Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 06.04.2023 в рубрике  Живоносный Источник » Публикации ЖИ
 

Владимир БУДАНОВ, протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН. Русская философия и Православие


Русская философия и Православие

Владимир БУДАНОВ (27.08.1933-30.12.2017),

доктор геолого-минералогических наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), член-корреспондент АН Республики Таджикистан Протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН,

руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие»


 
Аннотация: В данной статье проводится краткий анализ философских идей первоначального периода в истории русской философии (XIXVIII вв.). Принятие христианства на Руси оказало огромное влияние на облик русской философии. На этом этапе ее пути практически совпадают с «путями русского богосло­вия», по выражению отца Георгия Флоровского. Русские философы это, скорее, не философы в строгом смысле слова, а мыслители, мудрецы, богословы. В статье дается обзор идей русских мыслителей, подчер­кивается тесная связь русской философии с православием.

Ключевые слова: русская философия, Церковь, православие, духовность, свт. Иларион Киевский, Ники фор, прп. Нестор Летописец, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Кирик Новгородец, Даниил Заточник, Карп, прп. Нил Сорский, прп. Иосиф Волоцкий

Введение

В одном из своих выступлений Высоко преосвященнейший митрополит Новосибир­ский и Бердский Тихон (Емельянов; ныне - митрополит Владимирский и Суздальский) отметил, что прежде в студенчестве мы изу­чали философию Канта, Гегеля, Маркса, ан­тичную, средневековую и современную за­падную философию и практически остались в неведении о русской философии. Конечно, отдельные представления о философских воззрениях, например, М.В. Ломоносова, П.Я. Чаадаева, а также некоторых профессио­нальных философов и великих русских писа­телей и поэтов В.С. Соловьева, Л.Н. Толсто­го, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, - имели некоторое хождение в интеллигентной среде. Но основной корпус русских философов был практически закрыт для советского читателя, или появлялся в общей и специальной печати как предмет критического разбирательства. На грани веков и тысячелетий возвратился интерес к русским философам, в том числе и к философам русского зарубежья. Появи­лись в печати специальные работы, а в нача­ле XXI века пришлось подумать и о широкой публике.

В 2001 году в серии «Самые знаменитые» вышла книга Р.К. Баландина «Самые знаме­нитые философы России». В ней известный геолог и писатель, обладающий незаурядны­ми философскими знаниями и собственными представлениями, дал популярные очерки о 96 русских философах. Даже этот первый и популярный список произвел сильное впе­чатление. В нем оказались:

святитель Киевский Иларион, Владимир Мономах, преподобный Нестор Летописец, Никифор, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Кирик Новгородец, Даниил Заточник, Карп, преподобный Нил Сорский, преподоб­ный Иосиф Волоцкий, Филофей, преподоб­ный Максим Грек, И.С. Пересветов, Феодосий Косой, Юрий Крижанич, Аввакум, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Г.С. Сковорода, Я.П. Козельский, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.И. Лобачевский, П.Я. Чаадаев, И.Д. Якушкин, М.П. Погодин, В.Ф. Одоевский, Ф.И. Тютчев, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Н.И. Пирогов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.В. Станюко­вич, Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, К.Д. Ка­велин, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, П.Л. Лавров, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Стра­хов, Б.Н. Чичерин, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, И.М. Сеченов, Е.П. Блаватсккая, К.Н. Леон­тьев, А.А. Козлов, В.В. Лесевич, Д.И. Писарев, Н.К. Михайловский, П.А. Кропоткин, П.Н. Тка­чев, И.И. Мечников, Н.И. Кареев, В.С. Соло­вьев, Л.М. Лопатин, Г.В. Плеханов, В.В. Ро­занов, А.И. Введенский, К.Э. Циолковский, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, П.И. Нов­городцев, В.И. Несмелов, В.И. Вернадский, Д.С. Мережковский, Л.И. Шестов, В.И. Ленин, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, С.А. Аскольдов, А.А. Богданов, Н.А. Бердяев, М.А. Волошин, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев, Г.Г. Шпет, И.В. Сталин, Андрей Белый, В.В. Зеньковский, В.Ф. Эрн, отец Павел Флорен­ский, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, А.Л. Чижевский, Э.В. Ильенков.

