|
||||||||||||||
![]() ГРИНЕНКО А.А. О моих прямых предках из рода КняжевыхО моих прямых предках из рода Княжевых Гриненко А.А., военный пенсионер, полковник в отставке, писатель, г. Новороссийск, Россия Аннотация: Александр Афанасьевич Гриненко, военный пенсионер, полковник в отставке, наш земляк. Родился в рабочей семье на станции Евсино 26 апреля 1960 года. Здесь он ходил в первый и второй классы, а окончил школу в селе Шипуново Искитимского района, которое сегодня входит в состав города Искитима. Стремление сохранить историю своего рода привело Александра Афанасьевича к созданию уникальной книги. Вдохновленный многочисленными воспоминаниями своих бабушек и дедушек, рассказы родных и погрузившись с головой в архивные изыскания, он проделал огромную работу, воплотив свою мечту в жизнь. По материнской линии А.А. Гриненко происходит от древнего русского рода Княжевых. К XVIII веку семья Княжевых обосновалась в Западной Сибири, в окрестностях Бердского острога, поселившись в деревне Дятлово, ныне входящей в Искитимский район Новосибирской области. Представленная в этом материале первая часть родословной Княжевых дополнена сведениями об истории одного из братьев прадеда автора. Ключевые слова: Сибирь, Искитимский район, Искитим, с. Койново, д. Дятлова, Княжевы, Никольский храм, духовенство, священник Иосиф Юхто, ВОВ. В Государственном архиве Новосибирской области хранятся подлинники и оцифрованные копии метрических книг за 1859-1919 годы (за исключением книг за 1891, 1892 и 1893 годы) бывшего храма святителя Николая Мирликийского Чудотворца Томской духовной консистории (Николаевская церковь, Никольский храм). В электронных копиях этих книг мною выявлены достоверные сведения о датах и местах рождения, датах бракосочетания и похорон моих далёких прямых предков по линии Княжевых и их близких родственников, включая мою бабушку. Храм Святителя Николая Мирликийского Чудотворца был заложен в 1862 году и построен в 1865 году в селе Койновском Бердской волости Барнаульского уезда Томской губернии на высоком берегу Берди, в том самом месте, где в неё вливается Койниха. В настоящее время на месте бывшего храма находится АЗС в районе, называемом «Бараба», на части улицы Советской. В конце прошлого века искитимский художник Михаил Иванович Соколов, родившийся в селе Койновском в 1920 году, нарисовал по памяти Никольский храм, который ему довелось видеть в детские годы. Приход Никольского храма состоял из нескольких населённых пунктов, в число которых в разное время входили: село Койновское, деревни Черноречкина, Шипунова, Дятлёва, Дятлёво-Искитим (Мало-Детлово), Ивановка. По архивным документам – это около пяти тысяч человек, то есть приход был не бедный. Приход уже существовал с разрешения на строительство и назначения настоятеля и притча в 1859 году, о чём свидетельствуют хранящиеся в архиве от этого года метрические книги. При храме с 1902 года работал класс церковно-приходской школы, учиться в который в тот год пришло всего 13 учеников из числа детей состоятельных родителей. Именно от этого класса, открытого при храме в 1902 году, ведётся история старейшей в г. Искитиме средней школы № 3, расположенной в Индустриальном микрорайоне города, в которой мне довелось учиться в 9 и 10 классах. 3 октября 1866 года храм освятили. Но, простоял он не долго. В 1937 году основание храма в весеннее половодье подмыла речка Койниха, под предлогом чего он был закрыт, разобран и полностью разрушен. Перед разрушением всю церковную утварь представители власти сложили в кучу и подожгли. Первым священником храма с 13 февраля 1858 года был рукоположен Михаил Апанасьевич Молчанов. Исполняющим обязанности дьячка в 1866 году становится Иван Яковлевич Хрущёв. 