Опубликовано 18.09.2023 в рубрике  Образование
 

Игорь Волгин: Русская классика – это основа нашего миропонимания



 
Игорь Волгин: Русская классика – это основа нашего миропонимания

О попытках «сократить» русскую классику, о ее значении для национального самосознания и даже национальной безопасности сегодня в интервью корреспонденту PublicO Марии Мукомело рассуждает ведущий российский исследователь Ф.М. Достоевского, основатель Фонда Достоевского, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь Волгин.

- Нужен ли современному школьнику «Евгений Онегин»?

- Сейчас много пишут о решении исключить классику из школьной программы, и оно, безусловно, очень странное. Но насколько я понял, речь идет о том, что «Слово о полку Игореве», «Евгения Онегина», «Ревизора» Гоголя и Лермонтова исключили из ЕГЭ для 11 класса, потому что их проходят в 9 классе. Однако все равно я считаю это неправильным, потому что существуют базовые вещи, и дело не только в содержании «Евгения Онегина».
Все это, скажем образно, кирпич национальной идентичности. Недаром Достоевский в своей «пушкинской речи» говорит, что правильно Татьяна сделала, что не пошла за Онегиным, хотя её за это осуждал Белинский. Это же касается не литературных сюжетов, а сюжетов ментальных! Дело в том, что и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь — сюжеты не проходящие, не временные, относящиеся лишь к первой половине XIX века. Это базисные сюжеты, которые составляют основу нашего миропонимания и мировидения. Это базовое знание в смысле отношения с миром, это не просто изучение литературного текста, это больше чем литература.
Как правильно сказал Евгений Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт». И Пушкин в России больше, чем Пушкин. Это не просто история литературы, это история нашего духа, это история самосознания, это ключевые моменты нашей духовной истории.

- Как вы относитесь к опросу, согласно которому более половины россиян согласились бы с исключением классики из школьной программы?

- Во время опросов многие, конечно, выступают за это. Я же считаю, что исключение классики из школьной программы стало бы очень грубой ошибкой, которую, конечно, многие школьники будут приветствовать. Им от этого легче жить — не нужно готовиться, не нужно повторять материал. Но и так я не могу сказать, что школьники блестящие знают русскую литературу. Теперь они сдадут экзамен в 9 классе и забудут о классической литературе на всю жизнь.
В этом возрасте каждый год играет большую роль! Скажем, в 15 лет воспринимается Пушкин так, а через два года, когда человек уже становится юношей, по-другому. Возраст играет роль в восприятии классики.
Начальники подошли к этому как к чисто технической проблеме: формально облегчить жизнь школьника — зачем изучать то, что уже проходили? Я не думаю, что «Молодая гвардия» или «Как закалялась сталь», которые введены в программу — и это важные произведения, они нужны, — могут в смысле ментальном, смысле духовном, смысле мировоззренческом заменить Пушкина и Гоголя. Вряд ли. Как обойтись без «Ревизора» или «Мёртвых душ»? Это основа нашей истории в какой-то степени.
Это ошибка, как мне кажется, даже больше, чем методическая, это большая идеологическая ошибка — исключение этих произведений. Условно говоря, это сравнимо с тем, чтобы из последнего экзамена в Духовной академии был исключен Ветхий завет, потому что его уже изучали на предыдущем курсе, и теперь рассматривают только Новый Завет. Но для человека, который вступает в духовную жизнь, это было бы неправильно. Это условный пример, но важный - Новый Завет строится на Ветхом.
И русская литература XX века, конечно, базируется на определенных идеологемах XIX века. Есть книги более-менее проходные, они важны, можно их знать, а можно и не знать. Но есть базовые книги, которые составляют основу нации и национального самосознания, высокопарно говоря.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть современная школьная программа по литературе?

- Очень важную роль играет то, как преподавать, каким будет учитель литературы. Можно величайшее произведение преподать скучно и одномерно, это зависит от учителя. Хороший учитель будет так преподавать, что школьник сам попросит в финальном классе, чтобы в ЕГЭ включили «Евгения Онегина». Трудно это представить, но тем не менее, это возможно у хорошего учителя.
Часто учителями становятся по остаточному принципу: не попал в другой вуз, иди в педагогический. Я считаю, что учителями должны быть лучшие из лучших. Учительский корпус должен быть и высокооплачиваемым, и высокоуважаемым. Слово «учитель» само по себе многозначное: «Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться», как сказал Евгений Винокуров.

Источник

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 235


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


02.10 2024
Расписание выставки Покровская Осень 10 – 16 октября 2024 г....
23.09 2024
23 сентября в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Краеведение и...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (3)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031