По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 06.03.2018 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Валентина ЛЕСКИНА. Веснина. История села (Часть II). Роковые события

Постепенно наша Веснина строилась, росла, жила своей, полной повседневных забот жизнью. В начале хх века в деревне насчитывалось уже около 300 дворов. Но грянула Первая мировая, революция, гражданская война, а потом раскулачивание, начало новой коллективной жизни. все эти роковые события в жизни страны сильно подорвали и изменили уже устоявшийся вековой уклад деревни. И первое из эпохальных событий, с которым пришлось столкнуться «веснинцам» лицом к лицу, здесь, у себя дома, была гражданская война.
 

Гражданская война

Нужно отметить, что боевые действия территориально обошли деревню стороной, но жители стали свидетелями отступления войск Колчака, проходившего с боями по Сибири. По рассказам старожилов, деревня страдала, прежде всего, от мародерства и болезней, занесенных в деревню отступающими. Во время Гражданской войны было много эпидемий, особенно полыхал и косил людей тиф. Поэтому местное население боялось добровольно вступать с пришлыми людьми в контакт. Из-за холода зимой, отсутствия нормальных бытовых условий и частых передвижений, колчаковцы самовольно заходили в дома, пользовались предметами быта, продуктами, уводили скот, коней, забирали с собой мужчин для подкрепления своих сил. Отряды колчаковцев были отрезаны от железной дороги, а значит, не имели никакой поддержки в силах. Узнав от «вестового» о приближении Красной армии к деревне Улыбино, они в спешном порядке ушли в сторону Сузуна вместе со своим штабом, который временно располагался в деревне Чупино.

Некогда ясная, солнечная, разросшаяся и окрепшая в труде деревня Веснина переживала вместе со всей страной тяжёлые времена и тяжёлые потери. Болезни, голод, Империалистическая, а потом и Гражданская войны забирали самое главное и дорогое — жизни людей.

Так исчезла Нижняя Веснина (Куличье). Оставшиеся немногочисленные её жители с левого берега Мильтюша переселились на правый в поредевшую, но всё же выстоявшую Веснину.

Коллективная жизнь

По переписи населения 1926 года в деревне веснина, в едином населенном пункте, значилось 133 хозяйства (всё, что осталось от 300 дореволюционных дворов) и 783 человека.

Закончилась Гражданская война, настало время мирного строительства. На грани выживания было всё молодое советское государство. По-старому жить деревня уже не могла, начались поиски методов новой жизни.

Повсюду создавались ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли), коммуны, колхозы. Не осталась в стороне и деревня Веснина.

В конце 1920-х годов жители деревни объединились в колхоз «Серп и молот». Кроме посевных площадей работали три животноводческие фермы. В них содержали коров, овец и свиней. Также была колхозная конеферма, лошадь — основная тягловая сила в деревне. Впоследствии для обработки земли и уборки урожая стали применять тракторы и комбайны. Их брали из вновь организованной Улыбинской МТС (машинно-тракторной станции). Работала колхозная кузница. Правление колхоза находилось в центре деревни. В нём работали председатель и бухгалтер. Решения по всем вопросам в жизни колхоза принимало правление во главе с председателем. В правление избирались лучшие колхозники путём голосования на общем колхозном собрании. Таким же образом избирался и председатель колхоза. На базе Райпотребсоюза был открыт магазин.

Примерно в это же время в селе появляются первые профессиональные медработники — Бочагова Александра, Сергеева Лидия и Курковская В. Их так и прозвали — «эпидсёстры».

Деревня возвращалась к мирной созидательной жизни. Дело находилось каждому. Куринский Кузьма Климентьевич после боев под Волочаевкой с белогвардейскими отрядами и японскими интервентами в 1922 году домой вернулся без ступней, но смог себя реализовать в мирной жизни, работая продавцом, бухгалтером колхоза. Он был отличным столяром и плотником, вырастил пятерых детей.

По инициативе Министерства образования, как и во многих сёлах в то время, в д. Веснина начала работать начальная школа — это было самое красивое здание в деревне. Кружевная резьба карнизов и наличников придавала ей сказочный вид.