18 ноября 1872 года после смерти Молчанова, настоятелем Койновской Николаевской церкви по май 1889 года становится Флегонт Петрович Тихомиров. С 1866 года на должности псаломщика был определён Иван Яковлевич Кристовоздвиженский, которого в 1884 году сменил Елевферий Сергеевич Макаренко. Много лет, с 1892 по 1914 год настоятелем Никольского храма был Павел Антонович Завадовский, 1847 года рождения. С 1 октября 1913 года по 1914 год на должности псаломщика находился Евфимий Симеонович Коптелов. Указанных священников Никольского храма я решил назвать здесь поименно в память о них и в качестве благодарности за крещение наших предков при рождении, венчании при вступлении в брак, отпевании и участии в похоронах ушедших в мир иной, за оставленные для нас учёты в метрических книгах, которые они добросовестно вели. Последним священником храма был иерей Иосиф Иванович Юхто, арестованный 28 июля 1937 года и расстрелянный 2 сентября 1937 года в городе Новосибирске по приговору от 22 августа того же года тройки УНКВД. На размещённом ниже фото он сидит в центре с крестом на груди. Царствие небесное Батюшке и светлая ему память. При изучении метрических книг удалось установить, что пока моим документально установленным дальним прямым родственником (в седьмом поколении), согласно записей в них, был Флор Княжев , ориентировочно родившийся в 1769 году в деревне Дятлёвой Бердской волости. Считаю необходимым сообщить моим читателям, что имя Флор происходит от латинского слова «florus», что означает «цветущий». Святыми покровителями Флора являются: Флор Иллирийский (именины 31 августа) и Флор Амийский (именины 31 декабря). Хочу отметить, что святые Флор и Лавр, день памяти которых церковь отмечает 31 августа, были одними из самых почитаемых в крестьянской среде. Поэтому, мне представляется, что мой и наш общий предок был рождён скорей всего 31 августа 1769 года или совсем рядом с этой датой и крещён под именем святого Флора. К сожалению, в наше время данное красивое имя совершенно забыто и не применяется в наречении им детей. По записям в метрической книге за 1861 год получены данные на жену Флора и нашу прямую родственницу – Анну Егоровну Княжеву , умершую в Дятлёвой 13 июня 1861 года в возрасте 90 лет, что может указывать на её рождение около 1771 года. Флор является отцом моего прямого предка шестого поколения – Сильвестра Флоровича Княжева , родившегося в 1789 году в Дятлёвой и умершего там же «от дряхлости» , как дословно записано в книге, 18 апреля 1867 года, в возрасте 78 лет. К сожалению, не удалось получить данные на его жену и мою прямую родственницу шестого поколения. Сильвестр – русское мужское личное имя латинского происхождения, означает «лесной, растущий в лесу». Происходит из Древнего Рима, на Русь попало с христианством из Византии. 5 марта Русская православная церковь чтит память преподобномученика Сильвестра Валаамского. Возможно, эта дата и является днем рождения нашего Сильвестра Флоровича. Т.е. он мог родиться 5 марта 1789 года. По записям об умерших прихожанах церкви также установлено, что у Флора был ещё один сын – Феоктист Флорович Княжев – старший брат нашего общего прямого предка Сильвестра Флоровича Княжева, родившийся в деревне Дятлёвой 5 января 1802 года и умерший там же 4 февраля 1872 года в возрасте 70 лет от старости. Их младшей сестрой и дочерью Флора была Евдокия Флоровна Княжева, у которой 8 июля 1863 года в деревне Дятлёвой в браке с Иваном Алексеевичем Княжевым родилась дочь Улита. Когда родились и умерли родители Улиты и что стало далее с ней самой, мне не удалось выяснить, да это и не важно, т.к. к категории близких родственников они не относятся. Благо, что нам и так хоть немного, но довелось узнать о них. В свою очередь Сильвестр Флорович Княжев был отцом моего прямого предка пятого поколения и прапрапрадеда – Сидора Сильвестровича Княжева, родившегося в деревне Дятлёвойв 1816 году. Дату его смерти в метрических книгах я не нашёл. Возможно, она находилась в одной из трёх недостающих в архиве метрических книг за 1891, 1892 и 1893 годы. Значение имени Сидор происходит от древнегреческого Исидор и означает «дар Изиды» – в честь богини плодородия и материнства. Помимо этого, существует и славянская интерпретация имени, где Сидор может означать «дорогой» или «драгоценный». Имя Сидор относится к святому мученику Исидору Хиосскому, который в православии называется «угодником Сидором» и отмечается 27 мая. Таким образом Сидор Сильвестрович мог родиться 27 мая 1816 года. В отношение Сидора Сильвестровича по записям в метрических книгах удалось получить более широкую информацию, чем о его отце и деде. Наиболее важной из неё есть информация о его законном браке с нашей общей далёкой родственницей – Софьей Алексеевной Княжевой , положившей по женской линии начало всей нашей современной родне, отождествляющей себя со старинным родом Княжевых. Имя Софья – очень красивое и старинное греческое и византийское имя, означающее в переводе «мудрость», «разум». В православии высоко чтится раннехристианская мученица Софья (мать Веры, Надежды, Любви). Жила она во IIвеке в Риме, родом была из Милана, подверглась гонениям со стороны императора Адриана и умерла, оплакав дочерей, принявших мученическую смерть. Главный праздник святой Софьи – 30 сентября, который в народе носит название «Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья». Софья Алексеевна могла родиться в 1816 или 1818 году, а вышла замуж за Сидора Сильвестровича в возрасте 18 или 20 лет – примерно в 1836 году. Прожила она немного – около 50 лет. Умерла – 26 июня 1866 года после родов очередного ребёнка – сына Петра,который скорей всего также скончался. По записям в метрических книгах об умерших прихожанах Никольского храма установлено, что у Сидора Сильвестровича был брат и две сестры. В частности, его брат – Алексей Сильвестрович Княжев, родившийся около 1787 года, умер 20 июня 1882 года в деревне Дятлёвой в возрасте 95 лет. Сестра – Лукерья Сильвестровна Княжева, родившаяся около 1803 года, умерла 25 мая 1883 года в деревне Дятлёвой в возрасте 80 лет. Сестра – Василиса Сильвестровна Княжева, родившаяся около 1819 года, умерла 23 апреля 1894 года в деревне Дятлёвой в возрасте 75 лет. После смерти Софьи Алексеевны, Сидор Сильвестрович 22 июля 1869 года в возрасте 53 лет женился вторым браком на дочери деревни Коёнской Бердской волости Петра Егоровича Чуркина – тридцатилетней Степаниде Петровне Чуркиной . Сведений о наличии у них общих детей я не обнаружил. Скольких детей всего родила наша Софья Алексеевна, доподлинно не известно. Но о некоторых, рождённых ею после начала 1859 года, детях информация имеется. Так, 4 июня 1859 года она родила сына Николая Сидоровича Княжева, который видимо также умер, т.к. в дальнейших учётах более не фигурирует. На десять лет раньше Николая, ориентировочно в 1849 году, Софья Алексеевна родила сына, названного Василием. Что с ним стало затем, не знаю. Известно лишь, что у Василия Сидоровича Княжева в браке с Неонилой Васильевной 28 мая 1869 года в деревне Дятлёвой родилась дочь Федосья. 28 января 1860 года Софья Алексеевна родила Иосифа Сидоровича Княжева, судьба которого также не известна. В 1863 году у Сидора Сильвестровича и Софьи Алексеевны родился сын – Иван Сидорович Княжев , о котором известно, что он 15 января 1882 года, в возрасте 19 лет женился первым браком на крестьянской девице деревни Дятлёвой – Ульяне Мефодиевне Княжевой , также родившейся в 1863 году. Иван Сидорович и Ульяна Мефодиевна оказались прадедом и прабабушкой моего одноклассника и школьного товарища Княжева Виктора Дмитриевича , родившегося в 1960 году в Искитиме и проживающего на улице 1-я Бакинская в Шипуновой. Далее большой блок информации посвящён моему прапрадеду – Михаилу Сидоровичу Княжеву , которого Софья Алексеевна родила в деревне Дятлёвой 1 ноября 1864 года. Как хорошо, что его внучка Евдокия (наша баба Дуся) сохранила фотографию, на которой он с красивой седой бородой и седыми усами запечатлён с младшим сыном Даниилом (стоит слева) и дочерью Еленой (стоит в чёрном платке перед ним справа). Данное фото сделано во время похорон мужа Елены Михайловны – Никиты Горбачёва, умершего примерно в 1930 году. Благодаря бабе Дусе теперь мы имеем возможность воочию увидеть, как выглядел наш прямой далёкий предок. Имя Михаил имеет еврейское происхождение, которое переводится как риторический вопрос «Кто как Бог?» в значении «Никто не равен Богу». Именем Михаил мой прапрадед был крещён в честь празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (Михайлов день), ежегодно отмечаемым 21 ноября. Со слов его внучки Федосьи – моей бабушки Фени, Михаил Сидорович Княжев был зажиточным и предприимчивым крестьянином. В том числе, на его деньги и по его инициативе на Берди близ деревни Дятлёвой