Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 26.09.2022 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Дмитрий ЕВСЮКОВ. Церковноприходская школа в селе Устьянцево Барабинского района Новосибирской области

Автор: Дмитрий ЕВСЮКОВ,

историк-краевед, член Новосибирского историко-родословного общества, г. Москва

 
Аннотация: в статье обобщены сведения о церковно-приходской школе Успенской церкви села Устьянцево (Устьянцевского) Нижне-Каинской волости Каинского уезда Томской губернии, извлеченные из материалов дореволюционной прессы, епархиальных справочников и архивных документов. Выявлена дата открытия школы, исследованы источники ее финансирования, динамика числа учащихся, приведены имена учительниц, подробное описание здания школы.

Ключевые слова: Устьянцево, Нижне-Каинская волость, Томская губерния Каинский уезд, единоверие, церковно-приходская школа

Уже в начале XIX века в Российской империи при церковных приходах существовали начальные школы, которые находились в ведении духовного ведомства и являлись низшим звеном системы народного просвещения. По Уставу 1804 года, они создавались в виде начальных приходских училищ. После выхода в 1836 году указа Святейшего Синода «О первоначальном обучении поселянских детей» стали появляться собственно церковно-приходские школы (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Существовавшие в основном за счет средств прихода, они не могли дать достойного образования, поэтому процесс их создания шел с переменным успехом. Во второй половине XIX века правительство стало уделять больше внимания этому типу учебных заведений, во многом из-за того, что ими заинтересовался Александр II. Так, в 1858 году император, узнав из отчета одного из губернаторов о существовании сельских школ, организованных священниками, распорядился обратить внимание епархиальных властей на эти факты и регулярно докладывать ему об успехах в их создании [28, с. 203]. С этого момента церковно-приходские школы стали открываться ускоренными темпами. 13 июня 1884 года были утверждены «Правила о церковно-приходских школах» [21], призванные упорядочить обучение в таких школах и разграничить их с земскими школами.

В соответствии с Правилами создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырехгодичные) церковно-приходские школы. На местах за этот процесс отвечал епархиальный архиерей, под управлением которого действовал Епархиальный училищный совет. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища, реже – учительские семинарии.

В Томской губернии процесс создания церковно-приходских школ в целом соответствовал общим тенденциям. Предметом внимания епархиального архиерея было «возбуждение в подведомом духовенстве Томской епархии энергии и рвения к неуклонному исполнению Державной воли Монарха открытием и устройством в церковных приходах школ для обучения детей народа в духе православия и церковности» [16, с. 1].

Поскольку с принятием Правил процесс открытия церковных школ в губернии был поставлен епархиальным начальством на особый контроль, сохранилась достаточно подробная статистика, демонстрирующая, насколько активно он протекал. Так, в 1886/87 учебном году открыта 31 школа, не считая тех, сведения о которых не поступили к моменту составления отчета. К концу 1887 года во всей епархии действовало 87 церковно-приходских школ, в которых обучалось 1515 учащихся, из них 44 – дети единоверцев церквей сел Устьянцево и Секисовское Змеиногорского уезда [16, с. 7–8]. В 1888/89 учебном году – уже 156 церковно-приходских школ, в которых обучалось 3212 человек (в т.ч. 89 детей единоверцев в 5 школах) [23, №3, с. 14]. Если в 1886/87 учебном году школа в Устьянцево была единственной во всем 22-м благочинии (20 сельских церквей), то всего через два года, в 1888/89 г., в благочинии действовало уже 3 таких школы.

По некоторым сведениям, уже в 1870-х годах при Успенской церкви села Устьянцево действовала школа грамоты, организованная священником Петром Соколовым [9, с. 7]. В 1885 году в этой пока еще «частной» школе числилось 12 детей, которых обучали сам священник П.Ф. Соколов и его племянник диакон П.И. Соколов [1, л. 42].

Что касается собственно церковно-приходской школы, то официально она была открыта 17 ноября 1886 года [6, л. 61об], а уже 27 ноября постановлением епархиального начальства было разрешено употреблять на ее нужды до 30 рублей из церковных денег [3, с. 20]. В некоторых источниках, впрочем, годом открытия школы значится 1884 год (например, в «Справочной книге по Томской епархии за 1909/10 г.» [25, с. 440]). Удалось выяснить, что эта ошибка перенесена из поздних клировых ведомостей (например, за 1908 г. [7, л. 30об]), куда она вкралась при переписке сведений из таких же ведомостей за предыдущие годы.

церковно-приходская школа разместилась сначала в церковной сторожке, затем на средства прихожан для нее было построено отдельное здание при церкви. В 1895/96 учебном году в числе трех школ Каинского округа она располагала землей под сад и огород [20, №19, С. 35].

Школа в Устьянцево была одноклассной, обучение в ней продолжалось два года. В соответствии с §5 Правил преподавались: 1) Закон Божий (именно: а) изучение молитв, б) Священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис); 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения [16, с. 9]. В «Епархиальных ведомостях» за те годы подробно разобраны программы каждого предмета, приведены списки учебников, по которым обучались ученики церковно-приходских школ.

Рассмотрим здесь содержание предмета церковное пение. Как отмечали «Томские епархиальные ведомости», мальчиков в Устьянцево обучали знаменному распеву с исоном: «унисонное знаменского распева; поют хорошо» [9, с. 7].

Программа преподавания церковного пения одноклассной школы предусматривала 2 часовых урока в неделю и 4 получасовых по окончании уроков по другим предметам. В первый год ученики обучались пению простейших церковных песнопений с голоса или «по наслышке»: сначала с одной нотой, потом с двумя («Господи, помилуй!», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» и др.), с тремя («Богородице Дево, радуйся» и др.), наконец, с четырьмя («Достойно есть», «Царю небесный», «Спаси, Господи, люди твоя» и др.), литургии св. Иоанна Златоуста. Во второй год изучались простейшие песнопения всенощного богослужения, как то: «Блажен муж», «Свете тихий», «Бог Господь», с тропарями гласов, уже известных но напеву из прежде выученных песнопений, «Воскресение Христово видевше», «Помилуй мя, Боже», «Воскрес Иисус от гроба», «Преблагословенна еси Богородице Дево», «Великое славословие», «Взбранной воеводе». Отдельно изучались «Херувимская песнь», «Хвалите Господа с небес», «Господи воззвах», «Бог Господь» и ирмосы воскресного канона [22, с. 4–5].

Первоначально количество учащихся в школе было небольшим (11–12 детей), но с увеличением финансирования и постройкой нового школьного здания оно выросло до нескольких десятков учеников.

Год

Мальчиков

Девочек

Всего

1885 [1, л. 42]

10

2

12

1886/87 [16, с. 8]

11

1888/89 [23, №3, с. 14]

12

1892/93 [10, с. 18]

24

15

39

1896 [6, л. 61об]

20

10

30

1898/99 [24, с. 324]

24

10

34

1908 [7, л. 30об]

23

15

38

1909/10 [25, с. 440]

30

 

Таблица 1. Количество учеников в Устьянцевской церковно-приходской школе

Содержалась школа на средства Епархиального училищного совета и добровольные пожертвования прихожан. Например, в 1886/87 учебном году от родителей учащихся детей двух школ Каинского округа (мало-жировской и устьянцевской) на их финансирование поступило 47 рублей [16, с. 18]. Кроме того, как отмечалось выше, разрешено было расходовать на нужды школы до 30 рублей из церковных денег.

В 1887 году Епархиальным училищным советом на очередной трехлетний период получено пособие из земских губернских сборов, из фонда которого устьянцевской школе отпущено 100 рублей на обустройство нового здания [23, № 4, с. 10]. В 1889/90 учебном году на нужды школы израсходовано: 30 руб. – из церковных денег, 100 руб. – из кассы Епархиального училищного совета (для устройства школьного здания в счет земского пособия на 1890 год), и 165,5 руб. – «доброхотных» пожертвований на постройку здания, поступивших от попечителей и благотворителей [15, с. 22]. На 1895 год смета на содержание устьянцевской школы составила уже 120 руб., на 1896 год – 150 руб. [14, с. 6; 12, с. 14].

Среди множества архивных дел удалось обнаружить и подробное описание здания церковно-приходской школы за 1900 год, которое содержится в страховой ведомости общественных строений по нескольким селениям Нижне-Каинской волости. Согласно этому документу, школа располагалась в доме из трех комнат и прихожей, построенном из «красного леса» (т.е. сосны или ели) на кирпичном фундаменте и крытом тесом. Здание школы примыкало к церковной каменной и деревянной ограде. Длина стен составляла 12,8 м., высота потолков в комнатах – 2,5 м. В каждой комнате имелось по две двери, а в кладовке одна. Кроме того, в 1-й комнате 7 окон, во 2-й – 3 окна (в 3-й не указано), размер окон: высота 1,24 м, ширина 0,8 м. Стоимость дома оценена в 490 руб. К школе относился амбар, находившийся в двадцати метрах от нее. Он был построен из осинового и березового леса, крыт тесом, с одной дверью и двумя закромами. Стоимость амбара оценена по страховой ведомости в 10 руб. [2, л. 11об–12].

С 8 марта 1901 года при школе открыто церковное попечительство, а уже 9 ноября 1902 года епископом Томским и Барнаульским Макарием (Невским) преподано Архипастырское благословение (рез. № 3881) попечительнице устьянцевской церковной школы Елене Митрохиной за материальное содействие благоустройству школы [13, с. 7]. В 1908 году попечительницей по-прежнему значится Е. Митрохина, в 1913 году – Евдоким Михайлович Кетов.

В ряде церковно-приходских школ обучение было бесплатным (таких в Каинском округе в 1886/87 учебном году было 40 из 87 школ), поэтому священники за свою работу в школе не получали никакого вознаграждения, ни натурой, ни деньгами. Труд и обязанности школьного обучения и руководства они несли безвозмездно, даже жертвуя иногда на нужды школ из своих средств (как, например, в школах поперечно-искитимской, красиловской и устьянцевской) [16, с. 20]. Комплектование учебными материалами происходило постепенно. Так, в отчете Епархиального училищного совета за 1888/89 учебный год устьянцевская школа отмечена среди семи школ (из 98, по которым представлены данные), в которых наблюдался недостаток учебников и учебных пособий [23, № 4, с. 5].

Первоначально роль законоучителя в устьянцевской церковно-приходской школе выполнял сам священник Петр Соколов, которому помогали другие служители: сначала его племянник диакон Павел Соколов, затем (например, в 1891/92 учебном году) Иван Соколов (вероятно, его сын, который позже служил в церкви псаломщиком) [19, с. 18].

Резкий рост числа учащихся в начале 90-х годов XIX века (см. Таблицу 1) существенно увеличил учебную нагрузку. Дошло до того, что в 1892 году священнослужители Успенской церкви стали игнорировать свои учительские обязанности. Так, в отчете Томского Епархиального училищного совета за 1892/93 учебный год отмечено «небрежное отношение к своим законоучительским обязанностям местного священника»: «законоучитель священник Петр Соколов школы почти не посещает» [26, № 16, с. 3, № 17, с. 9–10].

На тот же факт указывал и епископ Томский и Семипалатинский Макарий (Невский), который в ходе посещения церквей Томского, Каинского и Барнаульского округов 8 июля 1893 года побывал и в селе Устьянцево. В его отчете сказано, что в приходе «школьное дело поставлено весьма неудовлетворительно, так как некому обучать детей Закону Божию». Сделано распоряжение о приведении в порядок церковно-приходской жизни села [10, с. 18].

В связи со сложившимся положением в устьянцевскую школу была направлена учительница Евдокия Непанина – дочь мещанина г. Каинска, окончившая курс Каинской женской прогимназии; она имела свидетельство на звание учительницы и приступила к работе с марта 1893 года.

Данные меры возымели свое действие, и если в 1892/93 учебном году успехи устьянцевской школы признавались Епархиальным училищным советом как неудовлетворительные (в т.ч. «по недавности назначения учительницы»), то уже в отчете за следующий 1893/94 учебный год она названа в числе средних [27, с. 24], а еще через два года, в 1895/96 учебном году – среди лучших [20, №20, с. 25]. Епископ Макарий, посещавший в июле–августе 1897 года приходские школы Томской губернии, отметил устьянцевскую в числе пяти лучших из 52 осмотренных школ [11, с. 16].

В 1898/99 учебном году учительницей в школе уже числится Таисия Иванова, окончившая курс в женской проги мназии; ее жалование составляло 216 руб. Она очень ответственно относилась к процессу обучения. Так, в отчете о состоянии церковных школ Томской епархии за 1902/03 учебный год устьянцевская приведена в числе десяти школ Каинского уезда, в которых учителя «наиболее ревностно относятся к своему делу» [17, с. 11]. В 1903/04 учебном году для учеников школы дополнительно проводились религиозно-нравственные чтения по воскресным дням [4, с. 20]. В 1904/05 учебном году в устьянцевскую школу начальство с ревизией приезжало трижды [5, с. 12]. За хорошую работу в школе по представлению Томского епархиального начальства 6 декабря 1908 года Т. Иванова была пожалована Государем Императором высочайшей награды – серебряной медали на Александровской ленте, за заслуги по духовному ведомству.

В 1908–13 годах учительницей была Александра Ипполитовна Коротынская, дочь псаломщика, окончившая курс Томского епархиального женского училища.

Как известно, в то время нередки были случаи распространения различных болезней и эпидемий, в том числе и среди детей. Не обошли такие события и устьянцевскую школу. Так, 1910/11 учебный год в Каинском уезде в отношении здоровья учащихся отмечался как неблагоприятный: в верх-красноярской и кашинской школах была скарлатина, в устьянцевской, кузнецовской, ново-троицкой и сибирцевской – корь; в других школах дифтерит (в 1 школе), тиф (в 2-х), оспа (в 1-й), свинка (в 1-й), чесотка (в 5-ти), коклюш (в 1-й), болезнь глаз (в 3-х) [18, с. 371].

Вот так, сначала силами местных священников, а затем и школьных учительниц, при содействии и под надзором епархиального начальства уже в конце XIX века начала внедряться система начального школьного образования на селе. После революции церковь в Устьянцево продолжала действовать еще довольно долго и была закрыта только в 1938 году, после чего уже само ее здание разрешили использовать под начальную школу. Позже церковь была разобрана, а из ее материала построено двухэтажное здание семилетней школы.

Литература и источники:

1. Ведомость о самостоятельной церкви Томской губернии Каинского округа села Устьянцево Успенской единоверческой за 1885 год // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 2657. Л. 41–46.

2. Дело о страховании недвижимого имущества в селах Усть-Янцевском, Бергульском, д. Мошниной Нижне-Каинской волости Каинского уезда // ГАТО. Ф. 3. Оп. 44. Д. 579.

3. Известия. Пожертвования в пользу церквей // Томские епарх. вед. 1886. № 24, отд. оф. С. 19–20.

4. Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Томской епархии в 1903–04 учебном году // Томские епарх. вед. 1905. № 11, час. офиц. С. 12–24.

5. Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Томской епархии в 1904–05 учебном году // Томские епарх. вед. 1906. № 18, офиц. час. С. 3–14.

6. Клировая ведомость о Успенской единоверческой церкви за 1896 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3197. Л. 61–65.

7. Клировая ведомость о Успенской единоверческой церкви за 1908 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3851. Л. 29–37 об.

8. Клировая ведомость о Успенской единоверческой церкви за 1913 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4422. Л. 84–86 об.

9. О двух единоверческих приходах Томской епархии // Томские епарх. вед. 1889. № 15, отд. неоф. С. 4–8.

10. Обозрение его преосвященством, преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Семипалатинским, церквей и школ Томского, Каинского и Барнаульского округов в июне–июле 1893 года // Томские епарх. вед. 1894. № 6, отд. неоф. С. 13–26.

11. Обозрение церквей приходов его преосвященством, преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским, в июле и августе 1897 г. // Томские епарх. вед. 1898. № 5, отд. неоф. С. 12–24.

12. От Томского епархиального училищного совета // Томские епарх. вед. 1896. № 2, отд. офиц. С. 13–17.

13. От Томского епархиального училищного совета // Томские епарх. вед. 1903. № 1, отд. офиц. С. 7–8.

14. От Томского епархиального училищного совета. Смета расходов по содержанию церковно-приходских школ в текущем 1895 г. // Томские епарх. вед. 1895. № 5, отд. офиц. С. 5–7.

15. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Томской епархии за 1889/90 учебный год // Томские епарх. вед. 1891. №13, отд. неоф. С. 16–23.

16. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Томской епархии за 1886/7 учебный год // Томские епарх. вед. 1887. № 23, отд. неоф. С. 1–20.

17. Отчет о состоянии церковных школ Томской епархии в 1902/3 учебном году // Томские епарх. вед. 1904. № 16, час. офиц. С. 5–31.

18. Отчет Томского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1910-11 учебный год // Томские епарх. вед. 1912. № 15, час. офиц. С. 370–376.

19. Отчет Томского епархиального училищного совета за 1891/92 (ѴІІ-й с учреждения совета) учебный год // Томские епарх. вед. 1893. № 15, отд. неоф. С. 12–32.

20. Отчет Томского Епархиального училищного совета о церковных школах епархии за 1895–96 учебный год // Томские епарх. вед. 1897. № 19, разд. неоф. С. 26–39; № 20, отд. неоф. С. 21–31.

21. Правила о церковно-приходских школах // Московские церков. вед. 1884. № 20, офиц. отд. С. 73–75.

22. Программа для преподавания церковного пения в церковно-приходских школах // Томские епарх. вед. 1886. № 19, отд. оф. С. 4–9.

23. Состояние церковно-приходских школ Томской епархии за 1888/89 учебный год // Томские епарх. вед. 1890. № 3, отд. неоф. С. 1–16; № 4, отд. неоф. С. 1–14.

24. Справочная книга по Томской епархии за 1898 / 99 год. Томск, 1900. 512 с.

25. Справочная книга по Томской епархии за 1909 / 10 год. Томск, 1911. 810 с.

26. Томского епархиального училищного совета о церковных школах епархии за 1892 / 93 учебный год отчет ІХ-й // Томские епарх. вед. 1894. № 16, отд. неоф. С. 1–22; № 17, отд. неоф. 1–34.

27. Томского епархиального училищного совета о церковных школах епархии за 1893 / 94 учебный год отчет Х-й // Томские епарх. вед. 1895. № 2, отд. неоф. С. 20–28.

28. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. С-Пб.: Изд-во «Лань», 2002. 573 с.

«Живоносный Источник» №2 (21) за 2022 г.

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Дмитрий ЕВСЮКОВ. Церковноприходская школа в селе Устьянцево Барабинского района Новосибирской области Дмитрий ЕВСЮКОВ. Церковноприходская школа в селе Устьянцево Барабинского района Новосибирской области
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 606

Ключевые слова: Живоносный Источник №3 (22) 2022

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


9 декабря
Приглашаем вас 9 декабря на встречу с Александром Бобровым "Под парусом на Новую Землю"...
7 декабря
Первый Сибирский Форум Всемирного Русского Народного Собора. «Россия в XXI веке:...
21 декабря
В СГУВТ пройдет лекция-диалог на тему: «Россия. Традиции. Культура. История»...
27 ноября
III Межрегиональная Западно-Сибирская научно-практическая родоведческая конференция ...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2022 (19)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)
Июль 2022 (77)

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031