Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 24.06.2025 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Деятельность епархиальных училищ Тобольской епархии как форма социального обеспечения сирот и детей духовного звания в середине XIX - начале XX вв.


Деятельность епархиальных училищ Тобольской епархии как форма социального обеспечения сирот и детей духовного звания в середине XIX – начале XX вв.

КРУГЛИКОВ А.С. диакон,
аспирант кафедры истории России и документоведения Нижневартовского государственного университета, член Императорского православного палестинского общества, Ханты-Мансийская епархия, г. Нижневартовск, Россия


 
Аннотация: Статья посвящена исследованию деятельности епархиальных училищ Тобольской епархии в середине XIX – начале XX вв. как формы социального обеспечения сирот и детей духовного звания. В этот период модернизационные процессы в Российской империи, включая изменения в социальной структуре общества и церковно-государственных отношениях, привели к переосмыслению роли церкви в общественной жизни, включая образовательную и социальную сферы. Особое внимание уделяется Тобольской духовной семинарии и Тобольскому епархиальному женскому училищу, которые рассматриваются не только как образовательные учреждения, но и как важные социальные институты, обеспечивающие поддержку нуждающихся детей. В статье анализируется материальное положение учащихся семинарии, большинство из которых происходило из бедных семей духовенства. Отмечается, что многие студенты находились в крайне тяжелом финансовом положении, что побудило духовенство епархии к созданию ссудной кассы для оказания материальной помощи. Однако, несмотря на усилия, деятельность кассы сталкивалась с трудностями, связанными с нестабильностью поступлений и невозвратом ссуд. В результате, в начале XX века было создано Общество вспомоществования нуждающимся учащимся, которое стремилось систематизировать помощь через выдачу пособий и ссуд. Особое внимание уделяется Тобольскому епархиальному женскому училищу, которое было создано для обеспечения образования и социальной поддержки дочерей духовенства, особенно сирот. Училище выполняло важную социальную функцию, предоставляя приют и образование девочкам из бедных семей. В статье подробно рассматривается процесс организации училища, его финансирование и деятельность, включая создание Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам. Несмотря на финансовые трудности, училище смогло частично удовлетворить потребности своих воспитанниц, предоставляя им необходимые средства для обучения и проживания.Автор приходит к выводу, что деятельность епархиальных образовательныхучреждений Тобольской епархии, несмотря на ограниченные ресурсы и организационные трудности, сыграла свою роль в социальном обеспечении сирот и детей духовного звания. Эти учреждения стали важным элементом системы церковной благотворительности, сочетая образовательные и социальные функции. Однако их эффективность была ограничена финансовыми проблемами и нестабильностью поступлений, что особенно ярко проявилось в период социальных потрясений начала XX века.

Ключевые слова : Тобольская епархия, социальное обеспечение, сироты, Тобольская духовная семинария, Тобольское епархиальное женское училище, ссудная касса, общество вспомоществования.

Модернизационные процессы второй половины XIX – начала XX вв., изменение состава социальных формаций структуры общества Российской империи и церковно-государственных отношений, и, как следствие, возвращение внутрицерковного дискурса к соборным началам, сделали необходимым поиск современного вариативного решения роли общественных функций, что коренным образом изменило и феминистические настроения в модификации социального статуса женщин. Русская церковь, являясь непосредственным участником нового политического курса, оказалась на границе между государственными преобразованиями и огромными социальными массами подданых империи, оказывая влияние как на общественную, так и на государственную конъюнктуру страны. Эти процессы коснулись не только социально-политической мысли, они повлияли на образовательные модели как государственных, так церковных учебных заведений всех уровней.

К началу «Великих реформ» образовательная политика церкви, реализуемая через систему, как внутрисословных, так и всесословных учебных заведений, подчиненных Синоду, представляла собой макросегмент образовательной структуры империи, поддерживающую, кроме традиционной, «новый тренд» на образовательную и социальную инициативу женщин. Для указанных хронологических рамок является характерным быстрый рост количества женских учебных заведений, что выводит феминистические представления из дискуссий в область реальной жизни.

