По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 11.06.2016 в рубрике  Материалы НЕВ
 

АФОН: история устройства монашеской республики

В прошлый раз мы говорили о географии Афонского полуострова и административном устройстве монашеской республики. Теперь же обратимся к истории Афона.
 
АФОН: история устройства монашеской республикиВеличественная гора не могла не привлекать внимания древних греков. Конечно, в первую очередь она поражала своим размером. Расхожим было выражение, что тень от вершины Афона затеняет статую быка на острове Лемнос. А этот остров находится на расстоянии почти 60 километров от Святой Горы.

Происхождение названия Афон восходит к древнегреческой мифологии. Так звали фракийца, участника гигантомахии (борьбы олимпийских богов с гигантами). Гигант Афон запустил в Посейдона, греческого бога моря, камень-скалу, и та упала в море, став горой-полуостровом. Одна из версий легенды гласит, что именно здесь находится могила Посейдона.

Другое название полуострова — Акти (ударение на второй слог), что по-гречески означает «берег». Впрочем, это название распространялось на всю Халкидику.

С глубокой древности Афонский полуостров был заселен греческими племенами. Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через него. В то время мореплаватели не рисковали удаляться от берегов. Двухкилометровый пик служил ориентиром, видным за десятки километров вокруг.

Афонская гора являлась свидетелем ярких героических событий истории греческого народа. За пять веков до Рождества Христова греки были вынуждены защищать свою свободу от персов. Персидская держава Ахеменидов, простиравшаяся от Ливии на западе до Индии на востоке, стремилась включить их в свой состав.

Полководец Мардоний, родственник царей Дария и Ксеркса, рассчитывавший стать сатрапом завоеванной страны, в 493 году до Р.Х. в сопровождении большого флота пересек Дарданеллы и занял часть Македонии. Но поднявшаяся буря уничтожила около 300 персидских кораблей. В катастрофе погибли 20 тысяч человек. Случилось это как раз рядом со Святой Горой. Сухопутная армия, оставшаяся без поддержки флота, была изрядно потрепана защищавшимися. Мардоний не смог продолжить наступление и попал в опалу у Дария.

Сын Дария, Ксеркс, пришедший к власти в 486 году до Р.Х., начал готовить новый поход против греков. Опасаясь, что его флот у берегов Афонского мыса может постигнуть новая катастрофа, он велел выкопать канал в самом узком месте полуострова. Многочисленные работники, согнанные из Азии и с прилегающего побережья, за несколько лет выкопали канал длиной в 12 стадий, что составляет более 2 км. По словам Геродота, канал имел ширину, позволяющую одновременно проходить двум триремам — весельным судам античности. Впрочем, усилия по строительству канала оказались напрасными: переправленный через него флот был разбит в битве с греческими кораблями.

Этот канал — единственный памятник, оставленный древними персами на территории Европы. Высохшее русло «Ксерксова канала» до сих пор различимо в местности, носящей название Провлакас. И в наши дни во время сильных дождей и шторма на море оно часто затопляется. Греко-персидские войны продолжались около полувека и завершились Каллиевым миром в 449 году до Р.Х. Одним из условий этого мирного договора было то, что персидский царь обязывался более не вводить свой флот в Эгейское море.

В середине IV века до Р.Х. Афон, как и вся Халкидика, оказался в составе Македонского государства. Это произошло при царе Филиппе. Сын Филиппа, Александр Македонский создал огромное государство. Благодаря ему греческая культура распространилась далеко на восток.

Легенда гласит, что архитектор Александра Македонского Динократ хотел придать вершине Афона образ своего покровителя. Он предложил великому полководцу сделать из горы Афон статую, изображающую самого Александра. В левой руке гигантской сидящей фигуры должен был находиться город, а в правой — кубок, в который собиралась бы вода из горных источников и сливалась в море. Александру понравилось такое предложение, однако от его реализации он отказался, оставив архитектора при дворе. Самый известный реализованный проект Динократа — Александрия, на протяжении многих веков остававшаяся главным городом Египта.

И на самом Афонском полуострове первые города появились задолго до Рождества Христова. Олофиксос находился неподалеку от нынешнего монастыря Есфигмен, Дион — на месте, где впоследствии возникнет Ватопедский монастырь, поблизости от нынешнего монастыря Пантократор находился город Фиссос, на небольшом расстоянии от самой вершины Афона стоял город Акроафос. Эти города были небольшими, как и другие, чьи названия дошли до нас в произведениях великих древних историков Геродота и Фукидида. Однако точное местоположение большинства из них установить не удалось.

Со II века до Р.Х. Афонский полуостров был включен в состав Римской республики. За четверть века до пришествия в мир Спасителя это гигантское государство античного мира стало империей.

Еще несколько десятилетий спустя апостолы отправились возвещать всему миру о Воскресении Христовом и спасении Им человечества от власти греха и вечной смерти.

В 17 главе книги Деяний Святых Апостолов мы читаем, что во время своего второго миссионерского путешествия апостол Павел, направляясь из Амфиполя в Фессалоники, проходил через Аполлонию. Этот город находился у перешейка, связывавшего Афонский полуостров с остальной Халкидикой. Очень вероятно, что первые христианские общины возникают здесь уже в I веке.

Предание о пребывании апостола спустя много веков сохранилось среди жителей возникшего на месте древней Аполлонии города Иериссо. Предание сообщает и о посещении Афона Пресвятой Богородицей. В соответствии с одной из его версий, Пресвятая Дева решила посетить Четверодневного Лазаря, бывшего епископом на острове Кипр. Корабль, на котором Она плыла вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в бурю и был отнесен к берегам Афона. Идолы, находившиеся здесь в большом количестве, громко заговорили: «Сойдите все люди, прельщенные суетным Аполлоном… и примите Марию Матерь великого Бога Иисуса». Пресвятая Богородица сошла на берег в том месте, где теперь стоит Иверский монастырь, и благовествовала собравшимся людям. Слушавшие Ее уверовали и крестились. Пресвятая Дева сказала: «Благодать Божия пребудет на этом месте и на живущих тут с верою и по заповедям Сына Моего; всего у них будет довольно при малом попечении, и жизнь небесную они получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, а я буду теплая Ходатаица пред Сыном Моим о месте и о живущих на нем».

Однако, по мнению некоторых исследователей, особенно епископа Порфирия (Успенского), работавшего в архивах монастырей Святой Горы, описываемое в предании событие крайне маловероятно. Знаменитый русский востоковед считает, что предание о посещении Пресвятой Богородицей Афона возникло примерно в XVI–XVII веках.

Но все же чудеса, через которые Пресвятая Богородица оказывала милость монахам и паломникам на Святой Горе на протяжении многих веков, поистине неисчислимы. Эти чудеса происходили не только в переломные исторические моменты, когда решалась судьба Афона. Пресвятая Богородица приходила на помощь в повседневных, на первый взгляд неважных происшествиях.

Афонские иноки видели и видят в Богородице свою Заступницу, отраду, надежду и утешение. Поэтому даже если Пресвятая Дева не посещала Афон в I веке, то тот покров, который Она простирает в течение многих веков над Святой Горой и ее насельниками, объясняет и во многом оправдывает возникновение этого благочестивого предания. Святую Гору можно по праву назвать уделом Пресвятой Богородицы.

Во времена гонений при императорах Диоклетиане и Галерии, в начале IV века, в Аполлонии уже было немало христиан. Кто-то из христиан мог скрываться от гонителей в афонских лесах. Некоторые христиане приняли мученический венец. 6 июля Церковь совершает память святых Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Перегрина и градоначальников Руфа и Руфина, пострадавших в Аполлонии.

При императоре Константине Великом в Аполлонию был поставлен епископ. Именно со временем правления этого императора, легализовавшего христианство Миланским эдиктом 313 года, предание связывает основание первых монастырей на Афонском полуострове.

Предваряя дальнейшее повествование об афонском монашестве, кратко упомянем о возникновении монашества вообще.

АФОН: история устройства монашеской республикиМонашество зарождалось постепенно и неприметно. Можно сказать, что оно появилось одновременно с возникновением христианства. Неслучайно пустынники часто называют своим родоначальником Иоанна Предтечу. Примером аскетизма и подвижничества может служить и земная жизнь Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Уже в первые века существования Церкви были люди, которые стремились всецело посвятить себя Господу, отказываясь от земных благ и удовольствий. Само слово «монах» происходит от греческого слова «монос», что означает «один, одинокий». Можно привести пример безбрачных апостолов Павла и Иоанна, сохранявших девство. Кроме того, известно, что при христианских общинах жили девы и вдовицы. Это объясняет тот факт, что в некоторых житиях святых упоминается о существовании монастырей в различных местностях задолго до того, как возникли первые настоящие монастыри.

Но всё же как особое явление монашеская жизнь возникла в Египте. Преподобный Антоний Великий считается основоположником отшельничества, хотя задолго до него, еще во время гонения Декия в середине III века, в пустыне в одиночестве начал подвизаться преподобный Павел Фивейский. Можно сказать, что начало монашеству было положено еще в эпоху гонений.

Но вот после почти трех столетий жестоких и кровавых преследований Церковь удостаивается мира. Императоры благоволят к христианам и сами принимают христианство, которое становится модным. Многие крестятся, не будучи готовыми следовать христианскому идеалу. Но оставались люди, к этому идеалу стремившиеся, и именно благодаря им монашество получило широкое распространение. Монахи стали бескровными мучениками тогда, когда кровавое мученичество прекратилось. 

Бывший воин Пахомий становится основоположником общежительной формы монашества.

Благодаря Александрийскому архиепископу Афанасию Великому, знакомому с жизнью египетских подвижников и оказавшемуся за борьбу с арианством в ссылке в городе Трир на территории современной Германии, о монашестве узнают жители западной части Римской Империи.

Из Египта монашество стало быстро распространяться. Уже в IV веке возникают монастыри в Палестине, Сирии и Малой Азии.

