Игорь Волгин: Русская классика – это основа нашего миропонимания
О попытках «сократить» русскую классику, о ее значении для
национального самосознания и даже национальной безопасности сегодня в
интервью корреспонденту PublicO Марии Мукомело рассуждает ведущий
российский исследователь Ф.М. Достоевского, основатель Фонда
Достоевского, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь
Волгин.
- Нужен ли современному школьнику «Евгений Онегин»?
- Сейчас много пишут о решении исключить классику из школьной
программы, и оно, безусловно, очень странное. Но насколько я понял, речь
идет о том, что «Слово о полку Игореве», «Евгения Онегина», «Ревизора»
Гоголя и Лермонтова исключили из ЕГЭ для 11 класса, потому что их
проходят в 9 классе. Однако все равно я считаю это неправильным, потому
что существуют базовые вещи, и дело не только в содержании «Евгения
Онегина».
Все это, скажем образно, кирпич национальной идентичности. Недаром
Достоевский в своей «пушкинской речи» говорит, что правильно Татьяна
сделала, что не пошла за Онегиным, хотя её за это осуждал Белинский. Это
же касается не литературных сюжетов, а сюжетов ментальных! Дело в том,
что и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь — сюжеты не проходящие, не
временные, относящиеся лишь к первой половине XIX века. Это базисные
сюжеты, которые составляют основу нашего миропонимания и мировидения.
Это базовое знание в смысле отношения с миром, это не просто изучение
литературного текста, это больше чем литература.
Как правильно сказал Евгений Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем
поэт». И Пушкин в России больше, чем Пушкин. Это не просто история
литературы, это история нашего духа, это история самосознания, это
ключевые моменты нашей духовной истории.
- Как вы относитесь к опросу, согласно которому более половины россиян
согласились бы с исключением классики из школьной программы?
- Во время опросов многие, конечно, выступают за это. Я же считаю, что
исключение классики из школьной программы стало бы очень грубой ошибкой,
которую, конечно, многие школьники будут приветствовать. Им от этого
легче жить — не нужно готовиться, не нужно повторять материал. Но и так я
не могу сказать, что школьники блестящие знают русскую литературу.
Теперь они сдадут экзамен в 9 классе и забудут о классической литературе
на всю жизнь.
В этом возрасте каждый год играет большую роль! Скажем, в 15 лет
воспринимается Пушкин так, а через два года, когда человек уже
становится юношей, по-другому. Возраст играет роль в восприятии
классики.
Начальники подошли к этому как к чисто технической проблеме: формально
облегчить жизнь школьника — зачем изучать то, что уже проходили? Я не
думаю, что «Молодая гвардия» или «Как закалялась сталь», которые введены
в программу — и это важные произведения, они нужны, — могут в смысле
ментальном, смысле духовном, смысле мировоззренческом заменить Пушкина и
Гоголя. Вряд ли. Как обойтись без «Ревизора» или «Мёртвых душ»? Это
основа нашей истории в какой-то степени.
Это ошибка, как мне кажется, даже больше, чем методическая, это большая
идеологическая ошибка — исключение этих произведений. Условно говоря,
это сравнимо с тем, чтобы из последнего экзамена в Духовной академии был
исключен Ветхий завет, потому что его уже изучали на предыдущем курсе, и
теперь рассматривают только Новый Завет. Но для человека, который
вступает в духовную жизнь, это было бы неправильно. Это условный пример,
но важный - Новый Завет строится на Ветхом.
И русская литература XX века, конечно, базируется на определенных
идеологемах XIX века. Есть книги более-менее проходные, они важны, можно
их знать, а можно и не знать. Но есть базовые книги, которые составляют
основу нации и национального самосознания, высокопарно говоря.
- Какой, на ваш взгляд, должна быть современная школьная программа по литературе?
- Очень важную роль играет то, как преподавать, каким будет учитель
литературы. Можно величайшее произведение преподать скучно и одномерно,
это зависит от учителя. Хороший учитель будет так преподавать, что
школьник сам попросит в финальном классе, чтобы в ЕГЭ включили «Евгения
Онегина». Трудно это представить, но тем не менее, это возможно у
хорошего учителя.
Часто учителями становятся по остаточному принципу: не попал в другой
вуз, иди в педагогический. Я считаю, что учителями должны быть лучшие из
лучших. Учительский корпус должен быть и высокооплачиваемым, и
высокоуважаемым. Слово «учитель» само по себе многозначное: «Художник,
воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться», как сказал Евгений
Винокуров.
Источник
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|