Опубликовано 02.09.2015 в рубрике  Образование
 

Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте)


В этом году в школу пойдут около 14 миллионов детей. В сфере образования трудятся 1200 тысяч педагогов. К 2019 году российская система общего образования должна обеспечить дополнительно около 6 миллионов школьных мест. Об этом заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, комментируя ожидаемый демографический всплеск. Какие сегодня трудности испытывает общеобразовательная система, на что жалуются учителя и как сегодня выживает знаменитая сельская школа Ивановская-на-Лехте? Об этом мы говорили с ее директором – Владимиром Сергеевичем Мартышиным. Беседовал Никита Филатов.
 
Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте)Владимир Сергеевич, учителя сетуют, что времени на живое общение с учениками стало значительно меньше. Преподаватель сегодня занят тем, что без конца пишет отчеты, детально планирует каждый урок, составляет планы… А еще нужно заполнить кипу бумаг о присвоении квалификации. По результатам международного исследования вопросов преподавания и обучения, российские учителя страдают от бюрократии больше своих коллег в мире. В чем опасность такой ситуации?

– Опасность совершенно очевидна, вы о ней сказали: у учителей меньше времени на живое общение с учениками. А как директор, администратор школы, я вынужден создавать несколько рабочих мест и брать на них людей, которые будут заниматься только бумагами. Огромная отчетность идет по интернету, для этого тоже нужны один-два человека. Это должны быть хорошо подготовленные кадры. Повышению уровня образовательно-воспитательного процесса всё это никоим образом не способствует. Но… так положено по инструкции. К сожалению, чиновники чаще всего замыкаются на этих инструкциях.

Уходит всё живое. Взять хотя бы такой момент: у каждой школы есть сайт, он может быть действительно своеобычным, но те инструкции, которые даны, делают все сайты одинаковыми, а следовательно – и школы похожими друг на друга. Информация, которая выкладывается на этих сайтах, – к примеру, какие-нибудь локальные акты, – чаще всего почти одна и та же. Эти акты, собственно, и не могут отличаться, потому что делаются на основании определенных жестких законов, приказов Министерства образования. И эти десятки локальных актов должны быть на сайте. Просто какая-то блажь. И не очень всё это разумно.

Сейчас прошли августовские конференции. Выступал от одной школы заместитель директора по учебно-воспитательной части, говорит: «У нас теперь нет вообще дневников. И нет журналов». То есть вся связь с родителями идет через компьютер. Что это за общение? Какая здесь живая жизнь? Человека делают просто схемой. А с учителями никто не советуется. Но есть, видимо, какая-то группа людей, которая считает, что так и нужно.

А почему увеличивается количество отчетов? Потому что увеличивается количество чиновников. И чиновник, работая в этой системе, заставляет отчитываться нас. Мы должны уделять внимание не детям, а бумагам! Им должен уделять прежде всего внимание завуч, мои заместители, другие работники школы…
Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте)
Получается, что дети сами по себе.
    
– Дети от этого и страдают. Они же ведь не в курсе, чем мы заняты. Почему словно бы и нет в классе учителя? Как раньше было: педагог стоял перед классом, свободно общался с ребятами, на перемене выходил к детям. Да потому что он теперь сидит и заполняет электронный журнал! Поэтому не выходит к детям и не общается с ними.

Школьников сегодня учат отстаивать свои права. Порой это выливается в открытый конфликт: учитель с одной стороны, ученик, а иногда и требовательные родители – с другой. Как меняет детей такое преломление дистанции?

– Дело в том, что реформа школы на то и направлена, чтобы ученик стал самостоятелен в своих суждениях. Естественно, что это тенденция идет вразрез с нашими традициями. Откровенно говоря, она и антинациональная. Потому что для нас характерно глубокое общение родителей и детей по всем вопросам. Когда ребенок возвращается из школы, он буквально взахлеб рассказывает, как этот день прожил. У нас есть хорошая русская традиция: вечером собираться за чаем и делиться тем, у кого как прошел день, кто чем занимался. А сейчас это рушится. Каждый занят только собой.
Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте)
Владимир Сергеевич, на ваш взгляд, какая главная проблема в школе?

– Главная проблема – школе непонятно, для чего всё это. Может быть, это знают в правительстве, в министерстве, в департаменте образования, но в школе не знают. Каждое наше действие должно быть направлено на улучшение учебно-воспитательного процесса, на его очеловечивание и одухотворение. А всё клонится в сторону выполнения инструкций. А за этими инструкциями, за этими машинами уже не видно человека, уже не видно учителя, уже не видно и ребенка.
    
ЕГЭ ввели в школах больше 10 лет назад. Сейчас уже можно говорить о каких-то итогах. Как вы оцениваете уровень сдачи выпускных школьных экзаменов и вообще эту реформу в целом?

– Сразу могу сказать, что есть какие-то положительные моменты, а есть и отрицательные. Но для меня, например, больше отрицательных. Положительная сторона: ученик сдает экзамен один раз, и его уже не дергают. В том, что уменьшилась коррупция, я сомневаюсь.

Вся эта система подготовки к ЕГЭ делает школу неживой. Каждый сидит и готовится-готовится-готовится! В 10–11-м классах ученик перестает жить полноценной жизнью. Он весь дерганый, он весь занят второстепенным. А сдача ЕГЭ – это все-таки второстепенная задача. Надо исходить из более высоких жизненных целей. Дети же сугубо замыкаются на одном-двух предметах и посвящают им себя всецело, а ведь в 10–11-м классе ученик может достигнуть таких степеней возрастания! Возрастания духовного, возрастания нравственного! Возрастания эстетического. Я по своей школе знаю, что в 10–11-м классе дети, например, к живописи относятся по-другому. Дети к музыке относятся иначе. А у них не остается на это времени, потому что они сейчас заняты другим.