Прежде всего, поражает сам перечень бли­стательных, с точки зрения общей русской культуры, имен. Видно также, что в нем не так уж много профессиональных философов, а больше писателей, мыслителей, мудрецов, деятелей науки и общей культуры. Еще мень­ше в нем философов, создавших сравнитель­но полные философские системы. Но самое поразительное в том, что в списке преобла­дают деятели православного вероисповеда­ния, около 60 %! Даже среди выпускников

Московского университета, не только гума­нитарных, но и естественных факультетов, много ученых, исповедовавших православие. Многие из них приняли православие и даже священный сан, ряд деятелей, наоборот, ото­шел от первоначально полученного духовно­го образования и занялся наукой, не изменяя православному складу своей веры и жизни. Среди философов этого списка много ре­прессированных и настоящих мучеников на­уки и веры. Многие обратились к философии путем отказа от коммунистических, револю­ционных и других крайних убеждений, в том числе и правого толка. Бессмысленно гово­рить, кто из этих мудрецов лучше или хуже, полнее и глубже других. Каждый из них ори­гинален, временами даже одна мысль при­обретает необыкновенную мощь и влияет на развитие русского общества, государства, науки, мировоззрения (например, концепция Третьего Рима, понятие о Космическом Раз­уме, ноосфере, солнечно-земных связях, тео­рия космонавтики и т.п.).

Если даже подойти к этому списку приня­тым Р.К. Баландиным образом, то он, безус­ловно, выглядит неполным, потому что в нем нет таких мыслителей, мудрецов, ученых и деятелей культуры, как Л.Н. Гумилев, М.М. Пришвин, В.А. Обручев, Н.К. и Е.И. Ре­рихи, протопоп Сильвестр, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, А.А. Ухтомский, Г.Д. Гачев, Б.Л. Личков, А.Е. Ферсман, А.А. Зиновьев, Д.С. Лихачев, А.П. Павлов, В. Хлебников, Ю.М. Лотман, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и, возможно, еще многих других, исключая наших живущих современников.

Конечно, философия - дело специалистов, но так как русские философы - это, скорее, не философы в строгом смысле слова, а мыс­лители, мудрецы, провидцы, пророки, их ин­теллектуальное и духовное творчество касает­ся широкого круга русских людей, что ставит необходимость изучения русской (в том числе православной) философии в обычных и ду­ховных школах, в университетах, институтах, духовных академиях и семинариях. В связи с этим, возможно, повысится и простая любо­знательность русских людей, большее число их пожелает ознакомиться с русской филосо­фией, а немногие захотят и как следует углубить знания в этой области. Это будет намного по­лезнее исповедания высокомерного западного бреда о том, что Россия - империя зла, славя­не и русские люди - рабы, и даже современная демократия, не говоря уже об иных формах устройства общества, с западной точки зрения, весьма бездуховна (с этим, впрочем, можно было бы и согласиться!). Дело профессиональ­ных философов - заняться такой грандиозной проблемой как русская философия. Наша зада­ча - хотя бы слегка обнажить проблему, поста­вить вопрос, призвать читателей к тому, чтобы они ощутили и признали тесную связь русской философии с православием, чтобы в буду­щем общество могло подойти к труднейше­му, но неизбежному синтезу веры и знания. Вот это была бы подлинно важная проблема XXI века!

Русская философия имеет весь спектр идей­ной окраски, от приземленного прагматизма до космизма, от материализма до идеализма, от коммунизма до капитализма, от праязыка первых славян до глубочайшего понимания земного языка и космической языковой зауми Велимира Хлебникова, от безусловного мате­риализма В. Ленина до иррационализма и от­рицания материальной сущности Л. Шестова. В учениях русских философов наблюдается некая последовательность, можно предвари­тельно выделить несколько периодов разви­тия философии, может быть, пока и спорных: 1) первоначальный период, 2) классический период (преимущественно стихийной право­славной философии), 3) философский ренес­санс (разноцветье учений), 4) период созна­тельной православной философии, 5) время потаенной философии.

Следовало бы выделить отдельным клас­сом философов «философского корабля» 1922 года, евразийцев и русских космистов. В каждом из этих периодов развития филосо­фии в философских группировках появлялся мыслитель гениального склада: в начальном - М. Ломоносов и Г. Сковорода, в классиче­ском - Н. Федоров, в разноцветье - В. Соло­вьев, в периоде сознательной православной философии - о. Павел Флоренский, в классе потаенной философии - И. Ильин. Пассажи­ры «философского корабля» буквально опло­дотворили европейскую философию, к идеям евразийцев прошлого века обратилась со­временная цивилизация, а в списке русских космистов почти каждый деятель оказался гением (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вер­надский, А. Чижевский, В. Хлебников)!

Первоначальный период

Родоначальником русской философии счи­тается первый отечественный митрополит Киевский Иларион (t 1051). Это не значит, что в предыдущие века и тысячелетия у рус­ских не было других мудрецов и мыслителей. Уже долго бытующие представления о даже племенной раздробленности, непросвещен­ном язычестве и государственной темно­те славян постепенно сменяются новыми конкретными знаниями и представлениями о высокой, по тем временам, культуре Руси.

Например, деятельность равноапостоль­ных Ольги и Владимира можно расценить как глубокий государственный, философ­ский и религиозный выбор: сначала княгиня Ольга, а затем князь Владимир приняли Свя­тое Крещение, позже крестилась Русь (988 г., т.е. больше, чем за полвека до Илариона); была выбрана именно вера и сопутствующая философия первоначального, ортодоксаль­ного, православного склада. Верность выбора подтверждается почти 2000-летней устойчи­востью первоначального ортодоксального хри­стианства и 1000-летней нерушимостью унас­ледовавшей его Русской Православной Церкви, философских, религиозных представлений и многовекового общинного (фактически, со­борного) жизненного уклада нашего народа. Другое дело, что эта деятельность наших ду­ховных предшественников не смогла отразить­ся в письменной форме, зато осталась в форме святого, по существу, предания.

Нельзя не упомянуть и «Поучение» святите­ля Новгородского Луки Жидяты (t 1059), пер­вого по времени русского проповедника. Но, конечно, в сугубо философском плане именно Иларион является основателем русской фило­софии. Он автор «Слова о законе и благодати», в этом произведении слились воедино вопросы, как мы бы теперь сказали, экзистенциального, жизненного склада и метафизики вечного. В го­сударственном отношении Иларион был сто­ронником быстрейшего преодоления иудаизма хазарского каганата, хотя в своих прославле­ниях еще по инерции называл князя Владими­ра каганом. Закон Моисеев должен смениться Благодатью Спасителя, Словом и верой, и исти­ной, которые сами по себе являются новым за­коном. Сейчас уже можно сказать, что Иларион является основателем даже теперь не вполне раз­витой концепции сфероидального гуманитарно­го устройства нашей планеты. Ведь это он сказал, что «.. .Благодать и истина всю Землю исполнили, и вера на все языки простерлась.».

Если даже просто перечислить проблема­тику первых русских мыслителей, получится внушительный корпус философских и жиз­ненных вопросов, некоторые из них пока не получили решения и в настоящем времени.

Например, Великий князь Киевский Влади­мир Мономах (1053-1125) был мыслителем прагматического, жизненного склада, фак­тически, как Сократ, он считал, что главное - в знании того, как надо жить, и дал по это­му поводу множество практических советов, а к абстрактным вопросам не выказал ника­кого интереса. Зато, как православный пра­витель, стал сторонником столь характерно­го для русских исповедального отношения к вере и жизни. И это во времена, скажем прямо, довольно жестокого периода станов­ления русской государственности, культуры и ментальности.

Летописца Нестора (XI-XII вв.) мы чтим не только за «Повесть временных лет», как первую русскую историю, но и за посто­янное стремление на ее событиях внедрить христианский образ жизни в образующемся из разобщенных славянских племен новом государстве - Руси.

Несмотря на то, что Никифор, митропо­лит Киевский (1104-1121), был, как и боль­шинство философов начального периода, религиозным деятелем, митрополитом Ки­евским, он первый поставил в философское рассмотрение проблематику разума и чувств в исследовании мира. Именно ему русская философия обязана начатками теодицеи - попытками рационального постижения сна­чала мира, а потом и его Создателя.

Глубоким мыслителем и замечательным писателем был и епископ города Турова свя­титель Кирилл Туровский (1130-1185), он рассмотрел вопрос о совмещении в человеке духовного и телесного, а также принципиаль­но важный вопрос о соотношении веры и раз­ума, настаивал на развитии в недавно языче­ских землях книжной культуры, основанной на Руси Ярославом Мудрым.

Митрополит Климент Смолятич (XII в.) и религиозный просветитель Кирик Нов­городец (XII в.) первыми поставили вопрос о самостоятельности науки, т.е. оказались сто­ронниками частичной рационализации рус­ской православной веры, оставляя за наукой тоже религиозный характер. «Учение о числах» считается древнейшим русским научным ма­тематическим, астрономическим трактатом и посвящено проблемам летосчисления. Поз­же мыслитель Даниил Заточник (XII-XIII вв.) уже настойчиво отстаивал благодатность знания, книжной и народной мудрости.

Кто бы мог подумать, что критическое от­ношение к Церкви возникло не при социа­листах, не в условиях теперешней, странной демократии, а задолго до этого, в XIV веке, когда еретические мысли против церковной иерархии и догматов высказал никому не из­вестный новгородский дьяк еретик «стри­гольник» Карп (XIV в.). Он призывал к ор­ганизации Церкви на принципах «здравого смысла» и примере первых христианских общин. Позже в Европе широко проявилось нечто подобное в виде протестантских церк­вей. Но неотчетливо пока проявленная фило­софия оставалась и после этого религиозной, фактически, она остается такой и сейчас.

В XV веке преподобный Нил Сорский (1433-1508), основатель скитского житель­ства на Руси, выступил с критическим на­правлением мысли. Опираясь на традиции византийской аскетики, созвучно духу исихазма, придерживался концепции мысленно­го делания, согласно которой многие пора­жения и победы совершаются у людей в уме, рассудке. Он же полагал, что духовный свет верующего и проповедующего имеет тен­денцию к распространению на новых людей и местности Земли. Это в какой-то степени можно считать зародышем идеи пневматосферы, выдвинутой в прошлом веке от­цом Павлом Флоренским. Сорский считал, что разум и духовная чистота выше привыч­ных и отнюдь не безгрешных жизненных по­мыслов, призывал Церковь к «нестяжанью» имущества, отказа от стремления к нако­пительству и внешнему великолепию, дабы иметь только необходимое, «повсюду обре­таемое и удобь покупаемое». Нил требовал от монахов следовать евангельскому тезису «не трудящийся да не ест». Он был нетерпим к ереси «жидовствующих», но по отношению к вероотступникам был мягок («еретики бои чюжи нам да будут»), не считая правильным их казнить.

Оппонентом Нила Сорского выступил еще один святой XV века - преподобный Ио­сиф Волоцкий (1440-1515) - игумен осно­ванного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамского монастыря), ос­нователь «иосифлянства». Он глубоко рас­смотрел проблематику духовной и светской власти, с немалой критикой по отношению к обеим, был сторонником доктрины са­модержавия и подчас религиозной жестко­сти по отношению к еретическим течениям. В отличии от «нестижателей», он призывал не «бежать от мира», а наоборот считал необ­ходимым укрепление духовно-политического значения Церкви и расширения ее социаль­ного служения.

Продолжение следует...

«Живоносный Источник» №4 (23) за 2022 г.

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Владимир БУДАНОВ, протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН. Русская философия и Православие Владимир БУДАНОВ, протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН. Русская философия и Православие Владимир БУДАНОВ, протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН. Русская философия и Православие Владимир БУДАНОВ, протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН. Русская философия и Православие
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 375

Ключевые слова: Живоносный Источник №4 (23) 2022

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930