Опубликовано 15.09.2016 в рубрике  Встречи
 

Программа духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа «Поколение будущего»


ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж»

г. Тамбова

 


 

1. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является совершенствование системы духовно-нравственного воспитания студентов в педагогическом колледже для формирования духовно-нравственных качеств личности, патриотического и гражданского сознания и самосознания будущего учителя, потребности в изучении отечественной истории и культуры, сохранении православных традиций.

Программа предусматривает решение следующих задач:
  • – интеграции научно-профессионального и духовно-нравственного содержания образования, путем создания и внедрения учебных курсов духовно-нравственного содержания; 
  • - развитие форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов на основе современных подходов к организации воспитательного процесса;
  • - приобщение студентов к духовно-нравственным ценностям традиционной отечественной культуры, воспитание уважения к прошлому своего народа;
  • - развитие активного культурного сознания и нравственного поведения студентов, формирование их нравственной, профессиональной и жизненной позиции;
  • - организация социального партнерства, взаимодействия с учреждениями культуры города и области, с Тамбовской Епархией;
  • - подготовка и повышение квалификации педагогических работников по проблемам духовно-нравственного воспитания студентов;
  • - научно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания студентов, обобщение и распространение опыта формирования духовно-нравственной личности.

2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Духовно-нравственное воспитание молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества, государства.

В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социально солидарности в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Таким образом, возрождение интереса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в современных, весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно. 

Сегодня необходимо совершенствование системы духовно- нравственного воспитания молодежи на основе создания социальных, правовых, организационных, ресурсных предпосылок, методической и информационной поддержки. В этих условиях решение проблемы организации духовно-нравственного воспитания молодежи требует программно-целевого подхода.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания студентов колледжа становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах: 
  • – культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), 
  • – нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром), 
  • – этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).
Формирование нравственных принципов является ведущей ролью воспитательной работы. Это комплексный процесс, включающий в себя разнообразные элементы, систему организационных форм педагогических действий, продиктованных высокими нравственно-этическими целями.
Поэтому данная программа духовно-нравственного воспитания будущих педагогов охватывает основные стороны жизни студентов: учебно-воспитательный процесс, их культурную и досуговую жизнь, работу с семьями и т.д.

3. Основные направления системы программных мероприятий

Ведущими направления деятельности, способствующими реализации цели Программы, являются:

1. Создание организационно-педагогических условий для формирования установки на нравственную жизненную позицию:
  • - организация жизнедеятельности колледжа в духе уважения прав человека, толерантности как условие формирование нравственной культуры студентов;
  • - формирование умения слушать и слышать оппонента, уважать чужую точку зрения, уметь отстаивать свою,
  • - профилактика противоправного поведения;
  • - создание условий для профессионально-деятельной самореализации студента, педагога.
2. Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности:
  • - ознакомление студентов с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям среди людей (вероисповедание, национальность, убеждения и взгляды);
  • - формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед обществом, своим Отечеством;
  • - профилактика политического и религиозного экстремизма, расовой неприязни в молодежной сфере;
  • - формирование способности сопереживания, гуманизма, милосердия, стремления помогать людям;
  • - знакомство с основами православной культуры и духовного поведения.

4. Уровни реализации направлений программы «Поколение будущего»

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как через содержание образования, в особенности его гуманитарной составляющей, так и через внеклассные мероприятия, постоянно действующие органы студенческого самоуправления (волонтерский отряд «Милосердие», творческие объединения и студии), через участие в подготовке и проведении Дней славянской письменности и культуры, Питиримовских чтениях, фестивалях патриотической песни и др.
  • Учебный (в рамках изучения предметов «История», «Обществознание», «Мировая художественная культура», «Основы православной культуры» и реализации дополнительной образовательной программы в области социально-педагогической деятельности духовно-нравственной направленности)
  • Внеурочный (в рамках специально организованных внеклассных мероприятий, праздников, конференций, мастер-классов, работы клубов и студий, экскурсионных и паломнических поездок)
  • Социально-проектный (в рамках реализации общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями студентов, преподавателей и других заинтересованных лиц и организаций и направленных на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на сохранение и развитие лучших традиций нашего народа).
Данные направления предполагают не только и не столько ознакомление студентов с основополагающими понятиями человеческого общежития и общечеловеческими ценностями, сколько формирование у них умений и навыков реализовывать содержание этих ценностей как в своей профессиональной деятельности, так и при реализации социокультурной функции.

Таким образом, жизнь в колледже организована так, чтобы в условиях студенческого сообщества как демократического правового пространства востребовались духовно-нравственные качества студентов, чтобы возникла ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к нормам морали и поступать в соответствии с ними. Будущий педагог должен ясно представлять, что жизнь по законам нравственности является обязательным условием существования общества.

5. Сроки реализации программы и содержание основных этапов

Программа реализуется в три этапа:

1) Диагностико-проектный (май-сентябрь 2011 года)

Содержание: комплексное обследование уровня сформированности нравственных качеств у студентов и состояния духовно-нравственного воспитания в колледже.

Ожидаемые результаты: получение целостной картины состояния духовно-нравственного воспитания в колледже и сформированности нравственных качеств студентов.

2) Содержательно-деятельностный (октябрь 2011 – июнь 2014 гг)

Содержание: реализация комплекса мероприятий Программы, разработка системы мероприятий духовно-нравственной направленности в каждой студенческой группе, исходя из особенностей жизни группы, интересов и возможностей студентов.

Ожидаемые результаты: активизация деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания, повышение качества и эффективности проводимых мероприятий.

3) Рефлексивный (июнь-июль 2014 года):

Содержание: выявление результативности реализуемых в рамках Программы мероприятий посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Ожидаемые результаты: изменение нравственных качеств личности студентов; определение системы дальнейшей деятельности по духовно-нравственному воспитанию в колледже.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступает в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:
  • - знание и понимание истоков отечественной материальной и духовной культуры, творческое самовыражение личности, умение сочетать свои интересы с интересами общества;
  • - формирование у студентов смысложизненных духовных ориентаций, знание и соблюдение законов, норм, правил поведения, милосердие;
  • - соблюдение студентами общечеловеческих норм гуманистической морали; культура личности, выражающаяся в интеллигентности, гражданственности, ответственности;
  • - проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к защите Отечества;
  • - степень гуманизации и гармонизации взаимоотношений студентов с педагогами, родителями, друзьями, окружающими людьми;
  • - уровень реализации творческого потенциала студентов в области духовно-нравственного воспитания.
Количественные параметры – это количество:
  • - студентов регулярно участвующих в работе творческих объединений и клубов, в организации мероприятий, формирующих духовно-нравственное качества личности;
  • - проведенных конкурсов, фестивалей, выставок творческих работ, мероприятий духовно-нравственной направленности;
  • - студентов, участвующих в волонтерском движении;
  • - студентов участвующих в колледжных, городских и областных социально-значимых акциях.
Конечным итогом реализации Программы должна стать сформированная система духовно-нравственного воспитания студентов в педагогическом колледже для формирования духовно-нравственных качеств личности, патриотического и гражданского сознания и самосознания будущего учителя, потребности в изучении отечественной истории и культуры, сохранении православных традиций.
 
Сборник материалов "Инновационная и проектная деятельность
в сфере духовно-нравственное воспитание детей и молодежи регионов Центрального федерального округа"
Составители: Т.Н. Глазкова, директор ТОГБУ Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», кандидат психологических наук; С.В. Кондратюк, методист ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие

Читайте также:

24.03.2016 - Стартовала акция "Духовно-патриотического воспитания молодёжи"

26.06.2014 - В Новосибирске состоялся круглый стол «Духовно-нравственное воспитание моло ...

23.12.2012 - 21 декабря 2012 года в Тогучине прошла конференция «Традиционная культура к ...

02.11.2011 - В Новосибирской Епархии открыт набор в «Школу начинающих авторов»

01.10.2011 - Соглашение о сотрудничестве в целях образования и духовно-нравственного вос ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 6504


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (50)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930