Многие признанные специалисты, крупные ученые и известные долларовые миллиардеры, например один из основателей WhatsApp Ян Кум, получали образование в советских школах. Какие положительные стороны советского образования необходимо сохранить в наших школах сегодня?

– У нас, например, обычная общеобразовательная школа. Но мы старались взять и положительное из дореволюционной школы, и то хорошее, что было в советской школе. Советская классика: Макаренко, Сухомлинский. Я не вижу пока ничего положительного в новом, в том, что в последнее время создано. Правда, немного хорошего есть. Сейчас, например, по стандарту положены дополнительные часы. Это неплохо. В начальной школе у нас по десять часов дополнительно. Это не уроки, а часы, которые стоят в расписании.
    
Наша школа уже 21 год развивается. И меня радует, что сейчас министерство идет по нашим стопам в некоторых направлениях. Например, разработана неплохая концепция по духовно-нравственному воспитанию. Другое дело, что школы уже отучены от подобного.

Планшет или смартфон у школьника – обычная картина. В некоторых школах уже есть целые программы, которые можно изучать с помощью электронных устройств. Есть и противники использования гаджетов на уроках. И как быть с теми ребятами, чьи родители просто не могут позволить купить телефон, стоимость которого часто превышает среднемесячную зарплату

– Знаете, здесь не только этот отрицательный момент. Дело в том, что потеря связи с книгой, которая имеет своего рода сакральный характер, чревата многими негативными последствиями. Книга дышит. А читая книгу из семейной библиотеки, которую когда-то прочли родители, ребенок может увидеть заметки на полях, задуматься… Это страшно, если произойдет полная замена книги гаджетами. Дети и так мало читают. А к этому и не приучают сейчас. Такие программы не предусмотрены. Якобы на приучение к чтению работает внедрение сочинений как экзамена, но… Это видимость. Хорошо пишет тот, кто мыслит. И в советской школе была система подготовки к сочинению. Преподаватель учил даже не писать сочинение, а мыслить. Нужно много было читать, рассуждать.

Многие сегодня опасаются того, что в будущем школьники перестанут совсем писать. Клавиши и сенсорные экраны уже вытесняют ручки. Стоит ли паниковать, или нужно относиться к этому спокойно?

– Да, есть такая тенденция. Уже с 1-го класса вводится подобное. И весь урок работает интерактивная доска. Это значит, что всё время перед детьми что-то мелькает. Привычная зеленая или коричневая доска уже вытесняется. Дети пишут какими-то маркерами. Это тоже не так красиво.
Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте)
Вы директор необычной школы. К вам привозят ребят из Ярославля и Москвы. В чем привлекательность вашей сельской школы в глазах родителей?

– Это живая школа. У нас школа, в которой не запрещают верить в Бога. Школа создавалась в 1994 году на базе той, которой недавно исполнилось 150 лет. Она была совершенно в разрушенном состоянии. В ней тогда учились 56 человек. В прошлом году у нас было уже 186 ребят. В нашу школу едут именно из-за той системы воспитания и образования, которая нами разработана.

Я когда-то проанализировал общепринятую систему образования и обнаружил, что в ней нет многого необходимого. Дети не знают истории родного края. Они не знают истории родной семьи. Они далеки от нравственных и духовных традиций. Они не знают истории нашего Отечества! Не знают русский язык! Они удалены от искусства и от культуры. Поэтому нами и был разработан ряд программ. Мы преподаем добротолюбие с 1-го по 11-й классы. С 1-го по 10-й класс – обществоведение. Старославянский язык – с 5-го по 7-й классы. Хореография, музыка. Живопись с 1-го по 11-й классы. Такая программа не отразилась на преподавании ни математики, ни физики. Они сохранены в том же объеме.

Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте)Куда поступают ваши выпускники?

– В этом году просто головокружительные успехи. МГУ, МИСИ, Текстильный университет, Ярославский педагогический университет… Двое поступили в Рязанское воздушно-десантное училище. Трое поступили в семинарию. Кстати, это для нас редкий случай. Многие считают, что мы семинаристов готовим, но у нас впервые такое. В Медицинскую академию ребята поступили. Все до одного – на бюджетные места.

Дети наши к нам возвращаются. В этом году три человека вернулись учителями. Для деревни это событие. Ребята эти не местные, жили здесь в кадетском корпусе. И вот сейчас переехали к нам жить, женились. Все радостно! Слава Богу!

Вы уже много лет доказываете, что хорошее образование на селе – это реально. С какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня?

– Уже давно было запланировано строительство нового здания школы. И два года назад даже были заложены деньги областной думой. Но, к сожалению, власти не смогли землю оформить вовремя. Проект вовремя не заказали. А сейчас, конечно, трудные времена. Мы в стесненных и диких условиях. Школа учится в две смены. Одно здание в аварийном состоянии. Слава Богу, сейчас начинаем в нем капитальный ремонт. Дай Бог, может быть, к Новому году и сделаем его.

В советское время давали жилье сельским учителям. Сегодня только на себя надежда. Переехали к нам три семьи молодых учителей, так мы, живущие здесь, сами собрали деньги и купили им подходящее жилье.

Но трудности нас не смущают. Школа растет и развивается.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте) Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте) Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте) Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте) Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте) Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте) Владимир Мартышин. "Школа должна оставаться живой" (Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте)
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 3120

Ключевые слова: село, Начальное образование, Среднее образование, школа

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (8)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930