|
||||||||||||||
В Москве состоялась международная конференция «Человек в богословии митрополита Антония Сурожского»II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына, сообщает Благовест-инфо. В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами - фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» - была выбрана более определенная тема «Человек в богословии митрополита Антония Сурожского» Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: «Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и «Бог верит в человека». Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому «сонму свидетелей», которые убеждают, что «уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку» От себя проректор МДА добавил, что наследие митрополита Антония, его «живой опыт свидетельства о Христе» исключительно актуален сейчас, особенно в подготовке будущих священнослужителей. О.Владимир заверил участников конференции, что преподаватели МДА «будут делать все возможное, чтобы наши выпускники хорошо знали наследие митрополита Антония и были в состоянии свидетельствовать миру об этом подлинном опыте восприятия Христа». Собравшихся также приветствовал директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, который активно содействовал не только проведению обеих конференций, но и двухлетнему семинару по изучению наследия митрополита Антония, регулярно собиравшемуся в Доме русского зарубежья. Конференция началась со свидетельств тех, кто лично знал митрополита Антония. Протоиерей Иоанн Ли сослужил ему в течение ряда лет; он был тем, кто принял последнюю исповедь архиерея и преподал ему последнее причастие. Священник не смог приехать в Москву из-за состояния здоровья, и его доклад, в котором содержатся ценные личные воспоминания о митрополите Антонии, был зачитан. «Хотя отец Антоний действительно являлся «духовным отцом» для сотен людей, для многих инославных на Британских островах он был известен как русский православный священнослужитель, способный проповедовать людям всех религий и вдохновлять их», - отмечает о.Иоанн особенность пастыря Его напутствие оказалось услышанным: каноник Джон Биннс, настоятель университетской церкви в Кембридже, поделился своими воспоминаниями о том, как митрополит Антоний в 1969-1979 гг. выступал с лекциями перед студентами. Его лекции собирали огромную заинтересованную аудиторию, несмотря на царивший в студенческой среде дух протеста, а также на то, что молодые люди принадлежали к разным деноминациям. Докладчик признался, что именно православный митрополит во многом повлиял на то, что он, тогдашний студент, выбрал путь священнослужителя и стал впоследствии председателем православно-англиканского содружества свв.Албания и Сергия. «В своих лекциях митрополит Антоний ни разу не употребил слово «православный», он говорил с кембриджской аудиторий как христианин, без конфессиональной направленности. Но многие из его слушателей потом принимали православие и становились его прихожанами», - вспоминал пастор англиканской Церкви, подчеркивая особый «акцент на личном опыте» в беседах митрополита Антония, подлинность его свидетельства о Христе. Карин Гринхед – англичанка, которую митрополит Антоний принял в лоно Православной Церкви в начале 70-х гг. Она прислала свой доклад о пастырстве митрополита Антония и о том, «что дал он жителям Британских островов». В докладе отмечается, что во второй половине ХХ в. в Великобритании насчитывалось около 200 христианских деноминаций. Поэтому, пишет К.Гринхед, русские прихожане митрополита Антония удивлялись приходящим в храм англичанам – почему они не идут в «свои» Церкви? «Русские тогда еще не поняли ту истину, которую открыл митрополит Антоний: что православие – для всех, что это универсальная, а не этническая религия. Он часто говорил, что Святой Дух принес православие обратно на Запад через русских и вверил его нам. В ответ мы обязаны принести православие обратно в Россию». Диакон Петр Скорер знал будущего митрополита с детства, с конца 40-х гг.: Андрей Блум дружил с его семьей, главой которой был дед – известный религиозный мыслитель Семен Франк. О.Петр обнаружил в семейных архивах письма Андрея-о.Антония- архиепископа Антония к членам своей семьи, в том числе к детям. Эти эпистолярные свидетельства, фрагменты из которых о.Петр зачитал на конференции, обогащают представление не только о личности самого автора, о его духовных авторитетах и любимых книгах, но и об особой способности поддерживать и ободрять взрослых и маленьких людей в трудной ситуации, о чем хорошо знают все прихожане лондонского собора. Тема христианской антропологии в трудах митрополита Антония, в мировоззрении тех, кто считает себя его учениками, прозвучала во многих докладах. Так, протоиерей Владимир Архипов (Новая деревня, Подмосковье) посвятил свой доклад достоинству как «ключевому понятию возрастания человека в вере». По его словам, подлинное достоинство не может быть «автономной от Бога величиной», однако, чтобы обрести его, необходимо вспомнить слова митрополита Антония: «Проблема человека не в том, что он не верит в Бога, а в том, что он не верит в себя». Развернутое толкование этих слов прозвучало в сообщении еще одного близкого друга митрополита Антония – протоиерея Сергия Овсянникова (Амстердам). В его докладе с лаконичным названием «Быть собой» была продолжена тема его выступления на первой конференции -- «Быть здесь и сейчас»: опираясь на наследие митрополита Антония и опыт личного знакомства с ним, священник представил вехи на духовном пути человека к себе, но отнюдь не в популярном нынче эзотерическом понимании, а через веру в Бога, через «восстановление внутреннего единства».Важные свидетельства о пастырской чуткости митрополита Антония привели Ольга Адамишина, Ирина Соколова-Снегирь и другие. С большим интересом были также выслушаны и обсуждены актуальные доклады публициста Андрея Зайцева «Проблема понимания аскетизма в трудах митрополита Антония», историка Елены Беляковой «Православие: вера или идеология», диакона Павла Сержантова «Время человека и религиозный опыт» и других. Итоги форума подвел профессор Психологического факультета МГУ, участник семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Борис Братусь. В рамках конференции была показана видеозапись беседы митрополита Антония с прихожанами на епархиальном собрании, представлены новые фотоматериалы и новые издания текстов митрополита Антония.
Образование и Православие / http://www.pravoslavie.ru/news/31927.htm |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2938 |