Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 22.05.2025 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

КИРЬЯНОВА О.Г. Создание дома-музея святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге как пример церковно-государственного партнерства


Создание дома-музея святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге, как пример церковно-государственного партнерства

УДК 069

ORCID0000-0001-5137-5230

КИРЬЯНОВА О.Г.,

старший научный сотрудник Центра музейной политики Российского государственного института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, член Союза писателей России, член Русского географического общества, соискатель ОЦАД, г. Москва


 
Аннотация: Статья посвящена музеефикации наследия выдающегося православного миссионера, апостола Сибири, Америки и Аляски Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879). Рассматривается история создания на его малой родине в иркутском селе Анга музейного комплекса, совмещающего функции светского культурного-просветительного центра с местом православного паломничества.

Ключевые слова: Иннокентий (Вениаминов), музей, церковно-государственное партнерство,

Святитель Иннокентий (Вениаминов) – одна из наиболее заметных фигур русской церковной истории XIX столетия. Православный иерарх, завершивший свой земной путь на московской кафедре на восемьдесят втором году жизни, всю эту долгую жизнь посвятил обращению в христианство народов Сибири, Дальнего Востока, а также Северной Америки. Он явил собой тип ученого подвижника, сочетавшего богослужебную деятельность и миссионерские труды с исследованиями и описанием истории, быта и обычаев коренных жителей Восточной Сибири и Аляски. Память святителя благоговейно чтит вся Россия, особенно православные сибиряки, жители Дальнего Востока и москвичи, поскольку свой жизненный путь он завершил, будучи митрополитом Московским и Коломенским. Обширное письменное наследие Вениаминова является объектом научного интереса многих светских и церковных исследователей. Предметы, связанные с его именем и трудами, имеются в коллекциях музеев России, а также Аляски, в частности в собрании музея истории города Ситки, во времена Русской Аляски носившего название Новоархангельск.

Деятельность Русской Православной Церкви по сохранению памяти о православном подвижнике «апостольски в Сибири и Америке потрудившемся» [7], включают создание посвященных ему музейных экспозиций. Так еще в 2014 году в Спасском мужском монастыре города Якутска, где святитель провел восемь лет – с 1852 по 1860 годы, в бытность епископом Камчатским, Курильским и Алеутским (Якутия входила в состав этой епархии), была открыта мемориальная келья. К сожалению, по причине многочисленных пожаров в Спасском монастыре, а также гонений на Церковь в годы советской власти, не сохранилось подлинных вещей святого. Экспозиция, развернутая в братском корпусе, представляет собой парамузей и является реконструкцией интерьера жилища русского священника-миссионера середины XIX столетия. Музейное пространство служит и местом молитвы – первый молебен в келье святителя еще накануне ее открытия для посетителей совершил епископ Якутский и Ленский Роман. Конечно, молитву совершают и посещающие экспозицию гости из числа священнослужителей. Экспонатами являются вещи, связанные с эпохой Владыки Иннокентия: иконы, богослужебные книги, выпущенные в Казани и Санкт-Петербурге, перламутровая архиерейская панагия, наперсный крест, латунные складень и складная ладанница, использовавшиеся православными священнослужителями в дальних миссионерских поездках» [5, с.44].

Наиболее масштабный музейный проект в России, направленный на увековечивание памяти о святителе Иннокентии, реализован иркутянами, для которых просветитель Сибири и Аляски является земляком. Будущий святой появился на свет и провел свои детские годы в Ангинской слободе – ныне это село Анга Качугского района Иркутской области. Село находиться в 280 км на северо-восток от Иркутска на берегу одноименной реки – притока Лены.

В возрасте пяти лет Иван Попов (фамилию Вениаминов он получит уже в семинарии), потерял отца и был отдан матерью на воспитание дяди – диакона Дмитрия Попова, служившего в Ильинском храме Анги. Матери-вдове, оставшейся с тремя малолетними детьми на руках, было не под силу поднимать их в одиночку. Кроме того дядя, приходившийся братом отцу мальчика, начал приобщать Ивана к церковнослужению: уже семи лет от роду тот пономарил и читал на Литургии Апостол, следуя по стопам отца, служившего пономарем в той же церкви. Именно сохранившийся дом диакона Дмитрия Попова стал основным мемориальным элементом средового музея, устроенного в селе Анга. Родной дом святителя Иннокентия, в котором жило несколько поколений священнического рода Поповых, не уцелел, хотя известно, что еще к 1868 году он существовал. В первый год своего архиерейства Владыка Иннокентий, посетив родные края, застал родовое гнездо в чужих руках. Он пытался приобрести дом у нового собственника, на что получил отказ, а затем просил хотя бы не перестраивать здание, что тоже не было выполнено. К столетнему юбилею со дня рождения святителя в церковной печати систематически появлялись публикации о его миссионерских трудах, упоминалось и о сохранившемся доме его родителей в Анге. С 1913 по 1915 гг., по решению миссионерского комитета дом реставрировался, для чего были выделены деньги в сумме 1500 рублей. После реставрации он, говоря современным языком, служил «общественным пространством»: для жителей села здесь устраивались воскресные духовно-нравственные чтения и беседы. В 1916 году в доме отца святителя Иннокентия (Вениаминова) был открыт первый музей [http://anga-museum.ru/]. В советское время историческое здание было полностью перестроено и утратило исторический облик, однако уцелел другой бревенчатый дом XVIII столетия, принадлежавший тому самому диакону Дмитрию Попову – дяде святителя, в семье которого он духовно возрастал.

Интересна история выявления этого памятника. В 1987 в ходе рабочей поездки в Ангу редактор газеты «Литературный Иркутск» Валентина Васильевна Сидоренко, общаясь с местными жителями, услышала о доме святителя Иннокентия. Именно она обратилась в Иркутскую епархию с инициативой приобрести дом и открыть в нем мемориальный музей. В результате исследований, проведенных иркутскими историками, здание было идентифицировано, как родной дом святителя и в 1991 году приобретено епархией. Позже, на основании более детального анализа и сопоставления внешнего вида и местоположения дома с хранившимися в Иркутском архиве фотографиями, сделанными священником Н. Пономаревым в 1913 году до реставрации дома, выяснилось, что бревенчатое здание является домом диакона Дмитрия Попова [3, с.354]. Примечательно, что еще в 1986 году в администрацию Качугского района обратились представители Православной Церкви в Америке с тем, чтобы приобрести и перевести исторический сруб на Аляску, в музейный комплекс в Ситке. Однако местные власти (в СМИ фигурирует председатель исполкома Владимир Григорьевич Бутаков) этому воспротивились [2].

На епархиальные средства была проведена реставрация мемориального дома по проекту архитектора Ольги Саландаевой. С 1997 по 2014 гг. он находился в ведении Иркутского государственного архитектурно-этнографического музея «Тальцы». В 2010 году сотрудники музея планировали преобразования, призванные увеличить число экспонируемых в Анге объектов [6, с.196]. В рамках реализации проекта комплексной экспозиции, который по просьбе архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима разрабатывали в музее «Тальцы», первоначально предполагалось воссоздать в селе усадьбу сельского священника. Ее ядром призван был стать мемориальный жилой дом, дополненный различными хозяйственными постройками: «стайкой, навесами, амбаром и баней, расположенных по принадлежности в чистом и скотном дворах» [4, с.60]. Поскольку подлинных построек этого времени вокруг жилища дьякона Дмитрия Попова не сохранилось, было предложено для формирования усадебного ансамбля собрать типовые крестьянские сооружения из разных населенных пунктов Иркутской области.

Огромный вклад в сохранение исторического облика мемориального дома внесла научный сотрудник, а впоследствии заместитель директора по науке музея «Тальцы» Александра Карповна Нефедьева. Именно ей принадлежит большинство научных публикаций об этом памятнике. А.К.Нефедьева выступила категорически против воссоздания двора священника с помощью разнородных привозных элементов, поскольку, по ее мнению «речь идёт о создании мемориального музея святого Иннокентия Вениаминова, и поэтому подходы требуются, на наш взгляд, совершенно другие. Мемориальный музей должен иметь подлинные постройки, введение в них привлечённых или новодельных недопустимо... Для посетителей подобных музеев самым важным является ощущение присутствия через вещи, строения, окружающий пейзаж личности, которой посвящён музей, духа ее, сохраняемого стенами дома, полом, потолком и землей вокруг.

Привлечение большого количества новодельных или привнесённых старых построек с этнографической насыщенностью приведёт к потере подлинности усадьбы, и она уже будет восприниматься как просто крестьянская усадьба, характерная для этих мест. Музей святого при воссоздании требует особо осторожного подхода и тщательно продуманных решений, так как для верующих место это является святым, местом паломничества и поклонения, как, например, Саровская пустынь, в которой сохранился в лесу домик преподобного Серафима Саровского. То же самое должно произойти с домом Иннокентия Вениаминова, поэтому подлинность построек просто необходима» [4, с.60]. В итоге первоначальный вариант «сборной реконструкции» был отвергнут, мемориальный дом остался единственным объектом музейного показа, совмещая в себе черты памятника деревянного зодчества – жилого дома XVIII века и мемориального места, связанного с именем святого.

22 ноября 1997 года, в рамках общецерковных торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия, состоялось освящение архиерейским чином и торжественное, имевшее характер народного празднества, открытие дома-музея в Анге. Экспозиция, разместившаяся в нем, была составной – часть предметов передали региональные музеи, часть пожертвовала епархия.

Официальный статус мемориального объекта не был до конца урегулирован. Музей, находящийся под патронатом музея «Тальцы», по сути, оставался общественным. С 1998 года его хранительницей и экскурсоводом была местная жительница Ольга Сокольникова, которой помогали старшеклассники из школьного краеведческого кружка [2]. На волне общественного интереса и в связи с широко отмечавшейся памятной датой, музей посещало много гостей, в том числе паломников, желавших не только соприкоснуться с местом, освященным именем святителя Иннокентия, но и помолиться ему. Однако, каменная ангинская церковь во имя Илии Пророка 1803 года постройки – та самая, где молился и ребенком начинал свое церковнослужение Иван Попов, была разрушена еще в 1928 (по другим данным – в 1929) году и растащена на кирпичи местными жителями. Другой проблемой для гостей была невозможность остановиться и переночевать – в Анге не было гостиниц.

В 2007 году архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и писатель Валентин Распутин выступили с инициативой создать в Анге Духовно-просветительский центр имени святителя Иннокентия и возвести новый храм взамен утраченного Ильинского. В новом здании предполагалось организовать музейную экспозицию, посвященную святителю Иннокентию и его миссионерским трудам. Проектом также предусматривалось создание туристической инфраструктуры [ http://www.patriarchia.ru/db/text/229958.html ]. Центр и обновленная мемориальная экспозиция были открыты для посетителей в 2017 году, уже под эгидой Иркутского государственного областного краеведческого музея.

Разработкой экспозиции, равно как концепцией создания центра в целом, по поручению губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко занималась специальная рабочая группа, включавшая как светских чиновников, так и представителя епархии – священника Алексия Середина, настоятеля Князь-Владимирской церкви Иркутска. В.Г. Распутин не только публично поддержал проект, но жертвовал на строительство свои средства, а также привлекал к финансированию благотворителей. К открытию обновленной экспозиции службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, ОГАУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» и ООО «Объединенная строительная компания», была осуществлена новая реставрация дома-музея.

Создание культурно-просветительского центра в Анге стало частью масштабного национального проекта «Путь святителя Иннокентия», который был приурочен к 220-летию со дня рождения Вениаминова, отмечавшемуся в том же 2017 году. Проект, разработанный также по инициативе иркутского губернатора С. Ерощенко, получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и был поддержан Правительством России. Он был включен в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», в котором участвовал целый ряд субъектов Российский Федерации, в основном, находящихся в Сибири и на Дальнем Востоке [https://irkutsk-news.net/other/2014/10/03/26341.html].

С 2017 года Духовно-просветительский комплекс в Анге официально является одним из филиалов Иркутского областного краеведческого музея. В разработанный музеем экскурсионный маршрут входят мемориальный дом диакона Дмитрия Попова (Рис. 2), а также фундамент утраченной Ильинской церкви, являющийся мемориальным местом. На месте бывшего церковного алтаря ныне сооружена памятная часовня. Неотъемлемой частью Духовно-просветительского комплекса является новый деревянный Иннокентьевский храм, построенный на территории музея. Здесь регулярно совершаются богослужения. (Рис. 1). Среди его святынь – частица мощей святителя Иннокентия, в 2019 году переданная в церковь Анги из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по ходатайству митрополита Иркутского и Ангарского Вадима, поддержанному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Примечательно, что принесение частицы мощей святителя, в ангинский храм, стало не только епархиальным, но и музейным событием: вместе с настоятелем Иннокентьевского храма священником Максимом Кузнецовым за святыней в Троице-Сергиеву Лавру ездили заведующий культурно-просветительским центром А. Соколов и депутат Законодательного Собрания области Н.Труфанов [8]. В этом же храме находится икона Божией Матери «Царица царицем, Владычица всем», датируемая концом XVIII – началом XIX вв. Образ, перед которым будущий святитель мог молиться в детстве, происходит из разрушенного в 30-е годы ХХ века Ильинского храма села Анга [https://anga-museum.ru/for_pilgrims/].