Деятельность церковных образовательных организаций затрагивает как время реформ, так и контрформ, с одной стороны, являясь противоположными по своей сути для общественно-государственных парадигм, они, с другой стороны, по нашему мнению, явились воплощением традиционного соборного начала для церкви, требующего, как обновления социальных институтов, так и сохранения их традиционных для христианства ценностей. Деятельность епархиальных учебных заведений принято рассматривать с точки зрения реализации образовательного или воспитательного церковного стандарта, заложенного в законодательстве, однако большего внимания в контексте темы настоящего исследования заслуживает внимание функционирование Тобольской духовной семинарии и Тобольского епархиального женского училища как социальных институтов.

Основанная три века назад, Тобольская духовная семинария является уникальным и институциональным учебным заведением. Ее основное предназначение – всесторонняя подготовка священников и церковнослужителей. За время своего существования семинария выпустила множество выдающихся деятелей Русской православной церкви. Среди них – митрополиты, епископы, авторитетные богословы, историки и священники. Их вклад значительно обогатил историю и наследие церкви. Однако материальное положение духовенства в Тобольской епархии было недостаточным для оплаты за обучение в семинарии, вследствие чего, учащиеся находились в крайне бедственном состоянии.

Вопрос о материальной помощи беднейшим воспитанникам Тобольской духовной семинарии впервые был поднят на очередном съезде духовенства Тобольской епархии в конце 1883 г. Главной заботой отцов-депутатов стали беднейшие студенты, во время обучения арендующие квартиры, и сироты, которые уже окончили полный курс семинарии. Ректор семинарии отмечал, что некоторые священно-церковнослужители по бедности своей не имеют возможности ежемесячно, а некоторые и по несколько месяцев, платить за «содержание детей на квартирах». Многие из арендодателей, среди них вдовые жены священников, сами живут за чертой бедности и имеют содержание только от сдаваемых в аренду комнат и квартир. Повсеместная бедность сельского духовенства заставляла их детей искать деньги для оплаты долгов самостоятельно, а в некоторых случаях оставлять в качестве залога свою одежу или подкреплять свое обязательство об оплате распиской. Решением депутатов съезда было учреждение ссудной кассы для воспитанников семинарии, которое было поддержано всеми без исключения, «так как редкий из них, обучаясь в семинарии, не испытывал того, о чем писалось в только что услышанном отношении. Всем им, видимо, желательно было устранить те стеснительные условия, среди которых протекает жизнь современной семинарской молодежи» [22, с. 126-127]. Первоначальный капитал кассы было решено образовать через добровольные единовременные пожертвования с духовенства епархии [25, с. 197-198]. Однако данное решение носило единовременный характер и не могло на постоянной основе, в условиях работы кассы и выдачи ссуд и пособий, рассчитывать на стабильное пополнение капитала. Для этих было решено выдавать возвратные ссуды нуждающимся под небольшой процент. Для учащихся эта сумма не превышала 10 руб., которые они должны были в обязательном порядке вернуть в кассу после получения денег от своих родителей, а для выпускников – 30 руб., с возвратом через шесть месяцев. Проценты на выдаваемые ссуды для учащихся выпускников также были разными: для учащихся – 0.5 коп. с рубля, для выпускников – 1 коп. с рубля за каждый месяц. Заведывание кассой с обязанностью составления ежегодного отчета о движение средств была возложена на членов правления семинарии [22, с. 128].

Накопление капитала кассы постоянно было заботой духовенства. На епархиальных съездах неоднократно (в 1893 [13, с. 78], 1901 [14, с. 48-49], 1904 [15, с. 132-133], 1907 [16, с. 286] гг.) поднимался вопрос об ассигновании денежных сумм на ссудо-вспомогательную кассу для воспитанников семинарии, что свидетельствует о неоднородности и нестабильности возврата ссуд учащимися и выпускниками Тобольской духовной семинарии. Вследствие чего, деятельность кассы и проверка приходно-расходных книг стала предметом рассмотрения специально созданной комиссии [12, с. 83-84].

В 1894 г. деятельность кассы была приостановлена и принято решение о взыскании долгов с заемщиков [13, с. 78-80]. Однако без регламентации своих действий касса больше не могла существовать, требовалось утвердить устав, разработка которого началась в 1896 г., о чем была специальная заметка в Тобольских епархиальных ведомостях [43, с. 178]. Вследствие чего, итогом работы комиссии «после немалой переписки с различными учреждениями и лицами, долги с прежних должников были по возможности взысканы и вместе с сим был выработан проект устава Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Тобольской духовной семинарии», согласованный с уставом обществ «вспомоществования нуждающимся учащимся», Министерства внутренних дел, и утвержденный 13 мая 1902 г. господином начальником Тобольской губернии [28, 348-359].

В июле 1902 г. Устав общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Тобольской духовной семинарии был опубликован в Тобольских епархиальных ведомостях, состоял из 48 параграфов и имел следующую структуру:

1. Цель общества;

2. Состав общества;

3. Средства общества;

4. Управление делами общества;

5. Комитет общества;

6. Общие правила.

Созданное общество имело своей целью «доставлять недостаточным воспитанникам Тобольской семинарии материальные средства к получению образования», для чего планировалось выдавать денежные пособия по нескольким направлениям: 1) содержание в казенном, епархиальном общежитии или на квартирах; 2) приобретение учебных пособий, одежды, обуви и других необходимых вещей; 3) поездки лечения болезней. Члены общества разделялись на несколько категорий в зависимости от внесенных пожертвований в капитал общества или «оказавшие какие-либо особые заслуги»: соревнователи (менее 3 руб. в год, но не менее 1 руб.), действительные (не менее 3 руб. в год), пожизненные (не менее 50 руб. единовременно), почетные (так, например, 31 января 1910 г. общие собрание членов общества выразило епископу Антонию «чувство глубокой и искренней благодарности за его внимательное и отзывчивое отношение к нуждам и деятельности общества, и почтительнейше просит его, в знак памяти и уважения, – не отказать принять звание почетного члена Общества» [42, с. 88-89]).

Средства общества состояли из нескольких видов поступлений: ежегодные членские взносы; единовременные пожертвования членов или сторонних лиц, как деньгами, так вещами и книгами; «собираемых членами в кругу знакомых им лиц пожертвований по выдаваемым из комитета за скрепою председателя и печатью общества книжкам»; сборов от устраиваемых литературных чтений, духовных концертов и т.п.; доходов от капиталов и имуществ общества; из сумм, назначаемых обществу в пособие епархиальным духовенством. Из взносов пожизненных членов и 20% ежегодных членских взносов образовался запасный капитал общества, который обращался в процентные бумаги, приобретаемые на имя общества и хранящиеся в местном отделении государственного банка. Если образовывались остатки, то они также отчислялись в запасный капитал. Остальные суммы хранились в сберегательной кассе государственного банка и употреблялись комитетом по мере необходимости на текущие расходы [44, с. 265-274].

Со временем в положения устава были внесены незначительные изменения. Перед началом обучения, в июле 1907 г., от комитета общества, через публикацию в епархиальных ведомостях, родителям обучающимся и студентам было предписано извещать комитет общества желают ли они «в случаях крайней нужды получать» денежное пособие и в каком размере, с письменным обязательством, без которого «комитет денежных пособий выдавать больше не будет», своевременного возврата, полученной их детьми ссуды [23, с. 81]. В 1914 году комитетом общества было принято решение об «образовании стипендии имени бывшего ректора семинарии, протоиерея П.Д. Головина», на обеспечение которой также стали поступать целевые пожертвования [24, с. 310].

Эффективность работы Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии оценивается учеными в полярных суждениях. Для оценки его деятельности необходимо рассмотреть годовые отчеты общества, приходную и расходную часть бюджета. В представленной Таблице 1 отображено поступление денежных средств в общество от всех источников финансирования в 1884-1916 гг.

Таблица 1

Поступление денежных средств в Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии 1884-1916 гг.

