|
||||||||||||||
Наталья Скидан. Образованье души – самое высшее образованье…Выступление на конференции для молодых педагогов "Будущее школы в смыслах" [thumb=left]http://www.orthedu.ru/uploads/posts/2016-10/1475608091_natalya-skidan.jpg[/thumb] Тему нашего искреннего разговора подслушала у петербургского барда Александра Дольского: "Чтобы судьбу как задачку решить, мало постигнуть азы мирозданья. Есть еще образованье души – самое высшее образованье".
Уверена, что хотя бы однажды вы задумывались о том, что лежит в основе понятия образование. Образование, как минимум, предполагает наличие какого-либо образа. Как-то давно услышала такую словесную формулу, которая, на мой взгляд, очень точно отражает суть понятия: образование без образа становится безобразием. Кстати, название ведомства, в котором все мы с вами работаем -Министерство образования – официально закрепилось в нормативных документах относительно недавно, с конца 90-х годов 20 века. До этого сфера, где сеяли разумное, доброе, вечное, называлась народным просвещением. И здесь, в этом слове, любой владеющий русским языком без труда увидит семантику света.
Представьте, что вам темно. Где вы будете искать свет? Определите место источника света. Правильно, наверху и, как правило, не прямо над головой, а несколько удаленно так, впереди. Мне кажется, что если попробовать изобразить график движения к этому свету, то в горизонтали мы увидим как раз образование.
Выступающие сегодня спикеры, на мой взгляд, очень хорошо и очень искренне говорили именно об этой составляющей просвещения: как движение к образу сделать увлекательным, интересным, не получить, но создать свой образ, какие применить для этого технологии.
Но мы видим, что только образовательной оси недостаточно для того, чтобы достичь настоящего просвещения. Тогда что можно принять за вертикаль? Воспитание. Если вновь поработать со словом, то мы увидим здесь пищу, которая дает силы для восхождения. Но не о "хлебе насущном" ведем мы речь, когда говорим о воспитании, а о духовных устремлениях личности к общечеловеческим ценностям.
В системе координат, которую мы с вами сейчас построили, согласитесь, нельзя выделить приоритеты. Образование и воспитание – вещи равновеликие и взаимосвязанные, если мы говорим о конечной цели нашей деятельности – просвещении. И вот здесь самое время вспомнить о нас любимых, об учителях.
Образование само по себе есть дело формальное – оно дает навыки счета, письма, учит сосредотачиваться и анализировать, развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, которые с появлением информационных технологий облегчили жизнь учителя настолько, что сегодня его стали называть навигатором, тьютором, модератором. Кстати, разработчики "Атласа новых профессий" из инновационного центра "Сколково" связывают обновление сферы образования как раз с развитием сферы высоких технологий. С точки зрения авторов Атласа, еще до 2020 года появятся такие профессии, как менеджер стартапов, координатор образовательной он-лайн сферы, игромастер. А вот после 2020 года, по прогнозам того же Сколково, в школах будут работать тренеры по майнд-фитнесу, разработчики инструментов обучения состояния сознания. И особенно резануло: "Игропедагог - специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя". Зачем нам 2020 год, если уже сегодня кто-то серьезно занял нишу репетиторапо предмету, натаскивая к экзамену буквально за пару месяцев.
Но достаточны ли показатели ЕГЭ как результат образования? Мне порой кажется, что в суете прохождения внешней экспертизы и доказательства профессиональной мобильности, в попытке вырастить конкурентоспособного выпускника, востребованного на международном рынке образовательных услуг, мы немного позабыли о традиционной для нашей страны роли учителя – это роль воспитателя.
Почему об этом важно говорить именно сегодня? Потому что мировая практика все чаще показывает, что инновационные модели общества эффективны только в том случае, когда развитие экономики и технологических процессов опирается на ментальные национальные ценности.
Представители новой науки этносоциологии убедительно показали, что при равных технологиях в США и Японии учет национальной ментальности позволил сформировать более успешную модель менеджмента в последней именно потому, что японцы сохранили традиционную структуру своего менталитета, связанную с этикой труда, ответственности, коллективного блага. Большинство современных трендов образования базируются на пришедших с запада ценностях индивидуализма и индивидуальной автономии и не учитывают глубинные ценностные ориентиры россиян.
И вот здесь роль учителя как наставника, если хотите, духовника, как носителя русской ментальности трудно переоценить. Что значит быть носителем русской ментальности? Это значит обладать определенными качествами и развивать их в своих учениках.
ДобротаКачество первое – доброта. Часто в различных интервью, когда детей просят рассказать о своем учителе, они с улыбкой произносят: "Он добрый". Для меня доброта – это умение почувствовать другого человека. Отправной точкой стала ситуация, когда ученик, опоздав на урок по подготовке к тому же ЕГЭ, на мое высокомерное "между прочим, мы готовимся к экзамену", грустно изрек (не сказал, а именно изрек): "Эх, Наталья Анатольевна! Мне бы ваши проблемы". А через пару дней он уже лежал со сломанным носом в больнице – несчастная любовь.
Вспомним любые советские фильмы о школе – в них крупным планом всегда даны глаза учеников и учителей. Почему? Взгляд – это та тонкая нить, которая дает нам возможность почувствовать, есть контакт или его нет. Пересмотр классики жанра, будь то "Розыгрыш" или "Уроки французского" можно использовать в качестве тренинга установления эмоционального, духовного контакта с учеником. Чего только стоит фраза "Счастье – это когда тебя понимают" с некатегоричным "по-моему" из "Доживем до понедельника". Ищите в ученике то, что вас зацепит, то, что вы сможете понять.
Доброта как духовное качество учителя ведет к формированию культуры чувств ученика. В человеке все имеет место – любовь, гнев, сострадание, страх. Задача учителя-наставника - научить ребенка понимать природу этих чувств. Задача учителя-духовника научить соотносить эти чувства с такими ценностями как истина, красота, справедливость.
Великолепный рецепт по развитию в себе доброты дала Марлен Дитрих: "Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить".
Подвижничество
Качество второе – подвижничество. И вновь обратимся к значению слова: что лежит в его основе? Движение. Но в чем особенность этого движения? Это движение души. Случалось ли в вашей практике так, что на просьбу сделать что-либо, не связанное с обязательным учебным заданием, ученик отвечал: "А пятерку поставите?" Или за рекордно малые сроки до решающего момента (выступление на конференции, презентация к открытому уроку…) объявлял, что не сможет этого сделать, потому что… и называл причину разной степени масштабности от вселенского потопа до дня рождения троюродного брата своего соседа по прежней квартире. Причина может быть настоящей и надуманной, объективной и субъективной, но вот так произошло. Разочарование, досада, ощущение, что земля уходит из-под ног… Что спасает? Умение взять себя в руки и…"звонок другу". Уверена, что у каждого в классе есть такой ученик, а в коллективе - коллега, который, несмотря на всю занятость, неосведомленность в конкретном вопросе, сможет поставить интересы человечества выше личных и целиком посвятить себя, пусть на определенный период, высокому долгу – помощи вам. Причем, все это совершенно бескорыстно. Вот это и есть подвижничество в его локальном проявлении.
Можно ли воспитать это качество в себе? Можно, если задумываться о своем месте в этом мире в формате "Кто, если не я". Можно ли воспитать его в других? Можно, если показать, как изменился кусочек мира вокруг от совершенного поступка и закрепить это ощущение через положительную эмоцию: "Если бы не ты!.."
Выделенные нами качества - добротаи подвижничество, основанные на гуманном мировоззрении,– можно объединить как отличительную черту российского менталитета общим понятием –духовность.
Духовность – это особое состояние человека, когда он ведёт бесконечный внутренний диалог о своём предназначении и смысле жизни. Сделайте основой ваших образовательных технологий диалогичность – и вы подтолкнете своих учеников к внутренней полемике.
Соборность
Качество третье – соборность. Это качество российской ментальности называют еще общинностью и коллективизмом. При всем внешнем сходстве понятий, основанном на определенном единстве группы людей, я все-таки предпочитаю именно соборность. В этом слове видится мне не только общность собравшихся для какого-либо дела людей, но представляется каждый человек, пришедший на этот собор.
Соборное мышление - целостный взгляд на мир, где ты чувствуешь каждый элемент.Это как в хороводе: увидеть рисунок танца можно только тогда, когда каждый находится точно на своем месте и движется вместе со всеми в одном ритме. Кстати, когда-то наши предки водили хороводы именно для того, чтобы не терять ощущения целостности своего племени и единения с природой. Сегодня мы тоже, сами того не замечая, нередко становимся в хоровод. У нас общая память. Мы всем миром переживаем общие радости и помогаем выбраться из беды. В России человеку не дадут пропасть, поскольку соборность, общинностькак особенность менталитета свойственна не только русским, но и евреям, татарам, бурятам, калмыкам – всем тем народам, что издавна населяют нашу страну. А Сибирь в плане соборности - вообще необычный регион: где как не здесь жизнь человека напрямую зависела и от его личных физических и духовных качеств (сила, выносливость, мужество, решительность) и от того, как он умеет жить в миру, то есть в обществе, среди людей, подчиняя свои интересы общинным.
Каждый год, собирая команду тех, кто будет представлять школу на муниципальных предметных олимпиадах, всегда делаю акцент на том, что от усилия каждого участника олимпиады по каждому предмету зависит успех школы. Мы должны сделать это! И знаете, работает! Когда на пятую-шестую по счету олимпиаду уже не хватает сил идти, всегда говорю: "Я не имею права тебя заставить, но нам будет не хватать тебя в этот день".
Не забывайте, что чувство соборности воспитывается на внутреннем убеждении, очень точно сформулированном Андреем Платоновым: "Без меня народ неполный". И снова хоровод.
В год 75-летия Новосибирской области именно в Новосибирске родилась идея уникальной танцевальной акции "Флешмоб по-русски". Ролик, выложенный в Интернете, собрал небывалое количество голосов. А через год в танцевальный марафон "Сибирский хоровод" включились девять городов сибирского региона: Иркутск, Абакан, Омск, Красноярск, Кызыл, Кемерово, Томск, Горно-Алтайск и Новосибирск.
ТрадиционностьЗнаете, почему более 2000 человек в июне 2013 года вышли на площади своих городов, чтобы станцевать незамысловатые движения под народную музыку? Не только потому, что им захотелось общего действа. А потому, что живет еще в нас традиционность.
Традиционность, которая проявляется в неосознанной тяге к народной культуре, традициям, народному языку и обрядам, народным промыслами ремёслам.К сожалению, мы стали забывать многое из того, что когда-то считалось таким же естественным, как есть, пить, дышать… Например, любить природу. В том же Сколковском Атласе можно найти такую профессию, как экопроповедник - это специалист, отвечающий за формирование экологически осознанного образа жизни.
А не проще ли, не естественнее ли было бы наше обращение, например, к фольклору, где особую лиричность получает известные всем с уроков литературы олицетворение и параллелизм:
То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
Нужны ли еще какие-то программы, направленные на бережное отношение к окружающей среде, если научиться вот так воспринимать свое душевное состояние? Народная традиция может стать основой любого воспитания: трудового и патриотического, семейного и общественного, физического и духовного, если ее правильно использовать.
В последнее время обращение к народной традиции приобрело какую-то двуликость, что ли. С одной стороны появились очень хорошие события, такие как фестивали национальных культур, творческие ярмарки-площадки "Артания", с другой стороны мы порой видим дешевое представление, например, о русской культуре, как о частушках, которые поют девчонки в цветастых платках. Достаточно ли использование только внешней атрибутики, если мы говорим о формировании традиционности? Думаю, что нет.
Пусть это станет для вас внутренним правилом: обращение к элементам любой национальной культуры – это глубинное понимание ее истоков, уважительное отношение к ее корням. Мы часто говорим, что если повредить у дерева корни – оно засохнет, но забываем, что при небрежном уходе его тоже ждет гибель. ОткрытостьЕще одно качество, которое характеризует российскую ментальность – это открытость. Россиянин – любопытен по своей природе, а значит, открыт для внешнего влияния. Способность российской культуры впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство, порой удивляет.
Вспомним, хотя бы восточную традицию употребления чая. Мы давно уже заменили созерцательность чаепития на душевную беседу за обильным столом. И не просто поставили на стол сахарницу, но еще и весь мир научили пить сладкий чай.
То, что сегодня происходит в системе образования, носит гордое имя Модернизация. Давайте, назовем это лучше по-русски обновлением и приспособим игровые методики к построению моделей традиционного поведения, интернет-технологии заставим работать на единение, индивидуальные образовательные маршруты выстроим для того, чтобы с нами народ стал еще более полным.
Названные три отличительных качества – соборность, традиционность и открытость – можно объединить во второе общее понятие – народностьроссийского менталитета.
Патриотизм
Есть еще одно качество, которое я не могу не упомянуть в разговоре о российской ментальности педагога. Это патриотизм.
Почему я говорю о нем в последнюю очередь? Потому что, на мой взгляд, патриотизм – это высший уровень проявления духовности и народности учителя. Во имя чего мы с вами идем на все эти реформы? Только ли потому, что так написано в нормативных документах? Только ли для того, чтобы самим добиться личного успеха и сделать успешными своих учеников? Или все-таки как у Михаила Кульчицкого, который в свои 24 погиб под Сталинградом: "Не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино". На интернет-страничке факультета дистанционного обучения Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в новостях за 5 июня 2015 года читаем: "Предполагается, что в ближайшем будущем дистанционные школы и университеты смогут стать достойной заменой традиционному образованию, а учителей и педагогов заменят «электронные наставники», которые смогут курировать и контролировать процесс освоения знаний студентами и школьниками".
Вы верите в это? Я – нет. Процесс освоения знаний никогда не был эквивалентом традиционной школы, тем более российской традиционной школы. До тех пор, пока мы будем заниматься не только совершенствованием образовательных технологий, но и образованием души, такого не произойдет.
Если вы не хотите, чтобы после 2020 года вас, как игровой персонаж подгружали к очередному учебному занятию и ставили лайки в конце урока, задумайтесь об этом уже сегодня. Наталья Анатольевна Скидан, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 г. Искитима.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1648 |