Когда я еще ходила беременная, то с умным видом изучала
ответы священников на вопросы молодых мамочек, как же им
молиться с маленькими детьми. И потом, после родов, когда
наступила бесконечная круговерть вперемежку с постоянным
желанием поспать, память услужливо выдавала мне примерно
следующее: «Ведь вот в той книжке батюшка советует
кормящим женщинам ввиду занятости не зацикливаться на
правилах, а читать Иисусову
молитву…». И я очень быстро и легко
перестала на этих правилах «зацикливаться», да
вот «зациклиться» на чем-то другом — тех
же кратких молитвах — не удосужилась…
И получается, что «вот вырастут — там и
помолишься» звучит уже не со стороны — так
успокаивать себя начинаешь уже сама. И, если по-честному,
просто-напросто свою лень оправдываешь наличием детей. Да
только со временем сможем ли потом вернуться к былому
настрою и желанию молитвы?
Здесь, но мой взгляд, важно осознать еще один момент.
Зачастую декретная жизнь лишена «благочестивой
канвы», к которой мы привыкли: нет возможности
посещать храм так часто, как хотелось бы, на службе
практически невозможно сосредоточиться: приходится следить
за детьми, посты послабляются беременным и кормящим. И
получается, что вся «видимость» нашей
духовности рушится как песочный замок. И остается
неприглядная действительность нашего истинного внутреннего
состояния, а она не очень-то нас и радует. И срабатывает
принцип, которому исподволь мы все же остаемся верными:
«или все, или ничего»: «Ну, раз уж это и
это не получается, чего напрягаться-то?»
Мне вспоминается случай, описанный в замечательной книге
матушки Наталии Соколовой «Под кровом
Всевышнего». Один священник рассказывал ей, матери 5
малолетних детей, обремененной тяжелым домашним трудом в
сельской местности, как он наблюдает за своими грехами:
«Вот сижу я летом в гамаке, жена подносит мне кофе,
а я любуюсь облаками, природой — блаженствую с Богом
— и стараюсь найти за собой еще какой-то
грех…» Думаю, подобная духовность матерям и
не снилась.
Поэтому, в первую очередь, нужно стремиться исходить из
тех ресурсов сил и времени, которое есть лично у нас в
настоящий момент, а не ждать, когда наступит прекрасное
завтра с гамаками и кофе.
Самый острый вопрос — вопрос времени
Самый острый вопрос — вопрос времени. Конечно,
оптимально встать раньше детей и спокойно помолиться.
Если это не вариант и ваши дети сами встают с петухами,
нужно учесть особенности своей семьи и, исходя из этого,
подыскать «удобные» 15 минут для себя в
утренней суматохе. Мои дети, к примеру, как встанут,
срочно требуют кашу. А так как моя мультиварка
отказывается работать по программе «отложенного
старта», то мне приходится сразу после подъема
быстро готовить. Зато потом, сытые и довольные, мальчишки
уже могут чем-то сами себя занять, и у мамы есть немного
своего времени. Там, глядишь, и у детей нахлынут
благочестивые порывы: и поклоны могут рядышком земные
класть, и обцеловать все близлежащие иконы, может, даже и
подпевать начнут.
Если вечером вы понимаете, что просто-напросто уснете, не
дождавшись благоприятного и подходящего для молитвы
момента, когда все улягутся спать, а вы наведете чистоту и
останетесь в благоговейной тишине, попробуйте помолиться
во время укладывания детей. Молитвенное правило можно
закачать на телефон или планшет.
Иногда чувство сильной усталости вечером может пройти
после принятого душа и десяти минут тишины. Проверено не
раз.
К тому же наше общение с Богом не ограничивается лишь
рамками утренних и вечерних правил. Кто мешает кратко
помолиться перед готовкой, уборкой, выходом из дома?
Типичная для всех ситуация — болезнь
ребенка. Не ручаюсь за всех, но зачастую мы создаем
слишком много суеты вместо того, чтобы перед поиском
нужного лекарства в аптечке или вызовом
«неотложки» вместе с ребенком несколько минут
помолиться перед иконами. И именно после этого Господь
непременно устраивает все лучшим образом.
Одним из самых «болезненных» моментов может
стать невозможность посещения молодой мамой богослужений.
Как же приобщиться к церковной жизни, ощутить радости
праздника или скорбное настроение поста? Если позволяет
режим, во время вечернего богослужения грудного младенца
можно уложить спать, старших занять на время
рисованием/лепкой/чтением. Самой выкроить время среди
домашних дел и помолиться текстами тех служб, что идут в
храме. Будь то канон Андрея
Критского постом, или канон Преображения
Господня, или канон почитаемому святому. А если
приобрести издание с параллельным переводом (благо,
православные издательства сейчас трудятся на славу), то
можно и в службах лучше разобраться. Вот и почувствуете
свою причастность к церковной жизни.
Главное — искать молитвы
Конечно, все, что я здесь написала, это какие-то маленькие
крупицы небогатого опыта. Главное — искать молитвы.
Ведь кто ищет, то всегда находит, не так ли?