койновским плотником Аксариным в 1910 году была срублена и поставлена мельница. Баба Феня часто вспоминала эту мельницу и рассказывала мне, что после революции или во время гражданской войны её дед спрятал у основания мельницы свои сбережения в виде золотых и серебряных монет, а она забыла это место, потом часто ходила туда, копала землю вокруг, но так ничего и не нашла. На его мельнице крестьяне Дятлёвой и соседних деревень за определённую плату мололи рожь на муку. Также, со слов сестры моей бабы Фени – Евдокии Фёдоровны, их дед занимался извозом людей и грузов, как по Барнаульскому (Чуйскому) тракту, так и в пределах волости, имея для этого ездовых коней и повозки, нанимая для работы кучерами мужиков. В районе бывшего посёлка Известково, в котором при моём детстве во всю кипела жизнь и даже работал клуб, куда мы иногда ходили на просмотр фильмов, по дороге на Дятлёво и Старый Искитим у подножия горы по правую сторону дороги Михаил Сидорович имел свой мини-завод (печь) по обжигу известняка на хозяйственные нужды. Этой известью крестьяне и прочий люд вплоть до 80-х годов прошлого столетия белили потолки и стены в своих жилищах, а также их дома из самана снаружи, обрабатывали ранее и обрабатывают по сей день основания стволов садовых деревьев и домашней смородины, защищая их от мышей и насекомых. Мне самому приходилось по заданию моей мамы ходить с ведёрком на полуразваленные остатки этой печи, где я выбирал на побелку камни готовой чистой извести, которые по весу были гораздо легче, не подвергшихся обжигу в печи. Как-то раз, когда я был в гостях в Бердске у бабы Дуси и ночевал у неё, она рассказала, что её дед, якобы, симпатизировал политическим и каторжникам, которых царское правительство высылало в Сибирь, в ссылку. Бывало и, видимо, не раз, что Михаил Сидорович давал приют беглым ссыльным из числа будущих революционеров и большевиков. Для них он подавал сигнал о наличии или отсутствии опасности в деревне и в его доме, вывешивая на жердь в ограде перевернутую вверх дном глиняную крынку из-под молока с целыми верхними краями или со сколотыми. Какой-то из этих способов указывал на опасность. Может быть из-за этого в 1930-е годы, во времена массовых политических репрессий, он не пострадал и спокойно встретил свою старость. Баба Феня также рассказывала мне, что Михаил Сидорович был справедливым, но строгим дедом. И ей за различные провинности, коих у неё было не мало, частенько доставалось от деда ремнём по причинному месту. Перед «экзекуцией» он кликал: «Фенька, а ну-ка подь сюда, становись ко мне!» Сам при этом брал голову Федосьи, зажимал её между своих коленей и по оттопыренному месту несколько раз хорошенько проходился ремешком. Как говорила баба Феня, надолго ей этого не хватало и вскоре подобное наказание специально для неё повторялось. 15 мая 1885 года Михаил Сидорович Княжев в возрасте 20 лет женился первым браком на моей прапрабабушке – 18-летней крестьянке деревни Дятлёвой Анастасии Васильевне Томиловой , родившейся там же 10 декабря 1866 года в семье крестьянина Василия Осиповича Томилова и законной жены его Агафьи Фёдоровны – моих предков пятого поколения по линии Анастасии Васильевны. Найти сведения о датах рождения, девичьей фамилии Агафьи и датах их смерти мне пока не представилось возможным. В семье Михаила Сидоровича и Анастасии Васильевны Княжевых в деревне Дятлёвой всего родилось десять детей, о каждом и каждой из которых в отдельности я постарался подробно написать ниже с приложением имеющихся их фотографий. Вих числе: 9 июня 1886 года родилась Фёкла; 25 августа 1887 года родилась Евдокия; 26 ноября 1888 года родился Иван; 23 февраля 1892 года родился мой прадед Фёдор; 1 февраля 1898 года родился Николай; 13 мая 1900 года родилась Клавдия; 18 сентября 1902 года родился Михаил; 24 января 1905 года родился Григорий; 12 декабря 1906 года родился Даниил; 18 мая 1909 года родилась Елена – последний ребёнок в семье Михаила Сидоровича и Анастасии Васильевны. Далее, как можно более подробно, я постарался рассказать своим читателям истории детей Михаила Сидоровича и Анастасии Васильевны, которые стали мне известными в результате общения с моими родственниками, по моим и их воспоминаниям о сохранившихся в памяти историях жизни наших семей, рассказанных родителями, бабушками и другими родственниками из числа старших поколений, ознакомления с их личными и семейными документами и фотографиями, длительного сбора и обобщения исторических фактов об условиях жизни наших предков в царской России и в советское время, полученных в сети Интернет, из архивов Новосибирской и Томской областей, моих личных контактов и связей. В качестве моих помощников в этой работе могу назвать сестру – Ольгу Афанасьевну Гриненко, дочь деда Данилы Княжева – Галину Даниловну Казанцеву (Княжеву) и дочь бабы Дуси Кривобоковой – Ольгу Александровну Симакову (Кривобокову). На фотографиях ниже они размещены слева на право в порядке их упоминания здесь. Из представленного выше списка детей прапрадеда я не располагаю никакой информацией в отношение Фёклы, Евдокии и Николая, родившихся в 1886, 1887 и 1898 году соответственно. Возможно, они умерли, не дожив до года, что в те времена имело среди новорожденных массовый характер. Маленькие детки часто умирали в течение первых двух недель или двух-трёх месяцев. Смертность среди них составляла значительный по количеству объем в годовой статистике церковных приходов. В графе метрических книг о причинах смерти детей чаще всего записано «от поноса» (дизентерии), «от водянки» (накопления жидкости в грудной и брюшной полости), «от коклюша» (воздушно-капельной бактериальной инфекции, вызывающей спазматический кашель, приводящий к смерти) и «от оспы» (пузырьковой сыпи и общего интоксикационного синдрома). Медицинская сеть, аптеки и медикаменты для крестьян в то время практически отсутствовали, до врачей было далеко, да и телефона не было, чтобы вызвать врача на дом, познаний у населения о вирусах и бактериях также не было, прививки от болезней детям не ставили, личная и общественная гигиена в сельской местности находились на крайне низком уровне. Отсюда и массовая смертность среди новорожденных и грудничков. Сильные детки выживали, или их спасали бабки-знахарки, знающие разные лечебные травы, корешки и даже заговоры. Поэтому, рожали крестьянки много, руководствуясь принципом, чем больше родишь, тем больше детей выживет и продолжит род. Первым в порядке очерёдности хочу рассказать об Иване Михайловиче Княжеве, родившемся 26 ноября 1888 года в деревне Дятлёвой. Ему довелось выжить и прожить, хоть и трудную, но героическую жизнь. Как и все крестьянские дети, Иван с малых лет крутился возле отца, был ему первым помощником и подмогой. Рано научился ездить верхом на коне, как в седле, так и без него, управлять лошадью, тянущей плуг и борону при вспашке земли в поле, а также сани, телегу или повозку по дороге и бездорожью. Азам грамоты он учился от отца и матери, деда Сидора и бабы Софьи, у которых был одним из любимых внуков. В 1903 году в Дятлёвой, по инициативе деревенских мужиков, была открыта школа грамоты, когда Ивану уже было 16 лет. Думаю, что, хотя бы год он походил на учёбу в эту школу. Как и все дети, вместе с родителями по воскресеньям он ездил в повозке или верхом на коне в Никольский храм в село Койновское, от того так рано приобщился к нашей христианской вере и оставался глубоко верующим человеком до конца днейсвоих. Ещё в юношеские годы ему приглянулась стройная и шустрая, небольшого росточка, темноволосая и симпатичная девица Мария – соседская дочь Казанцева Павла Вакуловича и жены его Марии Павловны . К ней он давно присматривался, встречался тайком то здесь, то там, гулял вечерами у околицы и страстно полюбил её. Весной 1907 года поделился с отцом Михаилом Сидоровичем своими мыслями о желании жениться на Марие. Отец дал добро, хорошо зная её родителей, как трудолюбивых и порядочных людей. Заслали сватов в дом Казанцевых, где и порешили, играть свадьбу по лету – до сенокоса. И вот, 22 июля 1907 года, после благословения и венчания в церкви, Иван Михайлович и Мария Павловна стали мужем и женой. В следующем году, 1 июня 1908 года, Мария Павловна успешно родила девочку, наречённую при рождении именем Мария , как её мама и бабушка, имеющим значения «любимая» и «желанная». О дальнейшей судьбе Марии я не знаю, но очень надеюсь, что она выжила и прожила хорошую и достойную жизнь. Ещё через год, 1 ноября 1909 года, в семье родился сын Павел, который, как и его отец, стал военным и воевал за Родину. Но, об этом я напишу чуть позже. Сейчас же хочу продолжить свой рассказ об Иване Михайловиче. На левой фотографии внизу вы видите статного военного в форме пограничника Отдельного корпуса пограничной стражи, созданного по Указу Александра IIIот 15 октября 1893 года. Иван Михайлович в 23 года, в 1911 году, был призван на службу в Отдельный корпус пограничной стражи и направлен для её прохождения на Дальний Восток, в Заамурский пограничный округ. Службу проходил в должности рядового объездчика 6-й роты 5-го Заамурского пограничного пехотного полка с местом дислокации в населённом пункте Имяньпо уезда Шанчжи близ Харбина провинции Хэйлунцзян Китая, где его рота охраняла выделенный участок пути Маньчжурской железной дороги, принадлежавшей Российской империи, от диверсий и порчи со стороны местных жителей. Фотография была сделана в 1913 году и выслана домой жене, а также на память родителям, всем братьям и сёстрам. Выглядела форма в цвете так, как показано на рисунке справа от фотографии. Главное для меня, как бывшего пограничника, на данной картинке – это зелёная пограничная фуражка, учреждённая приказом по Отдельному корпусу пограничной стражи от 1 июля 1902 года в отношение формы одежды пограничника. Оттуда же и зелёные погоны на плечах. Думаю, что и тогда любимой песней Ивана Михайловича, и его сослуживцев мог бы быть гимн пограничников со словами: « А на плечах у нас зелёные погоны, И мы с тобой, дружок, опять идём в наряд. У пограничников суровые законы – Нельзя нам спать, когда другие люди спят ». Командиром полка, в котором служил Иван Михайлович, с 18 октября 1911 года по 1 декабря 1915 года был полковник Бабянский Бронеслав-Теофил Юлианович, родившийся 15 апреля 1862 года в Гродненской губернии Российской империи. В 1915 году полк под его началом по приказу царя Николая II убыл на фронт, где героически сражался и остановил наступление австрийцев на нашу землю. Вместе с полком на фронт убыл и Иван Михайлович. Многие заамурцы погибли на полях сражений Первой мировой войны, некоторые попали в плен, либо были ранены и искалечены, а другие после революции разбрелись по стране со своим оружием и пополняли войска, кто – белых, а кто – красных. Ивану Михайловичу довелось пройти всю войну, целым и здоровым вернуться домой к своей семье в 1919 или 1920 году, о чём свидетельствует нижняя левая фотография, сделанная примерно в то время, на которой он в роскошной папахе и чёрном пальто с меховым воротником запечатлён вместе с женой Марией Павловной, сидящей в тёмной одежде перед ним. Жаль, что не известно, как сложилась дальнейшая судьба Ивана Михайловича. Очень надеюсь на то, что она была не такой трагичной, как у его командира полка, которого в октябре 1939 года арестовали и расстреляли чекисты за участие в боях против РККА в составе Войска Польского. Вот написал я кратко всё, что смог собрать об Иване Михайловиче, и мне пришла такая мысль – ведь все мужчины по линии Княжевых, да и не только мужчины, но и многие женщины, были людьми сильными и целеустремлёнными, не гнули спину и не вставали на колени от тягот и невзгод, а мужественно и стойко их преодолевали. Ставили перед собой сложные задачи и решали их без лени и проволочек. На этот счёт мне пришли на ум слова из песни Булата Окуджавы, написанные им в 1979 году – «Николай нальёт», которые хочу воспроизвести здесь, надеясь, что они понравятся моим уважаемым и любимым читателям: «С каждым часом мы стареем Припев : от беды и от любви. Николай нальёт, Хочешь жить – живи скорее, Михаил пригубит. а не хочешь – не живи. А Федот не пьёт, Наша жизнь – ромашка в поле, сам себя погубит. пока ветер не сорвёт… Дай Бог воли, дай Бог воли, остальное заживёт. Кто там пылкий, кто там робкий – Бог простит, беда намучит, раскошелимся сполна. да и с жизнью разлучит. Не жалей, что век короткий, Кто, что стоит, то получит, а жалей, что жизнь одна. а, не стоит – пусть молчит. Не для праздного веселья Наша жизнь – ромашка в поле, Нас фортуна призвала… пока ветер не сорвёт… Дай Бог лёгкого похмелья Дай Бог воли, дай Бог воли, После долгого стола! остальное заживёт!» Как я указал выше в истории об Иване Михайловиче и законной жене его Марие Павловне, 1 ноября 1909 года у них родился сын Павел Иванович Княжев . Когда его отец пришёл домой с фронта, Павлу уже было около десяти лет – возраст становления у мальчиков задатков мужского характера и понимания своей роли в жизни, взросления и набирания сил. Как минимум к этому времени Павел уже окончил два класса школы, умел писать и считать. Его вы можете увидеть на верхней правой фотографии. На ней он в должности командира отделения с двумя сержантскими ромбиками на петлицах стоит справа от трёх своих подчинённых. На обороте этой фотографии карандашом написано, что 16 декабря 1941 года Павел Иванович Княжев погиб под Москвой. Проверяя данную информацию, мною установлено, что в конце 30-х годов прошлого века наш земляк и мой дальний родственник служил по призыву на Дальнем Востоке, где сначала прошёл обучение в школе сержантского состава, а затем был командиром стрелкового отделения в одной из воинских частей, в составе которой мог принимать участие в боях у озера Хасан или у реки Халхин-Гол. Примечания :Бои у озера Хасан на юге Приморского края продолжались с 27 июля по 11 августа 1938 года между частями Японской императорской армии и частями РККА под командованием маршала Советского Союза Василия Константиновича Блюхера (позже был арестован и 9 ноября 1938 года расстрелян) из-за оспаривания Японией принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная. Боевые действия прекращены заключением перемирия. Бои на Халхин-Голе– вооруженный конфликт между советско-монгольскими войсками и вооруженными силами Японии, продолжавшийся с весны по осень 1939 года у реки Халхин-Гол на территории Монголии (примерно в 900 км на восток от Улан-Батора). Заключительное сражение произошло в конце августа 1939 года и завершилось полным разгромом 23-й пехотной дивизии 6-й отдельной армии Японии. Перемирие между СССР и Японией было заключено 15 сентября 1939 года. Халхин-Гол стал началом блестящей полководческой карьеры будущего Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. После указанных сражений Павел Иванович демобилизовался и прибыл домой, устроился работать в паровозное депо Искитимского участка Томской железной дороги. Женился на работнице депо – Шаминой Клавдии Петровне и построил, возможно с помощью отца и дяди Даниила, деревянный дом, по улице Железнодорожной, 51 в Искитиме Новосибирской области. Великая Отечественная война для советских граждан 22 июня 1941 года началась внезапно и неожиданно. С первых её дней по всей стране, в том числе в деревнях, сёлах, посёлках и городах Сибири, мужчин призывного возраста отправляли на фронт, на защиту Родины от вероломно вторгшихся на её территорию немецко-фашистских захватчиков. К октябрю 1941 года на Западном фронте сложилось крайне тяжёлое положение вокруг Москвы. Для защиты столицы и будущих контрударов Красной Армии под Москвой, в Сибири и на Дальнем Востоке начали спешно формироваться и готовиться новые стрелковые дивизии. 30 июля 1941 года Павел Иванович также, как и многие его друзья и родственники, был мобилизован в действующую армию Искитимским РВК из запаса, в котором он находился в звании сержанта. Для прохождения службы Павел Иванович убыл в формирующуюся в Амурской области 413-ю стрелковую дивизию. Командованием формировать дивизию был назначен генерал-майор Алексей Дмитриевич Терешков , родившийся 17 марта 1893 года в Могилёвской губернии. Позже – 6 апреля 1945 года он был удостоен высоко звания Героя Советского Союза. Уволился Алексей Дмитриевич в запас генерал-лейтенантом, умер 18 марта 1960 года в г. Горький (в н.в. – г. Нижний Новгород). Дивизию старались комплектовать физически крепкими, здоровыми и выносливыми бойцами и командирами, имеющими опыт участия в боевых действиях у озера Хасан, на реке Халхин-Гол и советско-финской войне. Павел Иванович Княжев был назначен командиром стрелкового отделения в одну из стрелковых рот 1320-го стрелкового полка 413-й стрелковой дивизии. Его командиром полка 6 августа 1941 года стал донской казак, майор Фёдор Васильевич Клочников , родившийся 24 мая 1900 года в станице Успенской Хопёрского округа Войска Донского и Царицынской губернии (в н.в. – Волгоградской области), состоявший на службе в Красной Армии с 1918 года. Очень жаль, что в бою 27 ноября 1942 года на территории Смоленской области он погиб. Красивый был и светлый человек, настоящий командир, не прятавшийся за спинами своих солдат. Под этими строками я разместил фотографии прямых командиров нашего сержанта Княжева, слева – командира дивизии генерала Терешкова и справа – командира полка майора Клочникова. До середины октября 1941 года шло формирование и боевое слаживание частей дивизии на учебных полигонах. Проводились стрелковая, тактическая и партийно-политическая подготовка. Личный состав дивизии получил со складов новенькое, с запахом нафталина, обмундирование – тёплую зимнюю одежду, включая ватные телогрейки и штаны, белые овчинные полушубки, шапки-ушанки и стальные каски, обычные рукавицы и шубинки из овчины, белые маскировочные халаты, сапоги и валенки, новые винтовки Мосина и карабины СКС, ручные пулемёты РПД с круглыми дисками, станковые пулемёты марки Максим, противотанковые ружья ПТР, автоматы ППШ и снайперские винтовки СВД, подсумки для патронов и гранат, сапёрные лопатки, противогазы, брючные и поясные ремни, фляжки для воды и котелки для приёма пищи в поле, сухой паёк, боеприпасы и ручные гранаты согласно нормативам. Примерно в 20-х числах октября 1941 года личный состав дивизии и приданные ему части и подразделения погрузились в эшелоны и двинулись по железной дороге на Запад, на встречу врагу, чтобы остановить его под Москвой и сорвать его коварные планы. Рано утром 31 октября 1941 года эшелоны прибыли на ж.д. станцию Сталиногорск-Северная (в н.в. – г. Новомосковск Тульской области в 220 км. от Москвы) с задачей – развернуться в боевые порядки и прикрыть Москву с южного направления, не допустить прорыва танков и мотопехоты вермахта, рвущихся к нашей столице вдоль дороги Тула – Москва, пролегающей через Серпухов, Чехов и Подольск. Разгрузившись на станции под обстрелом врага, части дивизии сходу вступили в бой с наступающим противником. Завязались тяжелейшие и кровопролитные оборонительные бои, продолжавшиеся весь ноябрь, с медленным, но, всё же отступлением советских частей в направлении Москвы. Газета «Известия» 19 ноября 1941 года об этих сражениях писала: «Особенно жестокие бои развернулись в районе села Дедилово и города Болохова. Положение на этом участке фронта остаётся напряжённым исерьёзным. Несмотря на большие потери, немцы продолжают рваться вперёд. Части командиров тов. Терешкова Алексея Дмитриевича (командир 413-й стрелковой дивизии) и тов. Серёгина Ивана Фёдоровича (командир 32-й танковой бригады) сдерживают врага, наносят ему серьёзные удары. Бои продолжаются с раннего утра до позднего вечера». В одном из этих боёв, 10 ноября 1941 года – на десятый день нахождения на фронте, Павел Иванович Княжев получил тяжёлое ранение и был эвакуирован в подвижный полевой госпиталь № 438, в котором 21 ноября 1941 года умер от ран, хотя врачи боролись за его жизнь целых десять дней. Первично он был захоронен по месту нахождения подвижного госпиталя, а 7 мая 1955 года прах нашего героя и земляка-искитимца был перезахоронен в братскую могилу советских воинов на городском кладбище в г. Скопин Рязанской области. Ниже я разместил фотографию братской могилы – места последнего упокоения Павла Ивановича. Не дождалась с фронта своего супруга Клавдия Петровна и в одночасье, как и миллионы советских женщин, стала вдовой солдата, честно погибшего в боях за свободу и независимость нашего Отечества. Фамилия Павла Ивановича внесена на вечно в Книгу памяти Новосибирской области. Слава и вечная память Павлу Ивановичу Княжеву! Мы гордимся тобой земляк! Теперь твоё доброе имя будет надолго увековечено и в настоящей книге, как дар за твой воинский подвиг Солдат! Вот такой получилась история одного из сыновей и внука Михаила Сидоровича Княжева и его жены Анастасии Васильевны.
«Живоносный Источник» №1 (31) за 2025 год
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 98 |