Помимо нового храма и мемориального дома, получившего статус объекта культурного наследия регионального значения, в состав комплекса Духовно-просветительского центра входят пять экспозиционных павильонов, в каждом из которых размещена диорама, раскрывающая определенный этап жизни святителя Иннокентия. В музейном пространстве действует две постоянные выставки: «Миссионерская деятельность Русской православной церкви на востоке России и сопредельных территориях» и биографическая «Святитель Иннокентий и Форт-Росс». В комплексе имеется несколько выставочных залов, где проходят вернисажи сибирских художников, а также временные выставки. Филиал областного музея в Анге периодически принимает у себя не только туристов и паломников, которые едут сюда со всей России, но и участников научных конференций, посвященных наследию святителя Иннокентия.

В сентябре 2020 года между государственным автономным учреждением культуры Иркутский областным краеведческим музеем и Иркутской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор о сотрудничестве в области выставочной, просветительной и культурно-образовательной деятельности. Согласно этому документу стороны осуществляют на безвозмездной основе совместную работу для обеспечения работы экспозиции мемориального дома-музея, а также экспозиционных диорам. Примечательно распределение обязанностей сторон: музей предоставляет музейные предметы для экспозиции мемориального дома-музея; обеспечивает работу экспозиции, а также информационные материалы для проведения экскурсий; возлагает на себя ответственность за сохранность и содержание пожарной сигнализации; обеспечивает прием и экскурсионное обслуживание групп паломников из приходов, относящихся к Иркутской епархии, прибывающий в музейный Духовно-просветительский центр в рамках тематического паломнического тура «На родину святителя Иннокентия (Вениаминова)».

В свою очередь епархия обязуется предоставить Иркутскому областному краеведческому музею сам дом и павильоны для размещения мемориальной экспозиции и диорам; участвовать в организации групповых и индивидуальных посещений мемориального дома-музея дяди свт. Иннокентия; не допускать передачи музейных предметов третьей стороне; обеспечивать информирование настоятелей приходов о разработанном музеем паломническом туре «На родину святителя Иннокентия (Вениаминова)» и участвовать в организации посещения группами паломников Духовно-просветительского центра [1].

История создания музея в Анге и его современная деятельность являются примером успешной реализации церковно-государственного партнерства, взаимодействия епархии и светского учреждения культуры в деле сохранения и популяризации отечественного духовного и культурного наследия.

Литература

1. Договор о сотрудничестве Государственного автономного учреждения культуры Иркутского областного краеведческого музея и Православной религиозной организации «Иркутская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» №283/н от 08 сентября 2020 г.

2. Митрофанова Е. Музей святителя Иннокентия - гордость Приангарья // «Аргументы и Факты» «АиФ в Восточной Сибири». 2012. №15. 11 апреля.

3. Нефедьева А.К. История дома святителя Иннокентия (Вениаминова) в селе Анга // Материалы III Международной научной конференции «Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.). – Иркутск: Архитектур.-этногр. музей «Тальцы». – 2007. С. 350-361.

4. Нефедьева А.К. Реставрация ангинского дома святителя Иннокентия и создание мемориальной экспозиции // Тальцы. 1999. № 1 (5). С. 58–61.

5. Пермикина Н.А. Келья святителя Иннокентия при Спасском мужском монастыре г. Якутска / Н. А. Пермикина // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2018. № 5. С. 43-47. – EDN TVELWR.

6. Тихонов В.В. Перспективы музеефикации элементов православной миссионерской деятельности второй половины XIX – начала XX века в Иркутской области. Наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) и православная миссионерская деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях : материалы II науч.-практ. конф. Иркутск, 15 мая 2015 / отв. ред. С. Г. Ступин; науч. ред. С.В. Мельникова. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского. 2015. С. 193-198.

7. Тропарь святителю Иннокентию, 3 гласа.

8. Федоров, О. Частицу мощей святителя Иннокентия привезут в Иркутск // Комсомольская правда – Иркутск. 2019. 28 марта.

«Живоносный Источник» №1 (31) за 2025 год

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
КИРЬЯНОВА О.Г. Создание дома-музея святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге как пример церковно-государственного партнерства КИРЬЯНОВА О.Г. Создание дома-музея святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге как пример церковно-государственного партнерства КИРЬЯНОВА О.Г. Создание дома-музея святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге как пример церковно-государственного партнерства
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 161


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей

    Архив новостей:

Июнь 2025 (12)
Май 2025 (13)
Апрель 2025 (9)
Март 2025 (11)
Февраль 2025 (17)
Январь 2025 (9)

«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30