По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 05.01.2016 в рубрике  Интернет-журнал, Публикации по истории Церкви
 

Марина Панина. Монахи-мореходы и загадка древней надписи

Марина Панина Автор: Марина Панина
Филолог-германист, автор учебных пособий по английскому языку для православных гимназий.
Учебные пособия автора на www.englishforrussianorthodox.com
Смотреть все публикации на нашем сайте >>>

Господь будет охранять выхождение и вхождение твое отныне и вовек.

Псалтирь, 120:8

 

В монастыре, расположенном в западной точке Ирландии и похожем на сотни других древних монастырей, долгие месяцы кипела кропотливая работа: община снаряжала в дальнее плавание нескольких своих братьев. Никто не знал, сколько времени займёт их путь, но к этому путешествию – зимой, за пределами знакомых территорий – нужно было хорошо подготовиться. Построить лодку для братии, жившей у моря и привычной ко всем родам ремёсел, было делом нехитрым. Они изготовили деревянный каркас и обтянули его бычьей кожей, выдубленной в растворе из древесной коры и смазанной жиром. Все ступени работы – от выбора дерева до сшивания кожи крепкой льняной нитью – были выполнены с особенной тщательностью: от того, как лодка сможет противостоять волнам открытого океана, зависели жизни. В лёгком судёнышке, которое ирландцы называют куррах, нашлось место для восемнадцати человек: вначале собирались отплыть пятнадцать братьев, но в самые последние дни подготовки ещё трое попросились принять их. (Число путешествующих варьируется в разных источниках, но упоминание о 18 странствующих монахах встречается чаще всего.) После сорока дней поста и молитв путешественники оставили родные берега – не имея ни навигационных карт, ни компаса, не зная даже направления, но с верой, что Бог приведёт их к цели. Их путь лежал к неведомой Обетованной Земле. Самому старшему из группы, игумену Брендану, шёл седьмой десяток лет.

Брендан принадлежал к старинному и знатному ирландскому роду. Ко времени рождения ребёнка все члены его семьи были крещёнными. То были первые годы христианства в Ирландии, и ещё были живы многие, кто знал просветителя Патрика, слышал его проповеди. Благодаря географической отдалённости, страна не имела внешних врагов, и церковная жизнь её текла мирно и благодатно. Ревностность в вере и стремление угодить Господу в народе были настолько велики, что в монастырь уходили часто целыми семьями; многие прославленные Древней Церковью святые были родственно связаны – среди них есть братья и сёстры, дети и родители. Родная сестра Брендана, Брига, настоятельница монастыря, за свою праведную жизнь была причислена к лику святых.

Желая наставить сына в путях Господних с младенческого возраста, благочестивые родители в 485 году отдали годовалого Брендана на попечение монахини-настоятельницы Иты, «няни ирландских святых». В детском садике, созданном Итой при монастыре деревни Киллиди, мальчик воспитывался до семилетнего возраста. Матушка Ита, энергичная и мудрая женщина, обладала замечательным педагогическим даром и обучала своих питомцев без суровости и скучных назиданий. Под её любящим оком дети учились ирландской азбуке, основам веры и получали важные для христианина уроки доверия Господу, с Которым всё возможно и ничего не страшно. Это неколебимое доверие, заложенное в Брендане с ранних лет, поможет ему много лет спустя отважиться на его невероятное путешествие.

После Килллиди мальчика отправили в монастырскую школу городка Туам. О том, что он будет священником-монахом, Брендан знал с детства, и молодые годы провёл в сосредоточенной религиозной подготовке. Духовным отцом его был почитаемый всеми епископ Эрк, бывший воин-язычник, однажды уверовавший и ставший на защиту просветителя Патрика в противостоянии с друидами. Св. Эрк крестил Брендана во младенчестве и всю свою жизнь не оставлял о нём отеческого попечения; он же рукоположил своего питомца в сан священника, а незадолго до своей кончины благословил в неизведанный путь.

В 512 году Брендан начал своё служение. Долго находиться на одном месте святому было не суждено. Движимый апостольским рвением, он путешествовал из одной отдалённой части «Изумрудного острова» в другую: в Ирландии оставались ещё уголки, где нужно было основать монастырь и построить церковь. Всю свою жизнь отец Брендан проведёт в движении, покидая созданную им общину как только она укрепится – чтобы где-то начать новую. В середине 540-х годов он оказался на живописном горном полуострове Дингл, самой западной части страны. Полуостров сохранил память о древнем монастырском поселении св. Брендана: вереницы каменных келий, похожих по форме на пчелиные ульи, остались на нём по сей день. С самой высокой вершины полуострова, возвышающейся на километр над уровнем моря, взору открывается яркая, захватывающая дух панорама, – изрезанная береговая линия, крутые утёсы, песчаные пляжи. Согласно легенде, игумен часто взбирался на эту вершину для уединённой молитвы, и именно здесь ему было видение об Очарованной Земле – блаженном цветущем крае, «где обитают ангелы, а по долинам стелется сладкий аромат.»

Географических карт, по которым монахи могли бы сверять свой путь, в то время не было, но, благодаря изучению античных манускриптов, братья знали, что земля имеет форму шара. Знали они и о существовании группы островов на севере Шотландии, и это помогло им ориентироваться в начале пути.

Плавание св. Брендана описывается во множестве старинных рукописей, большинство из которых озаглавлены Navigatio Sancti Brendani Abbatis («Морское путешествие святого Брендана, игумена»). Современный читатель, если и преодолеет длинное сложносплетённое Марина Панина. Монахи-мореходы и загадка древней надписиизложение, с первого впечатления отнесётся к историям монахов-мореходов скептически – как к фантазии, аллегории. «И в том месте море закипело, как будто в него падали обломки горы огненной, и повалил из моря дым, словно из печи... и казалось, что весь остров пылает огнём, а море нагрелось, как кипящий котёл.» Однажды на пути судна встал огромный хрустальный столп, в другой раз за путешественниками погналось чудовище, испускающее пар из ноздрей. Однако если учесть географические характеристики маршрута, которому следовали мореходы, то за диковинными рассказами предстают вполне реальные явления, коим монахи просто не знали названий. Столп из хрусталя, скорее всего, был айсбергом, морское чудище – потревоженным китом, а раскалённые камни мог выбрасывать вулкан в Исландии.

По описаниям островов, где останавливались братья, можно судить о пути их следования. Остров с тёплым озером и мягким климатом был в тропической широте – предположительно, один из Азорских или Канарских островов. «Плоская земля», которая лежит на одном уровне с морем – возможно, Багамы; плодородный край, где «благоухает гранат, а виноград размером с яблоко» – Ямайка; Ньюфаундленд угадывается в описаниях холодного острова, окружённого прозрачной водой, сквозь которую видны косяки рыб. Опасное и полное лишений путешествие не стало причиной для того, чтобы монахи изменили свой привычный распорядок: они продолжали следовать церковному календарю, соблюдали пост, отмечали праздники и служили литургии. Уже возвратившись домой, св. Брендан объяснил монастырской братии, прибежавшей встретить побитое судёнышко и семь лет не ведавшей живы мореплаватели или нет, – почему дорога к Земле Обетованной заняла такое долгое время: «Господь хотел вначале явить нам чудеса Своего творения.»

Существует несколько теорий относительно того, гдé святые монахи нашли своё долгожданное пристанище, ставшее итогом многотрудных странствий. Многие современные историки сходятся во мнении, что св. Брендан и его попутчики дошли до континента Северной Америки, опередив Христофора Колумба почти на тысячу лет. Предположение о том, что в VI веке кто-то мог пересечь океан в маленькой лодке, кажется фантастичным, но возможность такого путешествия была доказана. В 1976-77 г.г. английский географ-исследователь Тим Северин, пользуясь «инструкциями» древних текстов, дошёл из Ирландии в Ньюфаундленд, повторив маршрут святого игумена. Свой рискованный эксперимент путешественник проводил налегке, и единственным предметом цивилизации на его борту был радиоприёмник. Перед тем, как выйти в плавание, Северин несколько лет детально готовился, особенно много внимания уделяя изготовлению курраха: исследователю было важно построить судно точно по технологии, используемой во времена Брендана. (В результате своих изысканий географ пришёл к заключению, что лодки древних монахов, благодаря особому методу дубления кожи, были намного надёжнее современных.) Северин плыл «путём Брендана»: пересёк Датский пролив, обогнул Гренландию и шёл по ходу Гренландского течения. Успешное завершение его плавания подтвердило теорию о том, что результатом поиска древних мореходов вполне мог быть Новый Свет – который из-за обилия растительного и животного мира они приняли за благословенную землю. Известно, что Колумб в своих догадках о существовании морского пути через Атлантику в Азию полагался на истории о ирландских монахах.

Ещё более впечатляющие доказательства присутствия древних ирландцев в Северной Америке обнаружились в конце XX века в штате Западная Вирджиния, где на камне у пещеры был найден текст, высеченный в форме никому не известных знаков. За расшифровку загадочной надписи взялся профессор Барри Фелл, профессор Гарвардского университета и председатель Эпиграфического общества.* Марина Панина. Монахи-мореходы и загадка древней надписиПослание на камне, по мнению профессора, является старейшим примером огамического письма, употреблявшегося на территории Ирландии и Британии в IV - X вв. от Р. Х. Подобные письменные образцы были найдены на древних ирландских каменных надгробьях. Слово ogam переводится как «острый рубец оружия» – именно таким инструментом надписи наносились. Огамический алфавит состоял из двадцати знаков, которые обозначались как чёрточки и точки по обе стороны линии; совокупность точек представляла собой гласные звуки, а чёрточки были согласными и «нанизывались» на главную линию слева направо или снизу вверх.

Ещё до того, как Фелл перевёл содержание, по высеченному на камне древнему символу хризмы** ему было понятно, что авторами надписи были христиане. Результатом работы учёного явился следующий перевод.

«Рождество Господне, время великой радости и благоволения в человеках. Дева была со Святым Младенцем во чреве, ибо Бог благословил Её зачать и родить Спасителя. Се чудо! Дева родила Сына в пещере Вифлеемской. Приёмный отец дал Сыну имя Иисус Христос, Альфа и Омега. Ликуйте и славьте Господа!»