Учителя школы — Корниенко Григорий Митрофанович со своей супругой Козловской Людмилой Ивановной — включились в работу по ликвидации безграмотности в деревне. Жили они при школе, в небольшой комнате. На чердаке располагалось подсобное помещение со столярными инструментами, при помощи которых Григорий Митрофано-вич содержал в надлежащем состоянии всё здание школы. Он сам проводил все ремонтные работы в помещении. Это были учителя, как говорится, от Бога. Они имели большой авторитет в селе и заслуженно были очень уважаемыми людьми. В своей семье Григорий Митрофанович и Людмила Ивановна воспитали троих детей. Младшая из детей Алла, впоследствии продолжив дело своих родителей, работала в 70-х г. XX в. в п. Октябрьский учителем младших классов. За талантливый, плодотворный труд Алла Григорьевна Корниенко (по мужу Овчинникова) получила звание Заслуженный учитель РСФСР.

И все же, несмотря на все усилия советской власти по ликвидации безграмотности среди населения, несмотря на повсеместную массовую агитацию, образование получить удалось не всем. Зачастую единственным кормильцем в семье был подросток, который трудился от зари до зари. Ему было не до учебы.

На селе в те времена в семьях было много детей. Например, в доме Холодова Терентия было одиннадцать детей, у Шелудченко Архипа — десять, у Филинкова Василия, Костянных Артёма и Натальи по семеро детей, у Савенковых Семёна и Настасьи, Беликова Никиты, Руднева Романа, Сенатора Ивана — по шестеро детей, у Матвеева Ивана, Куринского Михаила, Савенкова Андрея по пятеро. Семья Кузнецова Иллариона состояла из 23 человек, а Куринского Климентия из 32. У каждого из членов больших семей были свои обязанности и по дому, и по хозяйству.

Конечно, в такой семье, чтобы прокормиться и обеспечить себе достойную жизнь, должны были работать не только взрослые, но и дети, которые стали надёжными помощниками для своих родителей по дому и в поле. Сделав свои хозяйственные дела, некоторые из них могли после семейного совета ехать на заработки в город. Те, кто оставался дома, несли двойную нагрузку в работе по хозяйству, и часто на учёбу времени уже не оставалось, поэтому многие на селе так и оставались неграмотными. Так, например, из семи детей Костянного Артемия Ефимовича трое старших так и не научились ни читать, ни писать.

Время шло, деревня постепенно училась жить по-новому. К середине 1930-х годов в колхозе было уже более сотни коней, коров, свиней и овец. Большая часть населения научилась читать и писать. Из района стала поступать информация о положении дел в стране и других хозяйствах. Появились первые комсомольские ячейки и пионерские отряды. В те годы комсомол активно обеспечивал надёжными кадрами важнейшие стройки страны. Не остались в стороне и «веснинцы».

В 1930-1932 годах одна из ударных комсомольских строек — Новокузнецкий металлургический комбинат. Костянной Иван Артемьевич вместе с женой Марфой, сёстрами Ольгой и Марией принимали участие в строительстве доменной печи на комбинате. Окончив сезон строительства, они возвратились с покупками и подарками домой. В настоящее время в краеведческом музее посёлка Степной в качестве экспоната находится один из таких подарков — высокие женские ботинки с галошами, приобретённые в то время Костяной М.А. (по мужу Гончаровой).

И дома, в родной деревне, комсомольцы были в первых рядах строителей новой жизни. На районной комсомольской конференции 1940 года на должность председателя колхоза «Серп и молот» был выдвинут Дмитриенко Иван Никитич. После Ивана Никитича председателем работал Куринский Кузьма Климентьевич, далее Дмитриенко Дмитрий Никитич. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о том, кто был первым председателем колхоза «Серп и молот».

Времена репрессий

Время шло. Теперь деревенька Веснина, несмотря на свою отдаленность от больших городов, более осознанно и глубоко переживала события, происходившие далеко за её пределами. Стремления и мечты веснинцев, отношения между людьми, жизненный уклад деревни всё более представляли из себя маленькую модель той большой страны, в глубине которой существовала и жила наша Веснянка. Поэтому вместе со своей страной деревенька переживала не только великие победы и гордость за происходящее вокруг, но и «болезни» молодого государства, и горечь несправедливости и разочарования. Речь идет о волне репрессий и движении раскулачивания, охватившие СССР в конце 30-х годов ХХ века.

Под раскулачивание попали семьи зажиточных крестьян: Савенкова Поликарпа Григорьевича, Куринского Климентия Васильевича, Бочагова Дмитрия, Филинкова Василия, Шумакова Кирилла, Холодова Терентия.

