Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 02.06.2022 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Ольга КИРЬЯНОВА. Нами движет любовь к своей малой Родине

Нами движет любовь к своей малой Родине

Ольга КИРЬЯНОВА

член Русского Географического общества, член СП России

 
В сельской России XIX столетия двумя основными центрами народного просвещения являлись храм и школа. Именно они объединяли вокруг себя людей разных поколений, приобщая их к духовным, культурным и нравственным традициям, веками формирующим наш национальный характер. Не явилось исключением в этом отношении и старинное село Казанское бывшего Богородского уезда Московской губернии, ныне вошедшего в Павло-Посадский муниципальный район. О его прошлом и настоящем рассказывает Ирина Николаевна Журавлева – руководитель церковно-приходской воскресной школы при Казанском храме села. В 2010 – 2012 годах она была последним директором местной общеобразовательной школы, закрытой в ходе «оптимизации», причем, как отмечает моя собеседница, «ученики были до последнего». История школьного здания в Казанском насчитывает 135 лет. Осенью 2021 года сельчане с большой любовью отпраздновали эту значимую для локальной истории дату. Именно она стала поводом для нашей беседы с И.Н.Журавлевой.
Расскажите, пожалуйста, когда возникла школа в селе Казанском?

Она существовала уже в 1864 году. Мы знаем это доподлинно, потому что сохранилась грамота о назначении в нее инспектором и законоучителем священника Евгения Орленкова. Документ хранится в нашем приходском музее. 135 лет назад было построено отдельное школьное здание, которое сейчас поставлено на государственный учет, как обладающее признаками объекта культурного наследия.

Инициатором строительства выступила Юлия Михайловна Савельева – для нас легендарная личность. Она была дворянкой, дочерью высокопоставленного генерала, лично знакомого российскому императору. Родовое имение семьи Савельевых располагалось в Тульской губернии, неподалеку от Ясной Поляны. У Юлии Михайловны было три сестры и брат. Изначально, имея домашнее образование, вместе с одной из сестер она окончила учительские курсы, потом, уже одна, получила также начальное агрономическое и фельдшерское образование. По зову сердца эта молодая женщина приехала в наше село учить детей. Увидев, что учащиеся есть, но нет помещения, она вместе с местным священником отцом Василием Виноградовым привлекла земство и купцов для строительства школьного здания.

Школа была церковно-приходской?

Нет. Это была частная школа, содержавшаяся священником Виноградовым. В 1887 году она перешла в ведение земства и была преобразована в четырехклассное земское Казанское народное училище. В каждом классе насчитывалось до 30 учеников. Классы были смешанными и число учеников все время возрастало. Позже к первоначальному зданию училища была сделана пристройка для увеличения вместимости классов.

Храм был построен гораздо раньше, в 1860 году. История такова: в 1812 году, когда шла война с Наполеоном, здешним крестьянам-ополченцам была чудесно явлена Казанская икона Божией Матери, несомая двумя ангелами. После разгрома корпуса маршала Нея, который действовал в Богородском уезде, икону принесли к нам в село. Она долго хранилась в доме одного из местных жителей.

В 50-е годы XIX века в Богородском уезде разразилась моровая язва. Тогда Казанскую икону принесли на источник, с незапамятных времен бьющий в окрестностях. Там отслужили молебен перед чудотворным образом и затем обошли с ним село. Моровая язва прекратилась. В 1858 году на крестьянском сходе было принято решение построить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и поставить там святыню.

Когда митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет ехал мимо нас по Владимирскому тракту, крестьяне остановили его и подали прошение о дозволении строить храм. Он дал свое благословение, причем, удивив всех, повелел начать стройку не в центре села, а за судоходной рекой Вохонкой, на другом, нежилом берегу. Люди были озадачены, но послушались. Стройматериалы на лодках и плотах переправляли через реку. Потом сделали мост, но довольно хлипкий, так, что его уносило при каждом половодье. В марте 1864 года село Меря по посвящению новой церкви было переименовано в село Казанское.

Замысел святителя Филарета оказался прозорливым: удаленность храма позволила в 30-е годы спасти его от разорения. Помогло еще и то, что две обретавшиеся при храме монахини Агафия и Ольга из закрытого Покровского Васильевского монастыря Павлова Посада, прослышав об угрозе закрытия, взяли церковные ключи и зимой ушли в лес. Мороз стоял сорокаградусный, они жили фактически в снегу, местные жители их кормили. Двери открыть властям так и не удалось, а технику перегнать через реку, чтобы взломать церковные двери, не смогли.

Полгода церковь простояла закрытой. А потом, не боясь никого, прихожанки обратились в Патриархию с просьбой дать нового священника. Службы были возобновлены. Меня поражает подвиг этих наших бабушек! Время было трудное, голодное и всю первую зиму они ходили по домам односельчан, прося где – дать пару поленьев, где – несколько ложек муки, чтобы испечь просфоры для совершения литургии. Во время войны жители окрестных деревень пешком (транспорт тогда не ходил) собирались к нам в Казанский храм молиться о тех, кто воевал.

Село Казанское было владельческим или экономическим?

Село наше – очень древнее, оно известно с XII века под названием Меря, потому что эти земли населяло финно-угорское племя меря. В XII веке началась славянская колонизация. Этот процесс связан с именем святого князя Даниила Московского, который сам объехал и обошел все, доставшиеся ему вотчины, в том числе и Вохонский край. Сюда пришли княжеские бобровники, потому что по берегам рек жило очень много бобров. Пришельцы смешались с местным населением и постепенно сложилась новая этническая общность. Земли были неплодородные, обработкой их никто особенно не занимался. В основном жили охотой и рыболовством.

По завещанию Ивана Калиты село Меря отошло к Троице-Сергиеву монастырю. С тех пор преподобный Сергий Радонежский – наш небесный покровитель, поэтому в Казанском храме один из приделов освящен в его имя. При Екатерине II, когда произошла секуляризация монастырских земель, жители села были приписаны в государственные крестьяне.

Ранее Вы упомянули о том, что средства на народное училище в селе Казанском выделил купец, на деньги местного купечества строилось и школьное здание. Откуда среди здешних уроженцев столько состоятельных людей?

 

– Географическое положение села таково, что рядом проходили три важные дороги: знаменитая «Владимирка», по которой купцы везли с юга, с низовьев Волги и из Ирана товар в Москву, водный путь до Нижнего Новгорода на Макарьевскую ярмарку – самую крупную в России и Малобронницкий тракт, который москвичам сейчас известен, как Носовихинское шоссе. Это был путь на Москву из Бронниц и Гжели.

После смерти Ивана Грозного его сын Федор Иоаннович издал два очень важных указа, которые нас осчастливили. По просьбе своей жены Ирины он пригласил в Россию итальянских мастеров, умевших ткать золотую и серебряную парчу. Поскольку у нас в селе не было крепостного права, к нам бежали люди из Москвы и от окрестных помещиков. Всем им нужно было зарабатывать на жизнь, и в начале XIX столетия в доме местной крестьянки Акулины Гавриловой появился первый ткацкий стан. Поскольку именно мимо нас шла дорога на Москву, то купцы, привозившие из Ирана сырье для парчи – золотую и серебряную канитель, чтобы избежать уплаты налогов при въезде в столицу, продавали его местным крестьянам. Те вручную разматывали канитель – отсюда, кстати, и пошло название «тянуть канитель», потому что все делать надо было очень медленно и осторожно, сырье было дорогим, а затем ткали из этих нитей парчу, сами освоив технологию.

Ко второй половине XIX века на ткацких станах в селе ткали парчу трех видов, а потом водным путем везли ее на баржах на Нижегородскую ярмарку. Таким образом все жители были заняты в процессе и хорошо зарабатывали. Революцию мы встретили с восемью парчовыми производствами и тремя химическими. В основном сельчане выходили в купечество 2-й гильдии. Первая гильдия была, но мало. Работали кто на других фабрикантов, кто на себя. Хозяйка одного парчового производства, например, возила товары не в Нижний Новгород, а на выставку в Париж и каждый год ее изделия удостаивались Гран-при.

Другой указ Феодора Иоанновича, который нам очень помог, состоял в разрешении землепашцам бедных губерний заниматься промыслами. До этого существовало строгое сословное разделение. В итоге весь наш Вохонский край покрылся сетью текстильных производств. У нас в селе специализация была именно золотопарчевая. Как видите, общий достаток позволял содержать школу и не только. У нас была образована первая в губернии сельская библиотека. Сюда присылали книги и Лев Толстой, и Максим Горький, с которыми Ю.М. Савельева состояла в переписке. По ее же инициативе у нас работала археологическая экспедиция, исследовавшая курганы, поскольку курган для Московской области – явление крайне редкое.

Юлия Михайловна Савельева, будучи учительницей, открыла у нас еще и фельдшерский пункт, лекарства из которого раздавались местным жителям бесплатно. Она также проводила большую агрономическую работу, благодаря чему на бедной и скудной земле начали выращивать те растения, которых раньше здесь не было, например, помидоры.

Юлия Михайловна продолжала учительствовать и после революции, когда народное училище преобразовали в обычную начальную школу. Ее она возглавила уже в качестве директора. Общий педагогический стаж этой замечательной женщины составил 56 лет. За свою работу одной из первых среди педагогов Подмосковья получила из рук М.И. Калинина орден Ленина. В 1943-м году, когда она умерла, школа уже была восьмилетней.

Ю.М. Савельева похоронена около храма, потому что она была верующим человеком, регулярно причащалась, в том числе и перед смертью. И при этом была кавалером ордена Ленина! Вот такая удивительная судьба.

У нее остались родственники?

Юлия Михайловна никогда не выходила замуж, как и ее сестра Маргарита, которая в конце жизни к ней переехала. Обе всецело посвятили себя учительской работе. Похоронены они рядом. Их брат Георгий тоже остался бездетным. О судьбе двух оставшихся сестер нам ничего не известно.

Какова судьба здания народного училища? Что там находится сейчас?

– Приходу Казанского храма удалось добиться его передачи церкви и теперь здесь располагается воскресная школа. В этом же здании устроен народный приходской музей, возникший четыре года назад. Его открытие состоялось 4 мая, в день памяти новомученика иерея Алексия Казанского, служившего в нашем храме. Первая, еще очень скромная экспозиция была просто разложена на школьных партах, но именно тогда мы провели первую экскурсию. С тех пор музейное собрание постоянно растет. Экспозиция включает несколько разделов: история села, история парчовых производств, история школы и история храма. От училища дореволюционного времени осталось несколько книг, в основном – Евангелий с памятной дарственной надписью, которые вручались каждому выпускнику, как напутствие в новую взрослую жизнь. Потомки выпускников пожертвовали несколько таких книг в музей.

Мы регулярно проводим в музее экскурсии и различные просветительские мероприятия. Например, те, кто пришел на праздник, посвященный 135-летию школы, включая ее бывших учителей, с удовольствием приняли участие в тематическом мастер-классе: попробовали писать прописи перьевыми ручками, так, как это делали ученики в XIX столетии.

Хотела бы подчеркнуть, что создание музея объединило и сплотило и взрослых, и детей. В формировании экспозиции принимали участие целые семьи, в том числе бывшие выпускники нашей школы. Всеми нами движет любовь к этому месту, к своей малой Родине, к ее истории. И эта любовь не может угаснуть.

«Живоносный Источник» №4 (19) за 2021 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Ольга КИРЬЯНОВА. Нами движет любовь к своей малой Родине Ольга КИРЬЯНОВА. Нами движет любовь к своей малой Родине Ольга КИРЬЯНОВА. Нами движет любовь к своей малой Родине Ольга КИРЬЯНОВА. Нами движет любовь к своей малой Родине
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 422

Ключевые слова: Живоносный Источник №4 (19) 2021

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (65)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031