Опубликовано 07.04.2016 в рубрике  Образование
 

Программа духовно-нравственного развития и воспитания кадетов «Культурное наследие России»

Авторы: Макаров В.А., заместитель директора по воспитательной работе; Решетова Яна Петровна, учитель истории (ТОГБОУ кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус» г. Тамбов, Тамбовской области). Познакомится с опытом реализации программы - сайт: http://tkk.1class.ru/  E-mail: togou18@yandex.ru

 

Пояснительная записка

Создание программы является закономерным итогом 15-летней целенаправленной деятельности героико-патриотической работы педагогического коллектива кадетского корпуса. Свободный, духовно богатый, образованный, здоровый и активный человек – основа конкурентоспособности нашей страны.

В этой связи, главной целью нашей программы является развитие и воспитание культурной, духовной, нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками и мотивами деятельности и поведения.

В настоящее время особое внимание необходимо уделить подрастающему поколению. Наши дети и наша молодежь должны иметь возможность получения действительно качественного образования, а также доступ к национальным и мировым культурным ценностям.

Программа духовно-нравственного развития воспитанников кадетов ТОГБОУ кадетской школы-интерната «Многопрофильный кадетский корпус» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав кадета получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.

Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного воспитания в кадетском корпусе.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа духовно-нравственного воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

 

Актуальность духовно-нравственного воспитания

1.Проблемы духовно – нравственного характера: утрата национальных традиций, подмена вечных ценностей и ориентиров.

2.Социальные проблемы: низкий уровень качества жизни, ослабление естественных институтов социализации, таких, как семья, детские сообщества и организации, рост социального сиротства.

3.Проблемы кадрового обеспечения культурно – образовательной сферы, особенно в сельской местности: дефицит квалифицированных специалистов, в том числе по преподаванию курсов основ православной культуры и светской этики.

Основные идеи программы:

Направление 1. Организация межрегионального сотрудничества с кадетскими корпусами России, а также выход на международное сотрудничество с кадетскими образовательными учреждениями. Разработать и реализовать программу «Кадетское образование и воспитание без границ».

Направление 2. Проведение региональных мероприятий, ориентированных на духовно – нравственное воспитание.

Направление 3. Реализация образовательных программ и проектов:

  • реализация программы по духовному краеведению;
  • реализация проекта «Экскурсионные маршруты по святыням Тамбовской земли»;
  • реализация проекта «Православная инициатива – 2012»;
  • реализация проекта профильной лагерной смены «Сыны Отечества»

Направление 4. Развитие кадетского движения:

  • организация работы по патриотическому воспитанию;
  • создание межрегиональной ассоциации кадетского образования;
  • проведение на базе кадетского корпуса слетов кадетских корпусов России;
  • Военно-полевые сборы.

Направление 5.Многопрофильный кадетский корпус – центр сотрудничества по духовно – нравственному, патриотическому воспитанию и образованию:

  • вовлечение воспитанников в систему кадетского самоуправления. Изучение основ военной службы в школе младших командиров;
  • развитие сети кружков секций по следующим направлениям: военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, научно-техническое. Развитие форм досуга подростков и молодежи;
  • работа с семьями кадетов и жителями микрорайона «Летный городок» и на этой основе повышение воспитательных возможностей семьи;
  • укрепление здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни.
  • формирование православного сознания у кадетов путём посещения храмов Тамбова и других регионов.

Программа ориентирована на все возрастные группы кадетов, коллектив педагогов и родителей, а также жителей и их детей микрорайона «Летный городок»

Цели и задачи программы:

Цель: развитие и воспитание культурной, духовной, нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс кадетской школы, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, а также разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • создать условия для получения знаний по основам духовной культуры, истории и традиций. На этой основе в предметных областях по истории, литературе, мировой художественной культуре, изобразительном искусстве следует реализовывать творческие способности детей, развивать наблюдательность, формировать умения и навыки художественного самообразования.
  • воспитать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формировать духовно - нравственных ценности кадетов, основанных на способности к сопереживанию, состраданию. Эти формы работы, привлекут внимание подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.
  • сформировать нравственную, политическую и правовую, физическую и коммуникативную культуру кадетов;
  • привлечь учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
  • раскрыть определяющие роли православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;
  • скоординировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании кадетов.

В программе «Культурное наследие России» учтена специфика военного образования в России, поэтому она направлена на постижение культурного прошлого и воспитание лучших качеств человеческого характера, составивших основу русского самосознания: патриотизма, благочестия, правдолюбия, отваги, миротворчества, смирения, силы духа, верности Богу и своему Отечеству.

Кадеты изучают историю возникновения христианства, становления и развития православия в России, подвиги раннехристианских и русских воинов, князей, царей, императоров, подвижников и прославленных военачальников, государственную символику, императорские ордена и воинские знаки отличия, историю святынь, иконографию святых, памятники и храмы воинской славы, в ходе изучения дисциплины «Основы православной культуры» и элективного курса «История войн и военного искусства Российских полководцев». Ежегодно кадеты принимают участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» и международном конкурсе «Православная инициатива».

 

2. Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор МКК

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместители директора по учебной, военной, воспитательной работе.

Педагоги дополнительного образования, воспитатели, классные руководители, курсовые офицеры

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги дополнительного образования, педагоги- организаторы.

 

Специалисты, сотрудничающие с кадетской школой-интернатом

Организация профессиональной помощи педагогическому коллективу кадетской школы.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика.

Участие в мероприятиях кадетского корпуса.

Представители Тамбовской Епархии, ветераны Вооруженных сил России, офицеры ВВС летного полка

3. Участники программы. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 5 лет, ориентирована на все возрастные группы кадетов, коллектив педагогов и родителей ТОГБОУ кадетской школы-интерната «Многопрофильный кадетский корпус».

Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, воспитатели, классные руководители, курсовые офицеры, воспитатели кадеты и их родители.

3.1 Принципы, положенные в основу массовых мероприятий по данному направлению

Духовно-нравственное воспитаниепонимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у кадетов высоких нравственных качеств, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

4. Планирование реализации программы

Организационные мероприятия

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Оборудование в учебной аудитории православного уголка

2011

В.А. Макаров

2.

Проведение обряда освещения кадетской школы-интерната

2011

В.А. Макаров

3.

Пополнение библиотечного фонда художественной литературой, православной литературой

2011-2015

В.А. Макаров

4.

Создание условий для проявления кадетами нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков. Введение нового элективного курса «История русской православной церкви»

2011-2015

 

педагоги школы

Воспитательная работа с кадетами

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Шефство над воинскими захоронениями.

2011-2015

В.А. Макаров,

курсовые офицеры, воспитатели

2.

Организация и проведение встреч со священником Православной Русской Церкви.

1 раз в месяц

В.А. Макаров,

курсовые офицеры, воспитатели, классные руководители.

 

3.

Организация и проведение экскурсионных поездок по святым местам (с посещением служб, уборкой территории монастыря, выполнением работ вместе с послушниками).

 

2011-2015

В.А. Макаров,

курсовые офицеры, воспитатели, классные руководители.

4.

Посещение городской картинной галереи.

ежегодно

курсовые офицеры, воспитатели

5.

Организация и проведение цикла радиопередач, посвященных теме православия, меценатства, толерантности.

в течение года

по плану работы

6.

Проведение классных часов и внеклассных мероприятий.

в течение года

классные руководители, воспитатели

7.

Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания.

ежегодно

классные руководители, воспитатели,

учителя-предметники

Работа с родительской общественностью

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания кадетов

2011-2015

В.А. Макаров

2.

Проведение психолого-педагогической диагностики родителей

2011-2015

психолог

3.

Привлечение родителей в совместную с воспитанниками и учителями внеурочную деятельность

 

2011-2015

В.А. Макаров,

классные руководители, воспитатели

4.

Изучение нравственного климата в семьях кадетовов

2011-2015

психолог, классные руководители

5.

Консультирование родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся

2011-2015

психолог,

классные руководители.

Работа с педагогическим коллективом

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Проведение цикла лекций для педагогов школы: «Здоровье и духовная жизнь кадетов»,

«Гражданское начало – основное звено духовно-нравственного воспитания»,

«Нравственные аспекты патриотического воспитания юношей».

 

2011 - 2015

 

В.А. Макаров,

психолог

 

В.А. Макаров

 

2.

Проводение семинаров для классных руководителей:

«Формирование толерантной культуры кадетов в процессе внеурочной деятельности»,

«Формы и методы духовно-нравственного воспитания в современной школе».

 

2011-2015

 

 

Психолог

В.А. Макаров

 

3.

Рассмотрение вопросов духовно-нравственного воспитания кадетов на заседании педагогических советов.

 

Ежегодно

 

В.А. Макаров

 

4.

Повышение компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания через курсы повышения квалификации при ТОИПКРО.

 

Ежегодно

В.А. Макаров,

Л.А. Милосердова

Е.А. Колягина

5.

Участие в работе городских, областных,всероссийских конференций, круглых столов по проблемам духовно-нравственного воспитания.

2011-2015

В.А. Макаров,

Л.А. Милосердова

Е.А. Колягина

6.

Организация выставки правовой литературы в школьной библиотеке. Проведение обзора православной литературы.

 

Ежегодно

 

 

О.Н. Кукарина

7.

Обобщение опыта работы педагогов по данному направлению.

 

Ежегодно

В.А. Макаров,

Л.А. Милосердова

Е.А. Колягина

5. Этапы реализации программы

 

1.Подготовительный этап (2011г.) (подготовка условий создания системы духовно-нравственного воспитания):

  • изучение нормативной базы, подзаконных актов;
  • подбор диагностических методик по основным направлениям программы;
  • на данном этапе устанавливаются контакты с кадетами и родителями, подбор методического материала и разработка плана проведения мероприятий по духовно-нравственному воспитанию;
  • анкетирование родителей о необходимости введения в кадетской школе часов общения с отцом Виталием и подписание соглашения по данному вопросу;
  • заключение договора о сотрудничестве между кадетской школой - интернатом и отделом Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

2. Основной этап (2012-2014) (реализация программы по духовно -нравственному развитию и воспитанию кадетов «Культурное наследие России»):

  • проведение в рамках программы часов общения с о. Виталием православных лекториев для родителей;
  • введение в учебный план кадетской школы элективных курсов: «Воинский этикет», «Азы этикета», «Духовные традиции Российского воинства», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с 7 класса, в 10 классах «История русской православной церкви»;
  • введение в программу летнего оздоровительного лагеря часов общения с о. Виталием;
  • отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия;
  • разработка методических рекомендаций по духовно-нравственному развитию и воспитанию;
  • расширение и укрепление связей и отношений с учреждениями дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города;
  • вовлечение в систему духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  • проведение мониторинга реализации программы;
  • участие в конкурсах по духовно-нравственному воспитанию.

3. Аналитический этап (2015) (анализ итогов реализации программы):

  • обобщение опыта, изучение результатов работы (диагностика, анкетирование);
  • разработка и публикация методических рекомендаций, сценариев православных праздников и культурно-массовых мероприятий;
  • проведение практических семинаров по обмену опытом;
  • планирование работы на следующий период.

6. Механизм реализации программы

 

Механизм реализации программы учитывает формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания в настоящее время, тенденции регионального и муниципального развития.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство кадетской школы. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, школьные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о школьных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

7. В осуществлении программы участвуют следующие структуры:

  • отдел Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
  • центр гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • центр развития творчества детей и юношества;
  • МБУ ДК «Знамя Труда»;
  • МБУ КДЦ «МИР»;
  • музейно-выставочный центр Тамбовской области;
  • областной краеведческий музей;
  • музей Боевой славы ТВВАУЛ им. М. Расковой.

Координацию деятельности по управлению реализацией программы осуществляет Совет по введению Федеральных Государственных Стандартов общего образования в кадетском корпусе, который обеспечивает контроль за выполнением плана мероприятий, обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий программы и сроков их реализации.

Главным исполнителем программы является ТОГБОУ кадетская школа – интернат «Многопрофильный кадетский корпус». Главный исполнитель разрабатывает необходимые для проведения мероприятий нормативные документы (положения, приказы, планы и т.д.); определяет источники финансирования мероприятий, проводит организационную работу, обеспечивает научно-методическое сопровождение, осуществляет корректировку программы, в том числе включение в нее новых мероприятий.

8. Содержание программы по духовно-нравственному воспитанию

Тамбовский «Многопрофильный кадетский корпус» чтит традиции кадетских корпусов дореволюционной России. Основными его направлениями являются: интеллектуальное, физическое, духовное, нравственное и патриотическое воспитание кадетов. В дореволюционной России при строительстве кадетского корпуса обязательно строился храм. В одном из таких храмов принимала православие будущая императрица Екатерина II. При поступлении, при переходе из класса в класс, на выпускных экзаменах наряду с русским языком и математикой сдавали Закон Божий. Обязательным на экзаменах было присутствие священнослужителя.

Наши кадеты воспитываются на примерах жизни и подвигов великих полководцев: А.Невского, Д. Донского, А.Суворова, Ф.Ушакова. Все они были людьми глубоко верующими, некоторые из них причислены к лику святых.

В Тамбовском кадетском корпусе создан Центр духовно-нравственного воспитания кадетов. Наш корпус сотрудничает с представителями Отдела Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Изучая труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.Д. Юркевича, С.А. Рачинского, К.В. Ельницкого, А.А. Радонежского, П.А. Флоренского, Р.В. Янушкевичуте, Л.С. Выгодского и других современные педагоги делают выводы, что:

  • духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное развитие;
  • педагогика нравственного воспитания должна строиться в соответствии с внутренним духовным ростом кадетов, а педагог должен создать условия для этого роста;
  • опорой нравственного воспитания в педагогической деятельности на уроках должен стать отечественный исторический материал.

Человек, который не знает традиций своего народа, историю своего отечества, как дерево без корней. Задачаучителя пробудить в кадетах желание нравственного самосовершенствования.

Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать.

Ключевой идеей концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является понятие «национальный идеал».

Национальный воспитательный идеал— высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное знание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90_е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности,

определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа. Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:

  • патриотизм- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука- ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. Формирование этих ценностей является результатом деятельности.

Духовно-нравственное воспитание кадетов интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Духовно-нравственное развитие личности, осуществляемое в процессе социализации, это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России— педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

9. Выполнение программы реализуется через деятельность:

  • блока объединений дополнительного образования (развитие интеллектуальных, творческих и физических способности учащихся, влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание ответственности, коллективизма);
  • методическое объединение предметных дисциплин (организация предметных недель, декад, месячников, ученическое проектирование);
  • методическое объединение классных руководителей (тематические классные часы, творческие конкурсы, экскурсионная деятельность);
  • музея истории ТВВАУЛ им. М.М. Расковой (воспитание патриотизма, работа по краеведению, взаимодействие с выпускниками училища и школы разных лет);
  • библиотеки школы (творческие конкурсы, праздники, тематические классные часы, выставки);
  • психолого-педагогической службы (помощь и поддержка учащихся в сложных психологических и конфликтных ситуациях, профилактика вредных привычек, оказание педагогам и родителям консультационной поддержки в сложных психолого-педагогических ситуациях);
  • ученического совета (координация деятельности всех органов и объединений учащихся школы, планирование, организация и проведение общешкольных творческих дел).

10. Основные формы работы для реализации программы:

  • обучающие занятия по основам духовной культуры;
  • внеурочная деятельность(беседы, классные часы, ролевые игры, диспуты, уроки творчества, КТД, экскурсии, походы);
  • участие в научно-практических конференциях;
  • участие во Всероссийских, региональных и областных конкурсах;
  • работа с родителями.

Работа по реализации программы строится на принципах: природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного права выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей обучающихся.

Работа с родителями: взаимодействие администрации школы, классного руководителя, курсового офицера, воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в формировании личности, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.

 

В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и толерантности по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов.

11. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

Программа ориентирована на все возрастные группы кадетов, коллектив педагогов и родителей. Основными участниками программы являются педагоги, воспитатели, кадеты и их родители.

Программа духовно-нравственного воспитания предусматривает добровольное и посильное включение кадетов в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, района, города, края, России.

12. В результате реализации программы ожидается:

1.В учреждении, как в образовательной системе:

  • объединение ресурсов и усилий кадетской школы-интерната «Многопрофильный кадетский корпус» и других образовательных учреждений кадетских корпусов России и школ Тамбовской области позволит создать открытую площадку для обмена опытом работы, проведения областных региональных мероприятий в сфере патриотического воспитания и формирования духовно-нравственной культуры;
  • разработка модели кадетской школы-интерната, интегрирующей в единое целое программы общего и дополнительного образования, реализующей здоровье-сберегающие технологии; привлекающая жителей территории микрорайона школы, что должно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, качественное образование и воспитание в соответствии с его способностями и интересами. Планируется трансляция данной модели на всей территории Тамбовской области и кадетские корпуса России;
  • обогащение содержания патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • вовлечение в работу представителей всех сфер образовательной деятельности;
  • развитие ответственности за судьбу страны, развитие творческих способностей, способности руководствоваться высшими ценностями в практической деятельности выпускника кадетского корпуса.

2.В образе выпускника сформировать:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере:осознание кадетами высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Оценка эффективности реализации программы духовно-нравственного воспитания

Изучение особенностей кадетов, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакцию в различных ситуациях. Диагностика индивидуальных проявлений поведения кадетов проводится по следующим направлениям:

- Изучение индивидуальных особенностей личности кадетов: общие сведения, способности, темперамент, тип личности в общении, самооценка, успешность в деятельности, уровень воспитанности.

- Изучение межличностных отношений кадетов:социометрия, социально-психологический климат в классе, общие сведения, способности, темперамент, тип личности в общении, самооценка, успешность в деятельности, уровень воспитанности.

В работе используются следующие формы диагностики:анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы.

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свободы человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого кадета в воспитательные ситуации увеличится на 25%;
  • качество отношений (отношения кадетов к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам) достигнет 100%;
  • участие во Всероссийских, региональных, областных конкурсах по гражданско-патриотической тематике и духовно – нравственному воспитанию возрастет на 10%;
  • доля проведения мероприятий в кадетском корпусе, городе и области – 45%

Заключение

Духовно-нравственное воспитание является необходимым для системы образования, которая изначально призвана сформировать из подростков «людей государевых», готовых верой и правдой служить Отечеству на самых разных поприщах.

В последние десятилетия XX века в России широко стали возрождаться кадетские школы, кадетские школы – интернаты и кадетские классы. Это был объективный и необходимый процесс. Если в 90-е годы прошлого века воспитатели заботились в основном о ликвидации религиозной безграмотности среди детей, то сейчас задача воспитателей усложнилась – они пытаются воспитать не просто человека, а человека – христианина, патриота своей Родины. В настоящее время в качестве образовательных целей (результатов) в школах ставится задача созидательная. Выпускник школы должен чего – то достичь в жизни, что – то сделать новое. Перед педагогами ставится условие, чтобы они воспитали в своем воспитаннике любознательность, трудолюбие, жизнелюбие и человеколюбие. Эти качества наших воспитанников во многом способствуют созидательному (а не потребительскому) росту.

Проблема духовного развития кадетов является одной из самых актуальных. От ее грамотного решения и реализации в педагогической практике во многом зависит будущее нашей страны. Сегодняшнее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных для России ценностей, воспитании кадетов гармонически развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное прошлое.

Сегодня кадеты, постигая свою великую историю, открывают перед собой богатейшее культурное наследие, свято хранимое народом Святой Руси. Осознав всю глубину исконно русских духовных традиций, они, еще юные защитники рубежей Отечества, в будущем смогут стать достойными хранителями Русской земли, Православной Веры и своего народа.

 
Инновационная и проектная  деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи регионов Центрального федерального округа: сборник материалов
/ сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я. – Тамбов:
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2014- 144 с.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие

Читайте также:

06.07.2016 - Программа развития системы духовно-нравственного образования и воспитания

13.05.2016 - Критерии и требования общественной аккредитации образовательных организаций ...

03.01.2016 - Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Фе ...

08.12.2015 - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

28.09.2015 - "Трудно переоценить важность опыта сибирских казаков в воспитании молодого ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 5538

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (23)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031