Ночью 1937 года без всякого суда и следствия был арестован житель деревни Песняк Николай. Домой он так и не вернулся. Без отца остались трое детей — детей «врага народа», так их называли в те годы. Детство их было не из лёгких.

Однако массовых репрессий в деревне Веснина и окрестных сёлах, к счастью, не было. Во-первых, своё дело уже сделали процессы, предшествовавшие временам повальных арестов 1930-х. Это политика активного раскулачивания более зажиточных слоёв сельского населения. В результате многие семьи были сосланы, некоторые сами покинули свои обжитые места, уехали в города к родственникам в другие районы и области России. Так что в результате ссылок и массовой миграции населения репрессировать было уже некого, в деревне снова не хватало рабочих рук. Во-вторых, люди стали более осторожны не только в действиях, но в своих выражениях, мнениях, неугодных для вышестоящих чинов, да и народ в деревне был более дружен, сплочён и менее склонен к стукачеству.

III Священная Война

В 1939 году началась война с Финляндией. Длилась она до марта 1940 года. Вроде бы и недолго, но России она обошлась ценой больших уступок. Война показала, что Россия недостаточно оснащена на случай войны ни материально, ни технически, не было достаточной подготовки солдат и командующего состава. Наш народ понял, что мир очень хрупок и надо быть готовым ко всему.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война. В тревожных мыслях за завтрашний день и судьбу хрупкого мира жители деревни Веснина встретили 1941 год. Окончив посевные работы, люди готовились к сенокосной страде. Вдруг, как гром среди ясного неба, началась война. Это был страшный трагический день. Всей деревней провожали своих родных и близких на войну, прощались так, как будто чувствовали, что виделись в последний раз. В минуты расставания над деревней стоял душераздирающий плач женщин и детей. Многих предчувствие не подвело, их родные больше не вернулись домой. Люди, пережившие эти годы, до сих пор не могут говорить о войне без слёз. Она косила всех подряд, не разбирая, сколько сыновей у матери. Семьи теряли своих кормильцев, свою единственную опору и надежду. Похоронки приходили почти в каждый дом. Погибших оплакивали всей деревней. Навеки остались лежать на поле боя:

 

  • Ананченко Максим Петрович,
  • Божок Петр Иванович,
  • Божок Григорий Иванович,
  • Гольченко Алексей Михайлович,
  • Костянной Иван Артемьевич,
  • Кузнецов Иван Никифорович,
  • Куринский Андрей Михайлович,
  • Куринский Иван Михайлович,
  • Куринский Петр Климентьевич,
  • Лазарчук Аркадий Александрович,
  • Лушников Алексей Степанович,
  • Савенков Даниил Титович,
  • Савенков Захар Федорович,
  • Савенков Николай Семенович,
  • Филинков Иван Борисович,
  • Сойников Григорий Ефимович,
  • Ткаченко Алексей Петрович,
  • Филинков Василий Андреевич,
  • Холодов Алексей Терентьевич,
  • Бочагов Дмитрий Васильевич,
  • Ярышев Иван Борисович,
  • Бочагов Дмитрий Дмитриевич,
  • Бахарев Алексей Никитович,
  • Сойников Серафим Филиппович,
  • Кузнецов П. И.,
  • Савенков И. К.,
  • Самохвалов К. Г.

Их имена занесены в книгу памяти и высечены на обелиске воинам землякам, который расположен на территории школы.

 

Мужчины уходили на фронт. Все, кто остался в тылу: старики, женщины, дети, — взяли на себя все заботы о стране и армии, работали на износ. Всё для фронта: хлеб, продукты, одежда. Никто не жалел своих сил ради победы над захватчиком. Молодые женщины и девушки: Долушина Мария Ивановна, Куринская Прасковья Михайловна, Бахарева Антонина Никифоровна, Лазарчук Таисия Аркадьевна, Беликова Мария Никитична, Руднева Екатерина Романовна, Руднева Мария Романовна, Холодова Матрена Терентьевна, Матвеева Мария Дмитриевна и др., окончив ускоренные курсы трактористов-комбайнеров, все годы Великой Отечественной войны работали механизаторами, растили и убирали хлеба на полях колхоза «Серп и молот» д. Веснина.

 

Никогда не гадали, не думали жители деревни Веснина, что судьба сведёт их в период Великой Отечественной войны с жителями Поволжья и Саратовской области. Оттуда осенью 1942 года, перед началом Сталинградской битвы, было эвакуировано немецкое население. Причины нам не известны.

 

Из городов имени Энгельса, Карла Маркса и Красноармейска Саратовской области в деревню Веснина были доставлены семьи Куцман, Биньман (Маркус В.Х.), Миллер, Шпомер.

 

В семье Куцманов было два брата, их определили на квартиру Костянного Артемия Ефимовича, женщину Миллер поселили к Божок Анне. Шпомер приехал с дочерью Милей. Она имела среднее образование, вышла замуж за жителя деревни Веснина — Бахарева Алексея, который из госпиталя прибыл по ранению, но неизвестно по какой причине не встал на учёт в военкомате, вновь был отправлен на фронт и не вернулся. Детей у Алексея с Милей не было. После гибели мужа Милюша, как её звали в деревне, переехала в с. Бородавкино, родила и воспитала впоследствии четверых детей (Бахарев Евгений, Людмила Бахарева (Ковалёва), Бахарев Николай, Бахарев Владимир).

 

Позднее прибыла семья Энгель (пятеро детей), семья Кутчера Ивана Карловича (семеро детей), семья Алешина Андрея (две дочки). Семьи были далеко не бедные, везли с собой немало вещей. Судя по всему, это были грамотные, интеллигентные люди, в большей степени из руководящего состава. Приезжие в деревне чувствовали себя неуютно. Впоследствии многие из них были переселены в другие места жительства, где имелось свободное для них жильё, где требовались грамотные люди.

 

Некоторые жители деревни за нарушение правил поведения, таких как невыход на работу, хищение, попадали в трудовые лагеря. Так как страна находилась на военном положении, исключений не было никому, ни мужчинам, ни женщинам. Милиция, коменданты вели строгий учёт, регистрацию, вели объяснительную работу с местным населением по поводу гуманного поведения по отношению к приезжим, следили за трудоустройством, за перемещением на дальнейшее место жительства и за бытом переселенцев. Особо строг и справедлив к обеим сторонам был начальник КГБ Искитимского района Ядров Иван Ануфриевич.

 

Несмотря ни на что люди вынуждены были привыкать к условиям, в которые поставила их жизнь и война, к новым местам и людям. Сначала подружились между собой дети, а потом и взрослые. Трудились все сообща, приближая Победу в войне. Не было тогда слов «не могу», «не хочу». Слово «надо» звучало как приказ, независимо от возраста. Каждый был уверен, что его кусок хлеба, который он сегодня не съест, попадёт в руки его отцу, сыну, деду. Каждое сделанное дело было вкладом в Победу. Хлеб был в основном картофельный, с небольшой долей добавленных к нему отрубей. Мукой это назвать было нельзя. Вкус этого хлеба до сих пор помнят те, для кого он стал основной, спасительной едой.

 

Кормилицами для детей и взрослых в этот период были коровы. Молока они в то время давали очень мало. Приходилось на коровах пахать и перевозить грузы. Артемий Ефимович Костянной для своих внуков специально сделал телегу, чтобы они в неё могли запрягать корову. Матушка-коровка справлялась и с этой работой.

 

Спасала от голода деревню и давняя наша знакомая — речка Мильтюш. Как и прежде в ней водилось много рыбы.

 

Согревала и лечила людей в войну русская печь. Ей в избе отводилось немало места. Полураздетое население отогревалось на ней в лютые морозы. Она, матушка, лечила от простуды, женщины готовили на ней пищу, пекли хлеб. До сих пор с благодарностью люди вспоминают о русской печке, старики не прочь и сейчас погреть на ней свои косточки. Угля в то время для отопления и обогрева избы не было. Не хватало дров, т. к. привезти было некому и не на чем. Тягловая сила и работоспособное население от темна до темна были на колхозной работе, а дома старики да малые дети. Люди нашли выход — делали кизяки. Жара большого от кизяков не было. Но печь была тёплой всегда. Сбитая из глины, она долго хранила тепло. Уголь, как средство для отопления, появился в 1950-х годах. Его привозили из Карагандинского угольного бассейна (ныне это северная территория респ. Казахстан) для топки в общественных помещениях, затем для частного пользования.