Расшифровка удивительной лингвистической находки не разрешила ещё большей загадки: каким образом эта надпись появилась? Фелл пришёл к заключению, что первыми европейцами, побывавшими в Новом Свете за сотни лет до викингов и Колумба, были ирландские монахи. В своих выводах профессор сослался на исторические факты: «в период служения папы Пелагия (555-571), согласно записям, найденным в ирландских монастырях того периода, монах Брендан совершил путешествие через Атлантический океан и обнаружил на западе землю.» Судя по содержанию и манере письма, продолжил Фелл, логично предположить, что надпись на камне была оставлена ирландскими монахами-мореплавателями, и что они находились на территории современной Западной Вирджинии в праздник Рождества Христова. Результаты своей работы, вместе с многочисленными фотографиями и пояснениями огамических знаков, Фелл опубликовал в статье «Разгадка христианского послания», которая была напечатана в журнале «Удивительная Западная Вирджиния» в марте 1983 года.

Необычная и смелая гипотеза, поставившая под сомнение привычные представления, была встречена коллегами Фелла с подозрительностью. Для рассмотрения обоснованности его открытия они создали комиссию, которая нашла выводы профессора «неубедительными и не содержащими достоверных подтверждений контактов европейцев с Новым Светом до Колумба.» Собратья-учёные обрушили на Фелла лавину обвинений в сенсационализме и несоблюдении «стандартных лингвистических и археологических методов, необходимых для того, чтобы убедить специалистов.» Профессор не смог изменить мнения категоричных коллег, не допускающих иного взгляда на устоявшиеся догмы; а учёные, разделявшие его теорию, не решились поддержать вслух. Уже спустя годы после смерти Фелла вышло несколько статей в защиту его открытия – но официально загадка происхождения надписи на камне до сих пор считается неразрешённой.

Святой Брендан прожил долгую жизнь и до самого конца сохранил острый, любознательный ум и деятельную натуру. Став «знаменитым» по всей Ирландии после своего путешествия, он не изменил своих привычек и остался кротким, усердным монахом. Неутомимый труженик-миссионер продолжал нести слово Божие в разные уголки земли и основал десятки монастырей, церквей и школ на территории Шотландии, Уэльса, Ирландии, Франции. Сам обладая исключительной академической подготовкой, он поощрял стремление к знанию в других. Монастырь в Клонферте, основанный Бренданом в 560-е годы, – и просуществовавший почти тысячу лет – почитался одним из лучших центров образования. Монахи Клонферта следовали особенно суровой аскезе.

Когда Брендан почувствовал, что его земная жизнь близится к концу, он пришёл попрощаться со своей сестрой Бригой. Великий аскет и праведник, прошедший за свою жизнь редкие опасности и испытания, он страшился предстоящей встречи с Создателем. «Трепещу от мысли, что скоро предстану в неизведанной земле пред Царём Небесным на суд Его праведный надо мною, грешником.» Брендан умер на руках любимой сестры и похоронен на монастырском кладбище в Клонферте. Ему было 93 года.

* Эпиграфика – отрасль филологии, изучающая содержание древних надписей на твёрдых материалах (таких как камень и керамика).

**Хризма – монограмма имени Христа из двух начальных греческих букв, скрещённых между собой.


Библиография:

  1. Ashe, Geoffrey, Land to the West: A Search for Irish and Other Pre-Viking Discoverers of America. New York: The Viking Press, 1962.
  2. Cross, F. L., and Livingstone, E. A., The Oxford Dictionary of the Christian Church, New York: Oxford University Press, 1997.
  3. Fell, Barry. Christian Message Deciphered. Wonderful West Virginia Magazine. March, No. 1, Vol. 47, 1983.
  4. Dr. Hutchison-Hall, John (Ellsworth). Orthodox Saints of the British Isles, e-book.
  5. O'Meara John J. The Voyage of St. Brendan. Dolmen Press, 1981.
  6. Severin, Tim. The Brendan Voyage: The Seafaring Classic That Followed St. Brendan to America. Gill & Macmillan Ltd, 2005.
  7. Totten, Norman. Epigraphic Research in America: Reply to Archaeologists Denunciations. Bently College, Vol. 9, No. 215, June, 1981.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 14    
  Версия для печати        Просмотров: 1732

Ключевые слова: Марина Панина, Великобритания

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
   1 написал: Светлана (9 января 2016 08:32)
 
Очень интересная информация. Познавательно.
  [цитировать]

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

30 апреля
Литургия для детей в Троице-Владимирском соборе...
Срочно!
Марии срочно нужна помощь! Поможем девочке спасти жизнь!...
2017
Конкурс «За нравственный подвиг учителя» 2017...
21 мая
Лекция «Славянизмы русского языка - наследие трудов святых Кирилла и Мефодия»...
Работа
В Епархиальное подсобное хозяйство села Новошилово требуются сотрудники...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2017 (158)
Март 2017 (111)
Февраль 2017 (85)
Январь 2017 (154)
Декабрь 2016 (141)
Ноябрь 2016 (131)

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика