Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 06.02.2025 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

КИРЬЯНОВА О.Г. Репрезентация церковной жизни 1950–90 гг. XХ века в экспозициях музеев Русской Православной Церкви


УДК 069

Кирьянова О.Г.

ORCID 0000-0001-5137-5230

Институт Наследия

Соискатель ОЦАД

Москва, Россия


 
«РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ 1950-90 ГГ. XX ВЕКА В ЭКСПОЗИЦИЯХ МУЗЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Аннотация. Статья представляет собой обзор, созданных религиозными организациями Русской Православной Церкви музейных экспозиций, доминирующей темой которых является послевоенная церковная история, различные аспекты церковно-государственных взаимоотношений этого периода. В ряде случаев музейное повествование строится на биографическом материале выдающихся духовных лиц XX века. Как отмечает автор, именно мемориальные экспозиции обладают наибольшим эмоциональным воздействием на посетителя, позволяя вести рассказ о жизни Церкви послевоенного времени через призму личностного восприятия эпохи.

Ключевые слова: музей, церковный музей, церковная экспозиция, мемориальная экспозиция.

Хронологически рассматриваемые в настоящем обзоре церковные музейные экспозиции охватывают значительный период времени – от первых послевоенных лет до начала перестройки. Эти десятилетия для Русской Православной Церкви были непростыми в силу целого ряда внешних и внутренних обстоятельств. Существенным фактором, влиявшим на церковную жизнь, являлись религиозная политика советского государства, основной вектор идеологии которого был атеистическим. Отечественный историк М.В. Шкаровский в своей монографии «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» отмечает: «В середине и второй половине столетия советское общество трижды переживало идеологический кризис: в начале 1940-х, середине 1950-х и конце 1980-х гг. И все они совпадают с началом трех ступеней религиозного возрождения в СССР» [1, с.164]. Именно различные аспекты взаимоотношений Церкви и государства являются доминирующей темой церковных музейных экспозиций, посвященных указанному периоду.

Комплектование фондов церковных музеев происходит в основном за счет пожертвований, даров из личных собраний, передачи предметов музейного значения из храмовых ризниц, и, гораздо реже, приобретения будущих экспонатов в антикварных магазинах и на интернет-аукционах. Эта особенность важна для понимания механизма формирования церковных экспозиций, обусловленного чаще возможностями экспозиционеров, чем их концептуальной стратегией.

Церковные экспозиции, посвященные послевоенной истории Русской Православной Церкви, по профилю можно разделить на две группы:

1. Исторические, отражающие жизнь конкретной епархии, монастыря, храма, учебного заведения либо локальную историю (историю места);

2. Мемориальные.

Содержательно в них доминируют два аспекта: фиксация официальных, публичных событий, рассматриваемых в контексте деятельности епархии либо биографии правящего архиерея, и историко-бытовой, отражающий повседневную жизнь верующих мирян и священнослужителей.

Особое место среди этих музеев занимает музей «Советский Союз: вера и люди», который является совместным проектом прихода московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках и кафедры церковной истории Московской духовной академии. Этот музей обладает масштабным собранием, отражающим реалии повседневной жизни православных верующих советского времени в целом (рис.1).

Аналогичным комплексным подходом характеризуется, например, экспозиция музея «Приходская лампада» при храме Преображения Господня города Шуи. Собственно, музеем его называть не вполне правомерно, по формату это скорее постоянная выставка, которая, однако, позиционируется именно как музей – именно так обозначен этот проект в заявке на Президентский грант, на средства которого он и был создан.

Экспозиция, сформированная по инициативе и силами настоятеля храма протоиерея Василия Добычина, призвана познакомить посетителей с жизнью прихода, начиная с 1947 года, когда храм, закрытый на протяжении нескольких лет, был возвращен верующим. Однако, музейное повествование не ограничивается локальной историей. Наряду с примечательными музейными предметами, поступившими из храмовой ризницы, например, самодельным священническим облачением и самодельной церковной утварью, в витринах помещены экземпляры духовной литературы, издававшейся в СССР во второй половине XX века. Среди них, в частности, сборник проповедей видного иерарха Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) 1947 года, напечатанный московской типографией «Искра революции». В это время Московская патриархия собственной типографией еще не располагала. Экземпляр Библии издания Московской Патриархии 1956 года выпуска, образцы православного «самиздата» – акафисты и молитвы, переписанные от руки, дореволюционные литографии икон в фольговых окладах – всё это бытовало в домах православных жителей города Шуи в 1950-70-е годы. В те времена приобрести новую икону, особенно в глубинке, было затруднительно. Уникальным экспонатом является сплетенный одной из прихожанок венец из боярышника – по подобию тернового венца Спасителя, возможно, употреблявшийся при богослужениях Страстной Недели. По инициативе священника Василия Добычина в музейной витрине помещены простенькие женские головные платки, аналогичные которым можно видеть на старых фотографиях и в кинохронике на головах прихожанок православных храмов советского времени. Платки стали музейными экспонатами в память о том, что Церковь в годы богоборчества отстояли и спасли «белые платочки» – фраза, которой как считается, обозначил важную роль женщин-христианок Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский).

Большой пласт информации о церковной жизни второй половины XX века несет экспозиция музея истории Санкт-Петербургской епархии, открытого в 2017 году в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Основу собрания, помимо даров частных лиц, составили материалы епархиального архива и предметы музейного значения, бытовавшие в служебных помещениях митрополии. В музейном пространстве помещены информационные стенды с обширным фотографическим материалом, в частности стенд «Ленинградская епархия в годы Хрущевских гонений». Здесь можно видеть фотографии правящих архиереев Ленинградской епархии, в обозначенный период часто сменявших друг друга, список закрытых и уничтоженных храмов города на Неве, ознакомиться с цитатами Н.С. Хрущева, свидетельствующими о его отношении к церкви и религии. Предметный ряд представлен, в частности, поблекшими от времени простенькими бумажными иконами в металлических рамках, изготовленными методом фотопечати в Успенском Псково-Печерском монастыре.

В музейном повествовании особое место занимает биография Никодима (Ротова), с 1963 года до своей кончины в 1978 году являвшегося митрополитом Ленинградским (с 1967 Ленинградским и Новгородским), одновременно занимавшим в Московской Патриархии целый ряд ответственных должностей, включая пост председателя Отдела внешних церковных сношений. Рассказ о нем строится на официальных фотографиях, отражающих международные и «экуменические» связи Церкви, презентации архиерейских регалий и личных вещей митрополита.

В музее реконструирован фрагмент тронного зала Ленинградского епархиального управления 1960-1980-хх гг. с подлинным архиерейским седалищем и старинной иконой Спасителя, исторически висевшей над ним во времена архиерейства Никодима (Ротова). Реконструирован также рабочий уголок делопроизводителя канцелярии епархиального управления с письменным столом, печатной машинкой «Оптима», дисковым стационарным телефоном, настольной лампой и канцелярскими принадлежностями. Особую убедительность рабочему порядку на столе придает чистый личный бланк митрополита Никодима. Примечательно, что частью этой реконструкции является большой фикус в напольном горшке, по замыслу экспозиционеров долженствующий помочь посетителям ощутить атмосферу эпохи, когда фикусы были неотъемлемой частью частных и общественных интерьеров. Помимо сведений о митрополите Никодиме (Ротове) в экспозиции помещена информация о его преемнике по кафедре Антонии (Мельникове) – митрополите Лениградском и Новгородском в 1979-1986 гг., а также о будущем Патриархе, тогда еще епископе Выборгском Кирилле (Гундяеве), бывшем секретарем митрополита Никодима, а с 1974 года на протяжении десяти лет ректором Ленинградской Духовной академии.

Примером музейной презентации именно локальной истории является открывшаяся в ноябре 2023 года постоянная экспозиция Самарского епархиального церковно-исторического музея, названная «История Самарской епархии с 1941 года по настоящее время». Здесь отражены и события Великой Отечественной войны, представленные фотографиями, документами и боевыми наградами самарских священнослужителей-фронтовиков, а также монахини Лукины (Полищук) – дочери репрессированного священника, военной летчицы, в послевоенное время долгие годы преподававшей русский язык и литературу в школах города Куйбышева.

Обращаясь к событиям послевоенным, экспозиционеры уделили особое внимание произошедшему в 1956 году чуду, известному как «стояние Зои». Музейное повествование о нем опирается на увеличенное изображение одного из клейм современной иконы, специально написанной на этот сюжет для самарского храма святого мученика Иоанна Воина. В клейме изображена Зоя, начавшая танцевать с иконой святителя Николая в руках. Эта постоянная экспозиция не является единственным музейным свидетельством о церковной жизни советского времени. В залах епархиального музея имеется две мемориальные келии двух выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, в разное время возглавлявших самарскую кафедру. Это – Мануил (Лемешевский) – в 1960-1965 годах митрополит Куйбышевский и Сызранский и Иоанн (Снычев), возглавлявший викарную Сызранскую епархию на протяжении почти четверти века – с 1965 по 1990 год.

Обстановка мемориальной кельи владыки Мануила представляет собой реконструкцию его рабочего кабинета с подлинным письменным столом, книгами, печатной машинкой, перекидным календарем с пометками владельца, бюро с обширной картотекой библиографических ссылок, использовавшихся им при написании труда всей жизни – «Биографического словаря архиереев Русской православной церкви, начиная с Крещения Руси до 50-х годов XX века». Красный угол кельи украшает киот с келейными иконами митрополита Мануила, рядом помещены атрибуты его архиерейского достоинства – панагия, орлец, дикий и трикирий.

Мемориальная келья митрополита Иоанна (Снычева) была воссоздана в 2023 году в рамках проекта «История Самарской епархии в советский период и духовно-просветительская и патриотическая деятельность владыки Иоанна (Снычёва)» при поддержке Фонда президентских грантов. Реконструирован облик жилого помещения с использованием личных вещей митрополита: простой железной койки с белоснежной занавеской в изножии, книжного шкафа, изготовленного владельцем собственноручно, его рукописей и книг. На стенах мемориального места, наряду с иконами помещены два эскиза росписей Покровского собора города Самары, созданные по инициативе Иоанна (Снычева) взамен дореволюционных фресок, уничтоженных в 1977 году, когда во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции неизвестный злоумышленник бросил в окно собора бутылку с зажигательной смесью. В данном случае через презентацию биографий духовных лиц передается атмосфера эпохи второй половины XX века с ее характерными бытовыми деталями.

В музее Саратовской епархии доминирующей темой, связанной с послевоенными десятилетиями, является деятельность Саратовской православной духовной семинарии. Во многом это обусловлено тем обстоятельством, что сам музей был открыт в 2013 году в дореволюционном здании семинарии, возвращенном Церкви. Саратовская семинария возобновила свою деятельность в 1947 году, набор слушателей был приостановлен в 1961 году. История возрождения духовного образования на Саратовской земле иллюстрируется черно-белыми фотографиями семинарских выпусков, где число студентов невелико, а среди преподавателей – представители епископата, что зримо свидетельствует об острой нехватке педагогов в условиях предшествовавших гонений. Примечательно, что среди 12 выпускников курса 1947-1951 года иеромонах Иоанн (Снычев) – будущий Самарский митрополит. В музейном пространстве также устроен мемориальный уголок памяти митрополита Пимена (Хмелевского), возглавлявшего Саратовскую и Волгоградскую кафедру с 1964 по 1993 год. Предметный ряд представлен личными вещами архиерея, келейными иконами, фотографиями, документами, включая наградные листы, а также фисгармонией, на которой он музицировал.

Музей Библии, открытый в Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре, также имеет мемориальный раздел, связанный с интересующим нас периодом. У истоков создания этого музея еще в 1991 году стоял первый после возрождения Иосифо-Волоцкой обители ее игумен – митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), который с 1963 года и на протяжении почти 30 лет возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Обширное книжное собрание митрополита явилось основой первой музейной экспозиции, в настоящее время занимающей три зала. Первый из них является мемориальным и посвящен жизни и деятельности митрополита Питирима.

Помимо традиционных архиерейских облачений, личных вещей, автографов владыки, фотографий и документов биографического характера, здесь представлены книги Издательства Московской Патриархии, вышедшие в свет во время его руководства этим синодальным отделом. Это издания Библии, богослужебные книги, первое, появившееся в советское время издание Миней служебных, церковная периодика, в частности, экземпляры «Журнала Московской Патриархии», тематические издания к юбилейным датам отечественной церковной и светской истории (Рис. 2). В отдельной витрине представлены материалы, посвященные сподвижнику владыки Питирима, первому директору музея Библии архимандриту Иннокентию (Просвирнину).

С 2006 года существует приходской музей истории храмового комплекса и села Завидово. В комплекс входит несколько храмов, но один из них – Успенский – непрерывно действует с 1955 года. Благодаря этому обстоятельству в приходском архиве и ризнице сохранились, а затем были переданы в музей, имеющий церковно-краеведческий профиль, многие уникальные документы и предметы, в частности, письмо-прошение верующих села Завидово на имя Н.С. Хрущева об открытии Успенской церкви. Текст этого письма – бесстрастное свидетельство о реалиях религиозной жизни в период «оттепели». Приведу цитату: «Нас, верующих, более двух тысяч человек…Мы, верующие, желаем молиться, но у нас насильно, без нашего согласия закрыли церковь. Ближайшая от нас церковь за 25 километров, и нам приходится ездить для отправления религиозных обрядов на попутных грузовых машинах, возить своих близких родных, больных родственников во всякую погоду…Сельское кладбище… разгорожено, по кладбищу ходит скот и пасутся свиньи и разрывают могилы» [1, стр.55].

Отдельный тематический раздел приходской музейной экспозиции посвящен митрополиту Алексию (Коноплеву), в течение десяти лет – с 1978 года и до своей кончины возглавлявшему Калининскую и Кашинскую кафедру. Многолетний настоятель Успенской церкви села Завидово протоиерей Валерий Ильин стал первым священником, рукоположенным митрополитом Алексием, впоследствии их связывали сердечные дружеские отношения. Митрополит был погребен за алтарем Успенской церкви, поэтому наличие мемориальной экспозиции его памяти в приходском музее вполне оправданно. Здесь можно увидеть собственноручно сшитые митрополитом для себя облачения, образцы его рукоделия – вышитые пояса, личные вещи, документы и фотографии, включая общее фото выпускников Московской духовной семинарии 1951 года и Московской духовной академии 1955 года. В данном случае музейное повествование строится на фактах биографии человека, связавшего свою жизнь с Церковью в 1948 году – именно тогда будущий митрополит принял сан диакона, и в полной мере испытавшего на себе трудности богоборческого времени (Рис. 3).

Большой пласт информации о жизни Церкви в послевоенное время хранят мемориальные музеи, связанные с деятельностью деятелей русского православия XX столетия. Чаще всего, это музеефицированные кельи (комнаты или дома), где проживало или скончалось лицо, память о котором стремятся сохранить, либо экспозиции, созданные из подлинных предметов, связанных с этим лицом, но помещенные в мемориальных комнатах, исторически с ним не связанных. Если речь идет об архиерее, руководившем епархией в 1950-1990 гг., то его жилище, как правило частный дом, одновременно могло служить местом пребывания епархиального управления. Таким образом, мемориальный музей памяти епископа также является музеем истории епархии.

Яркий пример такого рода – «Музей истории Рязанской епархии 2-й половины XX века им. митрополита Симона (Новикова)». Музей расположен в одноэтажном бревенчатом здании, с 1972 по 2003 год служившем резиденцией епископа (с 2000 года – митрополита) Рязанского и Касимовского Симеона. В этом же доме в годы его архиерейства находилось Рязанское епархиальное управление. Соответственно, экспозиция включает как личные вещи, церковные награды, документы, фотографии и предметы домашнего интерьера, к слову, очень аскетичного, домашние иконы, перед которыми молился рязанский митрополит, так и сохранившуюся обстановку его рабочего кабинета со столом, крытым зеленым сукном, настольной лампой с абажуром советского времени, стопками папок для хранения документов. Знакомство с музеем предоставляет посетителя редкую возможность окунуться в атмосферу провинциальной церковной жизни второй половины XX века.

Еще один подобный пример являет Музей владимирских архиереев, распложенный на окраине города Владимира в двухэтажном доме, приобретенном для нужд местной епархии в 1965 году архиепископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым). Изначально предполагалось, что в доме разместится епархиальное управление, однако в итоге он одновременно являлся резиденцией всех владимирских архиереев до 2018 года. Последним здесь жил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), скончавшийся в возрасте 83 лет. На первом этаже здания устроена маленькая домовая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, где в 70-90 гг. XX века совершались богослужения, как самими правящими епископами, так и местными священнослужителями, а также монашеские постриги, которые открыто осуществлять было невозможно. Убранство храма несет на себе отпечаток эпохи, так как в нем сочетаются редкие старинные иконы, которые передавались прихожанами в дар иерарху, с мебелью и предметами интерьера советского времени. Такой же отпечаток эпохи несет на себе пространство жилого помещения и рабочего кабинета архиерея с небольшой библиотекой, состоящей из изданий духовной литературы 1960-90 гг., мебелью и светильниками, в частности торшером на деревянной ножке – характерным предметом интерьера 80-х гг. Примечательно, что в 2022 году во Владимирском епархиальном музее, расположенном по соседству с епархиальным управлением, открыт мемориальный зал памяти святителя Афанасия, епископа Ковровского. Открытие и освящение экспозиции, отражающей основные этапы биографии святителя Афанасия, в том числе последние семь лет жизни – с 1955-1962 гг., проведенные на Владимирской земле, было приурочено к 135-летию со дня его рождения и 60-летию со дня блаженной кончины (Рис. 4.). Наряду с личными вещами, документами, письмами и фотографиями в одной из витрин музейного пространства помещено архиерейское облачение собственноручно вышитое святителем. Здесь также представлены издания трудов священноисповедника Афанасия и книги о нем.

Наконец, существует целый ряд собственно мемориальных музеев, документирующих повседневную монашескую жизнь второй половины XX века. Это – музеефицированные монастырские кельи, принадлежавшие почитаемым подвижникам, интерьер которых был сохранен после смерти обитателей в относительной неприкосновенности. Таковы, например, кельи преподобного Симеона (Желнина), архимандрита Серафима (Розенберга) и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре. Каждое из этих жилых помещений, при жизни владельцев практически закрытое от сторонних посетителей, сохраняет черты эпохи, одновременно неся на себе отпечаток личности и сокровенного молитвенного образа жизни православного монаха. Интерьер крохотной пещерной кельи преподобного Симеона (Желнина) – насельника и духовника Псково-Печерского монастыря, скончавшегося в 1960 году, с самодельной мебелью и минимумом икон на стенах, черно-белыми фотографиями немногочисленной братии отражает реалии церковной жизни 50-60-х годов XX века. Соседствующая с ней более просторная келья архимандрита Серафима (Розенберга) тоже очень аскетичная по убранству, хранит вещи, десятилетиями принадлежавшие не только ему самому, но и некоторым другим старцам монастыря. Соединяющий эти комнаты-кельи коридор, как и при отце Симеоне и отце Серафиме именуемый монахами-экскурсоводами «предбанником», служил местом, где собирались многочисленные богомольцы, приехавшие для исповеди и беседы со старцем. Наконец, келья архимандрита Иоанна (Крестьянкина), скончавшегося в 2006 году, также являет пример монашеского жилища, но уже позднего советского время, так как отец Иоанн прожил в нем более сорока лет. Интерьер кельи сохранился почти в целостности и в нем уже прослеживается влияние нового времени. На стенах гораздо больше икон, поскольку их дарили старцу, фотопортреты духовных лиц, например, патриарха Алексия I (Симанского), с которым отец Иоанн был лично знаком. Характерной особенностью этой мемориальной экспозиции является презентация, наряду с личными вещами отца Иоанна, реликвий, принадлежавших дореволюционным подвижникам, например, преподобному Амвросию (Оптинскому), которые в 70-80-е годы были переданы Псково-Печерскому монастырю как наследнику их духовных традиций.

Музеефицируются не только монашеские кельи в монастырях. С 2022 года при Покровском храме села Покровка Ивнянского района Белгородской области действует мемориальный дом-музей схиархимандрита Григория (Давыдова). Экспозиция, созданная по инициативе настоятеля храма, размещена в доме причта, где схиархимандрит, несший своё служение на приходе, жил с 1957 по 1987 год. Она включает богослужебные облачения, иконы, личные вещи и предметы быта, автографы, церковную периодику времён его служения, а также большое количество фотографий. В музее можно услышать и аудиозаписи голоса отца Григория, которого местные жители почитали как старца, подвижника высокой духовной жизни.

В целом, можно констатировать, что религиозная жизнь в СССР в 1950-90-е годы находит отражение во многих церковных музейных экспозициях. Наиболее распространенным экспозиционным приемом является рассказ об эпохе через личную историю.

Литература

1. Ильин В.Д. прот. Дубяго П.И Завидово из глубины веков [Текст]: / протоиерей Валерий Ильин, протоиерей Петр Дубяго. – Тверь: Полосков А. С., 2018. – 190 с.

2. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве [Текст]: (государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 г.) / М. В. Шкаровский. – Москва: Крутицкое патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1999. – 399 с.

«Живоносный Источник» №3 (30) за 2024 год

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
КИРЬЯНОВА О.Г. Репрезентация церковной жизни 1950–90 гг. XХ века в экспозициях музеев Русской Православной Церкви КИРЬЯНОВА О.Г. Репрезентация церковной жизни 1950–90 гг. XХ века в экспозициях музеев Русской Православной Церкви КИРЬЯНОВА О.Г. Репрезентация церковной жизни 1950–90 гг. XХ века в экспозициях музеев Русской Православной Церкви КИРЬЯНОВА О.Г. Репрезентация церковной жизни 1950–90 гг. XХ века в экспозициях музеев Русской Православной Церкви
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 202

Ключевые слова: Живоносный Источник №3 (30) 2024

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


С 12 по 18 марта
В Новосибирске пройдет выставка-ярмарка "Православная весна"...
27.12 2024
Приглашаем принять участие в XIV Всероссийских ежегодных историко-краеведческих Чтениях...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей

    Архив новостей:

Март 2025 (7)
Февраль 2025 (17)
Январь 2025 (9)
Декабрь 2024 (13)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)

«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31