|
||||||||||||||
Алексей ТАЛАШКИН. Три сибирских ХерувимаАлексей ТАЛАШКИН, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства. Во все времена колокольные мастера старались украсить колокол, выразить свою любовь к Церкви, проявив при этом и всё своё мастерство. Поначалу это были простые надписи, после появились орнаменты и иконные изображения, в оформлении колоколов стали использовать цвет металла. Духовная суть этого процесса заключается в том, что колокол должен был отражать Горний мир не только в звуке, но даже в своём облике. Поэтому появлялись на колоколах и виноградные лозы, и диковинные травы, двуглавые орлы, фантастические птицы, кентавры, раки, человеческие фигурки... И, конечно, лики святых и ангелов. История о трёх сибирских херувимах, а точнее об одном, но отлитом на трёх колоколах, началась в 2013 году, когда во время одной из поисковых экспедиций в селе Чингис Ордынского района Новосибирской области был обнаружен фрагмент небольшого по размеру колокола. Нашли его приезжие ребята-копатели, что любят побродить по берегам Оби вблизи старинных сибирских поселений. Виктор Андреевич Васильев, начальник технического отдела Сибирского центра колокольного искусства, бродивший в наушниках, высоких сапогах, с металлодетектором и лопатой по берегу Оби, своей окладистой седой бородой привлекал тогда особое внимание. Вот и подошли к нему какие-то парни, тоже с детекторами, разговорились. И поведал им звонарь историю чингисского храма, рассказал о наших многолетних поисках. «...Так что монета нам неинтересна, - заключил Виктор Андреевич, - мы колокола ищем». Разошлись. Бродили возле Старого Милованово. А через несколько часов ребята уже сами его нашли: «Вот, возьми, ты в десяти метрах от него прошёл». Так у нас появился очень интересный артефакт с первым херувимом. Совсем небольшой осколочек средней части малого зазвонного колокола с изгибом, по которому при желании можно определить диаметр изделия, а на внешней стороне фрагмент изображения херувима - голова, нимб и крыло с характерными штрихами- перьями. Интересный такой осколочек. Надо сказать, что херувимов-то мы видели достаточно на колоколах, но таких штрихов-перьев до того момента не встречали. Посмотрели его химический состав. Вместо классического 80% меди и 20% олова увидели, что меди в нём недовес - 72,15%, олова маловато - 16,8%, имеется добавка цинка - 7,9%, а также примеси свинца - 2,34%, железа - 0,66%, и никеля - 0,15%. Тогда это показалось нам необычным, и мы ещё не знали, что такое соотношение металлов в колокольной бронзе очень похоже на производство завода тюменских купцов Гилёвых, отливавших колокола для церквей, строящихся в районе Сибирской железной дороги. Эти колокола лились по государственной программе в конце XIX - начале XX вв. из стреляных артиллерийских гильз, отсюда и такое необычное для классического колокольного состава сочетание. Время шло, зацепок никаких не было, а узнать, конечно, хотелось, кто автор этого колокола, чей херувим отлит. Сибирский ли? Или привезенный? В рамках исследования сибирских колоколов спустя два года я отправился в Иркутск, старинный сибирский духовный центр, центр колокольного литья Сибири, единственный сибирский город, где до революции находилось два тысячепудовых колокола. Мне нужно было посетить иркутскую школу звонарей, Государственный архив Иркутской области, ряд иркутских колоколен. В процессе работы стало известно, что в Иркутске долгое время увлекался собиранием колоколов и колокольчиков известный художник Владимир Тетенькин. Личность незаурядная, колокола он начал собирать ещё в 1950-х. Все двести колоколов и поддужных колокольчиков своей богатой коллекции он развесил на лиственничной балке своей мастерской один над другим, так и висели они сплошной стеной звонкого дождя. И часто гости, приходившие к художнику, зная о его увлечении, сами несли ему всё новые и новые экспонаты. И, конечно, звонили во вся. В 1983 году художнику понадобились средства, и он всё-таки решил расстаться с накопленным богатством. Колоколами заинтересовался Томский краеведческий музей, но иркутские музейщики не дали увезти их из Иркутска, выкупив всю коллекцию. Среди экспонатов, хранящихся в фондах Иркутского областного краеведческого музея, нашелся второй колокол с херувимом, на крыльях которого красовались всё те же характерные чёрточки-перья. Колокола Гилёвых я изучаю уже более пятнадцати лет. Многие из них не подписаны, и, выражаясь строгим научным языком, их следовало бы именовать «предположительно завода Гилёвых», но за это время определять гилёвское авторство я научился уже с высокой долей вероятности. Более двадцати элементов декора, орнаментов, шрифтов иконных изображений и отдельных элементов составлены уже в отдельную картотеку, в сентябрьском номере Вестника Православного Свято-Тихоновского государственного университета об этом вышла отдельная статья. Так вот, иркутский херувим оказался из таких - предположительно Гилёвских. Об этом свидетельствует и форма колокола, и цвет металла, маточник, уши, вырезанная штихелем надпись, обозначающая вес, и лента узнаваемого орнамента. Да, стандартная надпись «Лит в заводе П.И. Гилева сыновей в Тюмени» на данном изделии отсутствует, но интуиция подсказывает: гилёв- ский. Ну, и ещё научные данные. Снова делаем измерение химического состава колокольной бронзы. Медь - 69,52%, Олово - 19,96%, цинк - 8,65%, Свинец - 2,62%, железо - 0,7%, никель - 0,08%. Очень, очень близко с чингисским осколком! Выходит, это херувим, скорее всего, сибирский, тюменский, гилёвский! Пусть это будет пока только предположение, но уже становится интереснее. Вообще всегда испытываешь какой-то особый трепет, когда приоткрываются вот такие колокольные тайны, оживает наша сибирская колокольная старина. Прошло ещё три года, и мы написали в Фонд президентских грантов проект «Вернём колоколу голос». Суть его заключается в том, что благодаря финансированию, возможно будет отлить копии разбитых колоколов Сибири, потому что узнать, как же они звучали до того, как были разбиты в советское время не то богоборцами, не то потерявшими живую устную традицию неумелыми звонарями, будет интересно не только для сегодняшних звонарей и специалистов, но и вообще для всех, кто интересуется историей Родины. Таких колоколов в нашем списке набралось двадцать два, у каждого своя личная история, каждый чем-то привлекателен и по- своему уникален. Географию определили так: от Тюмени до Иркутска, от Красноярска до Бийска. Проект стал победителем, мы получили финансирование и отправились в экспедиции исследовать наши разбитые сибирские колокола - сканировать их внешние и внутренние поверхности, определять химический состав. Доехали до Тюмени, где на чердаке одного из храмов хранился интересный зазвонный колокол с отбитой губой и уникальным орнаментом. Колокол очень высокого уровня литья и тоже с херувимом, только другим, с более детально проработанными перьями на крыльях, с барельефным, более объёмным ликом. Поднимаемся на чердак, колокола нет. Спросили звонарей, священников. Никто ничего толком не знает. Стали искать - найти никто не может. Пропал кампан, улетел, растворился херувим. Жалко, конечно. Уехали из Тюмени, но колокол тревожит, нехорошо, что как-то в небытие канул. Может, передвинул кто-то, прибрал без спросу, может, где лежит в соседнем чуланчике или кабинете, очень хочется его найти. Помочь вызвался руководитель Информационного отдела Тюменской митрополии священник Григорий Мансуров. Стал по своим каналам искать, дошёл до Тобольска. Там вроде как заведующий иконописными реставрационными мастерскими и иконописной школой Тобольской духовной семинарии иерей Виталий Ведерников любит такие «безхозные» предметы церковной старины прибирать. И вроде был недавно в этом храме. Дошли до отца Виталия. «Да, - говорит, - в храме был, не отрицаю, а вот колокола не брал!» И в доказательство присылает фото колокола, имеющегося в его распоряжении в тобольской иконописной мастерской. Да, действительно, другой колокольчик. С другим орнаментом и с другим ангелом. Очень знакомым - с характерными штрихами-перьями. Вот он, третий херувим. Тут необходимо подробнее рассказать об этом третьем. Колокол не подписан, авторство доподлинно неизвестно, орнамент редкий, по Сибири нигде не встречался. А херувим тот же самый. Химический состав мог бы как-то помочь прояснить картину, но в Тобольске нет такого оборудования, доехать же до этого духовного центра Сибири с нашим прибором мы пока не смогли. На Гилёвых не похоже. Если в Иркутске всё как бы складывалось в пользу тюменского литья, то здесь какая-то большая внутренняя настороженность. Что же получается? Возможно, тюменские купцы увидели на каком-то колоколе херувима, сняли копию и начали отливать на своих колоколах? Теоретически такое было возможно, и технически это реализовать совсем не трудно. Использовали ли колокольные мастера копии украшений с колоколов своих коллег? Очень даже легко и часто! Вопросы профессиональной этики здесь опускаются, авторского права не существовало, да и грех-то, наверное, небольшой в этом, даже если и без спросу умножались эти самые херувимы, серафимы, виноградные лозы, травы, ромбы, жемчужные нити... Но могло ведь и иначе быть, могло ведь и так статься, что Гилёвы первыми отлили такого херувима, и это уже у них кто-то скопировал изображение. А ещё может быть, что и третий колокол - тоже гилёвского литья. Да, он не похож на те, что нам встречались до сего дня. Но Гилёвы - самая крупная династия колокольных мастеров в Сибири. Почти два века опытного литья. Более двадцати колокольных мастеров и владельцев, до революции в Тюмени у них было три колокольных завода, и мы ещё далеко не всё знаем об их производстве. Всего три месяца назад удалось обнаружить на подписанном Гилёвыми колоколе орнамент, который до этого времени не встречался нам за пятнадцать лет целенаправленной поисковой работы. Многое ещё впереди. Так и живут где-то на сибирских колоколах херувимы с характерными штрихами-перьями. Несут колокольный звон к Престолу Божиему, а вместе со звоном и наши молитвы и прошения, наши горести и радости. Бог даст, найдутся на колоколах и другие херувимы, подобные и неподобные, может, окажутся на тех кампанах авторские надписи, что помогут нам ещё более приоткрыть дверь в мир сибирского колокольного литья, приблизят к сибирякам-колокололитейщикам, позволят заглянуть в эти лики, так внимательно смотрящие на нас из прошлого, из невысказанного, из вечного. Живоносный Источник № 1 (14) 2019
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1139 |