Опубликовано 02.07.2014 в рубрике  Новости Митрополии, Встречи
 

Протоиерей Борис Пивоваров. Встань на сторону добра!

Доклад протоиерея Бориса Пивоварова, председателя Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии, в рамках круглого стола «Духовно-нравственное воспитание молодежи» в рамках Года культуры и 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского (МБУ Центр «Молодежный», Кировский район, г.Новосибирск).
 

Дорогие организаторы и участники круглого стола, посвященного проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи! Мы собрались сегодня для обсуждения очень важного вопроса: как содействовать тому, чтобы современная российская молодежь встала на защиту базовых национальных ценностей России?
Когда начинается обсуждение актуальных проблем современной молодежи, то чаще всего говорится о том, как бы занять молодежь. Занять, например, спортом или проведением каких-нибудь интересных для нее акций. Но заполнить время молодых людей чем-нибудь — этого еще недостаточно, чтобы решить наиболее серьезные проблемы воспитания молодежи.

В 1990-е годы многих юношей зазывали в спортивные секции и клубы, где они занимались культуризмом, боксом и восточными единоборствами. А потом многих из них рекрутировали в банды, которые занимались так называемым «крышеванием» и участвовали в рейдерских захватах. Поэтому необходимо говорить не о занятости молодежи вообще, а о занятости души молодого человека. Чем занята душа молодого человека? Где желания его сердца? А если в душе пустота, то крепкие кулаки не помогут формированию гармонично развитой личности.

Очень важно, чтобы старшеклассники и студенты как можно раньше встали на путь добра в своей жизни, чтобы как можно решительнее сделали выбор в пользу добра. А чтобы они могли сделать решительный шаг в сторону добра, недостаточно говорить: «Надо чтобы молодежь чем-нибудь занималась». С самого раннего детства, а также в пору юности необходимо прививать чувство благоговения к священному и способность различать добро и зло.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев прекрасно отразил эту проблему и показал путь к ее решению: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!» А что, например, предлагает учебник «Основы светской этики» (М.: «Просвещение», 2010)? Он предлагает совершенно противоположное тому, чему учит Дмитрий Сергеевич Лихачев, великий русский мыслитель, которого уже при жизни называли совестью нации. В этом учебнике для учащихся 4-го класса провозглашается следующее учение: в мире «есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу» («Основы светской этики». С.5). Вы только подумайте — что проповедует эта так называемая светская этика?! Это же равносильно тому, что сказать: «Есть благотворительность, а есть воровство и грабеж, есть честь и бесчестие — что хотите, то и выбирайте!». Нет никакого призыва к добру. Случайно ли это сорвалось с пера авторов учебника? — Нет! На странице 9 читаем следующий пассаж: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». Если следовать этому учению, то получается, что никакой нравственности нет. Что человеку нравится, то он может считать за нравственное. А что ему не нравится — это он может спокойно отвергать. То есть, полный нравственный (точнее без-нравственный) плюрализм. 

Есть три мировоззренческих уровня. Давайте рассмотрим каждый из них. Верхний уровень: ДОБРО или ЗЛО. Эти слова выражают понятия абсолютные. Нравится это кому-либо или не нравится — значения не имеет. В мире физическом есть свои законы (если камень подбросим вверх, то он обязательно упадет вниз). Есть законы и в мире духовном. Добро остается добром, даже если человека и не поблагодарили за доброе дело. Зло всегда остается злом, даже если человеку нравится совершать злые поступки. Нельзя, то есть неполезно, проповедовать и признавать нравственный (точнее без-нравственный) плюрализм!

Нельзя говорить, что нет добра и зла как таковых, а есть только условности, в соответствии с которыми люди по своему желанию признают за добро или зло то, что им кажется, что им хочется. Часто человек добро и зло чувствует, хотя рационально и не может их идентифицировать. Иногда человек заблуждается или других вводит в заблуждение, выдавая добро за зло или наоборот. Но при всем этом добро и зло не взаимозаменяемы. Эти понятия — абсолютные.

Теперь рассмотрим второй уровень. ХОРОШО или ПЛОХО. Вспомним стихотворение В.В.Маяковского: "Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха: – Что такое хорошо И что такое плохо?" На этом уровне люди легче понимают друг друга, хотя очень часто бывает так: то, что одному кажется хорошо, другому — плохо. Например, на дворе долго тянется дождливая погода, и для человека, который мечтает пойти на пляж, это плохо. А для сотрудника МЧС, который не успевает тушить лесные пожары, это хорошо. Огонь не распространяется с такой быстротой, как при жаркой погоде. Или еще более доступный пример: в школе вдруг отменили урок! Хорошо это или плохо? — Школьники, естественно, рады. Можно отдохнуть. А если из-за холодов отменили занятия на месяц? Школьникам, может быть, это покажется хорошим. А учителю, который не успеет выполнить учебный план? И таких примеров, когда один человек скажет «хорошо», а другой — «плохо», можно привести великое множество. Но есть еще и третий уровень. Этот уровень еще ниже, чем противопоставление понятий «хорошо» и «плохо».

На этом, очень распространенном ныне, уровне стоят другие слова и понятия. Какие это слова и понятия? — Они выражаются словами: НРАВИТСЯ или НЕ НРАВИТСЯ! Великий любитель парадоксов английский писатель Оскар Уайльд (1854–1900) как-то написал: «Нет книг плохих или хороших. Есть книги хорошо или плохо написанные». То есть книги, которые нравятся или не нравятся. И это очень многим понравилось, а со временем такая «эстетика» превратилась в воинствующую эстетику зла. Кощунства и всякого рода оскорбляющие чувства людей «перформансы» теперь именуют «самовыражением личности».

Свободная от стыда личность в свободном обществе как хочет, так и выражается. А другие люди должны это безобразие терпеть — быть «толерантными». И теперь скажите: возможно ли на такой гнилой платформе воспитать личность, воспитать молодежь, воспитать высоконравственное общество? — Конечно, невозможно. За последние лет двадцать силы разрушения традиций и нравственности настолько почувствовали себя всесильными и неограниченными, что даже скромные попытки ограничить их всеразрушающую свободу они воспринимают со страшным негодованием. Они почувствовали себя этаким «однополярным миром» в современном российском духовно-нравственном и культурно-историческом пространстве. Поэтому им так ненавистна Русская Православная Церковь — носительница традиционной культуры России. И когда государство Российское стало делать хотя бы небольшие шаги по ограничению безнравственности и вседозволенности, то какие стали раздаваться вопли «в защиту свободы самовыражения»! Запретили рекламу спиртного — вопли! Запретили рекламу пива, курения — опять вопли. Особенно громкие вопли раздаются в интернет-пространстве. Там же (как раньше на заборах) всякую гадость написать можно. И подписываться своим именем пока не обязывают.

Совсем недавно государство новым законом запретило сквернословие по телевизору, в печати, с театральных подмостков — снова дикие вопли. Как же теперь нашей творческой интеллигенции «самовыражаться» без нецензурных слов?! Ведь то, что внутри человека, — оно же просится на язык. Если в сердце человека скверна, то она и просится наружу. Не следует забывать, что термин «сквернословие» происходит от слова «скверна». Так, к сожалению, и получается: сначала джинна выпускают из бутылки, а потом (видя — какая от него напасть) пытаются его загнать обратно. Сначала открывают для детей и молодежи безграничные сети интернета, а потом пытаются ставить на компьютеры фильтры. Сначала рекламируют безобразие, а потом пытаются его ограничить.
* * *
Какой необходимо сделать вывод?

Если молодежи окончательно внушить, что в мире не существует никаких абсолютных духовно-нравственных понятий, выражаемых словами «добро» и «зло», а каждому можно жить вольно по принципу «нравится или не нравится», то никакого духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания не будет! Многие говорят о так называемых «общечеловеческих ценностях». И в качестве примера называют 10 заповедей, о которых якобы все знают, или должны знать, если они общечеловеческие. Но при этом чаще всего почему-то начинают не с первой заповеди. Ее многие даже и не знают. Начинают со слов: «Не убей», «Не укради». Но если первые четыре заповеди (они об отношении человека к Богу) оставить как бы за скобками, то остальные шесть заповедей (об отношении человека к человеку) сначала ослабевают, а вскоре и совсем уже «не работают». То есть, не действуют. Потому что они свою силу и свое безусловное значение заимствуют от первых четырех заповедей.

Поэтому, дорогие участники круглого стола, дело не в том, чтобы как-нибудь и чем-нибудь занять молодежь. Проблема в том, чтобы души и сердца молодых людей наполнялись добром. Для этого прежде всего необходимо у молодежи воспитывать иммунитет — невосприимчивость ко злу. А чтобы не прилепляться ко злу, надо иметь навык и желание отличать добро от зла и иметь мужество встать на сторону добра. Желаю всем вам успехов в духовно-нравственной работе с молодежью. Спасибо за внимание! 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Новосибирская митрополия

Читайте также:

15.03.2016 - Протоиерей Сергий Рогов: «Пост — время задуматься, зачем, для чего и как жить дальше»

07.10.2015 - Митрополит Тихон: Как искоренить парадигму бездуховности?

26.06.2014 - В Новосибирске состоялся круглый стол «Духовно-нравственное воспитание молодежи»

13.10.2012 - Слово Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на собрании работников общеобразовательных учреждений культуры Новосибирской области 30 августа 2012 года

02.10.2011 - Слово Архиепископа Тихона в праздник Успения Пресвятой Богородицы

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 9    
  Версия для печати        Просмотров: 2836

Ключевые слова: молодежь, Протоиерей Борис Пивоваров, доклад

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


26 мая
26 мая состоится общегородской крестный ход...
21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2019 (63)
Апрель 2019 (67)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)
Январь 2019 (80)
Декабрь 2018 (61)

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии