Опубликовано 24.04.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Последнее слово: уроки риторики и логики

Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.  
Последнее слово: уроки риторики и логики


Еще когда не было ни алгебры, ни химии, ни географии – в школах уже преподавали риторику и логику, причем с них и начинали. Вместе с грамматикой они составляли тройку самых первых дисциплин в античной школе, на латыни – «тривиум», откуда и слово «тривиальный», т.е. всем известный, не требующий никаких особых знаний. И лишь тот, кто успешно их освоил, переходил к следующей ступени – квадривиуму, состоящему из арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

Такое отношение к этой дисциплине сохранялось веками. Можно вспомнить, что и в российских семинариях еще недавно «риторикой» называли второй класс, сразу после «грамматики» для самых юных (у Гоголя все это описано в повести «Вий»). Правда, не уверен, что риторику там действительно преподавали. Но вот логика сохранялась в гимназическом курсе до самой революции 1917-го года, причем в советское время посетители музея Ленина могли полюбоваться аттестатом Володи Ульянова, где все оценки были отличными, кроме одной. По логике у него была четверка, и, говорят, совсем не твердая. Охотно верю.

А после революции скоро стало не до логики, не до риторики. В самом деле, если все решения принимает партия и она же тебе о них подробно рассказывает – зачем тебе умение последовательно рассуждать или умение отстаивать свою позицию в споре? Тех, кто мыслил слишком логично или ораторствовал слишком убедительно, наряжали в бушлаты и давали в руки кайло. Правда, логика ненадолго вернулась в школы в конце жизни Сталина, был даже издан учебник. Вот пример правильного силлогизма из этого учебника: «Все граждане СССР имеют право на образование. Мы – граждане СССР. Следовательно, мы имеем право на образование». И не поспоришь, всё верно.

Но вот с риторикой была совсем беда, и в теории, и на практике. Искусство публично выступать, или умение убеждать, как можно определить эту дисциплину, было никому не нужно в стране, где говорить перед публикой можно было только по заранее утвержденной бумажке. И если вдруг бумажки путались и мужчина произносил «как мать говорю, как женщина», это никого не смущало – привычные ритуалы были соблюдены, а смысла в тех речах никто и не искал (было такое в одной из песен Галича, да может, и в реальности происходило).

Сегодня мы, казалось бы, живем в совсем другом обществе. И как те самые граждане СССР, имеем право на образование. Иметь-то мы его имеем, да, и еще много на что есть у нас права, да вот поди воспользуйся… И публично выступать можно сколько хочешь. Только на согласованном митинге, а его поди согласуй. Согласуешь – так за тебя громогласные ораторы всё доложат, тебе останется только поддерживать их кричалки. Или в парламент можно избраться и там потом выступать, только он у нас, как известно – не место для дискуссий.

Отчего же так получилось? Самая лучшая книга на русском языке о том, как правильно и грамотно спорить – «Спор» С. Поварнина, – была написана в 1923 году и с тех пор многократно переиздавалась. Тогда, в ранние двадцатые, еще живы и активны были те, кто привык и к Думе с дискуссиями, и к острой публицистике, и к публичным диспутам на самые разные темы. И они старались не просто сберечь ту культуру, в том числе и культуру спора, которая была для них настолько же привычна и естественна, как и правила поведения за столом.

В этой культуре не бывает единственно верной позиции, которую должны все разделять, а если кто отказываются – либо идиот (не может понять), либо мерзавец (не хочет). В ней приходится учитывать все возможные возражения, предвидя даже те, которые еще не были высказаны – чтобы их упредить и заранее учесть, выстраивая линию защиты. В ней не стыдно признать слабость одного своего аргумента или даже свою частичную неправоту, если, конечно, оппонент укажет на некие новые факты и построит убедительные рассуждения – и такая уступка только укрепит твою позицию в целом, ведь сразу станет видно, что это не тупое упрямство, а многосторонний и сложный взгляд на мир, восприимчивый к новым фактам.

Но у нас пока что преобладает совсем другая картина. Любое признание собственной неправоты, сколь угодно частной и мелкой – признак слабости. Любое согласие с оппонентом – тоже. Да вообще всё признак слабости, кроме пламенного биения себя в грудь и утробного уханья, примерно как у самцов горилл при дележе территории. А что вы хотите, долгие десятилетия именно такой тип спорщиков выводился в результате совершенно не естественного отбора.

Интернет и прочие средства массовой коммуникации мы в результате освоили куда легче и быстрее, чем те самые простые правила культуры. Да без них как-то проще, в самом деле… Ведь и демократия в России началась с кричалок «да-да-нет-да» в поддержку единственно возможного демократического лидера, и с парламентских дискуссий с участием танков и спецназа. Лучше уж без такого… Но что это я все о политике? Достаточно заглянуть в любую интернетную дискуссию, чтобы убедиться: будь у ее участников в подчинении танковые дивизии, давно бы уже устроили локальную Прохоровку. И перед ядерными ударами не остановились бы, ради торжества правды и справедливости.

Последнее слово каждый хочет оставить за собой, и кажется ему, что так он переубедил собеседника, или хотя бы переговорил… а на деле он ему доказал: говорить дальше нет никакого смысла.

Самое грустное, когда видишь подобный стиль спора в разговорах о церкви. Да, у нее есть враги и просто недоброжелатели, кто спорит. Но никто не отталкивает от нее людей с такой силой, как неуемные ее сторонники и защитники, путающие апологетику (защиту христианства от ложных обвинений) с оправданием любых поступков «своих» и с гневным обличением «чужих». Главное, что в этом разговоре за «чужими» не признается вообще ничего хорошего, любая их негативная черта раздувается до вселенских масштабов. Но если мы так поступаем с другими – стоит ли удивляться, что и нам платят той же монетой? В Евангелии нас об этом предупреждали.

Когда-то древние греки решили, что самое главное, чему стоит учить своих детей – это умение грамотно писать на своем языке, умение здраво рассуждать и умение убеждать других в собственной правоте. Иначе говоря, грамматика, логика и риторика.

С этого начиналась афинская демократия, великая античная культура, европейская цивилизация в целом. И без них всё это очень скоро заканчивается, превращаясь в первобытное свое состояние. В тот самый спор двух горилл о разделе территории.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1917

Ключевые слова: Духовная жизнь, Церковь, Личность, Общество, Образование, Нравы, История

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (23)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031