|
||||||||||||||
Проблемы книжного рынка глазами православных издателейВ рамках «Дня православной книги», который отмечается в России уже четвертый год, в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове состоялся «круглый стол», посвященный проблемам издания и распространения детской литературы. В нем приняли участие руководители и менеджеры ведущих православных издательств Москвы, духовенство, журналисты, педагоги, библиотекари, юные читатели и их родители. Книжный рынок России шестой год переживает кризис. Однако на фоне его падения от 8 до 15% ежегодно в секторе «взрослой» литературы, снижение тиражей и продаж детских книг (за исключением учебников) не так масштабно - всего 1,5%. Такие цифры привел на «круглом столе», посвященном проблемам современного детского книжного рынка генеральный директор издательства «Даръ» Георгий Гупало. Одна из причин - по его мнению - падение интереса к книге как таковой. Отмечается это не только у нас, но и на Западе. «Однако там, в отличии от России, интерес к чтению поддерживается на государственном уровне. Мы давно уже не самая читающая страна в мире, - заявил гендиректор издательства «Даръ». - В Чехии, Болгарии, Польше сегодня читают книг больше, чем у нас, если пересчитать на душу населения. Чтобы поднять у молодежи интерес к чтению, в Европе, США, Китае также активно пропагандируется чтение и для этого даже проводятся специальные мероприятия». Например, в Великобритании известные спортсмены и артисты в молодежных телешоу рассказывают, какие книжки они любят и читают. В библиотеках и кинотеатрах организуются встречи с участие издателей, авторов и иллюстраторов. Руководство Макдональдса объявило, что в рамках своих детских мероприятий раздаст в 2013 году 14 миллионов детских книг. Любопытно, что в США, по данным Георгия Гупало, рост продаж детских печатных книг составил в прошлом году 20%, а юные американцы отказываются от электронных книг в пользу печатных. «Но у нас пока донести до властей мысль, что книжному бизнесу нужна государственная поддержка не получается. Книга приравнена к такому же товару, что и кусок мыса или пакет молока. Огромные деньги тратятся на рекламу кино и поддержку театров, а у издателей нет средств рекламировать свои книги», - добавил Георгий Гупало. По его оценкам, спад продаж детской литературы продолжится. Он назвал четыре причины: «ухудшение демографической ситуации, усиление государственного контроля (чрезмерное, по мнению эксперта, и проходящее под прикрытием законодательной защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию), сокращение экспериментальных проектов и уплотнение конкурентного фона как следствие демпинговой игры». Однако на фоне падения книжного рынка светской литературы, рынок православных книг демонстрирует завидную стабильность. Если два года назад доля православных изданий составляла 2% от общего числа издаваемой в стране литературы, то сегодня это 3%. По словам заведующей отделом духовно-просветительских изданий Издательства Московской Патриархии Татьяны Тарасовой, процент детского «сегмента» в православных изданиях занимает в среднем 15%. «Сегодня спрос на православную литературу устойчив, - добавила она. - Однако покупатели стали очень разборчивы. Им нужна не просто книга, они хотят чтобы это был подарок — с яркой привлекательной обложкой и красивыми иллюстрациями. Детская православная книга учит ребенка двум вещам: различать добро и зло, а также постигать мир горний. Мы стараемся с детства напитать душу нашего маленького читателя христианскими образами, чтобы он хорошо понимал, что такое грех и знал как ему противостоять». Но и у православных издателей есть свои проблемы. Одна из них поиск авторов. По словам Алины Дальской, шеф-редактора детской книжной серии «Настя и Никита», очень трудно вырастить своего автора. С одной стороны нужно время, а с другой - авторские гонорары не позволяют на них жить. По этой причине не всегда получается убедить автора продолжить работу над книгой, довести ее «до ума» (ведь он дожен работать где-то еще и не всегда есть время для творчества), хотя может получиться очень хороший результат. Решением тут могут стать всероссийские конкурсы среди детских авторов. В частности, «Насте и Никите» удалось отобрать 10 из 600 авторов, книги которых будут изданы в этом году. Есть и проблемы с распространением. По оценке Георгия Гупало соотношение продаж православной литературы в светской и церковной сети в среднем составляет в процентах 30 на 70. «Понятно, когда светские магазины отказываются от православной литературы. Бывает, когда храмы не берут на реализацию детские сказки Горького («Воробьишко»), ссылаясь на то, что автор был пропагандистом коммунизма. Но когда от Библии отказываются церковные прилавки и магазины, это вызывает удивление и никак не объяснимо», - отметил гендиректор издательства «Даръ». Но в то же время, создание собственной сети распространения для православной литературы, по его мнению - утопия, т. к. она уже создана. Это около 20 тысяч приходов, что почти в 7 раз больше, чем светских книжных магазинов. Выходом здесь может стать правильное маркетинговое решение, когда востребованость, внешний вид книги, содержание, иллюстрации в сочетании с оптимальной ценой заинтересуют продавца как светского так и православного магазина. И это нередко приносит успех. «У нас в светских сетях растут объемы продаж книг биографического содержания, например такие как «Матушки» Ксении Лученко», - отметил ген. директор издательства «Никея» Николай Бреев. То же можно сказать и о молитвословах для детей до 7 лет и до 12 лет, которые регулярно переиздаются Издательством Московской Патриархии. «Обе книги с красивыми картинками, с привычными для каждого возраста образами, с отсутствием в детской исповеди смертных грехов, сокращенные молитвенные правила (по этому вопросу мы специально проконсультировались с духовниками), - говорит Татьяна Тарасова. - Причем для ребят до 12 лет молитвослов иллюстрирован иконами двунадесятых праздников с тропарями. В результате оба молитвослова пользуются спросом на православных прилавках и регулярно переиздаются тиражами не менее 10 тыс. экземпляров». Справка По данным ген.директора издательства «Даръ» Георгия Гупало доля детской литературы на Российском рынке составляет 24%. В России сейчас 3000 книжных магазинов, но их число сокращается на 150-200 ежегодно. Православные издательства все вместе ежегодно выпускают порядка 3000 наименований книг, с учетом тиража в 7-10 тыс., это 21-30 миллионов книг в год. Между тем такое крупнейшее издательство как «АСТ» выпускает в месяц 1300 наименований тиражем 1-5 тыс. экземпляров. Православная литература составляет 3% всей издаваемой литературы в стране.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1971 |