По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 29.03.2016 в рубрике  Россика. Ruthenica.
 

«От нарочитых мест в России киевских…». Книга «Часослов». Киев. 1616 г.

 

Типография или друкарня (от нем.drucken - «печатать») Киево-Печерского монастыря — во многом замечательное и даже уникальное явление в русской истории. Позволим привести пространную цитату, как столетие назад характеризовал её исследователь, профессор протоиерей Федор Титов: «Киево-печерская типография представляет исключительное явление среди всех русских типографий, притом во многих отношениях. Прежде всего, она есть самая древняя из всех типографий, существующих ныне в России.

С другой стороны, киево-печерская типография непрерывно существует и продолжает свою деятельность в течении трех веков, не прекращая ея ни на малейший срок со времени своего происхождения и до последняго дня.

Наконец, киево-печерская типография всегда была и доселе неизменно остается не коммерческим каким-либо предприятием, а преимущественно и даже почти исключительно церковно-просветительным учреждением. Своею церковно-просветительною деятельностию она оказала высокия и разнообразныя заслуги Лавре, Киеву, православному русскому народу, всей православной восточно-кафолической Церкви...» [1].

Друкарня Киево-Печерского монастыря возникла не вдруг, её появлению предшествовала большая работа основателя — просвещённого монаха, печерского архимандрита Елисея Плетенецкого (ок. 1554 — 29.10.1624). Александр (в крещении) Плетенецкий происходил из шляхетской фамилии Русского воеводства, родился во Львове, получил образование, вероятно, в школе Львовского Успенского братства. Принял постриг в 1594 г., в 1595 г. стал настоятелем Лещинского Богородице-Рождественского монастыря под Пинском. Был участником православного Брестского собора, 9 октября 1596 г. низложившего отпавших в унию с Римом епископов. В 1599 г. Ел. Плетинецкий избран в архимандриты Киево-Печерского монастыря.

Одним из главных трудов архим. Елисея было учреждение в Киево-Печерском монастыре церковного книгоиздания. Для этого он приобрёл у потомков покойного Федора Юрьевича Балабана († 1606) находившуюся в Срятине типографию, в которой ранее уже печатались богослужебные книги, «Служебник» (1604 г.) и «Требник» (1606 г.). По приглашению Ел. Плетенецкого в 1615-16 гг. в Печерском монастыре собрались виднейшие учёные монахи Киево-Галицкой митрополии — Памва Берында, Тарасий Земка, Лаврентий Зизаний, Захарий Копыстенский и проч. В одном из монастырских имений, в Радомысле, архим. Елисеем была устроена бумагоделательная мастерская, «паперня», так же попечением настоятеля для типографии было выстроено отдельное здание (илл. 1).

Илл. 1. Здание типографии Киево-Печерского монастыря. С гравюры 17 в.

Первая книга, «Часослов», была напечатана друкарней Печерской обители в конце 1616-го или начале 1617-го года (титульный лист с датировкой издания в сохранившихся экземплярах отсутствует; составленное Захарием Копыстенским предисловие книги датировано 20 декабря 1616 г.). К этому времени грециезированная форма имени Руси, Россия, и производные от неё виды русского этнонима (на)род росский, (на)род российский уже вошли в обиход среди русского населения Речи Посполитой. Первое книжное издание Киево-Печерского монастыря в этом отношении не было исключением. Примечание: при цитировании выделяем «российскую» лексику памятника жирным шрифтом.

«Часослов» имеет два предисловия, первое, краткое, составленное архим. Елисеем, открывается приветственными словами: «Елисей Плетенецкий, архимандрит печерский кииовский. Православному роду российскому, сыном Церкве Восточныа взлюбленнейшим, душеспасителнаго здравиа.» (илл. 2) [2].

Илл. 2. Приветственное обращение Елисея Плетенецкого к читателям.

Следующее за ним более пространное предисловие архидиакона Захарии Копыстенского начинается пояснением об издании книги: «Се, правоверный христианине и всяк благоговейный читателю, от нарочитых мест в России кииовских, сиречь от лаври Печерскиа кииовскиа, благодатию Божиею, тщанием же и попечением преподобнейшаго во отцех кир Елисеа Плетенецкого печерского кииовского архимандрита, происходит напечатаннаа книга молебная Орологион, яже сказуется словенски Часослов.» (илл. 3).

