|
||||||||||||||
"Воспитывать собственным примером, терпением, душевной чуткостью"Представляем вниманию читателей эссе на тему "Мои мысли о воспитании" Ольги Владимировны Лучкиной (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 1694 «ЯСЕНЕВО» г. Москва) созданного в рамках Общероссийской конференции "Творческая мастерская. Рассказы, эссе, стихи, рассуждения" 2011 год
![]() Слово «воспитание» давно уже стало очень емким, вмещающим в себя проблемы семьи, школы, государства. Что значит воспитывать и быть воспитанным?
В одной песне группы «Воскресенье» есть такие слова: «Если ты идешь ко мне навстречу, значит нам с тобой не по пути…». Так вот, я подумала о том, что воспитание, может быть, это движение в одном направлении, то есть когда по пути!
Действительно, двигаясь в одном направлении, можно услышать друг друга, посоветоваться, задержаться, остановиться, помочь друг другу, взяться за руки и продолжить путь. При таком движении, безусловно, можно немного отстать или обогнать, но продолжать движение в одном направлении!
На этом пути, в первую очередь, следует воспитывать себя. Сложно представить успешное воспитание без наличия особых интересов и достоинств у воспитателя. Ведь чтобы за ним пошли, он должен быть привлекателен своим характером, отношением к каждому ученику, интересами и мыслями, созидающей деятельностью. Необходимо отказаться от роли Господа Бога, всезнающего, всемогущего и изучать жизнь вместе с детьми, проживать её вместе с ними. Вместе радоваться и горевать, вместе двигаться к цели. Наверное, классный руководитель, воспитатель в таком процессе движения – навигатор. Ведь навигатор предлагает оптимальную траекторию движения, информирует о том, какие препятствия и изменения впереди. А выбирает каждый свой путь все-таки сам!
Прежде всего, нужно формировать в детях умение слышать чужую боль, чужой невысказанный вопль о помощи, то есть разбудить в них «душевный слух», научить жалеть друг друга. Мы так незаслуженно забыли, выхолостили это слово – «жалеть»! А ведь наши предки – русичи говорили: «Жалею, значит люблю!»
Необходимо воспитывать в детях трудолюбие и ответственность. Так, чтобы, выходя во взрослую жизнь, каждый мой ученик не задавал вопрос: «А почему я?» - а говорил: «Кто, если не я?».
![]() Суметь установить такой вид отношений, который будет способствовать движению вперед каждого из нас. Конечно же, это - сотрудничество, которое предусматривает взаимное уважение воспитателя и ученика и личностный рост каждого.
А это значит, мой попутчик за время пути должен овладеть знаниями и навыками самообразования, опытом саморегуляции поведения и потребностей, обрести высокую нравственную и гражданскую позицию, овладеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, художника, ремесленника, сформировать потребность в укреплении здоровья, научиться жить в современном - многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном – обществе.
Я иду по этой дороге со своими учениками, с удовольствием, если все получается, с тревогой и печалью, если что-то идет не как задумано. Ведь, говоря словами из песни Андрея Макаревича, «… лишь оставаясь в пути, есть надежда войти в рассвет». Мы вместе, и мы идем в будущее.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2725 |