Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 13.07.2020 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Алексей ТАЛАШКИН. Три сибирских Херувима

Алексей ТАЛАШКИН, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства.  

Во все времена колокольные мастера старались украсить колокол, выразить свою любовь к Церкви, проявив при этом и всё своё мастерство. Поначалу это были простые надписи, после появи­лись орнаменты и иконные изображения, в оформлении колоколов стали использовать цвет металла. Духовная суть этого процесса заключается в том, что колокол должен был отражать Горний мир не только в звуке, но даже в своём облике. Поэтому появлялись на колоколах и виноградные лозы, и ди­ковинные травы, двуглавые орлы, фантастические птицы, кентавры, раки, человеческие фигурки... И, конечно, лики святых и ангелов.

История о трёх сибирских херувимах, а точнее об одном, но отлитом на трёх колоколах, началась в 2013 году, когда во время одной из поисковых экспедиций в селе Чингис Ордынского района Новосибирской области был обнаружен фрагмент небольшого по размеру колокола. Нашли его приезжие ребята-копа­тели, что любят побродить по берегам Оби вблизи старинных сибирских поселений. Виктор Андреевич Васильев, начальник технического отдела Сибир­ского центра колокольного искусства, бродивший в наушниках, высоких сапогах, с металлодетектором и лопатой по берегу Оби, своей окладистой седой бо­родой привлекал тогда особое внимание. Вот и подошли к нему какие-то парни, тоже с детекторами, разговорились. И поведал им звонарь историю чингисского храма, рассказал о наших многолетних по­исках. «...Так что монета нам неинтересна, - заключил Виктор Андреевич, - мы колокола ищем». Разошлись. Бродили возле Старого Милованово. А через несколько часов ребята уже сами его нашли: «Вот, возьми, ты в десяти метрах от него прошёл». Так у нас появился очень интересный артефакт с пер­вым херувимом.

Алексей ТАЛАШКИН. Три сибирских Херувима Совсем небольшой осколочек средней части ма­лого зазвонного колокола с изгибом, по которому при желании можно определить диаметр изделия, а на внешней стороне фрагмент изображения херувима - голова, нимб и крыло с характерными штрихами- перьями. Интересный такой осколочек. Надо сказать, что херувимов-то мы видели достаточно на колоко­лах, но таких штрихов-перьев до того момента не встречали. Посмотрели его химический состав. Вме­сто классического 80% меди и 20% олова увидели, что меди в нём недовес - 72,15%, олова маловато - 16,8%, имеется добавка цинка - 7,9%, а также примеси свинца - 2,34%, железа - 0,66%, и никеля - 0,15%. Тогда это показалось нам необычным, и мы ещё не знали, что такое соотношение металлов в колоколь­ной бронзе очень похоже на производство завода тю­менских купцов Гилёвых, отливавших колокола для церквей, строящихся в районе Сибирской железной дороги. Эти колокола лились по государственной про­грамме в конце XIX - начале XX вв. из стреляных ар­тиллерийских гильз, отсюда и такое необычное для классического колокольного состава сочетание.

Время шло, зацепок никаких не было, а узнать, ко­нечно, хотелось, кто автор этого колокола, чей херу­вим отлит. Сибирский ли? Или привезенный? В рамках исследования сибирских колоколов спустя два года я отправился в Иркутск, старинный сибир­ский духовный центр, центр колокольного литья Си­бири, единственный сибирский город, где до революции находилось два тысячепудовых колокола. Мне нужно было посетить иркутскую школу звона­рей, Государственный архив Иркутской области, ряд иркутских колоколен. В процессе работы стало из­вестно, что в Иркутске долгое время увлекался соби­ранием колоколов и колокольчиков известный художник Владимир Тетенькин. Личность незауряд­ная, колокола он начал собирать ещё в 1950-х. Все двести Алексей ТАЛАШКИН. Три сибирских Херувима колоколов и поддужных колокольчиков своей богатой коллекции он развесил на лиственничной балке своей мастерской один над другим, так и ви­сели они сплошной стеной звонкого дождя. И часто гости, приходившие к художнику, зная о его увлече­нии, сами несли ему всё новые и новые экспонаты. И, конечно, звонили во вся. В 1983 году художнику по­надобились средства, и он всё-таки решил расстаться с накопленным богатством. Колоколами заинтересо­вался Томский краеведческий музей, но иркутские музейщики не дали увезти их из Иркутска, выкупив всю коллекцию. Среди экспонатов, хранящихся в фондах Иркутского областного краеведческого музея, нашелся второй колокол с херувимом, на крыльях которого красовались всё те же характерные чёрточки-перья.

Колокола Гилёвых я изучаю уже более пятнадцати лет. Многие из них не подписаны, и, выражаясь строгим научным языком, их следовало бы именовать «предположительно завода Гилёвых», но за это время определять гилёвское авторство я научился уже с вы­сокой долей вероятности. Более двадцати элементов декора, орнаментов, шрифтов иконных изображений и отдельных элементов составлены уже в отдельную картотеку, в сентябрьском номере Вестника Право­славного Свято-Тихоновского государственного уни­верситета об этом вышла отдельная статья. Так вот, иркутский херувим оказался из таких - предположи­тельно Гилёвских. Об этом свидетельствует и форма колокола, и цвет металла, маточник, уши, вырезанная штихелем надпись, обозначающая вес, и лента узна­ваемого орнамента. Да, стандартная надпись «Лит в заводе П.И. Гилева сыновей в Тюмени» на данном из­делии отсутствует, но интуиция подсказывает: гилёв- ский. Ну, и ещё научные данные. Снова делаем измерение химического состава колокольной бронзы. Медь - 69,52%, Олово - 19,96%, цинк - 8,65%, Свинец - 2,62%, железо - 0,7%, никель - 0,08%. Очень, очень близко с чингисским осколком!

Выходит, это херувим, скорее всего, сибирский, тюменский, гилёвский! Пусть это будет пока только предположение, но уже становится интереснее. Во­обще всегда испытываешь какой-то особый трепет, когда приоткрываются вот такие колокольные тайны, оживает наша сибирская колокольная старина.

Прошло ещё три года, и мы написали в Фонд пре­зидентских грантов проект «Вернём колоколу голос». Суть его заключается в том, что благодаря финанси­рованию, возможно будет отлить копии разбитых ко­локолов Сибири, потому что узнать, как же они звучали до того, как были разбиты в советское время не то богоборцами, не то потерявшими живую уст­ную традицию неумелыми звонарями, будет инте­ресно не только для сегодняшних звонарей и специалистов, но и вообще для всех, кто интересу­ется историей Родины. Таких колоколов в нашем списке набралось двадцать два, у каждого своя лич­ная история, каждый чем-то привлекателен и по- своему уникален. Географию определили так: от Тюмени до Иркутска, от Красноярска до Бийска. Проект стал победителем, мы получили финансиро­вание и отправились в экспедиции исследовать наши разбитые сибирские колокола - сканировать их внешние и внутренние поверхности, определять хи­мический состав.

Алексей ТАЛАШКИН. Три сибирских Херувима Доехали до Тюмени, где на чердаке одного из хра­мов хранился интересный зазвонный колокол с от­битой губой и уникальным орнаментом. Колокол очень высокого уровня литья и тоже с херувимом, только другим, с более детально проработанными перьями на крыльях, с барельефным, более объ­ёмным ликом. Поднимаемся на чердак, колокола нет. Спросили звонарей, священников. Никто ничего тол­ком не знает. Стали искать - найти никто не может. Пропал кампан, улетел, растворился херувим. Жалко, конечно. Уехали из Тюмени, но колокол тревожит, не­хорошо, что как-то в небытие канул. Может, передви­нул кто-то, прибрал без спросу, может, где лежит в соседнем чуланчике или кабинете, очень хочется его найти. Помочь вызвался руководитель Информа­ционного отдела Тюменской митрополии священник Григорий Мансуров. Стал по своим каналам искать, дошёл до Тобольска. Там вроде как заведующий ико­нописными реставрационными мастерскими и ико­нописной школой Тобольской духовной семинарии иерей Виталий Ведерников любит такие «безхозные» предметы церковной старины прибирать. И вроде был недавно в этом храме. Дошли до отца Виталия. «Да, - говорит, - в храме был, не отрицаю, а вот ко­локола не брал!» И в доказательство присылает фото колокола, имеющегося в его распоряжении в тоболь­ской иконописной мастерской. Да, действительно, другой колокольчик. С другим орнаментом и с дру­гим ангелом. Очень знакомым - с характерными штрихами-перьями. Вот он, третий херувим.

Тут необходимо подробнее рассказать об этом третьем. Колокол не подписан, авторство допод­линно неизвестно, орнамент редкий, по Сибири нигде не встречался. А херувим тот же самый. Хими­ческий состав мог бы как-то помочь прояснить кар­тину, но в Тобольске нет такого оборудования, доехать же до этого духовного центра Сибири с нашим прибором мы пока не смогли. На Гилёвых не похоже. Если в Иркутске всё как бы складывалось в пользу тюменского литья, то здесь какая-то большая внутренняя настороженность. Что же получается? Возможно, тюменские купцы увидели на каком-то колоколе херувима, сняли копию и начали отливать на своих колоколах? Теоретически такое было воз­можно, и технически это реализовать совсем не трудно. Использовали ли колокольные мастера копии украшений с колоколов своих коллег? Очень даже легко и часто! Вопросы профессиональной этики здесь опускаются, авторского права не суще­ствовало, да и грех-то, наверное, небольшой в этом, даже если и без спросу умножались эти самые херу­вимы, серафимы, виноградные лозы, травы, ромбы, жемчужные нити... Но могло ведь и иначе быть, могло ведь и так статься, что Гилёвы первыми отлили такого херувима, и это уже у них кто-то скопировал изображение. А ещё может быть, что и третий коло­кол - тоже гилёвского литья. Да, он не похож на те, что нам встречались до сего дня. Но Алексей ТАЛАШКИН. Три сибирских Херувима Гилёвы - самая крупная династия колокольных мастеров в Сибири. Почти два века опытного литья. Более двадцати ко­локольных мастеров и владельцев, до революции в Тюмени у них было три колокольных завода, и мы ещё далеко не всё знаем об их производстве. Всего три месяца назад удалось обнаружить на подписан­ном Гилёвыми колоколе орнамент, который до этого времени не встречался нам за пятнадцать лет целе­направленной поисковой работы. Многое ещё впе­реди.

Так и живут где-то на сибирских колоколах херу­вимы с характерными штрихами-перьями. Несут ко­локольный звон к Престолу Божиему, а вместе со звоном и наши молитвы и прошения, наши горести и радости. Бог даст, найдутся на колоколах и другие херувимы, подобные и неподобные, может, окажутся на тех кампанах авторские надписи, что помогут нам ещё более приоткрыть дверь в мир сибирского коло­кольного литья, приблизят к сибирякам-колокололитейщикам, позволят заглянуть в эти лики, так внимательно смотрящие на нас из прошлого, из невысказанного, из вечного.

Живоносный Источник № 1 (14) 2019

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 797

Ключевые слова: Живоносный Источник № 1 (14) 2019

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (52)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031