Были созданы сотни монастырей, прежние пустыни превратились в города. Монахи часто селились на горах, и эти места вскоре из-за подвижнической жизни их насельников люди стали называть святыми. «Святые Горы» были в Палестине, Египте, Сирии и Малой Азии. От большинства из них сейчас осталось всего несколько обителей с малым числом иноков или развалины, свидетельствующие об их былом величии.

В силу разных причин древние монастырские центры, за исключением Афона, не устояли. Это придает еще большее значение Афону как единственной «Святой Горе», сохранившейся до наших дней.

Точное время появления на Афоне первых монахов нам неизвестно. К сожалению, постоянные вторжения и варварские набеги уничтожили все письменные источники о начальном этапе жизни монашеской республики. В какой-то степени этот вакуум восполняют разнообразные предания. Некоторые ученые выражают сомнения в их подлинности. Но в любом случае, первые обители здесь могли возникнуть уже во времена равноапостольного императора Константина.

Император Константин основал новую столицу Римской Империи. Но идея построить ее на месте древнего селения Византий на европейском берегу Босфора пришла ему не сразу. Сначала он рассматривал варианты Никомедии, Фессалоник и Сердики (нынешняя столица Болгарии — София). Потом он решил строить новый город на месте легендарной Трои, и только позднее остановился на варианте с Византием.

Надо отметить, что некоторые афонские обители в стремлении прослыть более древними, чем они есть на самом деле, способствовали возникновению подтверждающих эту древность преданий.

Одно из таких преданий гласит, что святой император рассматривал возможность строительства новой столицы именно на Афонском полуострове. Он уже составлял градостроительные планы, когда к нему пришел епископ этой местности по имени Марк. Он поведал императору, что это место избрано Самой Богородицей. Тогда благочестивый царь не только отказался от своих планов, но и построил на Афоне три храма в честь Пресвятой Богородицы около поселений, на месте которых в настоящий момент находятся Карея, Ватопедский и Иверский монастыри. На основании этого предания Ватопедский монастырь претендует на то, что он был основан еще в IV веке.

Впрочем, монастырь Каракал претендует на еще большую древность. Существовало предание о том, что основателем обители Каракал был император Антоний Каракалла, правивший за век до равноапостольного Константина. Но это предание не имеет под собой основания, кроме созвучия имени императора-язычника и названия монастыря.

Построенные равноапостольным императором Константином храмы были разрушены Юлианом Отступником, пытавшимся реставрировать язычество в краткий период своего правления с 361 по 363 годы.

В конце того же века обитель Ватопед была восстановлена императором Феодосием Великим в знак благодарности Богу за чудесное спасение его сына Аркадия от утопления. С этим событием связывают происхождение названия монастыря: «вато педи» в переводе с греческого означает «ребенок в кустах». Корабль утонул во время бури, но младенец Аркадий был найден невредимым в прибрежных кустах.

В дальнейшем Аркадий, придя к власти в 395 году, сыграл негативную роль в истории со святителем Иоанном Златоустом. Зато дочь Аркадия, благочестивая Пульхерия сделала для Церкви очень много доброго. Она была защитницей православия и от несторианства, и от монофизитства. Монастырь Ксиропотам называет святую Пульхерию своей основательницей.

Запрет на посещение женщинами Святой Горы предание относит к V веку. Существует сказание о том, как в 422 году Галла Плакидия, дочь императора Феодосия Великого, намеревавшаяся войти в монастырь Ватопед, была остановлена голосом, исходившим от иконы Божией Матери. Этот запрет свято исполняется (даже среди домашнего скота не позволяется держать самок).

Между 670 и 675 годами Афонский полуостров, как и многие другие местности северного побережья Эгейского моря, был опустошен арабами, осаждавшими Константинополь. Население было эвакуировано императором Константином Погонатом на Пелопоннес. Таким образом, к моменту официального начала афонского монашества и прибытия на Афон первых подвижников, имена которых достоверно известны, города полуострова уже опустели. Единственными его обитателями были пастухи, кочевавшие со своими стадами.

Завоевание Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило монахов покинуть эти земли. Часть из них оказалась на Афоне. Многие иноки прибыли на Афон и в период иконоборчества.

С IX века Афон становится одним из ведущих монастырских центров Востока. Той роли, которую Святая Гора начинает играть в жизни мирового православия, и великим подвижникам, в первую очередь Петру и Афанасию Афонским, мы посвятим дальнейшее повествование.
 
(Продолжение следует) 

Евгений ЧЕТВЕРЯКОВ
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 668

Ключевые слова: Святая Гора Афон, Евгений Четверяков

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

30 апреля
Литургия для детей в Троице-Владимирском соборе...
Срочно!
Марии срочно нужна помощь! Поможем девочке спасти жизнь!...
2017
Конкурс «За нравственный подвиг учителя» 2017...
21 мая
Лекция «Славянизмы русского языка - наследие трудов святых Кирилла и Мефодия»...
Работа
В Епархиальное подсобное хозяйство села Новошилово требуются сотрудники...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2017 (158)
Март 2017 (111)
Февраль 2017 (85)
Январь 2017 (154)
Декабрь 2016 (141)
Ноябрь 2016 (131)

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика