошо знает, что` есть Бог. А человек, способный произнести подобные слова — очевидно, не знает и не чувствует. И, кроме того, «жить, как мне хочется» и «трепетать» — несовместимые понятия. Такая «вера» — скорее интеллектуальное построение, чем сердечное чувство. Человек видит прекрасный, сложный, наполненный гармонией и разумом мир, и верно понимает, что у этой гармонии должен быть Творец. Возможно, он даже видел чудо в своей жизни, и его вера — нечто большее, чем логика. Но он не знает главного: что` есть Бог, что` является Его сущностью. Он не способен понять, почему плакал Адам, изгнанный из рая. Если бы понимал и чувствовал, не допустил бы даже мысли о существовании без Бога. Конечно, мы все слабо себе представляем, что такое Божия Любовь. Но и та еле уловимая тень чувства, которую человек способен ощутить, достаточна, чтобы понять, что без Бога мы не живём — лишь существуем: без Него все чувства иллюзорны. Тот, кто когда-нибудь любил, знает: это чувство так переполняет душу и сердце, что кажется — до того, как оно возникло, тебя просто не существовало. Это бытие, наполненное максимально. Собственно говоря, только любящий и становится человеком. Если мы способны так преобразиться, испытывая обычную, земную любовь, то что же есть Любовь Божия? Почему мы к ней не стремимся всеми силами души? Почему таким мучительным кажется ожидание вечности, и почему понятие «прожить жизнь» оказывается для человека совершенно несовместимым с христианской нравственностью? Разумеется, приятнее жить без оглядки на свои поступки, какими бы они ни были. Но ведь наверняка у каждого, даже далёкого от христианства, человека, есть какие-то свои представления о нравственности, свой моральный кодекс. Нельзя представить себе здорового и вменяемого человека, живущего без оглядки на какие-то собственные принципы, не испытывающего ни малейших угрызений совести. У неверующего человека может быть некоторая «замена» понятия «Бог» понятием «общечеловеческих ценностей», своих представлений о нравственности и т. п. Он может при этом не быть «двойственным в мыслях», может быть достаточно цельным. А верующий и сознательно отказавшийся от Бога способен на многие нехорошие вещи. Способен именно «мировоззренчески», как Раскольников. Почему же человека может настолько угнетать необходимость соотносить свои поступки с волей Божией, что он готов, признавая существование Бога, плюнуть на Него? Почему жизнь по собственным нравственным понятиям нисколько не мешает его счастью, а жизнь по Божиим заповедям делает настолько несчастным и так сковывает, что он плюёт на распятого за него Создателя? Ведь это хуже, чем плюнуть на свою мать... Проблема в том, что человек не чувствует, что Бог и Любовь — это тождество. И потому не может ответить любовью. Это и есть главная причина такой безумной «философии». Вопрос только в том — почему не чувствует? Это должно быть главным вопросом его жизни. Может быть, он просто мёртв среди живых? Может, любовь никогда не касалась его сердца? Может, он живёт в виртуальном мире, не замечая прекрасного мира вокруг, и не подозревая о существовании истинных чувств? Может быть, нужно молиться о том, чтобы проснуться? К сожалению, нельзя не признать, что нам всем в той или иной степени свойственна такая психология. Мы унываем и предаём Любовь Христову каждый день. Каждый день мы посвящаем себе, и если делаем что-то ради ближнего — засчитываем себе это в подвиги, забывая слова Господа: Сыне, даждь Ми твое сердце. Вся наша жизнь должна быть служением Богу и ближнему. И лишь самолюбие и нечувствие к Божией Любви мешают нам это исполнить.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1908 |