Илл. 3. Предисловие Захарии Копыстенского. Фрагмент 1.

Далее в предисловии архид. Захарии значится: «еже в роде нашем российском, во времена самодержца Владимера …» (илл. 4).

Илл. 4. Предисловие Захарии Копыстенского. Фрагмент 2.

В конце «Часослова» помещена часть, озаглавленная «Тропари и кондаки росским святым.», где первым восславляется преподобный Антоний Печерский (илл. 5).

Илл. 5. Заглавие тропарей и кондаков росским святым.

В следующем тропаре величается преп. Феодосий Печерский: «в молитвах яко бесплотен пребывая в Росской земли яко светлое светило просия отче Феодосие…» (илл. 6),

Илл. 6. Тропарь преп. Феодосию. Фрагмент.

в кондаке преп. Феодосий величается такими словами: «Звезду росскую днесь почтем.» (илл. 7).

Илл. 7. Кондак преп. Феодосию.

Тропарь и кондак св. княгине Ольге озаглавлены: «Преподобныа Олги, в святом крещении Елены, княгини роской.» (илл. 8.).

Илл. 8. Заглавие тропаря и кондака св. кн. Ольге.

За тропарём следует кондак св. кн. Ольге-Елене: «Вспоем днесь благодателя всех Бога, прославльшаго в Росии Елену богомудрую, молитвами ея, Христе, подаждь душам нашым грехом оставление.» (илл. 9). 

Илл. 9. Кондак св. кн. Ольге-Елене.

Первой книгой, «Часословом», был положен отсчёт богатой истории типографии Киево-Печерской лавры. На протяжении трёх веков во множестве её изданий приводимые на греческий лад названия нашей страны и народа, Россия и (на)род росский,(на)род российский, употреблялись в их прямом, изначальном смысле - Русь, русский народ, и в этом значении были известны и привычны всему православному народу Руси-России.

--- 

1. Прот. Ф. Титов. Типография Киево-Печерской лавры. Исторический очерк. Том 1. Киев. 1916. С. 5.

2. Вся книга выложена в виде фото постраничных разворотов на старом сайте Троице-Сергиевой лавры, откуда заимствованы некоторые снимки для иллюстраций и приложения к этой статье. Адрес электронного доступа по состоянию на 24.03.2016 г.: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/131

Александр Клещевский

___________________________________ 

Прилагаем страницы киевского «Часослова» 1616 г. c «российской» лексикой, соединённые в один файл PDF.

Chasoslov.-Kiev.-1616.pdf [923,74 Kb] (cкачиваний: 17)

Образование и Православие

Читайте также:

01.04.2016 - М.А. Максимович. Об участии и значении Киева в общей жизни России. 1837 г.

25.02.2016 - «Российская» лексика книги «АДЕЛФОТИС». Львов. 1591 г.

14.02.2016 - ЛЬВОВ – город Южной России («LEOPOLIS Russiae Australis Urbs …»)

09.02.2016 - М.А. Максимович. Об употреблении названий "Россия" и "Малороссия" в Западной Руси

21.12.2015 - «Руский язык» и «российский народ» в учебных изданиях Южной и Западной Руси последней трети XVI – I трети XVII веков

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 1086

Ключевые слова: Александр Клещевский, Киево-Печерская лавра, книгоиздание

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

30 апреля
Литургия для детей в Троице-Владимирском соборе...
29 апреля
29 апреля в поселке Горном состоится Пасхальный фестиваль «Христос Воскресе – радость...
Срочно!
Марии срочно нужна помощь! Поможем девочке спасти жизнь!...
2017
Конкурс «За нравственный подвиг учителя» 2017...
21 мая
Лекция «Славянизмы русского языка - наследие трудов святых Кирилла и Мефодия»...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2017 (147)
Март 2017 (111)
Февраль 2017 (85)
Январь 2017 (154)
Декабрь 2016 (141)
Ноябрь 2016 (131)

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика