|
||||||||||||||
Гламур и наши детиКазалось бы, какое отношение гламур — порождение потребительской культуры, феномен, апеллирующий не к самым высоким устремлениям человека — имеет отношение к жизни православного человека? Но на самом деле имеет, как и все, что происходит вокруг нас. Философия гламура, или, как его еще называют, глянца, распространяется со скоростью эпидемической инфекции, становится для многих нормой жизни. И в группе риска оказываются наши дети. Но как противостоять гламуру, как не дать нашим детям заразиться его призрачной и обманчивой красивостью? Пустые идеалы Конечно, хочется, чтобы дети с удовольствием слушали классическую музыку, читали умные книжки и мечтали посвятить свою жизнь чему-то высокому. Но вместо этого нередко приходится слышать что-то подобное таким словам: Из разговора мамы с десятилетней дочерью - Мам, а знаешь, во что мы сегодня играли в школе? - Во что? - В моделей. - И как же вы играли? - А мы включали мелодии на телефоне и по очереди ходили как по подиуму. Если кто-то хорошо ходил – тому устраивали салют, то есть подбрасывали вверх снег, а кто плохо - того наоборот забрасывали снегом. Или еще один разговор: - Мама, а знаешь, кем я буду? - Кем? - Директором салона красоты или артисткой. Конечно, можно наслушавшись о таких идеалах своего чада, успокоить себя. Понадеяться, что дети вырастут, многое поймут и эта увлеченность гламурно-звездной жизнью, где есть подиумы, сцена, аплодисменты, так и останется на полочке детских мечтаний, как наши грезы о полетах в космос и об участии в экспедиции на Северный полюс. А если этого не произойдет, если эти идеалы прочно врастут в их сознание? Полеты в космос всегда были уделом единиц, а вот подобие дефилирования по подиуму можно увидеть и в сельском клубе. Детей невозможно спрятать от реальности, посадить в клетку или под какой-то колпак — они часть общества, в котором живут. Они ходят в школу, общаются с другими детьми, смотрят телевизор (если не дома, то в гостях). И все «розовое», яркое, радующее глаз и сулящее незатейливые радости, никак не может не привлекать их внимание. Ирина Мошкова, директор Православной семейной психологической консультации «Семейное благо» (Москва), кандидат психологических наук, много лет руководит воскресной школой и занимается проблемами семьи. По ее мнению, даже, казалось бы, безобидные игрушки на полках детских магазинов формируют вкусы ребенка, его пристрастия: — Девочкам навязывается все розовое, куклы-блондинки, одетые во всевозможные нарядные платья; у тех же Барби есть различные аксессуары — гардероб, зеркальце, парфюм, и прочее. Безусловно, когда все эти игрушки покупают ребенку, ему предлагается и определенный круг интересов, даже навязывается. Раз есть этот набор аксессуаров, одежды, естественно, дети без конца все это перебирают, играя. И, конечно, даже в чисто эстетическом плане яркие цвета привлекательны для ребенка, дети «западают» на такие образцы, начинают к таким вещам тянуться. Как противостоять этому пристрастию к обманчивой, пустой красивости? Превратить всю жизнь в борьбу? Наши чада просят журнал с комиксами, а мы им в ответ — увесистый том сказок Пушкина, они требуют отвести их на концерт группы «Ранетки», потому что полкласса идет, а мы им — лекцию о подлинном искусстве, наполненном смыслом, и скорей на концерт классической музыки… Но где гарантия, что постоянно предлагаемый нами противовес все-таки окажется в итоге действенным средством, а не вызовет в конце концов ярко выраженную протестную реакцию? Попробуй заставь ребенка съесть вместо сладкого яркого чупа-чупса полезную овсяную кашу. Ведь вряд ли получится… Могу предположить, что в семьях, в которых оба родителя прочно и уже давно укоренены в церковной традиции, проблема может и не стоять столь остро. Но очень много семей, в которых воцерковлен один из родителей. И попробуй тогда убеди супругу или супруга, что «телеидеалы» – не совсем то, чем нужно прикармливать подрастающее чадо. А часто в храм или один из родителей, или оба приходят тогда, когда дети давно уже выросли из младенческого возраста, и их очень непросто тогда бывает увлечь евангельскими истинами и заставить забыть все то, чем они жили и напитывались до этого. Вот тогда часто и начинаются проблема за проблемой. Попробуем, однако ж, разобраться, чем же так притягателен для наших детей этот самый гламур? Но что он такое? Гламур – это царство роскоши и блеска. Каждый предмет манит, притягивает, радует глаз, здесь все обещает наслаждение и удовольствие. Мир гламура всегда залит светом и сиянием. Чтобы устоять перед этим манящим миром, надо иметь очень серьезную устоявшуюся жизненную позицию, мировоззрение с большой буквы. Маленькая девочка перед этим изобилием безоружна. И конечно, в глазах неискушенного ребенка мир глянца всегда будет иметь привлекательность. Это взрослый может сознательно объявить себя противником гламура и создать даже партию антигламуристов, ему есть что противопоставить пустяшному блеску, он имеет свою позицию, эстетический вкус, который формировался не один год. Ребенок, к сожалению, перед гламуром беззащитен. Причем сегодня уже гламур – это не только внешний блеск, что действительно дало бы нам основания полагать, что наши девочки подрастут, поймут, что это всего лишь мишура и успокоятся. Но глянец — это уже своего рода идеология, система ценностей. В ней погоня за «внешним» (красотой, статусом, брендовыми вещами) становится самоцелью, основным наполнением жизни. Эта атмосфера всеобщего «огламуривания» поражает и душу, и очень серьезно влияет на формирование мировоззрения наших детей. Почему же гламур так прочно прижился в быту и массовой культуре современного общества? Почему сегодня он пытается покушаться на области более высокие, чем сфера потребления, и при этом не сдает своих позиций? При поиске ответа на этот вопрос мы неизбежно должны будем вспомнить о христианской этике и идеалах подлинной христианской любви. Глобальная и, возможно, самая главная болезнь, которую переживает современное общество и все мы – это оскудение подлинной настоящей любви. Любви, понимаемой именно как духовное состояние, которая, по слову апостола Павла, «не ищет своего». Любви, которая стремится, в первую очередь отдать, а не получить. Сегодня превалировать стала та любовь, что всего лишь является эмоциональным ответом на чью-то внешнюю привлекательность и манкость. Она является популяризируемым массовой культурой идеалом. Очень метко о такой современной любви сказал в своих письмах архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «А знаешь ли ты, что без Бога нет и не может быть никакой любви? То, что входит в современное понятие этого слова, есть лишь ″похоть очес и гордость житейская″. Если хочешь узнать, что такое истинная любовь, прочитай Св. Евангелие, а в первую очередь 1-е послание к Коринфянам, гл. 13». Вызывающе яркий стиль одежды, макияж, омолаживающие процедуры, погоня за стройной фигурой – все это ради чего? Конечно, ради того, чтобы обращали внимание, восхищались и … любили. Разговоры о красоте души на фоне глянцевого безумия, где достоинством считается, например, большой бюст, выглядят уже порой сущей нелепицей. Морщины на лице как результат естественного взросления, а потом и старения человека, постепенно становятся моветоном. Наши дети привыкают, что если ты соответствуешь образу модной красивой успешной женщины, тебя любят, ты нужна друзьям, подругам, коллегам, обществу. Если нет, то ты просто замарашка, недостойная внимания, которую вряд ли выберет прекрасный принц. Рядом с оскудением любви бок о бок существует проблема и зацикленности современного человека на себе. Ему не интересен другой, не интересен его внутренний мир и уж тем более его проблемы. Главное — собственное удобство и удовольствие. Индустрия моды и красоты активно эксплуатирует эту слабость человека, его привязанность к комфорту, зарабатывая на этом миллионы и миллиарды. Все должно блестеть, быть безупречно по-гламурному красивым и при этом мягким, удобным и т.д. и т.п. И увы, наших детей сегодня порой воспитывает реклама в большей мере, чем родители. Главное в мире гламура — внешний вид, фасад. Скажи мне, что ты носишь, на чем ты ездишь, и я скажу, кто ты. Таков девиз современности. Человек как бы исчерпывается внешними атрибутами. Внутреннее перестало иметь вес. Его как бы и не существует. Масштаб личности определяют не интеллект, не эрудированность, ни душевные и человеческие качества, а, в первую очередь, — фасадом. Фасад стал всем. Падкими на такую философию становятся часто и люди, которых назвать недалекими ну уж никак нельзя. Конечно, можно вполне говорить о том, что так было всегда. Высший свет и в сказке «Золушка», и в романе Толстого «Война и мир», как многих и многих других произведениях, одинаков. Но погоню за внешним лоском тогда все больше осмеивали. Наверное, самым выразительным в русской литературе произведением, развенчивающим эту самую манящую обманчивую внешнюю привлекательность, стала повесть Гоголя «Невский проспект» (вспомним эпизод с прекрасной незнакомкой, которая оказалась продажной женщиной). Сегодня, увы, глянец торжествует. Достаточно бросить беглый взгляд на любой ларек или лоток торгующий прессой, включить телевизор, зайти в гипермаркет и т.д. И дети автоматически принимают эти кричаще розовые идеалы как норму жизни, как нечто само собой разумеющееся, что даже не вызывает у них сомнений – ведь это же красиво. Из разговора мамы с 10 летней дочерью - Мам, у Наташи есть такой небольшой красивый чемоданчик, и он весь забит косметикой. Я очень хочу, чтобы на день рождения ты мне подарила косметику! - Я понимаю твое желание, но поверь мне – накрашенная девочка в 10 лет – это уродливо. - Ну, может быть и так, но мне все равно, знаешь как хочется. На празднике в школе я накрасилась розовыми тенями, которые взяла у Наташи. Мне кажется, что было красиво. - Когда я училась в школе, уже в старших классах, я тоже не верила свой маме, которая мне говорила, что ребенок с косметикой на лице - это уродство. Но теперь могу со всей уверенность тебе сказать, что это действительно некрасиво. Ты не веришь мне? - Почему? Я готова с тобой согласиться. Но мне все равно очень хочется. Ведь ты сама говоришь, что и тебе хотелось. Ну, пожалуйста, подари мне косметику… Другая красота Да, самым сильным воспитательным приемом является личный пример. Наверно бесполезно рассказывать ребенку о высоких материях, приучать его душу чувствовать подлинное настоящее искусство, но при этом все свободное время проводить у телевизора за просмотром сериалов и телепередач типа «Снимите это немедленно», где научат, как нужно одеваться, чтобы выглядеть самой обаятельной и привлекательной. Так Ирина Мошкова считает, что любые проблемы детей в первую очередь обусловлены проблемами самих родителей: — Как для девочки все гламурно-розовое, так и для мальчика идеалы людей с бицепсами становятся привлекательными именно тогда, когда ребенок предоставлен сам себе и не видит других примеров для подражания. Если же родители живут содержательной жизнью, имеют какой-то предметный интерес, увлечение, любят свою работу, то они всегда будут ярким примером для детей. Еще важнее, чтобы у детей и родителей был совместный досуг, когда семья вместе проводит время, и дети включены в общую жизнь как помощники или равноправные участники. Тогда эта совместная деятельность в семье будет «перекрывать» тягу к таким занятиям, которые не развивают, а просто приятны для глаз или, наоборот, будоражат нервы, как все эти игрушки-монстры с мускулами для мальчишек. Дети должны видеть родителей, которые переживают моменты вдохновения, творят, много знают, у которых широкий кругозор. И родители, вместо того, чтобы требовать от детей выключить телевизор или компьютер с играми, на самом деле должны задуматься: «А что я могу предложить взамен? Вот я требую выключить, а что я могу дать? Куда я в этот момент поведу ребенка, о чем я буду с ним говорить?». Когда люди приходят со своими проблемами в наш центр, беседуя с ними, мы стараемся понять, как они живут. И в большинстве случаев оказывается, что родители выдвигают к детям жесткие, ограничительные трбования, а альтернативных предложений у них нет, потому что сами родители часто живут скучной, прозаичной, стереотипной жизнью, которая связана с тем же телевизором. Если что-то с ребенком не так, значит ищи проблему в жизни родителей. Искушение красотой Где гарантия, что мы сами окажемся теми образцовыми родителями, на которых наши дети захотят быть похожими? Есть замечательный текст святителя Николая Сербского из его «Миссионерских писем» — «Письмо одной матери, об избрании королевы красоты». Мне кажется, ключевая фраза, которая может стать ориентиром для нас: «Из всех искушений, которые человеку надлежит преодолеть, красота – одно из самых сильных. Святые великомученицы Екатерина и Варвара, Анастасия и Параскева и многие другие преодолели его, ибо познали другую красоту, ту, что дороже физической». Вот, наверное, наша главная задача: суметь показать детям, дать им почувствовать красоту духовного мира, ту красоту, перед которой действительно меркнет все, что так ценимо людьми в этом мире – мимолетная внешняя привлекательность, достаток, удобства. Не просто красоту подлинного искусства или подлинной музыки, этого может быть и недостаточно. Но мы, родители, должны суметь проложить для наших детей мостик в духовную реальность, по крайней мере, помочь им, насколько сумеем, в эту реальность заглянуть. Наша задача — сделать в этом направлении все от нас зависящее. И когда они почувствуют вибрации горнего мира, то вряд ли их души будут так падки и чувствительны к культу внешней привлекательности. Одно с другим трудно совместимо. А еще важно открыть им, что такое подлинная любовь. Как? Да пожалуй, это тот случай, когда все средства будут хороши. Житийная литература, знакомство с жизнью православных подвижников сыграют неоценимую роль. Есть немало образцов художественной литературы, на которых воспитывалось не одно поколение. Насколько сможем, насколько это для нас окажется по силам, конечно, нужно показывать личным примером — что есть любовь. Поняв, что такое настоящие подлинные отношения между людьми, детские души будут стремиться именно к ним, и вряд ли захотят тогда наши дети соответствовать стандартам современной моды, чтобы вызывать к себе то самое чувство, о котором так метко говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин — «похоть очес и гордость житейская». Индустрия красоты постоянно растет и расширяется, предлагая все новые услуги и транслируя призыв быть привлекательными и молодыми. При этом люди очень охотно на этот призыв откликаются, искренне полагая, что в этом нет абсолютно никакой опасности для них самих и их детей. Но как же уродуется человек, одержимый мыслью выглядеть лучше других, иметь что-то, чего нет у других, добиться того, что опять же выделит его среди всех остальных. И как нелепо порой выглядят ученицы начальных классов, но уже — участницы конкурсов красоты! — с таким чувством собственной значимости несущие себя по подиуму под аплодисменты счастливых родителей. Зацикленность на внешнем всегда отвлекает человека от внутреннего, от сокровенного, от того, что и делает человека образом и подобием Божиим. И святитель Николай Сербский говорит, что «образован тот, кто несет образ». И ребенку важно донести мысль, что нет ничего страшнее, чем этот образ и подобие Божие в себе предать, а значит предать Бога, которому мы обязаны всем в своей жизни. Если этот образ предан, попран, то что остается от человека? Ребенок должен четко знать и понимать, что можно на самом деле многое — и развлечения, и удовольствия не противопоказаны совсем — но человеческое, Божий образ в себе попирать нельзя не при каких обстоятельствах. Перед красотой истины, евангельской истины, меркнет любой блеск гламура и перестает он выглядеть такой уж страшной и неотвратимой заразой, только бы хватило сил нашей души, мудрости и любви, чтобы эту истину, пусть и маленькими шажками, перед нашими детьми открыть во всей ее величественности и всепобеждающей красоте. Из разговора мамы с десятилетней дочерью - Мам, ты знаешь, я подумала, я не буду директором салона красоты. Мне бы хотелось, когда я вырасту, создать приют для бездомных животных. - Но это сложно. Животных нужно каждый день кормить, ухаживать за ними, лечить. Для этого все время нужно где-то доставать немалые деньги. - Да? Но я все равно не передумаю, мне так их жалко, они голодные на улице и замерзшие. Святитель Николай Сербский Письмо одной матери, об избрании королевы красоты Вы в безумной радости сообщаете мне, что Ваша дочь избрана королевой красоты, и словно ожидаете моих поздравлений. Мне и писать об этом стыдно, и вместо поздравлений я выражаю Вам свое глубокое соболезнование. Почему-то Вы еще пишете в письме: "Моей дочери, как образованной девушке, это очень лестно". Что сказать об образованных и необразованных в наше время? Среди множества различных кризисов современности кризис образования – один из главных. Кто знает, кого скорее можно назвать образованным: какую-нибудь городскую даму или стыдливую деревенскую пастушку? Здесь трудно будет прийти к общему мнению, пока мы не определим понятие образованности и не скажем вместе с народом, что образован тот, кто несет образ, то есть хранит честь. А кто чести не имеет, образованным быть не может, где бы он ни жил, какое бы положение ни занимал, сколько бы знаний ни скопил. В наших сербских деревнях о красоте говорили шепотом, а о нраве – в голос. Это исходило из глубокого народного сознания, что красота – нечто преходящее и от человека не зависящее, а характер постоянен и зависит от воли человека. Слышали народную песню о девице Милице: «Я не волшебница, чтобы тучи гонять, я девица, чтобы себя охранять»? Избрание королевы красоты – возрожденный обычай древних латинских народов. По сути, это не что иное, как искусно прикрытая торговля белыми рабами. Известны ли Вам судьбы таких красавиц? Они страшны! Невенчанные браки, внебрачные дети – бедные дети! – сенсационные бракоразводные процессы, самоубийства. Вот та стезя, по которой чаще всего следуют королевы красоты! Неужели и Ваша дочь… Лучше было бы дать ей прочесть о героической гибели ее отца на горе Цер, чем вывести ее на этот ярмарочный и опасный спектакль. Кто может поручиться, что Ваша радость не обернется вскоре глубокой печалью и стыдом, таким стыдом, от которого Вы при свете дня будете прятать лицо? А соседи будут злорадно насмехаться над Вами, и это еще больше будет терзать Ваше сердце. Из всех искушений, которые человеку надлежит преодолеть, красота – одно из самых сильных. Святые великомученицы Екатерина и Варвара, Анастасия и Параскева и многие другие преодолели его, ибо познали другую красоту, ту, что дороже физической. Но сможет ли преодолеть его Ваша дочь, которая не обладает духовным зрением, которая добровольно пошла на это торжище? Да поможет ей крепкий Господь! Но красота, как и богатство, и больше, чем богатство, ведет к надменности, а надменность – престол, с которого неминуемо срываются в адскую бездну. Американские киноторговцы выдумали ради большей прибыли, что Иуда-предатель был самым красивым из двенадцати апостолов. Это, конечно, не доказуемо ничем, кроме смерти Иуды. Конечно, вы слышали и читали, что гибель его была подобна гибели многих современных королев и королей красоты. Этот "прекрасный" Иуда после предательства Сына Божия, бросив сребреники в храме, пошел и удавился. Тому, кто далеко зайдет по тропе диавольской, трудно вернуться назад. Что Вам посоветовать? Как можно скорее выдайте свою дочь замуж; чем скромнее будет жених, тем лучше; выдайте за какого-нибудь пекаря или кондитера (конечно, если благочестивый человек не побоится взять на себя такую ответственность). Только в этом случае Вы можете надеяться на законных внуков и благословение Божие. Силой Своей Творец может сохранить человека от падения на скользком пути, по которому он по незнанию или по немощи следует. Да поможет Он Вам и тем, кого вы любите сильнее всех на свете,– Вашим детям!»
Образование и Православие / Юлия Семенова |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3195 |