[26, с. 89; 27, с. 138; 40, с. 159; 29, с. 92-101; 30, с. 180-187; 1, с. 91-92; 2, с. 135-136; 3, с. 74-86; 4, с. 225-227; 5, с. 244-253; 6, с. 262-265; 7, с. 256-258; 8, с. 275-277;9, с. 285-290; 10, с. 299-302; 11, с. 337-341]

Как видно из представленных данных, приход денежных средств в общество был стабильным, хоть и недостаточно однородным. Поступления не опускались ниже 580 руб., минимальные показатели характерны для начального периода, когда приход средств характеризовался единовременными отчислениями от всех священно-церковнослужителей епархии, и не поднимались выше 1800 руб. Поступления от членов общества были стабильными. На протяжении рассматриваемого периода количество действительных членов (28-30 чел.) и соревнователей (35-40 чел.) оставалось на одном уровне, что не могло существенно увеличить доходную часть бюджета, а пожизненных членов, внесших единоразово больше 50 руб. насчитывалось не более пяти человек. Несмотря на активную агитацию среди духовенства и прихожан, привлечь новых членов для существенного изменения текущего положения не удавалось. Кроме того, возвратные ссуды и проценты на них поступали неравномерно и могли растянуться на несколько лет, при чем за должниками числилась сумма, доходящая до поступлений в приходную часть общества за целый год.

Таким образом, все эти обстоятельства не могли позволить существенным образом увеличить запасный капитал общества для его приращения за счет начисляемых процентов, не повысить уровень материального обеспечения учащихся за счет большего количества выдаваемых пособий и ссуд или повышения выплат. В представленной Таблице 2 видны расходы общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии 1884-1916 гг.

Таблица 2

Расход денежных средств в Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии 1884-1916 гг. на выдачу пособий

[26, с. 89; 27, с. 138; 40, с. 159; 29, с. 92-101; 30, с. 180-187; 1, с. 91-92; 2, с. 135-136; 3, с. 74-86; 4, с. 225-227; 5, с. 244-253; 6, с. 262-265; 7, с. 256-258; 8, с. 275-277; 9, с. 285-290; 10, с. 299-302; 11, с. 337-341]

Данные показывают, что максимальные значения выплат по предоставляемым ссудам и пособиям характерны для начального этапа функционирования кассы в формате общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Тобольской духовной семинарии, когда все поступающие средства тратились на помощь учащимся. Характерные для 1902 г. изменения в отношении пенсионного обеспечения духовенства в Российской империи дали новый толчок преобразований и на епархиальном уровне. Утвержденный устав общества вспомоществования учащимся стал прототипом для реформирования кассы взаимной помощи духовенства Тобольской епархии, что характеризовалось накоплением капитала за счет поступлений и увеличением этого капитала за счет приращения процентов, что обуславливает падение сумм, выплачиваемых просителям. С накоплением же капитала, суммы, потраченные на пособия, и ссуды с каждым годом показывают стабильный рост и с 1908 г. остаются примерно на одном уровне (500-700 руб.).

Деятельность общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Тобольской духовной семинарии заключалась в выдаче беднейшим и нуждающимся учащимся заимообразных и безвозвратных ссуд на приобретение одежды и обуви, для уплаты аренды за квартиру и для удовлетворения других неотложных потребностей. Вследствие постоянной нехватки денежных средств, комитет общества неоднократно обращался через правление семинарии к обще-епархиальному съезду духовенства и церковных старост об ассигновании дополнительных сумм для деятельности общества, к правлению семинарии о выделении для общества заимообразной ссуды из казенных семинарских сумм, а также к отцам благочинным для сбора пожертвований в пользу общества по подписным листам, так как закладывать или продавать принадлежащие обществу процентные бумаги комитет общества не хотел.

Но, несмотря на все усилия комитета общества по поиску источников финансирования, капитал кассы существенным образом не увеличивался. На 1 января 1917 г. капитал общества составлял 2000 руб. в процентных бумагах, а общая сумма долгов – 2035 руб. Кроме того, выдаваемые заимообразные ссуды превосходили безвозвратные в 1,5-2 раза [11, с. 337-341], что еще раз говорит о необходимости пополнения приходной части капитала. Число казенных вакансий в семинарии только уменьшалось, а численность семинаристов к нач. XX в. стремительно возрастала. В финансовом отношении, жизнь в г. Тобольске становилась существенно дороже, поэтому, бедное и многодетное духовенство, особенно церковнослужители и диаконы, не могли без посторонней помощи дать своим сыновьям семинарское образование.

Иным по своей значимости и эффективности в отношении материальной поддержки дочерей беднейшего духовенства представляется деятельность Общества вспомоществования при Тобольском епархиальном женском училище, которое было организовано при епископстве Варлаама (Успенского), который, только прибыв на кафедру в конце 1862 г., сразу же поставил вопрос об учреждении училища. За отсутствием помещения для училища в городе Тобольске, местом его размещения был выбран Иоанно-Введенский монастырь, впоследствии в декабре 1864 г. преобразованный из мужского в женский. Представление об открытии училища было послано в Синод в декабре 1863 г., разрешение получено 17 февраля 1866 г., а 21 ноября этого же года женское училище на 30 человек начало свою работу в Тобольской епархии. Кроме назначенных целей в вопросах образования и воспитания девиц духовного звания, училище несло социальную функцию, давая приют и пропитание беспомощным сиротам – дочерям местного духовенства [17, с. 414-418].

Поскольку число желающих поступить на обучение в женское училище с каждым годом росло, а здания монастыря, вследствие недостаточности помещений, этого сделать не позволяли, на окружных съездах духовенства в 1877-1878 гг. было решено сменить локацию размещения училища с монастыря на город Тобольск, о чем было возбуждено ходатайство перед Синодом. Для этих целей был приобретен дом купца Пелишева, где одновременно могли размещаться 40 воспитанниц, из которых 30 на полном казенном содержании и 10 пансионерок с оплатой 65 руб. в год. Деньги на покупку дома для размещения училища большей частью были взяты из предполагавшейся к открытию пенсионной кассы духовенства Тобольской епархии [20, с. 21-22].

Вопросы содержания епархиального училища легли на попечительство о бедных духовного звания, членами которого была составлена смета расходов на 1880-1881 учебный год в размере 4278 руб. 47 коп. Однако в январе 1881 г. обнаружилось, что целевых запланированных пожертвований в епархиальное попечительство не поступает, кроме того в смету не вошли необходимые расходы по страхованию приобретенного для воспитанниц дома, лечению больных, вознаграждению доктору, приобретение верхней зимней и летней одежды и т.д., в общей сложности на сумму более 1000 руб., а с недоимкой по целевым взносам – более 2500 руб.

Поиском недостающих средств занялся епархиальный съезд духовенства, собранный для этих целей на внеочередное заседание 11 февраля 1881 г., который постановил: «просить епархиальное попечительство оказать духовенству помощь – покрыть дополнительную смету и недостаток по прежней, всего 2656 руб. 38 коп., из свободных сумм, духовенство же со своей стороны усугубит деятельность по сбору пожертвований в пользу сирот духовенства епархии». Однако своей резолюцией епископ Василий (Левитов) отклонил постановление съезда, предложив депутатам найти иной источник финансирования, а средства попечительства «сберегать про черный день, – особенно при нынешних неустойчивых, колеблющихся мирян к духовенству». Большинством голосов было принято решение собрать с духовенства Тобольской епархии 2000 руб., по 4 руб. со штата, а оставшиеся 656 руб. 38 коп. за счет свободных сумм епархиального попечительства, а воспитанницам окончившим курс в 1881 г. съезд единогласно решил оставить пользовавшиеся ими платья и выплатить по 10 руб. в виде единовременного пособия для каждой [20, с. 25-26].

Итогом работы епархиального съезда духовенства стало преобразование Тобольского женского духовного училища в епархиальное трехклассное училище на местные средства с двухгодичным обучением в каждом классе, на что указом Синода №2301 от 5 июня 1881 г. было получено разрешение [21, с. 36]. Однако такие сроки обучения имели свои неудобства, так как прием воспитанниц осуществлялся не каждый год, а через год, то достигшие школьного возраста дочери духовенства должны были ждать своей очереди целый год, а дождавшись могли быть не приняты в училище за неимением вакансий, так как, во-первых, количество желающих поступить с каждым росло, а во-вторых, ученицы, не успевавшие по какому-нибудь предмету в течение двухгодичного курса, должны были оставаться в том же классе еще на два года.

Подобная ситуация вызывала определенные неудобства, что побудило совет училища поставить перед преосвященным Авраамием (Летницким) вопрос о преобразовании училища из трехклассного в шестиклассное, на что 15 декабря 1886 г. было получена положительная резолюция от епископа, а указом №689 от 3 марта 1887 г. утверждено Синодом. Таким образом, ученицы третьего класса, проучившиеся к этому времени два года, были выпущены из училища с правами на звание домашней учительницы, а из учениц первого и второго классов образовали классы со второго по четвертый: воспитанницы, получившие вполне удовлетворительные отметки были переведены в следующие классы, а девочки со слабыми способностями оставались в том же классе на следующий учебный год, набор же в первый класс училища предполагалось осуществить в августе [17, с. 416].

Деятельность епархиального женского училища была весьма успешной, статус училища на законодательном уровне был приравнен к женским гимназиям министерства народного просвещения. Однако первостепенная задача учреждения епархиального училища была   иктована заботой о сиротах духовного звания, которые на протяжении всего срока обучения, не имея средств к существованию, жили при училище, а окончив курс, могли обеспечить себе верный заработок посредством преподавания в церковно-приходских и министерских школах [18, с. 442-443].

Заслуги Тобольских преосвященных состояли не столько в открытии епархиального женского училища, сколько в постоянном изыскании средств для его существования. Так основатель училища преосвященный Варлаам (Успенский) ставил перед руководством училища и епархиальными съездами духовенства задачу образования основного капитала, на проценты с которого деятельность училища могла осуществляться беспрепятственно, а воспитанницы, особенно сироты и девицы бедного духовенства – жить безбедно в стенах училища. Преосвященный с этой целью настойчиво приглашал церкви и причты к пожертвованию на нужды училища, кроме того, что своим распоряжением Варлаам (Успенский) все штрафные деньги, получаемые со священно-церковнослужителей, обращал в пользу училища, он сам был первым жертвователем финансовых средств на уставную деятельность, пожертвовав в общей сложности более 2000 руб. с целью образования в училище именных стипендий, получатели которых назывались «пансионерками архиепископа Варлаама», на что 19 августа 1876 г. указом Синода №2827 данное начинание было утверждено [17, с. 417].

Основной же капитал был составлен за счет средств епархиального попечительства о бедных духовного звания в 1881 г. облигациями государственного банка и другими процентными бумагами в сумме 28206 руб. и наличными 937 руб. 76,5 коп. Однако этих средств оказалось недостаточно и вопрос об образовании неприкосновенного капитала, за счет которого содержались бы духовно-учебные заведения Тобольской епархии, еще неоднократно поднимался на съездах духовенства [41, с. 36-45].

 

Продолжение следует...

Список источников и литературы

1. В обществе вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1908. №4. Отдел неофициальный. С. 91-92.

2. В обществе вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1909. №5. Отдел неофициальный. С. 135-136.

3. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1911 год // ТЕВ. 1912. №6. Отдел официальный. С. 74-86.

4. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1912 год // ТЕВ. 1913. №11. Отдел официальный. С. 225-227.

5. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1912 год // ТЕВ. 1913. №12. Отдел официальный. С. 244-253.

6. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1912 год // ТЕВ. 1913. №13. Отдел официальный. С. 262-265.

7. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1914 год // ТЕВ. 1915. №19. Отдел официальный. С. 256-258.

8. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1914 год // ТЕВ. 1915. №20. Отдел официальный. С. 275-277.

9. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1914 год // ТЕВ. 1915. №21. Отдел официальный. С. 285-290.

10. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1914 год // ТЕВ. 1915. №22. Отдел официальный. С. 299-302.

11. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1916 год // ТЕВ. 1917. №№23-24. Отдел официальный. С. 337-341.

12. Журналы общеепархиального съезда духовенства. 16 декабря 1893 года // ТЕВ. 1894. №4. Отдел официальный. С. 83-84.

13. Журналы Тобольского общеепархиального съезда духовенства. По делам духовно-учебных заведений Тобольской епархии // ТЕВ. 1899. №5. Отдел официальный. С. 78-80.

14. Журналы Тобольского общеепархиального съезда духовенства 1901 года. Журнал №35 от 10 декабря 1901 г. // ТЕВ. 1902. №4. Отдел официальный. С. 48-49.

15. Журналы обще-епархиального съезда депутатов духовенства Тобольской епархии 1904 г. Журнал №23 от 15 декабря 1904 г. // ТЕВ. 1905. №5. Отдел официальный. С. 132-133.

16. Журналы общеепархиального съезда духовенства Тобольской епархии 1907 года. Журнал №44, декабря 17 дня 1907 года // ТЕВ. 1908. №14. Отдел официальный. С. 286.

17. К истории Тобольского епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1899. № 21. С. 414-418.

18. К истории Тобольского епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1899. № 22. С. 437-443.

19. Кругликов А.С. Деятельность общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии в 1883-1916 гг. // Макарьевские чтения: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Республика Алтай, Горно-Алтайск, 21-22 сентября 2023 года. Республика Алтай, Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2023. С. 27-35.

20. Обще-епархиальный съезд духовенства, Тобольской епархии в 1881 г. и главный предмет его занятий – женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1882. № 2. С. 17-33.

21. Обще-епархиальный съезд духовенства, Тобольской епархии в 1881 г. и главный предмет его занятий – женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1882. № 3. С. 35-43.

22. Обще-епархиальный съезд духовенства в г. Тобольске в декабре 1883 года // ТЕВ. 1884. №6. Отдел неофициальный. С. 125-128.

23. От комитета общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1907. №13. Отдел официальный. С. 81.

24. От комитета общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1914. №16. Отдел официальный. С. 310.

25. От Правления Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1885. № 19. Отдел официальный. С. 197-198.

26. От правления Тобольской духовной семинарии. Отчет по ссудо-вспомогательной кассе воспитанников семинарии // ТЕВ. 1886. №8. Отдел официальный. С. 89.

27. От правления Тобольской духовной семинарии. Отчет по ссудо-вспомогательной кассе воспитанников Тобольской духовной семинарии за 1886 год // ТЕВ. 1887. №11 и 12. Отдел официальный. С. 138.

28. Открытие общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1902. №20. Отдел неофициальный. С. 348-359.

29. Отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1902-1903 год // ТЕВ. 1904. №6. Отдел официальный. С. 92-101.

30. Отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1904 год // ТЕВ. 1905. №7. Отдел официальный. С. 180-187.

31. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1909/10 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1911. 12 с.

32. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1910/11 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1912. 12 с.

33. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1911/12 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1913. 10 с.

34. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1913/14 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1915. № 1. С. 9-13.

35. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1913/14 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1915. № 3. С. 45-47.

36. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1914/15 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1917. № 11/12. С. 127-131.

37. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1915/16 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1917. № 11/12. С. 131-135.

38. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1916/17 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1918. № 11/12. С. 177-182.

39. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1917/18 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1919. № 1/2. С. 14-16.

40. Отчет по ссудо-вспомогательной кассе воспитанников Тобольской духовной семинарии за 1887 год // ТЕВ. 1888. №13 и 14. Отдел официальный. С. 159.

41. Порядок преобразования училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1882. № 3. С. 36-45.

42. Протокол общего собрания членов Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1910. №6. Отдел официальный. С. 88-89.

43. Разные известия. Вырабатывается устав попечительного общества о бедных воспитанниках Тобольской семинарии // ТЕВ. 1896. №8. Отдел неофициальный. С. 178.

44. Устав общества вспомоществования учащимся в Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1902. №14. Отдел официальный. С. 265-274.

 

«Живоносный Источник» №1 (31) за 2025 год

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Деятельность епархиальных училищ Тобольской епархии как форма социального обеспечения сирот и детей духовного звания в середине XIX - начале XX вв. Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Деятельность епархиальных училищ Тобольской епархии как форма социального обеспечения сирот и детей духовного звания в середине XIX - начале XX вв.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 185

Ключевые слова: Живоносный Источник №1 (31) 2025

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей

    Архив новостей:

Июль 2025 (1)
Июнь 2025 (14)
Май 2025 (13)
Апрель 2025 (9)
Март 2025 (11)
Февраль 2025 (17)

«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031