|
||||||||||||||
![]() КИРЬЯНОВА О.Г. Создание дома-музея святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге как пример церковно-государственного партнерстваСоздание дома-музея святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге, как пример церковно-государственного партнерства УДК 069 ORCID0000-0001-5137-5230 КИРЬЯНОВА О.Г., старший научный сотрудник Центра музейной политики Российского государственного института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, член Союза писателей России, член Русского географического общества, соискатель ОЦАД, г. Москва Аннотация: Статья посвящена музеефикации наследия выдающегося православного миссионера, апостола Сибири, Америки и Аляски Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879). Рассматривается история создания на его малой родине в иркутском селе Анга музейного комплекса, совмещающего функции светского культурного-просветительного центра с местом православного паломничества. Ключевые слова: Иннокентий (Вениаминов), музей, церковно-государственное партнерство, Святитель Иннокентий (Вениаминов) – одна из наиболее заметных фигур русской церковной истории XIX столетия. Православный иерарх, завершивший свой земной путь на московской кафедре на восемьдесят втором году жизни, всю эту долгую жизнь посвятил обращению в христианство народов Сибири, Дальнего Востока, а также Северной Америки. Он явил собой тип ученого подвижника, сочетавшего богослужебную деятельность и миссионерские труды с исследованиями и описанием истории, быта и обычаев коренных жителей Восточной Сибири и Аляски. Память святителя благоговейно чтит вся Россия, особенно православные сибиряки, жители Дальнего Востока и москвичи, поскольку свой жизненный путь он завершил, будучи митрополитом Московским и Коломенским. Обширное письменное наследие Вениаминова является объектом научного интереса многих светских и церковных исследователей. Предметы, связанные с его именем и трудами, имеются в коллекциях музеев России, а также Аляски, в частности в собрании музея истории города Ситки, во времена Русской Аляски носившего название Новоархангельск. Деятельность Русской Православной Церкви по сохранению памяти о православном подвижнике «апостольски в Сибири и Америке потрудившемся» [7], включают создание посвященных ему музейных экспозиций. Так еще в 2014 году в Спасском мужском монастыре города Якутска, где святитель провел восемь лет – с 1852 по 1860 годы, в бытность епископом Камчатским, Курильским и Алеутским (Якутия входила в состав этой епархии), была открыта мемориальная келья. К сожалению, по причине многочисленных пожаров в Спасском монастыре, а также гонений на Церковь в годы советской власти, не сохранилось подлинных вещей святого. Экспозиция, развернутая в братском корпусе, представляет собой парамузей и является реконструкцией интерьера жилища русского священника-миссионера середины XIX столетия. Музейное пространство служит и местом молитвы – первый молебен в келье святителя еще накануне ее открытия для посетителей совершил епископ Якутский и Ленский Роман. Конечно, молитву совершают и посещающие экспозицию гости из числа священнослужителей. Экспонатами являются вещи, связанные с эпохой Владыки Иннокентия: иконы, богослужебные книги, выпущенные в Казани и Санкт-Петербурге, перламутровая архиерейская панагия, наперсный крест, латунные складень и складная ладанница, использовавшиеся православными священнослужителями в дальних миссионерских поездках» [5, с.44]. Наиболее масштабный музейный проект в России, направленный на увековечивание памяти о святителе Иннокентии, реализован иркутянами, для которых просветитель Сибири и Аляски является земляком. Будущий святой появился на свет и провел свои детские годы в Ангинской слободе – ныне это село Анга Качугского района Иркутской области. Село находиться в 280 км на северо-восток от Иркутска на берегу одноименной реки – притока Лены. В возрасте пяти лет Иван Попов (фамилию Вениаминов он получит уже в семинарии), потерял отца и был отдан матерью на воспитание дяди – диакона Дмитрия Попова, служившего в Ильинском храме Анги. Матери-вдове, оставшейся с тремя малолетними детьми на руках, было не под силу поднимать их в одиночку. Кроме того дядя, приходившийся братом отцу мальчика, начал приобщать Ивана к церковнослужению: уже семи лет от роду тот пономарил и читал на Литургии Апостол, следуя по стопам отца, служившего пономарем в той же церкви. Именно сохранившийся дом диакона Дмитрия Попова стал основным мемориальным элементом средового музея, устроенного в селе Анга. Родной дом святителя Иннокентия, в котором жило несколько поколений священнического рода Поповых, не уцелел, хотя известно, что еще к 1868 году он существовал. В первый год своего архиерейства Владыка Иннокентий, посетив родные края, застал родовое гнездо в чужих руках. Он пытался приобрести дом у нового собственника, на что получил отказ, а затем просил хотя бы не перестраивать здание, что тоже не было выполнено. К столетнему юбилею со дня рождения святителя в церковной печати систематически появлялись публикации о его миссионерских трудах, упоминалось и о сохранившемся доме его родителей в Анге. С 1913 по 1915 гг., по решению миссионерского комитета дом реставрировался, для чего были выделены деньги в сумме 1500 рублей. После реставрации он, говоря современным языком, служил «общественным пространством»: для жителей села здесь устраивались воскресные духовно-нравственные чтения и беседы. В 1916 году в доме отца святителя Иннокентия (Вениаминова) был открыт первый музей [http://anga-museum.ru/]. В советское время историческое здание было полностью перестроено и утратило исторический облик, однако уцелел другой бревенчатый дом XVIII столетия, принадлежавший тому самому диакону Дмитрию Попову – дяде святителя, в семье которого он духовно возрастал. Интересна история выявления этого памятника. В 1987 в ходе рабочей поездки в Ангу редактор газеты «Литературный Иркутск» Валентина Васильевна Сидоренко, общаясь с местными жителями, услышала о доме святителя Иннокентия. Именно она обратилась в Иркутскую епархию с инициативой приобрести дом и открыть в нем мемориальный музей. В результате исследований, проведенных иркутскими историками, здание было идентифицировано, как родной дом святителя и в 1991 году приобретено епархией. Позже, на основании более детального анализа и сопоставления внешнего вида и местоположения дома с хранившимися в Иркутском архиве фотографиями, сделанными священником Н. Пономаревым в 1913 году до реставрации дома, выяснилось, что бревенчатое здание является домом диакона Дмитрия Попова [3, с.354]. Примечательно, что еще в 1986 году в администрацию Качугского района обратились представители Православной Церкви в Америке с тем, чтобы приобрести и перевести исторический сруб на Аляску, в музейный комплекс в Ситке. Однако местные власти (в СМИ фигурирует председатель исполкома Владимир Григорьевич Бутаков) этому воспротивились [2]. На епархиальные средства была проведена реставрация мемориального дома по проекту архитектора Ольги Саландаевой. С 1997 по 2014 гг. он находился в ведении Иркутского государственного архитектурно-этнографического музея «Тальцы». В 2010 году сотрудники музея планировали преобразования, призванные увеличить число экспонируемых в Анге объектов [6, с.196]. В рамках реализации проекта комплексной экспозиции, который по просьбе архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима разрабатывали в музее «Тальцы», первоначально предполагалось воссоздать в селе усадьбу сельского священника. Ее ядром призван был стать мемориальный жилой дом, дополненный различными хозяйственными постройками: «стайкой, навесами, амбаром и баней, расположенных по принадлежности в чистом и скотном дворах» [4, с.60]. Поскольку подлинных построек этого времени вокруг жилища дьякона Дмитрия Попова не сохранилось, было предложено для формирования усадебного ансамбля собрать типовые крестьянские сооружения из разных населенных пунктов Иркутской области. Огромный вклад в сохранение исторического облика мемориального дома внесла научный сотрудник, а впоследствии заместитель директора по науке музея «Тальцы» Александра Карповна Нефедьева. Именно ей принадлежит большинство научных публикаций об этом памятнике. А.К.Нефедьева выступила категорически против воссоздания двора священника с помощью разнородных привозных элементов, поскольку, по ее мнению «речь идёт о создании мемориального музея святого Иннокентия Вениаминова, и поэтому подходы требуются, на наш взгляд, совершенно другие. Мемориальный музей должен иметь подлинные постройки, введение в них привлечённых или новодельных недопустимо... Для посетителей подобных музеев самым важным является ощущение присутствия через вещи, строения, окружающий пейзаж личности, которой посвящён музей, духа ее, сохраняемого стенами дома, полом, потолком и землей вокруг. Привлечение большого количества новодельных или привнесённых старых построек с этнографической насыщенностью приведёт к потере подлинности усадьбы, и она уже будет восприниматься как просто крестьянская усадьба, характерная для этих мест. Музей святого при воссоздании требует особо осторожного подхода и тщательно продуманных решений, так как для верующих место это является святым, местом паломничества и поклонения, как, например, Саровская пустынь, в которой сохранился в лесу домик преподобного Серафима Саровского. То же самое должно произойти с домом Иннокентия Вениаминова, поэтому подлинность построек просто необходима» [4, с.60]. В итоге первоначальный вариант «сборной реконструкции» был отвергнут, мемориальный дом остался единственным объектом музейного показа, совмещая в себе черты памятника деревянного зодчества – жилого дома XVIII века и мемориального места, связанного с именем святого. 22 ноября 1997 года, в рамках общецерковных торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия, состоялось освящение архиерейским чином и торжественное, имевшее характер народного празднества, открытие дома-музея в Анге. Экспозиция, разместившаяся в нем, была составной – часть предметов передали региональные музеи, часть пожертвовала епархия. Официальный статус мемориального объекта не был до конца урегулирован. Музей, находящийся под патронатом музея «Тальцы», по сути, оставался общественным. С 1998 года его хранительницей и экскурсоводом была местная жительница Ольга Сокольникова, которой помогали старшеклассники из школьного краеведческого кружка [2]. На волне общественного интереса и в связи с широко отмечавшейся памятной датой, музей посещало много гостей, в том числе паломников, желавших не только соприкоснуться с местом, освященным именем святителя Иннокентия, но и помолиться ему. Однако, каменная ангинская церковь во имя Илии Пророка 1803 года постройки – та самая, где молился и ребенком начинал свое церковнослужение Иван Попов, была разрушена еще в 1928 (по другим данным – в 1929) году и растащена на кирпичи местными жителями. Другой проблемой для гостей была невозможность остановиться и переночевать – в Анге не было гостиниц. В 2007 году архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и писатель Валентин Распутин выступили с инициативой создать в Анге Духовно-просветительский центр имени святителя Иннокентия и возвести новый храм взамен утраченного Ильинского. В новом здании предполагалось организовать музейную экспозицию, посвященную святителю Иннокентию и его миссионерским трудам. Проектом также предусматривалось создание туристической инфраструктуры [ http://www.patriarchia.ru/db/text/229958.html ]. Центр и обновленная мемориальная экспозиция были открыты для посетителей в 2017 году, уже под эгидой Иркутского государственного областного краеведческого музея. Разработкой экспозиции, равно как концепцией создания центра в целом, по поручению губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко занималась специальная рабочая группа, включавшая как светских чиновников, так и представителя епархии – священника Алексия Середина, настоятеля Князь-Владимирской церкви Иркутска. В.Г. Распутин не только публично поддержал проект, но жертвовал на строительство свои средства, а также привлекал к финансированию благотворителей. К открытию обновленной экспозиции службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, ОГАУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» и ООО «Объединенная строительная компания», была осуществлена новая реставрация дома-музея. Создание культурно-просветительского центра в Анге стало частью масштабного национального проекта «Путь святителя Иннокентия», который был приурочен к 220-летию со дня рождения Вениаминова, отмечавшемуся в том же 2017 году. Проект, разработанный также по инициативе иркутского губернатора С. Ерощенко, получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и был поддержан Правительством России. Он был включен в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», в котором участвовал целый ряд субъектов Российский Федерации, в основном, находящихся в Сибири и на Дальнем Востоке [https://irkutsk-news.net/other/2014/10/03/26341.html]. С 2017 года Духовно-просветительский комплекс в Анге официально является одним из филиалов Иркутского областного краеведческого музея. В разработанный музеем экскурсионный маршрут входят мемориальный дом диакона Дмитрия Попова (Рис. 2), а также фундамент утраченной Ильинской церкви, являющийся мемориальным местом. На месте бывшего церковного алтаря ныне сооружена памятная часовня. Неотъемлемой частью Духовно-просветительского комплекса является новый деревянный Иннокентьевский храм, построенный на территории музея. Здесь регулярно совершаются богослужения. (Рис. 1). Среди его святынь – частица мощей святителя Иннокентия, в 2019 году переданная в церковь Анги из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по ходатайству митрополита Иркутского и Ангарского Вадима, поддержанному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Примечательно, что принесение частицы мощей святителя, в ангинский храм, стало не только епархиальным, но и музейным событием: вместе с настоятелем Иннокентьевского храма священником Максимом Кузнецовым за святыней в Троице-Сергиеву Лавру ездили заведующий культурно-просветительским центром А. Соколов и депутат Законодательного Собрания области Н.Труфанов [8]. В этом же храме находится икона Божией Матери «Царица царицем, Владычица всем», датируемая концом XVIII – началом XIX вв. Образ, перед которым будущий святитель мог молиться в детстве, происходит из разрушенного в 30-е годы ХХ века Ильинского храма села Анга [https://anga-museum.ru/for_pilgrims/]. Помимо нового храма и мемориального дома, получившего статус объекта культурного наследия регионального значения, в состав комплекса Духовно-просветительского центра входят пять экспозиционных павильонов, в каждом из которых размещена диорама, раскрывающая определенный этап жизни святителя Иннокентия. В музейном пространстве действует две постоянные выставки: «Миссионерская деятельность Русской православной церкви на востоке России и сопредельных территориях» и биографическая «Святитель Иннокентий и Форт-Росс». В комплексе имеется несколько выставочных залов, где проходят вернисажи сибирских художников, а также временные выставки. Филиал областного музея в Анге периодически принимает у себя не только туристов и паломников, которые едут сюда со всей России, но и участников научных конференций, посвященных наследию святителя Иннокентия. В сентябре 2020 года между государственным автономным учреждением культуры Иркутский областным краеведческим музеем и Иркутской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор о сотрудничестве в области выставочной, просветительной и культурно-образовательной деятельности. Согласно этому документу стороны осуществляют на безвозмездной основе совместную работу для обеспечения работы экспозиции мемориального дома-музея, а также экспозиционных диорам. Примечательно распределение обязанностей сторон: музей предоставляет музейные предметы для экспозиции мемориального дома-музея; обеспечивает работу экспозиции, а также информационные материалы для проведения экскурсий; возлагает на себя ответственность за сохранность и содержание пожарной сигнализации; обеспечивает прием и экскурсионное обслуживание групп паломников из приходов, относящихся к Иркутской епархии, прибывающий в музейный Духовно-просветительский центр в рамках тематического паломнического тура «На родину святителя Иннокентия (Вениаминова)». В свою очередь епархия обязуется предоставить Иркутскому областному краеведческому музею сам дом и павильоны для размещения мемориальной экспозиции и диорам; участвовать в организации групповых и индивидуальных посещений мемориального дома-музея дяди свт. Иннокентия; не допускать передачи музейных предметов третьей стороне; обеспечивать информирование настоятелей приходов о разработанном музеем паломническом туре «На родину святителя Иннокентия (Вениаминова)» и участвовать в организации посещения группами паломников Духовно-просветительского центра [1]. История создания музея в Анге и его современная деятельность являются примером успешной реализации церковно-государственного партнерства, взаимодействия епархии и светского учреждения культуры в деле сохранения и популяризации отечественного духовного и культурного наследия. Литература 1. Договор о сотрудничестве Государственного автономного учреждения культуры Иркутского областного краеведческого музея и Православной религиозной организации «Иркутская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» №283/н от 08 сентября 2020 г. 2. Митрофанова Е. Музей святителя Иннокентия - гордость Приангарья // «Аргументы и Факты» «АиФ в Восточной Сибири». 2012. №15. 11 апреля. 3. Нефедьева А.К. История дома святителя Иннокентия (Вениаминова) в селе Анга // Материалы III Международной научной конференции «Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.). – Иркутск: Архитектур.-этногр. музей «Тальцы». – 2007. С. 350-361. 4. Нефедьева А.К. Реставрация ангинского дома святителя Иннокентия и создание мемориальной экспозиции // Тальцы. 1999. № 1 (5). С. 58–61. 5. Пермикина Н.А. Келья святителя Иннокентия при Спасском мужском монастыре г. Якутска / Н. А. Пермикина // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2018. № 5. С. 43-47. – EDN TVELWR. 6. Тихонов В.В. Перспективы музеефикации элементов православной миссионерской деятельности второй половины XIX – начала XX века в Иркутской области. Наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) и православная миссионерская деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях : материалы II науч.-практ. конф. Иркутск, 15 мая 2015 / отв. ред. С. Г. Ступин; науч. ред. С.В. Мельникова. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского. 2015. С. 193-198. 7. Тропарь святителю Иннокентию, 3 гласа. 8. Федоров, О. Частицу мощей святителя Иннокентия привезут в Иркутск // Комсомольская правда – Иркутск. 2019. 28 марта. «Живоносный Источник» №1 (31) за 2025 год
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 161 |