 

Работали в колхозе за трудодни. Отработал день — ставили палочку, и так весь год до нового урожая. В конце года за трудодни выдавали хлеб. Уполномоченный из района следил, чтобы государству план сдачи хлеба был выполнен, несмотря ни на что. Зачастую колхозникам оставались крохи. Вся страна была тогда на военном положении, строго наказывали через суд за опоздание, за прогулы, за малейшее хищение государственной и колхозной собственности. Никто не имел права, несмотря на голод в семье, взять зерна хотя бы в карман. За это судили, наказывали принудительной отработкой, вычетами из заработной платы, лишением свободы до 10 лет с конфискацией имущества. Несмотря на все усилия и почти круглосуточную работу на уборке урожая, хлеб зачастую оставался не убранным в поле. Причиной тому было острая нехватка техники, рабочих рук и плохие погодные условия. Но никто из жителей ни колоска не имел права взять себе.

 

Средняя дочь семьи Костянновых Гончарова Мария за погибшего в 1941 году на войне мужа (в период решающих боёв за Москву) получала пособие на троих детей всего 76 рублей. Поэтому жизнью своей эти дети обязаны были бабушке и дедушке. Старики помогали детям, отдавая им всё, что могли отдать. Дарили любовь и тепло, которых так не хватало в это время. Умудрённые долгой трудной жизнью, они всегда находили выход из любой ситуации, учили добру, взаимной выручке, уважению друг к другу. Привыкшие издавна жить общиной, особенно в лихие годы, они учили, как необходимо подставить плечо ближнему и мужественно, сообща держаться наперекор всем бедам. Люди выстояли. И вот пришла долгожданная Победа.

 

В августе-сентябре 1945 года, после разгрома Японии закончилась Вторая мировая война. Победу приближали, кто чем мог. Без слёз это событие невозможно было встретить. Кто-то плакал от счастья, что остался жив и вернулся в родной дом, кто-то о потерянной молодости и погибших в бою друзьях, кто-то никогда уже не увидит мужа, отца своих детей, кто-то не увидит сына, кто-то горевал о родных и близких. Горе и радость были в это время ни с чем несравнимы и неизмеримы. Дорогой ценой — здоровьем и жизнью — пришлось советскому народу заплатить за победу над фашизмом и в тылу, и на фронтах. Ещё живых старожилов, ветеранов и детей войны до сих пор тревожит память о тех трагических годах.

 

Сколько лет уж прошло, а память живёт, Ясно помнит она сорок первый — трагический год. От слова «война» содрогнулась страна... В ней будет загублена жизнь не одна. Осиротели избы без отцов, сыновей. Одни старики, бабы, дети с бедою своей. Не слышно в деревне песен девичьих, звонких. Вороньём полетели в дома похоронки. Тяжело вспоминать о том дне роковом, Когда принесли похоронку в наш дом... Пришла сразу родня, которая есть, Всей деревней оплакали страшную весть. Кто смог, тотчас прочёл «Извещение», В нём о гибели мужа было сообщение: «Ваш муж геройски погиб в тяжёлом бою, От врага защищая Отчизну свою». Сидела безмолвно, горем убитая мать. Жались дети, не зная, что ей сказать. Бьёт в виски одна мысль, одна без конца — «Им никогда не увидеть отца».

 

«Он погиб, чтобы мы могли жить, Как любили его, так и будем любить,-Сквозь слёзы шептала нам мать. — Нам за него надо жизнь продолжать». Мы знали отца по портрету. Часто с ним говорили, просили совета. Он в ответ ничего не мог нам сказать, Только смог нашей совестью стать. Всю жизнь отца мама ждала, За него, за себя детям силы, любовь отдала. Они страну не отдали на поруганье врагу. Перед матерями, отцами мы в вечном долгу. Мы жили по совести, как учила нас мать. Из руин нам пришлось страну поднимать. Мы были надеждой, опорой страны, Не знавшие детства — дети войны.

 

(Продолжение следует)

  1. Валентина ЛЕСКИНА: Веснина. История села (Часть I)
  2. Валентина ЛЕСКИНА. Веснина. История села (Часть II)
  3. Валентина ЛЕСКИНА. Веснина. История села (Часть III)

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 300

Ключевые слова: Живоносный Источник №2 (10) 2015

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 сентября
22 сентября состоятся Десятые юбилейные Всероссийские Ермаковские Чтения...
28-29 сентября
28-29 сентября состоится конференция "Метаморфозы культуры"...
8-9 ноября
Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданская война. Многовекторный поиск...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
11 октября
Круглый стол "С чего начинается Родина?"...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Сентябрь 2018 (58)
Август 2018 (82)
Июль 2018 (57)
Июнь 2018 (94)
Май 2018 (143)
Апрель 2018 (122)

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии